Колосова о.в., яшин с.н., мурашова н.а.
К 614 Управление инновационной деятельностью: учеб. пособие /
О.В. Колосова, С.Н. Яшин, Н.А. Мурашова; Нижегород. гос. техн. ун-т. им. Р.Е. Алексеева. – Н. Новгород, 2011. – 568 с.
ISBN 978-5-93272-808-6
Учебное пособие имеет своей целью привить студентам навыки управления в инновационной сфере в современных рыночных условиях. Системно рассматриваются вопросы и опыт стратегического управления, социально-экономическое значение отдельных этапов процесса разработки и коммерциализации наукоемких технологий, использование принципов и методов в управлении экономико-производственными системами c использованием математических моделей.
Предназначено студентам вузов, обучающихся по специальности «Управление инновациями», а также студентам технических специальностей, магистрам, аспирантам, преподавателям и широкому кругу читателей.
Рис. 83. Табл. 71. Библиогр.: 86 назв.
УДК 005.342 (075)
ББК 65.9 (2 Рос) – 56
ISBN 978-5-93272-808-6 © Нижегородский государственный
технический университет
им. Р.Е. Алексеева, 2011
© Колосова О.В., Яшин С.Н.,
Мурашова Н.А., 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………. | |
1. Теория инноватики и ее современные концепции………………… | |
1.1. Теоретические основы инноватики……………………………….. | |
1.1.1. Подходы к классификации инноваций……………………… | |
1.2. Инновационная деятельность и инновационный процесс….. | |
1.2.1. Стратегическая значимость нововведений………………….. | |
1.2.2. Инновационная среда………………………………………… | |
1.2.3. Жизненный цикл изделия (продукции)………………………… | |
1.2.4. Жизненные циклы спроса, технологий, товаров…………….. | |
1.2.5. Жизненный цикл инноваций и инновационный процесс….. | |
1.3. Влияние инновационных процессов на технологические уклады…… | |
1.4. Рынок инновационной продукции……………………………….. | |
1.5. Сущность и необходимость конкуренции в инновационной деятельности.. | |
2. Современные тенденции управления инновационной деятельностью…………………………………………………………… | |
2.1. Эволюция подходов к организации и управлению инновационной деятельностью…………………………………………………. | |
2.2. Инновационной потенциал науки в базовых отраслях экономики | |
2.3. Инновационная политика высшей школы………………………… | |
3. Государственное регулирование инновационной деятельности…. | |
3.1. Государственное управление инновационными процессами в РФ | |
3.2. Развитие инновационной сферы в регионах Российской Федерации… | |
3.3. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности……………………………………………………. | |
4. Общая теория управления……………………………………………. | |
4.1. Закономерности и принципы управления различными системами | |
4.1.1. Общие законы и закономерности управления социально-экономическими системами (организациями)………………. | |
4.1.2. Принципы управления в России……………………………… | |
4.1.3. Международные принципы управления…………………….. | |
4.2. Эволюция и методологические основы управления……………… | |
4.2.1. Этапы и школы в истории управления………………………. | |
4.2.2. Основы методологии управления…………………………… | |
4.3. Процессы управления……………………………………………… | |
4.3.1. Инфраструктура управления…………………………………. | |
4.3.2. Социальные факторы управления…………………………….. | |
4.3.3. Интеграционные процессы……………………………………. | |
4.3.4. Уровни и функции управления………………………………... | |
4.3.5. Моделирование ситуаций и разработка решений……………. | |
4.3.6. Регулирование и контроль в системе управления…………… | |
4.4. Организационные отношения в системе управления…………….. | |
4.4.1. Типы организационных структур управления………………. | |
4.4.2. Управление конфликтами……………………………………... | |
4.5. Методы управления………………………………………………… | |
4.5.1. Компетенции менеджера и стиль управления……………….. | |
4.5.2. Мотивация деятельности в управлении……………………… | |
4.5.3. Управление человеком и управление группой………………. | |
4.6. Эффективность управления……………………………………….. | |
5. Комплексное обеспечение инновационной деятельности…………. | |
5.1. Правовое обеспечение………………………………………………. | |
5.2. Правовая защита интеллектуальной собственности……………… | |
5.3. Финансовое и материальное обеспечение инновационной деятельности……………………………………………………….. | |
5.4. Информационное обеспечение и статистика инноваций……….. | |
6. Инновационная стратегия развития организации………………… | |
6.1. Основные подходы к классификации инновационного стратегического поведения организаций…………………………………… | |
6.2. Типы инновационного поведения фирм………………………….. | |
6.2.1. Стратегии в сфере массового производства………………….. | |
6.2.2. Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка……………………………………………………. | |
6.2.3. Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций………………………………………… | |
6.2.4. Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса | |
6.3. Специфика российских инновационных стратегий……………… | |
7. Факторы инновационного процесса…………………………………. | |
7.1. Показатели инновационной активности и инновационной конкурентоспособности организаций…………………………….. | |
7.1.1. Инновационная активность и её содержание……………….. | |
7.1.2. Показатели инновационной активности организации………. | |
7.1.3. Оценка инновационной активности………………………….. | |
7.1.4. Инновационная активность компании – конкурентная сила | |
7.2. Оценка конкурентоспособности организации……………………. | |
7.2.1. Интегральный показатель конкурентоспособности организации…………………………………………………… | |
7.2.2. Влияние жизненного цикла организации на конкурентоспособность… | |
7.3. Характеристика инновационного потенциала……………………. | |
7.3.1. Понятие «инновационный потенциал»……………………. | |
7.3.2. Структура внутренней среды организации…………………. | |
7.3.3. Внешняя среда предприятия и оценка инновационного климата... | |
7.3.4. Оценка инновационного климата | |
7.3.5. Оценка инновационного потенциала, основанная на обеспеченности элементами инновационной инфраструктуры | |
7.3.6. Экономическая методика оценки инновационного потенциала | |
7.4. Логистическая S-образная кривая развития организаций и её элементы…………………………………………………………….. | |
7.5. Инновационный потенциал, как самостоятельная экономическая категория……………………………………………………………. | |
8. Особенности организационных инноваций………………………….. | |
8.1. Инжиниринг в организациях……………………………………… | |
8.2. Реинжиниринг в организациях……………………………………. | |
8.2.1. Понятие «реинжениринг»…………………………………………. | |
8.2.2. Процесс реинжииринга и его элементы…………………….. | |
8.2.3. Бизнес-процесс как предмет реинжиниринга………………... | |
8.2.4. Программное обеспечение реинжиниринга…………………. | |
9. Инновационный менеджмент…………………………………………. | |
9.1. Понятие и содержание инновационного менеджмента………….. | |
9.1.1. Сущность инновационного менеджмента……………………. | |
9.1.2. Система инновационного менеджмента организации………. | |
9.2. Стратегическое управление инновационными преобразованиями….. | |
9.2.1. Цели и задачи стратегического управления инновациями… | |
9.2.2. Концепция проектирования инновационных преобразований…. | |
9.2.3. Организация процесса разработки технологической стратегии…………………………………………………............. | |
9.3. Технологии и методы инновационного менеджмента…………… | |
9.3.1. Смешанный граф инновационного процесса……………….. | |
9.3.2. Технология разработки новаций…………………………….. | |
9.3.3. Технология внедрения и распространения инноваций…………... | |
9.3.4. Функционально-стоимостный анализ……………………….. | |
9.3.5. Технологический аудит……………………………………….. | |
9.4. Проектное управление инновациями…………………………….. | |
9.4.1. Особенности стратегической инноватики, как объекта проектного управления……………………………………… | |
9.4.2. Цикл управления инновационным проектом………………… | |
9.4.3. Содержание инновационного проекта……………………….. | |
9.4.4. Этапы создания и реализации инновационных проектов…… | |
9.4.5. Проектная команда, как элемент проектного управления….. | |
9.4.6. Подходы к управлению инновационными проектами………. | |
9.5. Персональный менеджмент при внедрении инноваций…………. | |
9.5.1. Состав и функциональные особенности научно-технических кадров………………………………………………………….. | |
9.5.2. Методы нормирования труда…………………………………. | |
9.5.3. Система оплаты труда………………………………………….. | |
9.5.4. Методы стимулирования творческого труда………………… | |
10. Выбор организационных форм инновационной деятельности…………………………………………………………… | |
10.1. Множественность организационных форм и функций специалистов в инновационной деятельности…………………………… | |
10.1.1. Классификация инновационных организаций…………….. | |
10.1.2. Структуры инновационных организаций………………….. | |
10.1.3. Типичные носители ролевых функций в процессе нововведений | |
10.1.4. Формирование инновационных подразделений………........ | |
10.2. Основные организационные формы в инновационной сфере….. | |
10.2.1. Основные организационные формы в крупномасштабном бизнесе, ориентированные на решение научно-технических проблем………………………………………………………. | |
10.2.2. Формы малого инновационного предпринимательства………… | |
10.2.3. Малый бизнес и инновационная деятельность……………... | |
10.2.4. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах………………………………………….. | |
10.2.5. Инновационная деятельность региональных научно-технических центров и финансово-промышленных групп... | |
11. Инвестиции в инновационном процессе……………………………. | |
11.1. Инновационная деятельность как объект инвестирования.................. | |
11.1.1. Классификация инвестиций предприятия………………….. | |
11.1.2. Источники инвестиций………………………………………. | |
11.1.3.Сущность и принципы инвестирования……………………. | |
11.2. Инвестиционная привлекательность проектов и программ в инновационной деятельности…………………………………………. | |
11.2.1. Классификация и содержание инвестиционного проекта (ИП) | |
11.2.2. Критерии инвестиционной привлекательности……………. | |
11.3. Концепция оценки стоимости денег во времени……………….. | |
11.3.1. Методика оценки стоимости денег во времени (математика финансового менеджмента)………………….. | |
11.3.2. Основные понятия концепции оценки денег во времени………… | |
11.3.3. Цена авансированного капитала и определяющие её факторы……………………………………………………. | |
11.4. Обоснование экономической эффективности проекта………… | |
11.4.1. Методика оценки эффективности инвестиционного проекта (ИП)……………………………………………………………. | |
11.4.2. Экономическая экспертиза коммерческого предложения или проекта в целом…………………………………………... | |
11.5. Сравнительная оценка инвестиционных проектов……………… | |
11.5.1. Сравнительный анализ проектов…………………………….. | |
11.5.2. Сравнительная оценка проектов с различной продолжительностью…………………………………………….. | |
11.5.3. Учёт инфляции при экономической оценке инвестиционных проектов……………………………………………………… | |
12. Управление рисками в инновационном процессе…………………. | |
12.1. Введение в теорию управления рисками………………………… | |
12.1.1. Основные понятия теории управления рисками…………… | |
12.1.2. Классификация и идентификация рисков…………………… | |
12.2. Методы управления рисками…………………………………….. | |
12.2.1. Мониторинг и анализ внешних и внутренних факторов риска…………………………………………………………… | |
12.2.2. Количественные методы оценки рисков…………………… | |
12.2.3. Методы оценки чувствительности инвестиционных проектов (ИП)……………………………………………….. | |
12.2.4. Методы управления рисками………………………………… | |
Заключение………………………………………………………………… | |
Глоссарий……………………………………………………………………… Библиографический список…………………………………………………. | |
.. |
ВВЕДЕНИЕ
Главная задача учебного пособия – изложить основы учебной дисциплины «Управление инновационной деятельностью», освоение которой необходимо в современных условиях развития экономики каждому профессиональному менеджеру.
Управление инновациями – один из наиболее важных управленческих процессов, реализуемых в стране, выбравшей инновационный путь развития: от его эффективности в значительной степени зависит успех разработки и внедрения новшеств. Только профессиональный менеджер по управлению инновационной деятельностью владеет технологиями разработки, принятия, реализации решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно. Управление инновационной деятельностью представляет собой самостоятельную область науки и профессиональной деятельности, направленной на формирование и обеспечение любой организационной структурой инновационных целей путём рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Основныецели учебной дисциплины – сформировать у студентов:
· готовность к работе в коллективе; знание принципов и методов организации и управления малыми коллективами; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
· готовность использовать законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;
· готовность применять математический аппарат, методы оптимизации, теории вероятностей, математической статистики, системного анализа и принятия решений;
· готовность к работе в коллективе; способность к организации работы малых коллективов (команды) исполнителей;
· готовность изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.
Задачи изучения дисциплины «Управление инновационной деятельностью» – формирование у студентов:
· представлений об инновациях и их типологии;
· знаний о функциях и методах управления инновациями, в том числе о мотивации инновационной деятельности;
· представлений о концепции развития высокотехнологичных производств;
· навыков принятия управленческих решений в инновационной деятельности;
· развитие навыков по распространению и коммерческому использованию нововведений;
· знаний по основным направлениям государственной поддержки науки, развития технологий и эффективного использования инновационного потенциала организаций промышленности;
· знаний о методах, принципах и инструментарии теории решения нестандартных задач;
· знаний о законах эволюции сложных систем;
· умений функционального моделирования технических систем и развития навыков их совершенствования.
Решение этих задач позволит:
· понять объективную закономерность непрерывности процессов обновления и возникновения нововведений, роль государства и общества в стимулировании и поддержке инновационных процессов в управлении и научно-технической сфере;
· выявить особенности реализации инновационных процессов;
· обеспечить соответствующее информационное, кадровое и коммерческое сопровождение инновационной деятельности.
Учебная дисциплина «Управление инновационной деятельностью» тесно взаимосвязана с рядом специальных и научно-профессиональных дисциплин:
1-я группа – механика, электротехника и электроника, биотехнологии, промышленные технологии, безопасность жизнедеятельности, технологии материаловедения, метрология, стандартизация и сертификация;
2-я группа – производственный менеджмент, стратегический менеджмент, менеджмент персонала, финансовый менеджмент;
3-я группа – теория систем, инновационная стратегия, инфраструктура инноваций, групповое и межличностное поведение.
4-я группа – управление проектами, теория и практика управления, финансирование инноваций, маркетинг;
5-я группа – теория принятия решений, управленческие риски, психология, социология и социальная психология, проектный анализ, правовое регулирование, исследование систем управления.
Предмет изучения дисциплины «Управление инновационной деятельностью» – целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.
Управление инновационной деятельностью базируется на объективных экономических законах товарного производства и тесно связано с предпринимательством и коммерческим риском. Особенности управления инновациями определяются:
· научными и практическими знаниями о инновационных процессах;
· целями и мотивами инновационной деятельности;
· жизненным циклом продукции и товаров.
Содержание, характерные черты и особенности инновационной деятельности основаны на фундаментальном понятии «инновация», которое и в российской, и в зарубежной литературе часто определяется по-разному. Наиболее существенное различие заключается в том, какого подхода к понятию «инновация» придерживается автор:
1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса
(В.Г. Медынский и С.В. Ильдеменов).
2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств (Я. Кук и П. Майерс, Б. Твисс).
В настоящее время сформировался своеобразный международный стандарт понятия «инновация» как вполне определенной управленческой категории. Этому во многом способствовали две работы:
1. «Руководство Фраскати» – постоянно корректируется и совершенствуется группой национальных экспертов по науке и инновациям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Первый вариант Руководства, представляющий собой рекомендации по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях, был принят в итальянском городе Фраскати в 1963 году.
2. Документ, способствующий формированию общего подхода к понятию «инновация», был принят в г. Осло в 1992 году и представлял собой методику сбора данных о технологических инновациях («Руководство Осло»).
В настоящее время понятия «инновация», принятого в этих документах, придерживаются большинство теоретиков и практиков в области управления.
Инновация(нововведение) – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Основная задача управления инновационной деятельностью – управление инновационными процессами с целью удовлетворения общественных потребностей в инновационном продукте посредством формирования среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.
Практическая значимость предлагаемого учебного курса – предвидеть перспективы долгосрочного технико-экономического развития, оказывать влияние на изменения фаз деловых циклов и уменьшать периоды спада производства, содействовать подъему деловой активности организаций.
Главным элементом управления является человек, предопределяющий социальный статус и сложность управления инновациями.
Развернутое определение инновационной деятельности как объекта менеджмента включает два основных аспекта:
· процесс поступательного развития науки и техники на основе объективных экономических законов, обусловленный необходимостью постоянного совершенствования производства в результате повышения уровня общественных потребностей. Он предполагает обновление производственной базы путем создания, распространения и практического использования новых научных знаний в хозяйственной практике, направленное на решение проблем комплексного социально-экономического развития общества;
· комплекс элементов, составляющих инновационный потенциал производства. Здесь рассматриваются процессы и явления в области деятельности высококвалифицированных научных и производственных кадров, выполняющих работы опытного характера на базе широкого использования существующего производственного потенциала, управленческого персонала, а также меры организационного, социального, экономического, правового плана, обеспечивающие реальную заинтересованность работников различных категорий в масштабах и результатах инновационной деятельности в организации.
В учебном пособии представлено систематизированное и достаточно полное изложение основ процесса управления инновационной деятельностью.
Специальные главы посвящены вопросам методологических основ управления, теории инноватики и её современным концепциям, государственному регулированию инновационной деятельности, комплексному обеспечению инновационной деятельности, инновационным стратегиям развития организации, выбору организационных форм инновационной деятельности, инвестициям и управлению рисками в инновационном процессе.
Уходит в прошлое и становится всё более опасным принцип руководителя: «Знаю всё сам», – поскольку в современных условиях резко возросла цена ошибки. Важным аспектом предлагаемого учебного пособия является тезис «Эффективному управлению инновациями можно научиться!». Основная задача предлагаемого учебного пособия – научиться профессионально, понимать и реализовывать управленческие решения в инновационной сфере. В конце каждой главы приводятся контрольные вопросы и задания для закрепления изученного материала.
Материал, представленный в данном учебном пособии, соответствует дидактическим единицам учебной дисциплины «Управление инновационной деятельностью», рекомендованным государственном стандартом образовательной программы по направлению «Инноватика».
Данное учебное пособие может быть использовано не только студентами, но и аспирантами, а также в системе дополнительного профессионального образования в области менеджмента.