Стратегическая значимость нововведений
Нововведение является результатом сложных взаимодействий участников инновационного процесса, имеющих определенную цель, средства достижения цели, осуществляющих свои функции соответственно своей роли в инновационном процессе и достигающих определенных результатов. Следовательно, создание новации (новшества) осуществляется в процессе взаимодействия подразделений НИОКР и маркетинга и направлено на доведение научно-технических идей, разработок до конкретной продукции и технологии, пользующейся спросом на рынке (рис. 1.1).
Рисунок 1.1. Нововведение как результат сложных взаимодействий
Рис. 1.1. Нововведение как результат сложных взаимодействий
Согласно рис. 1.1, нововведение можно рассматривать:
1) как законченный процесс получения, адаптации, трансформации и эффективного использования новшества;
2) часть процесса, ограниченного рамками фирмы, потребителя, последний осуществляет операции трансформации выгодного использования новшества;
3) ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате [74]:
· рыночной диффузии новшество становится известным потребителю, а со стороны потребителя осознается нужда и потребность в новшестве;
· осуществляется выбор инновационной стратегии по коммерциализации новшества;
· осуществляется поиск и приобретение новшества со стороны потребителя;
· осуществляется процесс перевода новшества как комплекса нового в комплекс обычного и привычного, т. е. проведена рутинизация;
· потребитель использовал новшество в своем деловом процессе, в результате которого повысил свою компетентность, получил от новшества выгоду в виде импульса новизны, новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств выпускаемых им продукции и услуг.
Инновационная идеябывает двух типов:
1) направленная на создание инноваций – это идея, позволяющая создать что-то новое (научная, научно-техническая, инженерно-техническая, организационно-производственная идеи). Такие идеи представляют собой гипотезы альтернативного способа решения задачи (научной, научно-технической, производственной, маркетинговой или логистической). Они позволяют преобразовывать инновации, добавлять в них новые признаки, а также развертывать программы действий по решению задачи;
2) направленная на их реализацию – это идеи использования новшества. Они служат в качестве гипотезы выбора альтернативной стратегии развития: что использовать, где, как и когда, с каким ресурсом, с какими последствиями (идеи перехода на выпуск нового продукта, оказания новой услуги, перехода на данную новую технологию, приоритетного использования данного ресурса и другие).
Мотивация инновационной деятельности – усиление побудительных причин и потребности к творческому труду методами экономического и морального стимулирования.
Мотив инновационной деятельности – стремление к росту прибыли, укреплению конкурентных преимуществ на товарном рынке, где монопольное положение защищается патентами на промышленную собственность и наличием коммерческой тайны. На современной стадии развития общественного производства возрастает значение интеллектуального труда, без которого невозможно овладеть наукоемкими технологиями, иметь прочные позиции на товарном рынке. В настоящее время в РФ находится 12% всех ученых мира и крайне необходимо, чтобы имеющийся научный потенциал быстрее находил коммерческую отдачу в инновациях.
Процесс разработки, освоения и реализации научно-технических нововведений включают в себя два вида деятельности:
1. Непосредственно связанный с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний.
2. Реализация новых научных, научно-технических знаний в материальной сфере экономики.
Инновационная деятельность может осуществляться на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, фирменном. Она может быть межотраслевой и отраслевой.
Ключевыми функциями инновационной деятельности являются:
1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа).
2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
3. Использование нового сырья.
4. Изменение в организации производства и его материально-технического обеспечения.
5. Появление новых рынков сбыта.
Инновационная среда
Инновационная среда– внешнее окружение инновационной организации, ее инновационной системы, состоящее из дальнего окружения (макросреды), практически малодоступной для оказания со стороны организации какого-либо влияния, и ближнего окружения (микросреды), поведение которого находится под определенным влиянием организации. В инновационной среде формируется инновационное поведение организации. Внешняя среда составляет инфраструктуру инновационной системы организации.
Основные элементы инновационной среды [35, 55]:
· собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;
· товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;
· инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;
· инновационная инфраструктура, т. е. совокупность самых разных организаций и учреждений, без наличия которых инновационный процесс развивался бы менее эффективно, например, бизнес-инкубаторы, технопарки, юридические и консалтинговые компании и т.п., позволяющие решать возникающие в этом процессе проблемы.
Инновационная деятельность осуществляется на любом этапе инновационного процесса и вне его во время приобретения патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, полезных идей:
· эволюционное преобразование научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг;
· маркетинговые исследования рынков сбыта товаров (потребительские свойства, конкурентная среда, комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые ведут к инновациям – новым подходам к информационным, консалтинговым, социальным и другим видам услуг);
· модификация продуктов (доработка конструкций, применение новых технологических процессов с целью улучшения эксплуатационных параметров, снижения себестоимости изготовления, получения дополнительной прибыли);
· инновационная деятельность в сфере технологической подготовки производства – обновление оборудования, приборов и оснастки, освоение новых способов повышения качества продукции, организации и планирования производственных процессов;
· внедрение непрерывных физико-химических процессов занимает место механической обработки предметов труда на основе инновационной деятельности.
· технологические направления инновационной деятельности обеспечивают повышение эксплуатационных показателей новых изделий, снижают затраты труда и материалов.