Общеразвивающие упражнения в упорах и висах.
1. И.п. — упор присев. Толчком ног перейти в упор лежа, ноги врозь, прогнуться; толчком ног вернуться в и. п.
2. И. п. — упор лежа. Сгибание и разгибание туловища.
3. И. п. — упор лежа сзади. Мах прямой ногой вперед-вверх; то же — другой ногой.
4. И. п. — упор лежа боком на одной руке. Толчком ног перейти в упор присев боком на этой же руке; то же — в упоре лежа боком на другой руке.
5. И.п. — упор лежа боком на одной руке на скамейке, другая рука на поясе, ноги скрестно. Поднять таз как можно выше, одновременно отводя руку с пояса вверх-вперед; то же — в упоре лежа боком на другой руке.
6. И. п. —упор лежа сзади, ноги на гимнастической скамейке. Прогнуться, поднимая таз как можно выше.
7. И. п. — упор лежа, руки на гимнастической скамейке. Сгибание и разгибание рук.
8. Упр. 7, но из и. п. — упор лежа сзади.
9. И. п. — упор лежа. Передвижение на руках по кругу (стопы остаются в центре круга).
10. И. п. — упор лежа, руки на гимнастической скамейке, параллельно ей. Отталкиваясь от пола, перенести ноги по другую сторону скамейки; то же в обратную сторону.
11. И. п. — упор лежа, ноги врозь. Передвижение на руках, партнер поддерживает'ноги упражняющегося («тачка»).
12.И.п. — упор лежа сзади с согнутыми в коленных суставах ногами. Передвижение вперед и назад.
13. И. п. — упор на параллельных брусьях. Сгибание и разгибание рук.
14. И. п. — вис на перекладине. Сгибание и разгибание рук.
15. И. п. — вис на гимнастической стенке спиной к ней. Поднимание ног до прямого угла.
Общеразвивающие упражненияс партнером.В упражнениях, выполняемых в парах, активная поддержка или сопротивление партнера помогают решению задач общей силовой подготовки. Парные упражнения применяются на занятиях как
в зале, так и на местности, где возможности использования специальных снарядов и оборудования ограничены. Упражнения в парах эмоциональны, они разнообразят занятия, вносят в них элемент состязаний, но проводить их следует особенно четко и организованно. Желательно подбирать партнеров, соответствующих по полу, росту, подготовленности.
1. И. п. — стоя спиной друг к другу с захватом под руки.
Поочередные наклоны вперед, поднимая партнера на спину.
2. И. п. — стоя на коленях, руки за головой (партнер прижимает колени упражняющегося к полу). Медленные наклоны назад возможно ниже.
3. И. п. — лежа на груди, руки на пояснице ладонями вверх (партнер прижимает ноги упражняющегося к полу). Прогнуться, поднимая туловище вверх до отказа.
4. И. п. — стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, руки поднять вверх. Поочередные медленные наклоны вперед, поднимая партнера на спину.
5. И. п. — сидя, руки за головой на спине партнера, закрепив стопы своих ног под его руками (партнер в положении стоя на коленях). Медленные наклоны назад (вариант упражнения: наклонившись назад, повороты туловища налево и направо).
6. И. п. — стоя спиной друг к другу вплотную, руки вверх-кнаружи, ладони первого упираются в ладони второго. Первый опускает руки вниз, второй оказывает сопротивление.
7. И. п. — стоя ноги врозь, у первого руки за головой, второй захватывает руки первого у лучезапястных суставов. Первый разгибает в стороны и сгибает руки, второй оказывает сопротивление.
8. Упр. 7, но у первого партнера локти согнутых рук направлены вверх, он разгибает руки тоже вверх.
9. И. п. — стоя в наклоне вперед, руки назад ладонями вверх. Отведение прямых рук вверх. Партнер, стоя сзади, оказывает сопротивление.
10.И. п. — стоя спиной друг к другу вплотную, взявшись за руки (руки вверху). Наклоны влево и вправо, прижимаясь лопатками и ягодицами друг к другу.
11.И. п. — лежа боком на мате, руки за головой (партнер фиксирует бедра упражняющегося). Поднимание и опускание туловища.
12.И. п. — лежа на груди, руки за головой (партнер фиксирует бедра упражняющегося). Прогнуться, поднимая плечевой пояс как можно выше, и выполнять повороты туловищем налево и направо.
13. И. п. — стоя спиной друг к другу вплотную с захватом под руки. Одновременные приседания, упираясь друг в друга «прямой спиной».
14. И. п. — приседания в том же положении, что и в упр. 13. Одновременно выполняя прыжки в приседе, продвигаться по кругу.
15. И. п.— сидя лицом друг к другу, руки за головой, полусогнутые ноги одного зажаты между полусогнутыми ногами другого. Одновременные наклоны назад как можно ниже и возвращение в и. п. (вариант упражнения: наклонившись назад, повороты туловищем налево и направо).
Одиночные общеразвивающие упражненияс набивным мячом. Водиночных общеразвивающих упражнениях набивной мяч применяется в качестве легкого отягощения. Вместо него можно использовать гантель или (при занятиях на местности) гладкий камень весом 1—2 кг.
1. И. п. — в приседе с опорой мячом о пол. Встать, поднимая мяч прямыми руками вверх, прогибаясь и отставляя одну ногу назад на носок.
2. И. п. — стоя, мяч в руках спереди. Приседания, поднимая мяч прямыми руками вверх.
3. И. п. — стоя ноги врозь, руки с мячом вверху. Наклоны влево и вправо.
4. И. п. — то же, что в упр. 3. Наклоны вниз, направляя руки между ногами назад.
5. И. п. — стоя ноги врозь в наклоне вперед, руки с мячом вперед-вниз, голова между руками. Круговые движения туловищем.
6. И. п. — стоя, мяч в руках сзади. Наклоны назад, стараясь коснуться мячом пола.
7. И. п. — в приседе, мяч в руках сзади на уровне ягодиц. Встать, энергично посылая таз вперед.
8. И. п. — стоя ноги врозь, руки с мячом вверху. Круговые движения тазом, стараясь держать мяч неподвижно.
9. И. п. — сидя ноги врозь, руки с мячом вверху. Поочередные наклоны туловища вместе с руками к правой ноге, вперед, к левой ноге.
10.И. п. — сидя на гимнастической скамейке ноги врозь, руки с мячом впереди. Повороты налево и направо, удерживая мяч перед собой.
11.И. п. — стоя на коленях, мяч за головой. Наклонившись назад, повороты туловищем налево и направо.
12.И. п. — лежа на спине, руки вытянуты, мяч касается пола за головой. Переходя в сед и наклонясь вперед, коснуться мячом стоп, вернуться в и. п.
13. И. п. — лежа на груди, мяч за головой. Прогнуться и выполнять покачивания плечевым поясом вверх-вниз.
14. И. п. — лежа на спине, руки с мячом вытянуты за головой. Движения прямыми руками до бедер и в и. п.
15. И. п. — стоя на коленях, мяч в руках сзади. Рывковые движения руками вверх «до отказа».
16. И. п. — стоя ноги врозь, мяч в руках спереди. Круговые движения руками в лицевой плоскости.
Общеразвивающие упражнения в парах с бросками и ловлей набивных мячей.Во время выполнения упражнений в парах партнеры располагаются друг от друга на расстоянии 6—10 м при бросках мяча из положения стоя или 3—4 м — при бросках из положения лежа, сидя, стоя на коленях. Большинство упражнений в положении стоя можно заменить аналогичными упражнениями в положении стоя на коленях (в последнем случае нагрузка, приходящаяся на мышцы туловища и рук, увеличивается). Выполняя бросок мяча руками, спортсмен не должен сдвигаться с места. Во всех упражнениях нужно добиваться активных и ритмичных движений туловищем, следить за расслаблением мышц. Упражнения дозируются по количеству бросков (пример задания: выполнить по 20 бросков) или по времени (пример задания: выполнять броски н течение 1 мин). В обоих случаях рекомендуется периодически использовать соревновательный метод (примеры заданий: чья пара быстрее выполнит 40 бросков; чья пара сделает большее количество бросков в течение 30 с).
1. И. п. — стоя лицом к партнеру. Бросок мяча прямыми руками из-за головы.
2. И. п. — то же, что в предыдущем упражнении. Бросок мяча двумя руками от груди (вариант упражнения: партнеры сближаются до расстояния 2 м и выполняют броски в одно касание).
3. И. п. — стоя ноги врозь, согнувшись, лицом к партнеру, руки с мячом между ногами. Бросок мяча прямыми руками, одновременно разгибая туловище.
4. И. п. — стоя ноги врозь, боком к партнеру. Бросок мяча одной рукой через голову.
5. И. п. — стоя ноги врозь, согнувшись, спиной к партнеру, руки с мячом между ногами. Бросок мяча прямыми руками через голову назад, одновременно выпрямляя туловище.
6. И. п. — стоя лицом к партнеру, прямые руки с мячом сзади. Бросок мяча прямыми руками через голову вперед одновременно со сгибанием туловища.
7. И. п. — стоя ноги врозь, спиной к партнеру, мяч вверху в вытянутых руках. Бросок мяча между ногами назад одновременно со сгибанием туловища.
8. И. п. — стоя лицом к партнеру, мяч зажат между стопами. Бросок мяча ногами одновременно с прыжком вверх.
9. И. п. — стоя ноги врозь, спиной друг к другу (на расстоянии не более двух-трех шагов), мяч на уровне груди в вытянутых руках. Передача мяча партнеру через сторону одновременно с поворотом туловища в ту же сторону (передача «восьмеркой»).
10. И. п. — сидя ноги врозь лицом к партнеру, мяч вверху в вытянутых руках. Бросок мяча прямыми руками из-за головы.
11. И. п. — лежа на спине ногами к партнеру, мяч в вытянутых руках и касается пола. Бросок мяча прямыми руками вперед одновременно с переходом в сед.
12. И. п. — стоя ноги врозь, лицом друг к другу. Первый выполняет серию бросков в строго заданные точки пространства около партнера, второй ловит мяч, не отрывая ног от пола, и возвращает его первому. Затем партнеры меняются ролями.
13. И. п. — лежа на груди, мяч в вытянутых руках спереди, партнер стоит сзади. Передача мяча вверх-назад партнеру прямыми руками одновременно с приподниманием и прогибанием туловища; партнер, приняв мяч, возвращает его упражняющемуся через сторону (по полу).
Силовая подготовка пловца
Специфика силовых качеств, необходимых пловцу, обусловлена характером сил сопротивления при плавании. Она обусловлена следующим: а) усилия спортсмена не превышают 70 % его силовых возможностей; б) время контакта движителя с опорой более продолжительное, а характер приложения усилий равноускоренный (по типу нажима); в) усилия проявляются в рамках сложного двигательного навыка.
В этой связи силовая подготовка пловца предусматривает развитие различных видов силовых качеств: максимальной й взрывной силы, скоростно-силовой и силовой выносливости. Соотношение работы, направленной на развитие различных силовых качеств, предопределяет успех на той или иной дистанции.
Максимальная и взрывная сила в значительной мере обусловливают уровень скоростных возможностей, влияя на величину силы тяги, развиваемой при плавании, на качество стартовых прыжков и поворотов. Эти формы проявления силы
в числе других важнейших факторов определяют результаты пловцов на дистанциях 50, 100и 200м. С увеличением длины соревновательной дистанции влияние максимальной и взрывной сил ослабевает, возрастает роль силовой выносливости, которая во многом определяет результаты на всех дистанциях, независимо от способа плавания, однако все-таки большее влияние она оказывает на проплывание дистанций 800 и 1500 м.
Уровень силовых способностей зависит прежде всего от совершенства межмышечной и внутримышечной координации. Первая проявляется в согласованном взаимодействии рабочих мышц и их антагонистов, своевременном приложении усилий в рамках данного двигательного навыка, использовании упругих свойств мышц; вторая — в упорядоченной деятельности двигательных нервно-мышечных единиц, обеспечивающей или их синхронизацию при кратковременной скоростно-силовой работе, или экономичное чередование периодов напряжения при длительной работе на выносливость.
Сила связана с уровнем обменных процессов в мышце, запасов в ней энергетических веществ, ее физиологическим поперечником, способностью спортсмена концентрировать свои волевые усилия на скоростно-силовых движениях.
Естественное увеличение силы происходит у детей неравномерно. У мальчиков она плавно нарастает с 8 до 14—15 лет, затем отмечается ее резкий скачок в 16—17 лет, после чего естественный рост силы всех мышечных групп приостанавливается.
У девочек скачкообразный прирост силы отмечается в период с 10 до 13—14 лет. Затем естественный прирост мышечной силы замедляется, а в период между 14 и 16 годами даже падает.
Как видно, в период пубертатного развития интенсивное нарастание силы происходит естественным образом. Очевидно, учитывая объективный характер возрастных изменений, именно в этом возрасте следует осуществлять разностороннюю силовую подготовку.
В тренировке квалифицированных спортсменов выделяется три основных вида силовой подготовкигобщая; разносторонняя целенаправленная;специальная.
Общая силовая подготовка.Ее задачи: укрепление мышеч-но-связочного аппарата; воспитание умения проявлять усилия в широком диапазоне движений в единстве с другими физическими качествами (ловкостью, быстротой, гибкостью); гармоничное развитие всей мускулатуры.
Это основной вид подготовки в работе с начинающими пловцами. Обычно у детей относительно слабо развиты мышцы жи-
вота, спины, косые мышцы туловища, мышцы задней поверхности бедра. Отстают в развитии, особенно у девочек, мышцы плечевого пояса и рук по сравнению с мышами ног. Данный вид подготовки призван укрепить отстающие мышечные группы, им необходимо уделить особое внимание.
Рекомендуется использовать упражнения из средств основной гимнастики, элементы других видов спорта, подвижные и спортивные игры, упражнения с тяжестями.
Применяется, как правило, повторный метод с оптимальными усилиями при среднем числе повторений. Упражнения выполняются из разных исходных положений, в различном темпе; используются упражнения на дыхание и на расслабление. Упражнения не должны сопровождаться чрезмерными напряжениями — их следует прекращать до наступления утомления.
Упражнения с облегченной штангой для мышц рук и плечевого пояса.
1. И. п. — лежа на спине, штанга за головой в вытянутых руках. Прямыми руками тяга штанги из-за головы до бедер и обратно.
2. И. п. — сидя на пятках, штанга за головой в согнутых руках, локти направлены строго вверх. Разгибание рук вверх.
3. И. п. —лежа на спине, штанга за головой в руках, согнутых до прямого угла (локти на ширине плеч). Поднимание штанги вверх (вращение плеч внутрь) и опускание обратно, не отрывая локтей от пола.
4. И. п. — стоя, держа штангу сзади. Сгибание рук, поднимая штангу к лопаткам.
5. И. п. — сидя на пятках, штанга в прямых руках сзади на уровне ягодиц. Отведение штанги вверх «до отказа» прямыми руками.
6. И. п. — сидя на скамейке, предплечья на коленях, штанга удерживается обратным хватом (гриф лежит на пальцах рук). Поднимание и опускание штанги только за счет сгибания и разгибания кистей.
Упражнениядля мышцног.
1. И. п. — лежа поперек гимнастического коня или скамейки и опираясь руками о рейку гимнастической стенки, ноги с набивным мячом между стопами опущены вниз. Поднимание прямых ног вверх.
2. И. п. — стоя ноги врозь (носки стоп в стороны) с партнером на плечах; оба держатся за рейки гимнастической стенки. Приседания на всей ступне.
3. И. п. — лежа на спине на мате, ноги согнуты, стопы развернуты и ступнями упираются в спину партнера, удерживая его от падения назад. Разгибание и сгибание ног, преодолевая вес тела партнера.
4. И. п. — лежа на животе, ноги слегка врозь и согнуты в коленных суставах, амортизатор закреплен спереди на высоте около 50 см от пола и петлями надет на стопы. Разгибание коленей.
5. И. п. — лежа на тележке-салазках с опорой ступнями ног, согнутых в коленных суставах, о мат, прикрепленный вертикально к гимнастической стенке. Разгибание ног, выталкивая себя вверх-вперед.
6. И. п. — сидя в приседе лицом к торцовой части ступенек (различной высоты — 50—110см) прыжковой пирамиды, руки вверх-вперед. Многоскоки из приседа по ступенькам пирамиды. Стоя боком к ступенькам прыжковой пирамиды, 8—10 непрерывных прыжков (и соскоков) на низкую или среднюю ступеньку; 3—5 прыжков на наиболее высокую (из доступных для данного ученика) ступеньку.
Разносторонняя целенаправленная силовая подготовка.Она решает задачи развития абсолютной силы и силовой выносливости мышц, являющихся ведущими при плавании спортивными способами. Тем самым обеспечивается прочный фундамент для специальной подготовки.
Этот вид подготовки занимает особое место в работе с подростками и юношами, значительное внимание на данном этапе уделяется направленности воздействий на мышцы, участвующие в гребке.
Известно, что результат спортсмена в плавании тесно взаимосвязан с уровнем силовой подготовленности, величиной тяговых усилий, которые он может развить в воде, и с возможностью их наиболее полной реализации.
Физической подготовке сильнейшие пловцы уделяют до 15—30 % тренировочного времени. Она распределяется примерно одинаково между работой, выполняемой на суше и в воде; при этом на суше она оказывается более эффективной.
В силовой подготовке используется большое количество тренажерных устройств. Анализ кинематических и динамических характеристик при выполнении стандартных упражнений на различных тренажерах показал, что ни один из параметров не дает кривой усилий, полностью аналогичных кривой усилий в воде. Вместе с тем кривая, полученная как среднее арифметическое от сложения всех полученных ординат графиков, ока-
зывается наиболее близкой к условиям плавания. Это вполне можно считать аргументом для использования комплекса тренажерных устройств.
При выборе упражнений следует руководствоваться прежде всего существующей практикой, однако следует помнить о том, что часто два внешне похожих движения в сущности могут быть совершено разными, ибо различна их структура. Известно, что даже упражнения, выполняемые в измененных условиях, имеют разную кинематику и динамику, что, в свою очередь, приводит к ограничению или полному отсутствию переноса тренированности. Изучение электрической активности мышц показывает существенные различия в движениях на суше и в воде. В связи с этим, подбирая комплексы физических упражнений, следует не только учитывать эти обстоятельства, но и обращаться к описанным «мышечным портретам».
Средства (физические упражнения) подбираются с учетом кинематических характеристик основных плавательных дви-
жений. Используются резиновые амортизаторы, блочные устройства, облегченная штанга, тренажеры.
Основной метод подготовки — метод повторных упражнений «до отказа».
При воспитании силовой выносливости применяются средние величины отягощений (50—70 % от максимально возможных). Упражнения выполняются сериями. Для решения поставленных задач наиболее эффективны последние движения в подходе — те, которые выполняются при мобилизации усилий.
Для развития абсолютной силы применяются большие и околопредельные отягощения
и сопротивления (80—90 % от максимально возможных). Такая интенсивность позволяет выполнить в одном подходе не более 8—12 движений с высокой скоростью. Доля таких упражнений в общем объеме силовой подготовки невелика — всего 5—7 %, но это — важнейшее средство разносторонней подготовки.
Специальная силовая подготовка. Этот вид силовой подготовки используется пловцами на этапах спортивного совершенствования. Специальная силовая подготовка на суше строится в неразрывной связи с технической подготовкой пловца.
Задача упражнений этой группы — максимально приблизить структуру и характер движений на суше к движениям в плавании на соревновательных скоростях.
В выполнении упражнений этой группы большое место занимают тренажеры (скользящая тележка, «Мартенса-Хютте-ля», «Экзер-Джени», «Биокинетик» и т.д.). Режимы работы широко представлены в литературе (рис. 44—51).
Изучение техники спортивных способов плавания*
* Кроль на груди