Колосова о.в., яшин с.н., мурашова н.а.

К 614 Управление инновационной деятельностью: учеб. пособие /
О.В. Колосова, С.Н. Яшин, Н.А. Мурашова; Нижегород. гос. техн. ун-т. им. Р.Е. Алексеева. – Н. Новгород, 2011. – 568 с.

ISBN 978-5-93272-808-6

Учебное пособие имеет своей целью привить студентам навыки управления в инновационной сфере в современных рыночных условиях. Системно рассматриваются вопросы и опыт стратегического управления, социально-экономическое значение отдельных этапов процесса разработки и коммерциализации наукоемких технологий, использование принципов и методов в управлении экономико-производственными системами c использованием математических моделей.

Предназначено студентам вузов, обучающихся по специальности «Управление инновациями», а также студентам технических специальностей, магистрам, аспирантам, преподавателям и широкому кругу читателей.

Рис. 83. Табл. 71. Библиогр.: 86 назв.

УДК 005.342 (075)

ББК 65.9 (2 Рос) – 56

ISBN 978-5-93272-808-6 © Нижегородский государственный

технический университет

им. Р.Е. Алексеева, 2011

© Колосова О.В., Яшин С.Н.,

Мурашова Н.А., 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………….
   
1. Теория инноватики и ее современные концепции…………………
1.1. Теоретические основы инноватики………………………………..
1.1.1. Подходы к классификации инноваций………………………
1.2. Инновационная деятельность и инновационный процесс…..
1.2.1. Стратегическая значимость нововведений…………………..
1.2.2. Инновационная среда…………………………………………
1.2.3. Жизненный цикл изделия (продукции)…………………………
1.2.4. Жизненные циклы спроса, технологий, товаров……………..
1.2.5. Жизненный цикл инноваций и инновационный процесс…..
1.3. Влияние инновационных процессов на технологические уклады……
1.4. Рынок инновационной продукции………………………………..
1.5. Сущность и необходимость конкуренции в инновационной деятельности..
   
2. Современные тенденции управления инновационной деятельностью……………………………………………………………
2.1. Эволюция подходов к организации и управлению инновационной деятельностью………………………………………………….  
2.2. Инновационной потенциал науки в базовых отраслях экономики
2.3. Инновационная политика высшей школы…………………………
   
3. Государственное регулирование инновационной деятельности….
3.1. Государственное управление инновационными процессами в РФ
3.2. Развитие инновационной сферы в регионах Российской Федерации…
3.3. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности…………………………………………………….  
   
4. Общая теория управления…………………………………………….
4.1. Закономерности и принципы управления различными системами
4.1.1. Общие законы и закономерности управления социально-экономическими системами (организациями)……………….  
4.1.2. Принципы управления в России………………………………
4.1.3. Международные принципы управления……………………..
4.2. Эволюция и методологические основы управления………………
4.2.1. Этапы и школы в истории управления……………………….
4.2.2. Основы методологии управления……………………………
4.3. Процессы управления………………………………………………
4.3.1. Инфраструктура управления………………………………….
4.3.2. Социальные факторы управления……………………………..
4.3.3. Интеграционные процессы…………………………………….
4.3.4. Уровни и функции управления………………………………...
4.3.5. Моделирование ситуаций и разработка решений…………….
4.3.6. Регулирование и контроль в системе управления……………
4.4. Организационные отношения в системе управления……………..
4.4.1. Типы организационных структур управления……………….
4.4.2. Управление конфликтами……………………………………...
4.5. Методы управления…………………………………………………
4.5.1. Компетенции менеджера и стиль управления………………..
4.5.2. Мотивация деятельности в управлении………………………
4.5.3. Управление человеком и управление группой……………….
4.6. Эффективность управления………………………………………..
   
5. Комплексное обеспечение инновационной деятельности………….
5.1. Правовое обеспечение……………………………………………….
5.2. Правовая защита интеллектуальной собственности………………
5.3. Финансовое и материальное обеспечение инновационной деятельности………………………………………………………..  
5.4. Информационное обеспечение и статистика инноваций………..
   
6. Инновационная стратегия развития организации…………………
6.1. Основные подходы к классификации инновационного стратегического поведения организаций……………………………………
6.2. Типы инновационного поведения фирм…………………………..
6.2.1. Стратегии в сфере массового производства…………………..
6.2.2. Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка…………………………………………………….  
6.2.3. Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций…………………………………………  
6.2.4. Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса
6.3. Специфика российских инновационных стратегий………………
   
7. Факторы инновационного процесса………………………………….
7.1. Показатели инновационной активности и инновационной конкурентоспособности организаций……………………………..
7.1.1. Инновационная активность и её содержание………………..
7.1.2. Показатели инновационной активности организации……….
7.1.3. Оценка инновационной активности…………………………..
7.1.4. Инновационная активность компании – конкурентная сила
7.2. Оценка конкурентоспособности организации…………………….
7.2.1. Интегральный показатель конкурентоспособности организации……………………………………………………
7.2.2. Влияние жизненного цикла организации на конкурентоспособность…
7.3. Характеристика инновационного потенциала…………………….
7.3.1. Понятие «инновационный потенциал»…………………….
7.3.2. Структура внутренней среды организации………………….
7.3.3. Внешняя среда предприятия и оценка инновационного климата...
7.3.4. Оценка инновационного климата
7.3.5. Оценка инновационного потенциала, основанная на обеспеченности элементами инновационной инфраструктуры
7.3.6. Экономическая методика оценки инновационного потенциала
7.4. Логистическая S-образная кривая развития организаций и её элементы……………………………………………………………..
7.5. Инновационный потенциал, как самостоятельная экономическая категория…………………………………………………………….  
   
8. Особенности организационных инноваций…………………………..
8.1. Инжиниринг в организациях………………………………………
8.2. Реинжиниринг в организациях…………………………………….
8.2.1. Понятие «реинжениринг»………………………………………….
8.2.2. Процесс реинжииринга и его элементы……………………..
8.2.3. Бизнес-процесс как предмет реинжиниринга………………...
8.2.4. Программное обеспечение реинжиниринга………………….
   
9. Инновационный менеджмент………………………………………….
9.1. Понятие и содержание инновационного менеджмента…………..
9.1.1. Сущность инновационного менеджмента…………………….
9.1.2. Система инновационного менеджмента организации……….
9.2. Стратегическое управление инновационными преобразованиями…..
9.2.1. Цели и задачи стратегического управления инновациями…
9.2.2. Концепция проектирования инновационных преобразований….
9.2.3. Организация процесса разработки технологической стратегии………………………………………………….............
9.3. Технологии и методы инновационного менеджмента……………
9.3.1. Смешанный граф инновационного процесса………………..
9.3.2. Технология разработки новаций……………………………..
9.3.3. Технология внедрения и распространения инноваций…………...
9.3.4. Функционально-стоимостный анализ………………………..
9.3.5. Технологический аудит………………………………………..
9.4. Проектное управление инновациями……………………………..
9.4.1. Особенности стратегической инноватики, как объекта проектного управления………………………………………  
9.4.2. Цикл управления инновационным проектом…………………
9.4.3. Содержание инновационного проекта………………………..
9.4.4. Этапы создания и реализации инновационных проектов……
9.4.5. Проектная команда, как элемент проектного управления…..
9.4.6. Подходы к управлению инновационными проектами……….
9.5. Персональный менеджмент при внедрении инноваций………….
9.5.1. Состав и функциональные особенности научно-технических кадров…………………………………………………………..  
9.5.2. Методы нормирования труда………………………………….
9.5.3. Система оплаты труда…………………………………………..
9.5.4. Методы стимулирования творческого труда…………………
   
10. Выбор организационных форм инновационной деятельности……………………………………………………………  
10.1. Множественность организационных форм и функций специалистов в инновационной деятельности……………………………  
10.1.1. Классификация инновационных организаций……………..
10.1.2. Структуры инновационных организаций…………………..
10.1.3. Типичные носители ролевых функций в процессе нововведений
10.1.4. Формирование инновационных подразделений………........
10.2. Основные организационные формы в инновационной сфере…..
10.2.1. Основные организационные формы в крупномасштабном бизнесе, ориентированные на решение научно-технических проблем……………………………………………………….  
10.2.2. Формы малого инновационного предпринимательства…………
10.2.3. Малый бизнес и инновационная деятельность……………...
10.2.4. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах…………………………………………..  
10.2.5. Инновационная деятельность региональных научно-технических центров и финансово-промышленных групп...  
   
11. Инвестиции в инновационном процессе…………………………….
11.1. Инновационная деятельность как объект инвестирования..................
11.1.1. Классификация инвестиций предприятия…………………..
11.1.2. Источники инвестиций……………………………………….
11.1.3.Сущность и принципы инвестирования…………………….
11.2. Инвестиционная привлекательность проектов и программ в инновационной деятельности………………………………………….  
11.2.1. Классификация и содержание инвестиционного проекта (ИП)
11.2.2. Критерии инвестиционной привлекательности…………….
11.3. Концепция оценки стоимости денег во времени………………..
11.3.1. Методика оценки стоимости денег во времени (математика финансового менеджмента)…………………..  
11.3.2. Основные понятия концепции оценки денег во времени…………
11.3.3. Цена авансированного капитала и определяющие её факторы…………………………………………………….  
11.4. Обоснование экономической эффективности проекта…………
11.4.1. Методика оценки эффективности инвестиционного проекта (ИП)…………………………………………………………….  
11.4.2. Экономическая экспертиза коммерческого предложения или проекта в целом…………………………………………...  
11.5. Сравнительная оценка инвестиционных проектов………………
11.5.1. Сравнительный анализ проектов……………………………..
11.5.2. Сравнительная оценка проектов с различной продолжительностью……………………………………………..  
11.5.3. Учёт инфляции при экономической оценке инвестиционных проектов………………………………………………………  
   
12. Управление рисками в инновационном процессе………………….
12.1. Введение в теорию управления рисками…………………………
12.1.1. Основные понятия теории управления рисками……………
12.1.2. Классификация и идентификация рисков……………………
12.2. Методы управления рисками……………………………………..
12.2.1. Мониторинг и анализ внешних и внутренних факторов риска……………………………………………………………  
12.2.2. Количественные методы оценки рисков……………………
12.2.3. Методы оценки чувствительности инвестиционных проектов (ИП)………………………………………………..  
12.2.4. Методы управления рисками…………………………………
   
Заключение…………………………………………………………………
Глоссарий……………………………………………………………………… Библиографический список………………………………………………….
..  




ВВЕДЕНИЕ

Главная задача учебного пособия – изложить основы учебной дисциплины «Управление инновационной деятельностью», освоение которой необходимо в современных условиях развития экономики каждому профессиональному менеджеру.

Управление инновациями – один из наиболее важных управленческих процессов, реализуемых в стране, выбравшей инновационный путь развития: от его эффективности в значительной степени зависит успех разработки и внедрения новшеств. Только профессиональный менеджер по управлению инновационной деятельностью владеет технологиями разработки, принятия, реализации решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно. Управление инновационной деятельностью представляет собой самостоятельную область науки и профессиональной деятельности, направленной на формирование и обеспечение любой организационной структурой инновационных целей путём рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Основныецели учебной дисциплины – сформировать у студентов:

· готовность к работе в коллективе; знание принципов и методов организации и управления малыми коллективами; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

· готовность использовать законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;

· готовность применять математический аппарат, методы оптимизации, теории вероятностей, математической статистики, системного анализа и принятия решений;

· готовность к работе в коллективе; способность к организации работы малых коллективов (команды) исполнителей;

· готовность изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.

Задачи изучения дисциплины «Управление инновационной деятельностью» – формирование у студентов:

· представлений об инновациях и их типологии;

· знаний о функциях и методах управления инновациями, в том числе о мотивации инновационной деятельности;

· представлений о концепции развития высокотехнологичных производств;

· навыков принятия управленческих решений в инновационной деятельности;

· развитие навыков по распространению и коммерческому использованию нововведений;

· знаний по основным направлениям государственной поддержки науки, развития технологий и эффективного использования инновационного потенциала организаций промышленности;

· знаний о методах, принципах и инструментарии теории решения нестандартных задач;

· знаний о законах эволюции сложных систем;

· умений функционального моделирования технических систем и развития навыков их совершенствования.

Решение этих задач позволит:

· понять объективную закономерность непрерывности процессов обновления и возникновения нововведений, роль государства и общества в стимулировании и поддержке инновационных процессов в управлении и научно-технической сфере;

· выявить особенности реализации инновационных процессов;

· обеспечить соответствующее информационное, кадровое и коммерческое сопровождение инновационной деятельности.

Учебная дисциплина «Управление инновационной деятельностью» тесно взаимосвязана с рядом специальных и научно-профессиональных дисциплин:

1-я группа – механика, электротехника и электроника, биотехнологии, промышленные технологии, безопасность жизнедеятельности, технологии материаловедения, метрология, стандартизация и сертификация;

2-я группа – производственный менеджмент, стратегический менеджмент, менеджмент персонала, финансовый менеджмент;

3-я группа – теория систем, инновационная стратегия, инфраструктура инноваций, групповое и межличностное поведение.

4-я группа – управление проектами, теория и практика управления, финансирование инноваций, маркетинг;

5-я группа – теория принятия решений, управленческие риски, психология, социология и социальная психология, проектный анализ, правовое регулирование, исследование систем управления.

Предмет изучения дисциплины «Управление инновационной деятельностью» – целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.

Управление инновационной деятельностью базируется на объективных экономических законах товарного производства и тесно связано с предпринимательством и коммерческим риском. Особенности управления инновациями определяются:

· научными и практическими знаниями о инновационных процессах;

· целями и мотивами инновационной деятельности;

· жизненным циклом продукции и товаров.

Содержание, характерные черты и особенности инновационной деятельности основаны на фундаментальном понятии «инновация», которое и в российской, и в зарубежной литературе часто определяется по-разному. Наиболее существенное различие заключается в том, какого подхода к понятию «инновация» придерживается автор:

1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса
(В.Г. Медынский и С.В. Ильдеменов).

2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств (Я. Кук и П. Майерс, Б. Твисс).

В настоящее время сформировался своеобразный международный стандарт понятия «инновация» как вполне определенной управленческой категории. Этому во многом способствовали две работы:

1. «Руководство Фраскати» – постоянно корректируется и совершенствуется группой национальных экспертов по науке и инновациям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Первый вариант Руководства, представляющий собой рекомендации по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях, был принят в итальянском городе Фраскати в 1963 году.

2. Документ, способствующий формированию общего подхода к понятию «инновация», был принят в г. Осло в 1992 году и представлял собой методику сбора данных о технологических инновациях («Руководство Осло»).

В настоящее время понятия «инновация», принятого в этих документах, придерживаются большинство теоретиков и практиков в области управления.

Инновация(нововведение) – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Основная задача управления инновационной деятельностью – управление инновационными процессами с целью удовлетворения общественных потребностей в инновационном продукте посредством формирования среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.

Практическая значимость предлагаемого учебного курса – предвидеть перспективы долгосрочного технико-экономического развития, оказывать влияние на изменения фаз деловых циклов и уменьшать периоды спада производства, содействовать подъему деловой активности организаций.

Главным элементом управления является человек, предопределяющий социальный статус и сложность управления инновациями.

Развернутое определение инновационной деятельности как объекта менеджмента включает два основных аспекта:

· процесс поступательного развития науки и техники на основе объективных экономических законов, обусловленный необходимостью постоянного совершенствования производства в результате повышения уровня общественных потребностей. Он предполагает обновление производственной базы путем создания, распространения и практического использования новых научных знаний в хозяйственной практике, направленное на решение проблем комплексного социально-экономического развития общества;

· комплекс элементов, составляющих инновационный потенциал производства. Здесь рассматриваются процессы и явления в области деятельности высококвалифицированных научных и производственных кадров, выполняющих работы опытного характера на базе широкого использования существующего производственного потенциала, управленческого персонала, а также меры организационного, социального, экономического, правового плана, обеспечивающие реальную заинтересованность работников различных категорий в масштабах и результатах инновационной деятельности в организации.

В учебном пособии представлено систематизированное и достаточно полное изложение основ процесса управления инновационной деятельностью.

Специальные главы посвящены вопросам методологических основ управления, теории инноватики и её современным концепциям, государственному регулированию инновационной деятельности, комплексному обеспечению инновационной деятельности, инновационным стратегиям развития организации, выбору организационных форм инновационной деятельности, инвестициям и управлению рисками в инновационном процессе.

Уходит в прошлое и становится всё более опасным принцип руководителя: «Знаю всё сам», – поскольку в современных условиях резко возросла цена ошибки. Важным аспектом предлагаемого учебного пособия является тезис «Эффективному управлению инновациями можно научиться!». Основная задача предлагаемого учебного пособия – научиться профессионально, понимать и реализовывать управленческие решения в инновационной сфере. В конце каждой главы приводятся контрольные вопросы и задания для закрепления изученного материала.

Материал, представленный в данном учебном пособии, соответствует дидактическим единицам учебной дисциплины «Управление инновационной деятельностью», рекомендованным государственном стандартом образовательной программы по направлению «Инноватика».

Данное учебное пособие может быть использовано не только студентами, но и аспирантами, а также в системе дополнительного профессионального образования в области менеджмента.

Наши рекомендации