Регламентные работы: назначение, периодичность, объем и сроки выполнения.
Регламентные работы являются видом периодического ТО и проводятся в целях углубленной проверки технического состояния АТ и приведения ее технических характеристик в соответствие с требованиями ЭД.
Регламентные работы выполняются личным составом тэч части в специальных помещениях или на специальных площадках.
Технико-эксплуатационная часть (ТЭЧ) в авиационных частях — специальное подразделение инженерно-авиационной службы, имеющее подготовленный личный состав и необходимое оборудование для регламентных работ, ремонта и диагностики технического состояния самолетов, вертолетов и другой авиационной техники. ТЭЧ имеет комплекс помещений с площадкой или ангаром для проведения работ непосредственно на летательных аппаратах, лабораторий для выполнения регламентных и ремонтных работ на снятых с летательного аппарата агрегатах, площадок для специальных автомобилей и наземного оборудования.
Площадки и лаборатории ТЭЧ оборудуются верстаками, стеллажами, стремянками, подъемниками, ложементами для укладки снимаемых с летательного аппарата агрегатов, а также другими приспособлениями, обеспечивающими высокую производительность работы специалистов ТЭЧ.
Для лучшей организации рабочих мест при работе непосредственно на летательном аппарате применяются доки, которые оборудуются подвижными и неподвижными платформами, создающими необходимые удобства для выполнения работ. Грузоподъемные устройства, специальные приспособления, контрольно-проверочная аппаратура, электропневматические сети и другое оборудование дока позволяют существенно повысить производительность труда личного состава.
В соответствии со специализацией групп регламентных работ они оснащаются типовыми установками, необходимым оборудованием и инструментом.
Количество и оборудование рабочих мест определяется перечнем и объемом работ, предусмотренных технологией. На рабочих местах в лабораториях групп размещаются стенды, контрольно- измерительная аппаратура, приспособления, инструмент, техническая документация.
Рис. 2.1.Вариант размещения ТЭЧ:
1 - здание ТЭЧ; 2 - рабочая площадка; 3 - навес или гараж для спецмашин; 4 - контрольно-поверочная станция; 5 - газовочная площадка; 6 - склад; 7 - площадка для наземного оборудования; 8 - площадка для авиадвигателей
Имеется три вида комплектации авиационных ТЭЧ.
1. Подвижные ТЭЧ — комплекс рабочих мест, контрольно-проверочной аппаратуры, инструмента, приспособлений и технической документации размещается в специальных автомобилях (прицепах) или в специально оборудованных самолетах (вертолетах).
2. Стационарные ТЭЧ — указанное оборудование размещается в стационарных помещениях, как правило, имеющих ангарную часть и лаборатории.
3. Передвижные ТЭЧ — имеющие помещения из сборно-разборных конструкций и перевозимые ангары облегченного типа, в том числе из надувных конструкций.
В состав ТЭЧ входят подвижные контрольно-ремонтные станции (ПКРС), контрольно-ремонтные автомобильные станции (КРАС), универсальные приборные лаборатории (УПЛ), подвижная авиаремонтная мастерская (ПАРМ) и другие специальные машины, подвижные или стационарные контрольно проверочные установки, оборудование в зависимости от типа летательных аппаратов, которыми вооружена часть.
По распоряжению главного инженера объединения (заместителя командира соединения по ИАС) регламентные работы могут также выполняться специалистами ВАРМ, зональных баз объединения, а на ВС, выполняющих задание в отрыве от постоянного места базирования, специальными группами ИТС с привлечением экипажа.
Регламентные работы по планеру, силовым установкам, оборудованию ВС выполняются в единые сроки, определяемые РО, по технологическим картам. Отсчет срока выполнения первых регламентных работ ведется от начала эксплуатации, а в последующем, от итоговой записи в формуляре ВС начальником тэч части о выполнении предыдущих регламентных работ или о произведенном ремонте на АвРЗ или заводе-изготовителе.
Годовой план отхода АТ в ремонт, на регламентные работы и на выполнение работ по бюллетеням (приложение № 4.3) составляет заместитель командира части по ИАС и утверждает командир части.
Годовой и месячный производственные планы тэч части (приложение № 4.7) составляются начальником тэч части и утверждаются заместителем командира части по ИАС.
Выполнение регламентных работ можно подразделить на три основных этапа:
- подготовка летательного аппарата к регламентным работам;
- выполнение регламентных работ;
- передача летательного аппарата в летное подразделение.
На I этапе сначала в летном подразделении производится подготовка летательного аппарата к выполнению регламентных работ. При этом выполняется:
— уточнение налета летательного аппарата и наработки двигателя;
— выяснение потребности в замене агрегатов;
— определение работ, которые необходимо выполнить дополнительно к регламенту;
— осмотр в объеме послеполетного осмотра;
— заполнение технической документации.
После этого летательный аппарат передается из летного подразделения в ТЭЧ для выполнения регламентных работ.
За своевременную подачу ВС в тэч части для выполнения регламентных работ в установленные сроки отвечает командир ато (заместитель командира АЭ по ИАС).
Подача ВС в тэч части с неснятыми боекомплектами АСП и ПТС АВ запрещается. Системы и агрегаты АВ, пиромеханизмы других систем должны быть разряжены.
Воздушные суда, поступившие в тэч части, подвергаются осмотру и дефектации, а также проводится специальный контроль по информации последнего полета, зарегистрированной бортовыми устройствами регистрации (БУР) общего и специального назначения и бортовыми автоматизированными средствами контроля (АСК) в целях выявления неисправностей, определения трудоемкости и характера ремонтных работ, которые должны быть проведены одновременно с выполнением регламентных работ.
Объем осмотра при приемке ВС устанавливается начальником тэч части в зависимости от состояния ВС, но не менее контрольного осмотра. Осмотр проводится специалистами групп регламента и ремонта под руководством начальников групп.
Результаты дефектации записываются в журналы начальников групп регламента и ремонта (приложение № 4.19) и журнал подготовки. О выявленных на поступившем в тэч части ВС грубых нарушениях правил технической эксплуатации, об отказах, угрожающих безопасности полетов, начальник тэч части докладывает заместителю командира части по ИАС для принятия мер по устранению причин их возникновения.
Вместе с ВС в тэч части из ато (аэ) передаются пономерная документация на него, а также перечень агрегатов, блоков и деталей, подлежащих замене по выработке ресурса.
Кроме того, на регламентные работы в тэч части вместе с ВС подаются закрепленные за ним СНО СП, агрегаты съемного оборудования и вооружения.
На II этапе производятся регламентные работы. Этот этап является основным. Продолжительность его зависит от типа летательного аппарата и вида регламентных работ.
К выполнению регламентных работ специалисты групп приступают только после принятия необходимых мер по обеспечению безопасности работы на летательном аппарате (особенно по агрегатам авиавооружения и средствам аварийного покидания летательного аппарата).
Регламентные работы на некоторых устройствах выполняют без их съемки с летательного аппарата, на других — со съемкой, проведением проверок и настроек с помощью приспособлений, стендов и контрольно-проверочной аппаратуры в лабораториях. Затем агрегаты устанавливают на летательный аппарат, после чего все системы проходят комплексную проверку работоспособности и соответствия заданным значениям параметров.
Личную ответственность за выполнение отдельных работ несут непосредственные исполнители. Все выявленные в процессе регламентных работ неисправности учитываются в технической документации. Решение о методе их устранения принимается после доклада по команде.
Контроль за полнотой и качеством регламентных работ в ходе их выполнения осуществляют начальник ТЭЧ, его заместитель, начальники и техники групп регламентных работ, техник самолета.
На III этапе проводятся:
— контрольный осмотр качества и полноты выполнения регламентных работ и состояния летательного аппарата начальниками
групп и начальником ТЭЧ;
— оформление технической документации, при этом о выполненных работах начальники групп делают записи в соответствующих частях и разделах формуляров и паспортов. Итоговую запись
в формуляр летательного аппарата о проведении регламентных
работ делает начальник ТЭЧ.
Затем летательный аппарат осматривают и принимают специалисты летного подразделения. Прием АТ из тэч части производится инженерами ато под руководством командира ато или начальниками групп обслуживания под руководством заместителя командира АЭ по ИАС в объеме контрольного осмотра.
После приемки из ТЭЧ на летательном аппарате выполняется предварительная подготовка силами специалистов летного подразделения. Затем на летательном аппарате выполняется облет по утвержденной программе.
Все неисправности, выявленные при приемке ВС в тэч части, в процессе выполнения регламентных работ, при передаче ВС в ато (аэ), а также при облете ВС после выполнения регламентных работ, устраняются личным составом групп регламента и ремонта и учитываются в журналах начальников групп тэч части (ВАРМ), а неисправности, выявленные при измерении параметров оборудования в журнале (приложение № 4.20).
В необходимых случаях принимают меры технологического или организационного порядка.
Техник (бортовой техник) ВС в течение всего периода выполнения регламентных и ремонтных работ на ВС находится в тэч части (ВАРМ) и в вопросах внутреннего распорядка и режима работы подчиняется начальнику тэч части (ВАРМ).
Агрегаты группового назначения поступают в тэч части для выполнения регламентных работ по графику, составленному инженером части по специальности и утвержденному заместителем командира части по ИАС.
Подготовка АТ и средств ее эксплуатации к работе в зимний (летний) период.
При переходе к зимней (летней) эксплуатации проводится подготовка личного состава, АТ и средств ее эксплуатации к соответствующему периоду эксплуатации.
Подготовка к зимней (летней) эксплуатации включает:
a. занятия (конференции) с личным составом по особенностям эксплуатации АТ в зимний (летний) период;
b. сезонное обслуживание АТ согласно РО, а также другие работы на АТ, предусмотренные ЭД и указаниями главного инженера объединения (соединения);
c. подготовку учебно-производственной базы и СТО;
d. тренажи на АТ;
e. проверку обеспеченности ИТС зимним (летним) техническим обмундированием.
Сроки проведения подготовки всех частей объединения к очередному периоду эксплуатации определяет командующий объединением. При этом на одно подразделение должно быть выделено не менее 7 рабочих дней. ВС на полеты от данного подразделения в период подготовки планировать запрещается. План перевода частей к эксплуатации в зимний (летний) период разрабатывает главный инженер объединения. Перечень работ на АТ и СТО разрабатывается заместителем командира части по ИАС совместно с инженерами части по специальности и утверждается командиром части.
Допуск к эксплуатации ВС в зимних (летних) условиях дает командир ато с записью в формуляр ВС.
По окончании выполнения работ по переводу АТ части и СТО к эксплуатации в зимний (летний) период выделяется полный рабочий день, в течение которого проводится смотр готовности АТ и личного состава и подводятся итоги подготовки. Результаты смотра отдаются приказом по части.
Хранение АТ резерва.
Воздушные суда, неиспользуемые по назначению в течение периода времени, определенного РО, должны содержаться на хранении в специально отведенных для их размещения местах в состоянии, обеспечивающем сохранение значений показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение срока хранения и после хранения.
Авиационная техника, находящаяся на хранении, может быть снята с хранения и передана, при необходимости, в войсковые части для решения задач учебно-боевой подготовки в мирное время или для использования по назначению в особый период.
Основным требованием к сохраняемости и боеготовности хранящейся АТ в мирное время является содержание ее в исправном состоянии и готовности к приведению для использования по назначению. Хранение АТ резерва должное обеспечивать готовность ее к использованию по назначению.
В зависимости от продолжительности хранения различают кратковременное (до одного года включительно) и длительное (более одного года) хранение.
При кратковременном хранении организация и выполнение работ на АТ проводится в соответствии с действующими РО на конкретный тип АТ.
При длительном хранении организация и выполнение работ на АТ проводится в соответствии с руководством по длительному хранению на конкретный тип АТ.
Воздушные суда, передаваемые на хранение, должны быть исправны, укомплектованы штатным оборудованием, инструментом, съемным оборудованием, средствами контроля и войскового ремонта. Остаток ресурса (срока службы) ВС, выводимых на длительное хранение, их двигателей и комплектующих узлов определяются приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил. Запас назначенного межремонтного ресурса (срока службы) должен быть не менее 10 %.