И соревновательных нагрузок в спорте высших достижений в легкой атлетике

При разработке плана основная задача тренировки состо-ит в том, чтобы наметить оптимальную программу подготовки с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возрас-та, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особен-ностей вида легкой атлетики, условий проведения тренировоч-ного процесса и соревнований.

Планирование (программирование) на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следу-ющих формах: перспективное (на ряд лет); текущее (на один год); оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).

Основными параметрами, определяющими процесс плани-рования и структуру различных циклов подготовки, в общих чертах являются:

− определение целевых показателей как итоговых, так и

промежуточных (текущих), по которым будут судить о

реализации поставленных задач;

− определение общего порядка построения соревнователь

ного и тренировочного процесса в различных циклах

подготовки; − чередование тренировочных и соревновательных нагру

зок и их показателей, а также системы восстановления

работоспособности и других обеспеченческих меропри

ятий, направленных на достижение главных и промежу

точных целей.

План подготовки спортсмена часто носит вероятностный характер и обычно расходится с реальной практикой. Сте-пень их соответствия зависит от многих факторов: состоя-ния спортсменов, мастерства тренера, экологических условий, материально-технического, научно-методического, медико-биологического обеспечения и др.

Поэтому планирование подготовки, особенно в макроци-клах, должно отвечать ряду требований:

Наличию объективных оснований для определения ре-альной величины прироста спортивного результата и уровня специальной работоспособности спортсмена.

Наличию определенных теоретических знаний и прак-тического опыта, необходимых для безошибочного выбора ин-дивидуальной системы стартов, направленности тренировки, объема и интенсивности нагрузки.

Научно-методическими предпосылками к планированию (программированию) подготовки должны являться следующие знания:

а) для многолетних и годичных макроциклов – об ин-дивидуальных особенностях развития спортивной формы от-дельного спортсмена, о специфических особенностях долго-временной адаптации организма к данному виду мышечной деятельности;

б) для отдельного этапа (мезоцикла) – принципиальные тенденции в динамике состояния спортсмена в связи с задавае-мой тренировочной нагрузкой, в том числе в зависимости от ее содержания, объема, интенсивности и чередования;

в) для микроцикла – целесообразные формы сочетания ближних тренировочных эффектов нагрузок различной вели-чины и преимущественной направленности: сроки и полнота восстановления специальной работоспособности организма в зависимости от объема, интенсивности и направленности за-даваемых нагрузок.

Следует различать командные планы, разрабатываемые, как правило, для сборных команд и выраженные в виде целе-вых комплексных |программ, которые имеют больше директив-ный характер, и индивидуальные планы, которые имеют мето-дический характер и учитывают индивидуальные особенности спортсмена (возраст, стаж, достигнутый уровень мастерства, закономерности развития спортивной формы, основные недо-статки, целевые установки на конкретный макроцикл и другие факторы).

Планирование подготовки в многолетних циклах

Перспективное планирование начинается с определе-ния лимита времени спортсменов на проведение подготовки, компонентов, требующих значительных финансовых затрат и уточнения предварительной организации работы: календаря спортивных соревнований, учебно-тренировочных сборов, а также вопросов материально-технического обеспечения. Для легкоатлетов высокой квалификации, членов и кандидатов в сборные команды страны составляют индивидуальные планы на олимпийское четырехлетие.

Календарь крупнейших международных соревнований: Олимпийских игр, универсиад, чемпионатов и Кубков мира и Европы, традиционных международных соревнований, состав-ляется и утверждается международными спортивными феде-рациями, как правило, на 4 года.

Система планирования многолетней подготовки спор-тсменов предполагает установление целей, задач и определе-ние основных показателей последовательно на каждый год: спортивных результатов, контрольных нормативов, параме-тров основных тренировочных и соревновательных нагрузок и обеспечивающих, в том числе восстановительных, мероприя-тий. Научно обоснованные планы должны учитывать законо-мерности передовой спортивной практики и индивидуальные особенности занимающихся, условия организации и прове-дения учебно-тренировочного процесса, централизованную и децентрализованную подготовку, материально-техническое обеспечение, климатические условия, а также комплекс вос-становительных, культурно-воспитательных мероприятий. По мере роста спортивного мастерства возрастает удельный вес индивидуальных форм подготовки и большей самостоятельно-сти для квалифицированных спортсменов.

Для спортсменов детского и юношеского возраста целе-сообразно составлять групповые перспективные планы на 2-3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо разра-батывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и даже 8 лет (табл. 46).

Таблица 46

Примерный перспективный план подготовки прыгуновгрупп спортивного совершенствования и высшегоспортивного мастерства(по В. Б. Попову)

I. Задачи по годам подготовки и основные показатели.

II. Краткая характеристика спортсмена (возраст, спортивный разряд, уровень спортивных достижений, физической, технической, тактической и волевой подготовленности). Состояние здоровья, уро-вень физического развития и поведение на соревнованиях.

III. Параметры подготовки   Годы  
Число стартов (прыжки/спринт) 16/10 16/10 18/10 18/10
Тренировочные и соревновательные дни
Тренировочные занятия
Общее время, затраченное на подготовку, ч
Общая физическая подготовка, ч
Специальная физическая подготовка, ч
Восстановительные мероприятия, ч
Теоретические занятия, ч
Тестирование, раз 5-6 5-6 6-8 6-8

Таким образом, индивидуальный четырехлетний перспек-тивный план является документом, в котором находит место сочетание элементов многолетнего планирования с годичным.

IV. Обоснование основных параметров подготовки. На основе характеристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки обосновываются планируемые спортивные резуль-таты, контрольные нормативы, основные средства тренировки, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, количество соревнований и стартов. Отмечаются те стороны подготовлен-ности спортсмена, на которых следует сосредоточить основное внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.

В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить планы годичных макроциклов.

Основное содержание многолетнего плана подготовки спортсмена включает следующие разделы: 1) краткую характе-ристику легкоатлета; 2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам; 3) структуру многолетнего цикла и сроки ма-кроциклов; 4) основную направленность тренировочного про-цесса по годам многолетнего цикла; 5) главные соревнования и основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты в каждом году; 6) контрольные показатели (норма-тивы) по годам; 7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки; 8) общие и специфические параметры тренировочной нагрузки; 9) систе-му и сроки комплексного контроля, в том числе и диспансери-зации; 10) график учебно-тренировочных сборов.

Групповой план для юных легкоатлетов должен содержать данные, намечающие перспективу и основные направления под-готовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки легкоатлетов, а конкретные показатели плана по годам – соот-ветствовать уровню развития членов данной группы.

Индивидуальный перспективный план составляют тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующе-го опыта подготовки.

Индивидуальный перспективный план на 4 года приводит-ся в табл. 46.

Обосновывается тенденция возрастающих из года в год требований к различным сторонам подготовленности спор-тсмена и последовательное изменение задач тренировки, вели-чин тренировочных нагрузок, контрольных нормативов и дру-гих показателей в каждом году подготовки.

Планирование спортивной подготовки в годичном цикле (макроцикле)

На основе перспективных планов составляются годичные планы тренировки легкоатлетов. В них более подробно пере-числяются средства тренировки, конкретизируются объемы тренировочных нагрузок, сроки спортивных соревнований. Планирование годичного цикла осуществляется с учетом осо-бенностей периодизации тренировки, в соответствии с законо-мерностями развития спортивной формы.

Планирование годичной подготовки и определение ее коли-чественных показателей может иметь два варианта – помесяч-ный и понедельный. Поэтому при графическом изображении плана тренер выделяет двенадцать (месячных) вертикальных или 52 недельные колонки.

Структура годичного плана (число и последовательность макроциклов, периодов и мезоциклов) уточняются в связи с системой индивидуального календаря соревнований спортсме-на или команды в каждом конкретном виде легкой атлетики. Годичный цикл может состоять из двух или трех макроциклов, что диктуется числом главных стартов и временными интер-валами между ними, которые определяют набор и чередование периодов.

При планировании трехцикловой подготовки необходимо учитывать, что введение дополнительного макроцикла в пределах одного года встречается у квалифицированных спортсме-нов, специализирующихся в марафонском беге и ходьбе на 50 км, а также в отдельных случаях у молодых многоборцев, гото-вящихся к трем важнейшим соревнованиям года.

В годичный план подготовки вначале вводят календарную сетку, состоящую из порядковых номеров недель и названия ме-сяцев. Следующей операцией является нанесение на эту сетку главных соревнований, а затем определение границ макроци-клов, входящих в состав годичного плана, периодов и основных этапов (мезоциклов), обеспечивающих достижение состояния спортивной формы в необходимые сроки главных стартов. По-сле этого наносится индивидуальный календарь стартов.

Затем следует распределение общих показателей трени-ровочного процесса (дней, занятий, часов) по каждой неделе или месяцу.

Далее распределяются общие объемы тренировочных на-грузок, частные объемы наиболее специфических и интенсив-ных средств до 5-9 показателей, выраженные конкретными параметрами (км, тонны, отталкивания, броски), сроки кон-трольного тестирования, тренировочных сборов, основные на-правления восстановительных мероприятий.

При разработке годичных планов необходимо учитывать следующие организационно-методические положения:

– рациональное соотношение нагрузок различной преи-мущественной направленности – от избирательных на ранних этапах подготовительных периодов к комплекс-ным на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периодов;

– последовательное или комплексное совершенствование двигательных качеств, лежащее в основе проявления технико-тактического мастерства, уменьшения влия-ния лимитирующих факторов за счет волнообразного характера динамики тренировочной нагрузки, измене-ния соотношения ее компонентов, объема и интенсив-ности работы и отдыха.

При планировании общего времени подготовки в часах, числа тренировочных и соревновательных дней, количества тренировочных занятий можно ориентироваться на показате-ли, которых достигают квалифицированные спортсмены – ма-стера спорта международного класса. В многолетних планах эти показатели можно принять за 100%. Эти же показатели для групп начальной подготовки составляют всего 25-30%, а для групп спортивного совершенствования 80-85%. В то же время у спортсменов высокой квалификации эти показатели варьиру-ются в пределах 10-15%.

Общие показатели объема тренировочных нагрузок у ма-стеров спорта международного класса имеют следующие обоб-щенные показатели. В беговых видах (выносливость), спортив-ной ходьбе, а также в многоборье: общее время подготовки в часах 800-1200 в год; число тренировочных и соревновательных дней 280-320, количество занятий (в том числе соревнований 450-750).

В спринте, прыжках и метаниях соответственно: 700-1000 часов; 250-310 дней; 350-600 занятий.

Тренировка в специализированных центрах позволяет планировать большие показатели. Специфическая трениро-вочная нагрузка характеризуется количеством повторений основного упражнения (прыжков, бега, метаний и силовых упражнений) и их параметрами: длиной разбегов (в полную силу, 3/4и 1/2).

В группе циклических видов у мастеров спорта междуна-родного класса (МСМК) тренировочное время связано с дли-ной соревновательной дистанции и изменяется от 800 до 1200 часов в год.

При планировании показателей нагрузок по неделям и ме-сяцам необходимо придерживаться следующих правил:

– для поддержания тренирующего воздействия на орга-низм с целью постоянного повышения двигательных возможностей спортсмена необходимо на первых этапах макроцикла предусматривать постепенное повышение общего объема тренировочных нагрузок в течение 12-16 недель при одноцикловом построении года и в течение 8-10 недель при двух-и трехцикловой структуре;

– повышение интенсивности и сложности выполнения основных упражнений, ориентированных на воспро-изведение в тренировочных занятиях режимов, при-сущих соревновательной деятельности в меньшей степени. Это планируется на период постепенного по-вышения объемов тренировочной нагрузки и в боль-шей степени в последующий период их стабилизации и снижения.

При планировании средств общей, специальной физи-ческой и технической подготовки рекомендуется придержи-ваться следующей наиболее целесообразной последователь-ности:

– в использовании средств общей физической подготов-ки: от развития общей выносливости в различных видах тренировочной деятельности к специальной и силовой выносливости через основные средства тренировки в из-бранном виде; от широкого использования средств, разви-вающих двигательные качества и укрепляющих здоровье спортсмена, к выполнению специфических для избранно-го вида легкой атлетики упражнений с акцентом на совер-шенствование определенных двигательных способностей, играющих решающую роль в достижении высоких спор-тивных результатов;

– при планировании средств специальной физической подготовки: от специальной выносливости к повыше-нию скорости передвижения, быстроты и темпа дви-жений (быстрое напряжение и быстрое расслабление в работе мышц) к контролю над быстрыми движениями (сочетание длины и темпа шагов для создания макси-мальной скорости), амплитуды и свободы движений; в скоростно-силовой подготовке от развития максималь-ной силы к повышению быстрой (взрывной) силы; от

проработки ведущих мышечных групп с большими ам-

плитудами движений при необходимых усилиях до по-

вышения мощности движений и градиента силы при ра-

бочих амплитудах и траекториях движений.

Одним из ведущих методических положений является пла-нирование вариативности тренировочных нагрузок по всем компонентам: числа и темпа повторений, длительности и ин-тенсивности выполнения упражнений, величины отягощений и сопротивлений; смены мест занятий.

Планирование спортивной подготовки в коротких циклах

Планирование тренировки на мезоцикл, микроцикл, отдельное тренировочное занятие осуществляется на осно-ве годичного плана. Наиболее широкое распространение в практике получило месячное и околомесячное планирова-ние.

В нем наиболее подробно в типовых недельных микроци-клах приводится подбор средств тренировки, динамика объ-ёма и интенсивности тренировочных нагрузок, контрольные нормативы. При составлении планов необходимо, чтобы на-правленность тренировочных занятий четко соответствовала задачам, решаемым в данный отрезок определенного трениро-вочного цикла.

Подробно понедельно составленный годичный план под-готовки позволяет достаточно просто создавать месячные, не-дельные планы и планы-конспекты отдельных тренировочных занятий с учетом состояния спортсмена, уровня его подготов-ленности на данный момент, средств восстановления и других факторов.

Учет в спортивной подготовке

Система учета в спортивной подготовке является одним из факторов обратной связи и относится к компонентам ком-плексного контроля.

Подготовка спортсменов достигает своей цели – дости-жение лучших результатов в заранее запланированные сроки ответственных соревнований – в тех случаях, когда подкре-пляется систематическим учетом выполнения разработанных программ.

Планирование и учет в спортивной подготовке нужно рас-сматривать в их единстве как по формам документации, так и по содержанию. В связи с этим целесообразно предусматривать в планирующей документации в графах по основным сред-ствам две строки: план и выполнение. В этом случае учетная документация будет являться составной частью планирующей и станет возможным наглядно в цифрах или на графиках иметь представление о ходе выполнения планов для оперативного принятия решений по коррекции тренировочного процесса на следующий цикл подготовки.

Основными самостоятельными формами учета учебно-тренировочного процесса являются дневники тренера и спор-тсмена, протоколы соревнований и обследований спортсме-нов.

В дневниках фиксируются повседневная тренировочная нагрузка, самочувствие и работоспособность, подробно опи-сывается выступление спортсмена в соревнованиях. Система-тическое ведение дневников с подробными записями может служить основой для совместной творческой работы тренера и спортсмена,

Дневник спортсмена должен иметь следующие разделы:

I. Краткие сведения о спортсмене (фамилия, имя, отче-ство, год рождения, рост, масса тела, размеры спортивной обу-ви и тренировочного костюма, домашний адрес, место учебы или работы, спортивное общество и коллектив физической культуры), а также фамилия, имя, отчество тренера.

II. Динамика спортивных результатов в избранном и смежном видах легкой атлетики, контрольных упражнений, а также роста и массы тела по годам с начала занятий в избран-ном виде.

III. Цель и задачи тренировки на год, периоды, этапы под-готовки.

IV. Основные соревнования, в которых предстоит принять участие, сроки и планируемый результат.

V. Запись содержания основных занятий: средств трени-ровки и их единицы измерений (м, кг, тонны, минуты, часы, число повторений). Каждое упражнение записывается в от-дельной строчке (сходные упражнения группируются) и имеет свой порядковый номер. Целесообразно записывать и сумми-ровать средства по зонам интенсивности (мощности) нагрузок. Результаты соревнований и каждого тренировочного занятия в кратком изложении записываются спортсменом ежедневно по свежим впечатлениям. Помимо содержания занятий необхо-димо отмечать состояние самочувствия до и после тренировки (желание тренироваться, бодрость, утомление, вялость, тяжесть в ногах, руках, безразличие, а также сон – продолжительность и глубина, аппетит, пульс утром лежа после просыпания и усло-вия тренировки).

Интенсивность нагрузки в каждом занятии фиксируется по пятибалльной системе на основании субъективной оценки спортсмена.

Для записи занятий на каждую неделю отводится разворот большой тетради (журнала). Всего получается 52 разворота (по числу недель в году). Это удобно при анализе и помогает соз-дать целостное наглядное представление о выполненной про-грамме за неделю.

Спортсмен и тренер должны анализировать показатели плана, взятые из анализа индивидуального дневника спортсме-на.

Для повышения информативности полученных показа-телей тренировки, достижения наглядности анализа хода вы-полнения годового плана целесообразности в виде графиков изображать еженедельную динамику спортивных результатов, объема и интенсивности применения наиболее специфических средств тренировки.

3.10. Особенности методики подготовки легкоатлетов

высокой квалификации

Еще в античные времена возникла определенная система подготовки в легкой атлетике. Однако наиболее глубокое обо-снование теории и технологии подготовки начинается во вто-рой половине XX столетия. За прошедший период спортивные достижения в подавляющем большинстве видов легкой атлети-ки достигли околопредельных результатов и находятся в такой стадии развития, когда тренировочные нагрузки, достигнув значительных, но оптимальных величин как по объему, так и по интенсивности, обеспечивают лишь минимальный прирост достижений.

Профессионализация и коммерциализация спорта и лег-кой атлетики, проявляющиеся с нарастающей активностью с 80-х годов XX столетия, связанные со значительным расшире-нием международного календаря соревнований, внесли опре-деленные изменения в индивидуальную систему стартов силь-нейших легкоатлетов мира, к которым они вынуждены были адаптироваться.

Высочайший уровень мировых рекордов и спортивных ре-зультатов 10 и 100 лучших атлетов мира в каждом виде легкой атлетики, очень мало изменяющихся в последние 15-20 лет, по-зволяет предполагать, что дальнейший рост достижений будет происходить преимущественно за счет дальнейшего совершен-ствования индивидуального календаря соревнований, исполь-зования разрешенных средств восстановления и повышения работоспособности спортсмена, оптимизации структуры тре-нировки в многолетнем, годичном и более коротких циклах, что потребует повышения надежности управления состоянием «спортивной формы» атлетов.

Улучшение мировых рекордов в легкой атлетике в настоя-щее время происходит достаточно редко и, как правило, на со-ревнованиях в специально подготовленных условиях (погода, материальные стимулы, отличные покрытия дорожки и секто-ров и наличие специальных лидеров и др.). В табл. 47 представ-лены мировые рекорды в 47 олимпийских видах легкой атлети-ки на 01.01.08 г.

Таблица 47

Сроки установления мировых рекордов на 01.01.08 г.

Годы Мужчины Женщины Всего
80-89
90-99
06-07
28 лет

Анализ табл. 47 показывает, что подавляющее большин-ство рекордов было установлено более 10 лет назад, а в 2007 г. было улучшено всего 4 рекорда мира (в беге на 100 м, марафоне, ходьбе на 50 км у мужчин и беге на 5000 м у женщин).

Разберем подробно факторы, которые в наибольшей мере будут влиять на дальнейший прогресс легкоатлетов высокой квалификации.

Наши рекомендации