Рулевые машинки и агрегаты. Способы включения исполнительных агрегатов САУ в проводку управления
Исполнительные устройства. Они предназначены для преобразования управляющих сигналов САУ в механические перемещения, необходимые для отклонения органов управления, и обычно включают суммирующие устройства и сервоприводы.
Суммирующие устройства служат для окончательного формирования управляющего сигнала, подаваемого в сервопривод. В них производится алгебраическое суммирование сигналов с вычислителей и сигналов обратных связей.
Сервопривод состоит из усилителя мощности (УМ), рулевого агрегата (РА) и элементов обратной связи (ОС). Сервопривод формирует управляющий сигнал для силового (рулевого) привода (РП), который обеспечивает механическое перемещение органа управления. Наиболее распространенным типом рулевого привода является гидроусилитель (бустер). Сервопривод обеспечивает перемещение распределительного золотника гидроусилителя в зависимости от управляющего электрического сигнала.
По характеру используемой энергии и способу ее превращения сервоприводы делятся на электромеханические, состоящие из электродвигателей и механических устройств преобразования движения (редукторов, винтовых пар, тросовых механизмов и т. д.), электрогидравлические, представляющие собой гидроцилиндры с золотниковым управлением подачей жидкости, нагнетаемой под высоким давлением, электропневматические, приводимые в движение сжатым воздухом.
Управление золотниками электрогидравлических и электропневматических сервоприводов осуществляется с помощью специальных электромеханических преобразователей.
В самолетных САУ наиболее широкое применение нашли электромеханические сервоприводы с РА типа раздвижных тяг и электрогидравлические сервоприводы.
Электромеханические – РАУ (раздвижная тяга). Принцип действия: преобразует электрический сигнал в перемещение штока
Основными элементами РАУ (рис.6) являются электродвигатель / постоянного тока независимого возбуждения, понижающий редуктор 2, ходовой винт 3, выдвижной шток 4 с внутренней резьбой, концевые выключатели 5, ламельное устройство 6, потенциометр обратной связи 7, тормозная электромагнитная муфта 8, корпус 9.
РАУ-107М имеет скорость движения штока 80 мм/с, рассчитан на номинальную нагрузку 4 кгс, но в режиме перегрузки преодолевает сопротивление до 16 кгс. Разгружающее осевое усилие для рулевого агрегата равно 1600 кгс.
Рис.6 . Рулевой агрегат управления (РАУ):
1-электродвигатель; 2- редуктор: 3- ходовой винт; 4 - выдвижной шток; 5- концевые выключатели; 6 - центрирующее ламельное устройство; 7 - потенциометр обратной связи; 8- электромагнитная муфта; 9- корпус
Ход штока РАУ ограничивается концевыми выключателями и механическими упорами в редукторе и меняется в зависимости от варианта. Максимальный ход по концевым выключателям ±15±1 мм, по механическим упорам ±18 мм. Такое дублирование средств ограничения хода выходного штока обусловлено опасностью отказа демпфера, при котором шток может переместиться на величину больше допустимой.
Для центрирования штока РАУ снабжен ламельным устройством 6.
В статическом положении винтовая передача РАУ является самотормозящейся и не допускает перемещения выходного штока под действием нагрузки. Однако при наличии вибраций, неизбежных на ЛА, силы трения уменьшаются и условие самоторможения может нарушиться. Чтобы избежать самопроизвольного движения при отсутствии питания электромагнитная муфта стопорит редуктор.
Электрогидравлическая РМ – РА-30, устанавливается параллельно РАУ в канале стабилизатора.
Принцип действия: При ручном управлении клапан открыт. Полости рабочего цилиндра соединены. При включении ЭМК срабатывает и закрывает крышку рабочего цилиндра. В обесточенном состоянии якорь удерживается в нейтральном положении пружиной. Обмотки создают поток Фпост. При подаче управляющего сигнала равенство потоков нарушается, якорь поворачивается и перемещает управляющий золотник.
Рулевые агрегаты приводов включаются в проводку управления рулями самолета по дифференциальной или по параллельной схеме.
При дифференциальной схеме рулевой агрегат встраивается в проводку управления таким образом, чтобы отклонения ручки управления летчиком и рулевым агрегатом складывались и суммарное отклонение передавалось на золотник гидроусилителя, т. е.
Δδ = Δδл + ΔδРА, (1)
где Δδ — отклонение органа управления, ΔδЛ — отклонение органа управления от ручки ручного управления, Δδра — отклонение органа управления от рулевого агрегата
Частным случаем дифференциальной схемы является последовательное включение рулевого агрегата типа раздвижной тяги (например, РАУ-107) в разрыв проводки управления между ручкой и гидроусилителем (рис. 7,а).
Рис.7 .Схема включения РА:
а — последовательная; б — дифференциальная; в — параллельная
Другим способом дифференциального включения рулевого агрегата является применение специальной суммирующей качалки (рис. 7,6), шарнирно связанной с тягой проводки управления, штоком РА и гидроусилителем. При неподвижной ручке управления и перемещении штока РА качалка поворачивается вокруг оси шарнира В, неподвижность которого обеспечивается трением проводки к ручке управления. Перемещение ручки управления вызывает поворот качалки вокруг оси шарнира С, связанного со штоком РА.
Параллельная схема включения рулевого агрегата характеризуется тем, что он подсоединен к проводке управления параллельно с ручкой управления (рис. 7,в). Такая схема требует перемещения выходного органа РА синхронно с перемещением ручки управления, и наоборот, при автоматическом управлении от РА перемещается вся проводка управления вместе с ручкой. Ручное управление ЛА возможно только при отключении РА (например, с помощью электромагнитной муфты) или при пересиливании летчиком РА (такая возможность специально предусматривается). Возможно также управление самолетом через сервопривод посредством задатчиков на пульте управления (ПУ) САУ или строевой рукоятки (СР).
Использование любой из рассмотренных схем требует соответствующих мер безопасности, исключающих аварии в случае отказов в САУ, в том числе в случае отказов приводов. При отказах САУ типа «максимальный сигнал» ограничивают ход выходных органов рулевых агрегатов, характеризующихся высоким быстродействием.
Схема дифференциального включения РА в проводку управления является отказобезопасной при заклинивании РА. В этом случае агрегат превращается в жесткую тягу и не затрудняет ручное пилотирование. В САУ с параллельным включением РА используются различные схемы их отключения от проводки управления (например, электромагнитные муфты) и устройства ограничения максимальных усилий, развиваемых этими агрегатами, до значений, при которых летчик может осуществлять пересиливание.
Все САУ предусматривают возможность вмешательства летчика при функционировании режима стабилизации с целью либо коррекции, либо изменения значений стабилизирующих параметров. Для этого часто используют специальные задатчики, выполняемые или в виде небольших по размеру рукояток, отклоняемых в двух направлениях и называемых строевыми, или в виде ручек (маховичков) потенциометров. При отсутствии задатчиков заданные значения стабилизируемых параметров формируют механизмы согласования.