Классификация и причины авиационных происшествий инцидентов.
Авиационные события подразделяются на:
а) авиационные происшествия;
б) авиационные инциденты;
в) чрезвычайные и наземные происшествия.
Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на катастрофы и аварии.
Авиационные инциденты в зависимости от степени их опасности и последствий подразделяются на авиационные инциденты, серьезные авиационные инциденты и серьезные авиационные инциденты с повреждением воздушного судна.
Понятия, используемые в ПРАПИ, означают следующее:
"авиационное происшествие" - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна.
"Телесное повреждение со смертельным исходом" (телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть);
Воздушное судно считается утраченным, когда:
произошло полное разрушение воздушного судна;
местонахождение воздушного судна (его обломков) не установлено и его официальные поиски прекращены;
эвакуация воздушного судна с места его вынужденной посадки невозможна или нецелесообразна независимо от полученных им повреждений;
восстановление воздушного судна невозможно или экономически нецелесообразно.
Решение о целесообразности эвакуации воздушного судна принимает руководитель федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна).
Решение о прекращении поисков не возвратившегося из полета воздушного судна принимает Министерство обороны Российской Федерации по согласованию с руководителем федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна).
Решение о целесообразности восстановления воздушного судна, получившего повреждение в процессе эксплуатации, принимает в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующий видом Вооруженных Сил Российской Федерации.
"катастрофа" - авиационное происшествие с человеческими жертвами;
"авария" - авиационное происшествие без человеческих жертв;
"авиационный инцидент" - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целости воздушного судна и (или) жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием;
"серьезный авиационный инцидент" - авиационный инцидент, при котором здоровью хотя бы одного из лиц, находившихся на борту воздушного судна, причинен вред или обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие;
"серьезный авиационный инцидент с повреждением воздушного судна" - авиационный инцидент, при котором восстановление воздушного судна, получившего повреждение, возможно и экономически целесообразно.
К серьезным авиационным инцидентам с повреждением воздушного судна не относятся повреждения, устраняемые путем замены агрегатов и не требующие применения технологий, не предусмотренных руководством по технической эксплуатации воздушного судна;
"чрезвычайное происшествие" - не относящееся к авиационному происшествию событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, при котором наступило одно из следующих последствий:
утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на его борту, во время боевого вылета, в ходе террористического акта, угона или попытки угона воздушного судна;
гибель людей, находившихся на борту воздушного судна, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после его вынужденной посадки вне аэродрома;
гибель людей либо утрата воздушного судна, находившихся на земле (палубе корабля), в результате авиационного происшествия с другим воздушным судном;
утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на нем, при выполнении специальных задач в зонах чрезвычайного положения.
"наземное происшествие" - событие, связанное с обслуживанием, хранением или транспортировкой воздушного судна, при котором произошла его утрата;
"Причины (факторы) авиационного происшествия или авиационного инцидента"- действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к авиационному происшествию или авиационному инциденту;
1 группа. Нарушения и упущения личного состава в подготовке, проведении и обеспечении полетов.
1.1. Нарушения и упущения в организации полетов (НОП).
1.1.1. Нарушения порядка и правил организации полетов.
1.1.2. Упущения в соблюдении порядка и правил организации полетов.
1.1.3. Недостаточная профессиональная подготовка должностных лиц части, подразделения.
1.2. Нарушения и упущения в управлении (обслуживании) воздушным движением, руководстве полетами (НРП).
1.2.1. Нарушения порядка и правил руководства полетами, обслуживании воздушного движения (ОВД).
1.2.2. Упущения в соблюдении порядка и правил руководства полетами, обслуживании воздушного движения.
1.2.3. Недостаточная профессиональная подготовка лиц ГРП, органа ОВД.
1.2.4. Ошибочные действия лиц ГРП, органа ОВД как следствие снижения работоспособности.
1.3. Нарушения и недостатки в профессиональной подготовке экипажей.
1.3.1. Нарушение порядка и правил выполнения полетного задания.
1.3.2. Снижение натренированности члена экипажа в пилотировании воздушного судна.
1.3.3. Снижение натренированности члена экипажа в эксплуатации оборудования, вооружения воздушного судна.
1.3.4. Недобросовестность, упущения при личной подготовке к полетам.
1.3.5. Ошибочные действия, как следствие снижения работоспособности члена экипажа.
1.4. Нарушения и упущения в обеспечении полетов (НО)
1.4.1. Нарушения (упущения) в обеспечении аэронавигационной информацией.*
1.4.2. Нарушения (упущения) в инженерно-авиационном обеспечении.
1.4.3. Нарушения (упущения) в аэродромно-техническом обеспечении.
1.4.4. Нарушения (упущения) в связном и радиотехническом (светотехническом) обеспечении.
1.4.5. Нарушения (упущения) в метеорологическом обеспечении.
1.4.6. Нарушения (упущения) в медицинском обеспечении.
2 группа. Причины отказов авиационной техники, не связанные с действиями личного состава эксплуатирующих организаций.
2.1. Конструктивно-производственные недостатки и недостатки ремонта.
2.1.1. Конструктивные, в том числе эргономические недостатки.
2.1.2. Производственные недостатки.
2.1.3. Недостатки ремонта.
2.2. Причины отказов авиационной техники не установлены (ОПНУ).
2.2.1. Наиболее вероятны конструктивно-производственные недостатки.
2.2.2. Наиболее вероятны недостатки ремонта.
2.2.3. Наиболее вероятны недостатки инженерно-авиационного обеспечения.
2.2.4. Наиболее вероятны недостатки аэродромно-технического обеспечения.
2.2.5. Наиболее вероятно воздействие внешних факторов.
3 группа. Другие причины.
3.1. Причины событий не установлены (ПНУ).
3.1.1. Наиболее вероятна ошибка экипажа.
3.1.2. Наиболее вероятен отказ авиационной техники.
3.1.3. Наиболее вероятно воздействие высоких факторов.
3.2. Причины связаны с воздействием внешних трудно предотвращаемых факторов (СВВФ).
3.2.1. Столкновение с птицами.
3.2.2. Воздействие атмосферного электричества.
3.2.3. Сдвиг ветра, сильная турбулентность атмосферы.
3.2.4. Воздействие посторонних излучений, различных помех
Виды ремонта АТ.
По месту проведения ремонт делится на заводской и войсковой.
По объему ремонт делится на текущий, средний и капитальный.
Текущий ремонт выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности АТ и состоит в замене и (или) восстановлении отдельных ее составных частей.
После текущего ремонта АТ допускается к эксплуатации в пределах остатка ранее установленного ей ресурса (срока службы).
Средний ремонт выполняется для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса АТ с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном в ремонтной документации.
После среднего ремонта АТ допускается к эксплуатации в пределах остатка ранее установленного ресурса (срока службы), либо с установлением очередного назначенного межремонтного ресурса (срока службы).
Капитальный ремонт выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса АТ с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
После капитального ремонта АТ допускается к эксплуатации с установлением очередного назначенного межремонтного ресурса и срока службы.
Текущий, средний и капитальный ремонт различают по трудозатратам, необходимым для восстановления исправности (работоспособности) АТ и по предельным срокам ремонта. Ориентировочные нормы трудозатрат и предельно допустимые сроки для восстановления исправности (работоспособности) ВС приведены в приложении № 3.15 к ФАП ИАО.