Программирования в легкой атлетике у спортсменов высокой квалификации

Планирование и управление подготовкой квалифицирован-ных спортсменов следует рассматривать как многофакторный процесс, состоящий из четырех основных этапов: определения цели, составления прогноза, программы и ее реализация. Выпаде-ние одного из звеньев этой цепи делает процесс неуправляемым.

Цель воспринимается как достижение атлетом максималь-но высокого спортивного результата. Более обоснованно и кон-кретно цель должна быть определена в прогнозе основных тре-нировочных параметров и спортивных результатов, которых атлет может достичь при соблюдении определенных условий на планируемый участок времени.

Прогноз спортивных достижений позволяет научно спла-нировать подготовку отдельных легкоатлетов и команды в целом к наиболее крупным соревнованиям сезона. Чем деталь-нее прогноз (чем больше информации он содержит), тем более точно можно составить план и детализировать его. Исходя из прогноза и поставленной цели создается перспективный план подготовки, в который непременно должна быть заложена основная тренировочная концепция, указаны наиболее суще-ственные показатели параметров тренировочного и соревнова-тельного процесса и пути их достижения.

Из изложенного видно, что вопрос выбора количествен-ных оценок состояния спортсмена тесно связан с методикой прогнозирования результатов на определенных крупнейших международных соревнованиях (Олимпийские игры, чемпио-наты мира и т.д.).

Для современной теории и методики спорта характерен переход от эмпирических подходов к программно-целевому планированию тренировочного процесса при помощи моделей, отражающих структуру соревновательной деятельности и фи-зической подготовленности спортсменов.

Термины планирование, программирование и моделирова-ние близки по своему смысловому значению, так как програм-ма – это план деятельности, а план – это порядок выполнения программы деятельности. Моделирование системы подготов-ки предопределяет необходимость предвидения динамики со-стояния спортсмена в течение определенного времени. В силу известной гетерохронности развертывания во времени раз-личных характеристик состояния под влиянием физических нагрузок решение задач моделирования тренировочного про-цесса в практике планирования спортивной подготовки требу-ет существенных упрощений и учета специфики вида спорта.

Конечной целью моделирования сложных систем является создание математических моделей, позволяющих: а) рассчиты-вать нормальные программы деятельности системы, необхо-димые для повседневного управления; б) определять прогнозы дальнейшего развития системы, которые необходимы для пер-спективного планирования. В результате этого появляется воз-можность вероятностного расчета целенаправленного управле-ния системой (в частности спортсмена), которое проектируется на основе настоящего и должного состояния системы, сроков и располагаемого объема воздействия на него.

Создание моделей обычно проходит через несколько эта-пов: 1) выявления элементов системы, их взаимосвязей, по-строение блок-схемы, определение единиц измерений; 2) опре-деление количественных характеристик составляющих модели, выбор методов математической обработки данных, выделение существенных переменных; 3) расчет поведения всей системы в целом.

В настоящее время можно выделить две группы модельных построений в теории и методике спортивной тренировки. В первую входят модели соревновательной деятельности, специ-альной подготовленности и морфофункциональные, отражаю-щие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем и их частей. Во вторую – модели крупных структурных образований тренировочного процесса – этапов многолетней подготовки, макроциклов и периодов подготовки; модели тренировочных этапов, мезо – и микроциклов; модели тренировочных занятий и их частей; мо-дели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов.

Управление тренировочным процессом на основе оценки модельных характеристик производится с учетом возможно большего количества уровней «модели спортсмена» в ходе ком-плексного контроля. Следует отметить, что без учета характе-ристик соревновательной деятельности данные специальной физической подготовленности спортсмена не могут служить окончательной основой для рекомендаций по коррекции тре-нировочного процесса. На основе этого появилась возмож-ность построения блок-схем «моделей сильнейших спортсме-нов» (Б. Н. Шустин, 1995).

Эта схема может быть детализирована по отношению к основным группам видов спорта. Так, в циклических видах лег-кой атлетики основными компонентами соревновательной дея-тельности являются старт, уровень дистанционной скорости, финиш и др. Интегральными качествами, характеризующими специальную физическую подготовленность и определяющими эффективность действий спортсмена, например, по отношению к уровню дистанционной скорости, являются специальная вы-носливость и скоростно-силовые способности. Основными функциональными характеристиками, определяющими уровень развития интегрального качества – специальной выносливости

– можно назвать показатели мощности и емкости систем энерго-обеспечения, экономичности работы, устойчивости и подвиж-ности в деятельности основных функциональных систем и т.п. Частными показателями, определяющими уровень основных функциональных параметров и характеристик по отношению к максимальному потреблению кислорода – интегральной харак-теристики аэробной производительности, – является процент красных мышечных волокон, объем сердца, минутный объем кровообращения, максимальная вентиляция легких, емкость капиллярной сети, активность аэробных ферментов и т.п.

Определение количественных оценок модельных характе-ристик требует привлечения разнообразных методов матема-тической статистики. Обследования для накопления необхо-димого статистического материала могут проводиться двумя основными способами: с помощью длительных (лонгитуди-нальных) наблюдений за отдельными спортсменами экстра-класса в период становления их спортивного мастерства и с помощью серии одномоментных наблюдений (срезов) за груп-пами спортсменов различной квалификации.

При использовании первого способа наиболее полно рас-крываются основные закономерности подготовки. Такие на-блюдения позволяют подчас выявить больше, чем дают экспе-риментальные исследования.

Второй способ получения количественных оценок модель-ных характеристик – срезовое обследование, т.е. одновремен-ное обследование спортсменов различной квалификации и воз-раста. Если длительное исследование контролирует спортсмена от начала занятий спортом до достижения максимальных ре-зультатов, то срезовое обследование охватывает спортсменов в течение кратковременного отрезка. Этот способ имеет ряд преимуществ по сравнению с лонгитудинальным. С его помо-щью можно разработать модельные характеристика значитель-но быстрее. Этот способ позволяет и значительно быстрее их обновлять. Модельные характеристики, созданные с помощью способа срезов, являются более адекватными, так как для ква-лифицированных спортсменов они создаются современными методами и средствами.

Рассмотрим методы построения количественных оценок модельных характеристик. Среди них можно выделить четыре основные группы: математические экстраполяции, экспертные оценки, нормы, моделирование на исследовательских стендах. Методы математических экстраполяций и экспертных оценок широко освещены в специальной литературе и учебниках.

Одним из перспективных методов разработки количествен-ных оценок модельных характеристик является построение норм, т.е. граничных величин результата, служащих основой для отнесения спортсмена к той или иной квалификационной группе. Наибольший интерес представляют должные нормы, характеризующие уровень комплекса показателей спортсмена, необходимый для выполнения поставленной задачи. В основу построения должных норм могут быть положены как длитель-ные наблюдения за отдельными элитными спортсменами, так и одновременные наблюдения за перспективными спортсмена-ми различной квалификации. В видах спорта с объективно из-меряемыми результатами, такими как легкая атлетика, на этой основе можно определить, какую силу или скорость надо про-явить либо какую энергию затратить, чтобы показать заплани-рованный результат.

В числе основных методов разработки количественных оценок модельных характеристик можно рассматривать также их моделирование на специализированных исследовательских стендах. В ходе выполнения спортивных упражнений на ука-занных стендах в режимах, соответствующих рекордным, по-является возможность оценки большинства сторон соревнова-тельной деятельности и специальной подготовленности.

Наиболее часто встречается количественная оценка модель-ных характеристик с помощью прогнозирования. При этом ис-пользуются различного рода математические экстраполяции.

Под прогнозированием модельных характеристик силь-нейших спортсменов понимается формирование вероятност-ного суждения об уровне соревновательной деятельности, со-стоянии основных сторон специальной подготовленности и ведущих систем организма спортсмена, способного достигнуть запланированных результатов, необходимых для победы на определенных соревнованиях в будущем.

Задачами прогнозирования модельных характеристик яв-ляются:

Установление цели подготовки спортсмена (команды) к крупнейшим соревнованиям (Олимпийским играм, чемпиона-там мира и т.д.) в будущем.

Определение оптимальных путей и средств достижения цели.

Определение необходимых ресурсов.

Объектом прогнозирования модельных характеристик яв-ляется состояние спортсмена (уровень соревновательной дея-тельности и подготовленности), обеспечивающее достижение запланированного результата.

В основе прогноза модельных характеристик лежит про-гноз спортивных достижений.

При любом из упомянутых методов разработки конкрет-ных количественных значений модельных характеристик на практике используются допустимые диапазоны значений; усредненные значения; минимально необходимые; максималь-но достаточные; максимальные значения. Наиболее рацио-нальным является определение допустимых количественных диапазонов, охватывающих возможные вариации показателей состояния предполагаемых будущих чемпионов.

Разработка вопросов программирования в легкой атлети-кенаходится в стадии становления.

Программирование– это упорядочение содержания тре-нировочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки спортсмена и специфическими принципами, опре-деляющими рациональные формы организации тренировоч-ных нагрузок в рамках конкретного времени.

Прежде всего это обусловлено сложностью соревнователь-ной деятельности и многофакторностью структуры подготов-ленности. Помимо этого большие трудности возникают между организацией тренировочного воздействия и сущностью тре-нировочного эффекта, всегда индивидуального для каждого спортсмена.

В легкой атлетике длительность соревновательного перио-да при двухцикловом планировании высококвалифицирован-ных спортсменов составляет два месячных мезоцикла зимой и пять – летом. Поэтому длительность летнего соревновательного периода обусловливает необходимость выделения внутри го-дичного цикла целостных мезоциклов, включающих в себя эта-пы «наполнения» потенциала и их «реализации» в соответствии с фазами развития спортивной формы (создание, сравнительная стабилизация, оптимальное проявление и частичная утрата).

Известно, что спортсмен может находиться в состоянии спортивной формы 40 – 50 дней, а затем происходит ее сниже-ние. В то же время на протяжении соревновательного периода спортсмен должен участвовать 3-4 раза в главных соревновани-ях сезона (отборочные соревнования, первенство страны, чем-пионат мира или Олимпийские игры, крупные международные соревнования). Следовательно, нужно строить свою подготов-ку, предусматривая выход на пик спортивной формы в главных соревнованиях сезона.

Для достижения поставленных целей необходима четкая иерархия подцелей, задач, соответствующих различным этапам подготовки. Наиболее четко они обозначаются в результате си-стемного анализа содержания спортивной деятельности и про-цесса подготовки к ней. Используемая концепция подготовки в легкой атлетике складывается из таких блоков как:

1) модель соревновательной деятельности спортсмена;

2) общие принципы и структура процесса подготовки;

3) промежуточные модели подготовки, включающие ме-тоды и формы организации и систему реализации;

4) модель техники, тактики и уровня физической и психи-ческой подготовки;

5) средства и методы контроля и управления.

Суммирование тренировочных нагрузок может вызвать как положительный, так и отрицательный результат, если при этом будет превышен индивидуальный адаптационный ресурс. Для реализации текущего адаптационного ресурса необходи-мо около 20 недель. Поэтому в основу структуры рационально организованной тренировки кладется цикличность в развитии состояния тренированности. Годичные цикл, мезоцикл и ми-кроцикл составляют структурные единицы программирования тренировки.

Важным аспектом планирования подготовки в легкой атлетике представляется тенденция упрощения процесса программирования, используя блочный принцип подбора тренировочных средств и их формализацию. Базой такого про-граммирования избраны отдельные физические упражнения или ряд их, объединенных по признакам решения определен-ной педагогической задачи. Карты тренировочного задания (ТЗ) в этом случае заполняются шифром. Дополнительно вы-черчивается схема оперативного плана, затем, исходя из основ-ной задачи тренировки, подбираются ТЗ. В нижней графе плана представляется суммарная величина нагрузки. Это позволяет четко дозировать нагрузки, (их объем и интенсивность) и вести их точный учет.

Программирование тренировочного процесса опирается на:

1) специфику двигательно-технической деятельности;

2) особенности календарных соревнований;

3) стратегию и закономерности процесса адаптации орга-низма к тренировочным нагрузкам;

4) их индивидуальные особенности, связанные с динами-кой развития двигательных способностей (темпов роста, ха-рактером взаимосвязей и времени удержания);

5) взаимосвязь специальной физической и технико-тактической подготовок.

Качество современного тренировочного процесса квали-фицированных легкоатлетов определено рядом положений:

Важнейшим условием успешности управления процес-сом подготовки считается целенаправленность, многолетнее планирование учебно-тренировочной работы в полном соот-ветствии с модельными характеристиками спортсменов.

Применение высоких физических нагрузок – основ-ной путь повышения общей и специальной работоспособ-ности атлетов. Использование разнообразных средств из других видов спорта значительно повышает возможности успешного решения задачи развития необходимых качеств спортсмена.

Определяя направленность специальной физической подготовки в индивидуальных тренировках, тренер должен широко использовать современные методы – сопряженный, интервальный, повторный, переменный, круговой с целью по-вышения нагрузки и интенсивности занятий. Можно конста-тировать, что совершенствование системы подготовки в легкой атлетике в значительной мере связано с повышением качества программирования тренировки в наиболее важном – соревно-вательном периоде. Целесообразно соревновательный период расчленять в зависимости от календаря соревнований на боль-шие мезоциклы (по 40-45 дней) при подготовке к ответствен-ным и главным соревнованиям сезона, а их, как правило, быва-ет не более 3 – 4.

Современная практика развития легкой атлетики обуслов-ливает переход к программному принципу организации тре-нировки. Программно-целевой принцип предусматривает мо-делирование нагрузок в рамках отдельных этапов, например, этап непосредственной подготовки к главному старту сезона. Вопрос о структуре и содержании таких этапов может зависеть от ряда причин, к которым целесообразно отнести следующие:

− интервал отдыха между двумя главными стартами сезо-на;

− оптимальная продолжительность тренировочного воз-действия конкретной направленности для достижения значимого эффекта; рациональное сочетание разнона-правленных тренировочных воздействий в целях дости-жения конкретной эффективности структуры специаль-ной физической и технической подготовленности;

− соотношение средств и методов физической подготовки.

В рамках теоретических аспектов разработки проблемы программирования процесса подготовки легкоатлетов важное значение занимают вопросы взаимосвязи тренировочных эф-фектов физических нагрузок различной преимущественной на-правленности и возможности однонаправленных воздействий в качестве метода целенаправленного развития двигательных качеств.

Использование методического подхода, состоящего в со-средоточении объема однонаправленных физических нагру-зок на отдельных этапах годичного цикла, нашло отражение в многолетних исследованиях Ю. В. Верхошанского (1985, 1986). Принципиальная новизна этого приема заключается в созда-нии массированного тренирующего воздействия на организм спортсмена в течение ограниченного времени (этапа). Цен-ность данного методического подхода для спортсменов высо-кой квалификации доказана в ряде исследований с участием легкоатлетов.

Важным элементом при планировании занятий комплекс-ной направленности является учет взаимодействия срочных тренировочных эффектов упражнений различной физиологи-ческой и педагогической направленности. В то же время без учета срочных тренировочных эффектов отдельных упражне-ний и без их рационального сочетания невозможно существен-но повысить уровень подготовленности спортсмена.

Здесь следует отметить, что планирование тренировочных нагрузок должно строиться так, чтобы нагрузки одинаковой направленности включались только через промежуток време-ни, достаточный для наступления сверхвосстановления веду-щей функции, а другие не тормозили бы ее.

Использование занятий избирательной направленности на развитие тех или иных сторон подготовленности и комплекс-ное построение нагрузок имеют важное значение в системе программирования тренировочного процесса высококвалифи-цированных легкоатлетов.

Выбор того или иного подхода в организации тренировоч-ного процесса в плане его комплексной или избирательной на-правленности должен определяться прежде всего целью, ради которой формируется программа подготовки, этапом станов-ления спортивного мастерства и индивидуальными особенно-стями структуры подготовленности спортсмена.

Результаты многочисленных работ легли в основу модели-рования подготовки легкоатлетов в подготовительном периоде тренировки.

Рост объема нагрузок сопровождается долговременны-ми адаптационными изменениями, вызывающими значитель-ные перестройки не только функционального, но и структур-ного характера. Увеличение интенсивности нагрузки вызывает крутой подъем спортивной работоспособности. Объем работы связан с более значительной запаздывающей трансформацией, чем интенсивность.

Варьируя структурой и содержанием микроциклов, можно добиваться нивелирования отрицательных отклонений в развитии тренированности и общей прогрессивной тенден-ции тренировочного процесса.

На первых этапах подготовительного периода (обще-подготовительный этап) эффект «переноса» физических ка-честв в достаточной степени пропорционален объему и ин-тенсивности общеподготовительных упражнений, которые могут быть представлены в значительно большей мере, чем на последующих этапах цикла подготовки. По мере углубле-ния адаптационных процессов повышается избирательность «переноса» физических качеств, который ограничивается и становится более специфичным. Отсюда возникает необхо-димость, с одной стороны, постепенно ограничивать объем неспецифических средств, а с другой – с началом нового цик-ла расширять и обновлять комплекс общеподготовительных упражнений, чтобы, включая новые функциональные связи, создавать новые предпосылки для спортивного совершен-ствования.

Все вышеизложенное обосновывает необходимость ис-пользования на первых этапах подготовительного периода ши-рокого спектра общеподготовительных упражнений различной направленности с целью расширения фонда неспецифических навыков и умений, а также с целью совершенствования навы-ков и умений, входящих с состав спортивной техники.

На специально-подготовительном этапе подготовительно-го периода состав общеподготовительных средств несколько уменьшается и повышается удельный вес упражнений, прибли-женных к специально-подготовительным.

На всех этапах подготовительного периода при выпол-нении соревновательных упражнений необходимо соблюдать принцип сопряжения физической, психологической и техниче-ской подготовки. При этом целесообразно выполнять специа-лизированные нагрузки, что обеспечивает эффективное разви-тие ведущих качеств и позволяет от микроцикла к микроциклу наращивать интенсивность данных упражнений без ущерба для техники.

Если в конце подготовительного периода предусмотрен этап концентрированной подготовки, то продолжительность отставленного тренировочного эффекта прослеживается на протяжении 30-45 дней соревновательного периода.

На этапах подготовительного периода целесообразно сочетать микроциклы развивающего (10-15 дней) и поддержи-вающего (3-5 дней) характера. Развивающие микроциклы долж-ны иметь конкретную преимущественную направленность и располагаться в следующей последовательности: втягивающий этап – преимущественно аэробная направленность; общеподго-товительный – преимущественно смешанная направленность; специально-подготовительный – анаэробно-гликолитическая и анаэробно-алактатная; предсоревновательный – смешанная.

Последовательность развивающих микроциклов долж-на планироваться после восстановления и наращивания аэроб-ной производительности организма. Другими словами, аэроб-ные возможности являются базой для развития физических качеств. Микроциклы поддерживающего характера, следую-щие за циклами высокоинтенсивной работы, позволяют уско-рить темпы прироста физических качеств.

В каждом микроцикле определенной направленности не-обходимо использовать наиболее эффективные методы орга-низации нагрузки.

Вышеперечисленные положения являются основой для разработки модели подготовительного периода подготовки вы-сококвалифицированных легкоатлетов.

3.7. Проблемы психической (психологической) подготовки легкоатлетов высокой квалификации

3.7.1. Содержание психической подготовки

Одним из решающих факторов успеха при относительно равных условиях физической и технико-тактической подго-товленности легкоатлетов высокой квалификации является их психическая готовность к соревнованию. Психическая подго-товка как один из видов психического состояния человека, “ко-торое можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процес-сов, направленных на ориентировку спортсмена в предсорев-новательных ситуациях и в условиях соревновательной борь-бы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с ре-шением задач, ведущих к достижению намеченной цели” (А. И. Пуни, 1971).

Психическая подготовка спортсмена направлена на фор-мирование установки на соревновательную деятельность и на создание предпосылок для адаптации к экстремальным услови-ям такой деятельности.

Принято выделять общую психическую подготовку и пси-хическую подготовку к конкретному соревнованию. Общая подготовка предполагает обучение спортсмена универсальным приёмам, обеспечивающим психическую готовность к деятель-ности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания, способам самоорганизации и мо-билизации на максимальные волевые и физические усилия.

Специальная – предполагает подготовку к конкретному сорев-нованию, формирование установки на достижение победы или определенного спортивного результата на фоне значительного эмоционального возбуждения через обучение приемам моде-лирования в тренировочной деятельности условий будущей соревновательной борьбы.

Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величи-ну потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию. Тренировочные занятия и тем более соревнования легкоатлетов высокого класса характери-зуются такими физическими и психическими нагрузками, ко-торые доводят напряжение до пределов индивидуальных воз-можностей, что может привести к неконтролируемому расходу ресурсов организма и вызвать в нём труднообратимые физиче-ские и психические сдвиги.

Заложенная в самой спортивной деятельности максимали-зация усилий при отсутствии чётко выраженной границы ин-дивидуально допустимых пределов, за которыми начинаются предпатологические и патологические процессы, выдвигает в психической подготовке спортсмена вопросы психопрофилак-тики и психогигиены: изучение личности спортсмена с уста-новлением ее профиля; выявление доминирующих состояний и их динамики; овладение приемами и средствами ауто – и ге-теропсихорегуляции и коррекции; выявление психических ба-рьеров и связанных с ними видов психической защиты; оценка психических изменений под влиянием нагрузок.

Психическая подготовка является прежде всего воспита-тельным процессом, направленным на развитие личности пу-тём формирования соответствующей системы отношений. Это позволяет перевести неустойчивый характер психического со-стояния в устойчиво доминантный, т.е. в свойство личности. При этом психическая подготовка спортсмена к продолжитель-ному тренировочному процессу осуществляется, во-первых, за счёт непрерывного развития и совершенствования мотивов спортивной подготовки и, во-вторых, за счёт создания благо-приятных отношений к различным сторонам этого процесса (Г. Д. Горбунов, 1986).

В условиях многолетней подготовки спортсмена возникает необходимость социально-психической адаптации как к сорев-новательной деятельности, так и к сопутствующим условиям жизни человека в спорте.

Психическая подготовка в виде последовательных воздей-ствий представляет собой один из вариантов управления спор-тсменом, в случае применения воздействий самим атлетом она является процессом самовоспитания и саморегуляции.

В повседневном тренировочном процессе психическая подготовка как бы включена в другие стороны подготовки (фи-зическую, техническую, тактическую), хотя имеет свои цели и задачи. Если цель психической подготовки – реализация по-тенциальных возможностей данного легкоатлета, обеспечи-вающих эффективную деятельность, то многообразие частных задач (формирование мотивационных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам) приводит к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки.

Специальные методы психической подготовки в повседнев-ной тренировке можно применять в тех случаях, когда возникает необходимость предупредить или снизить психическое перена-пряжение как следствие чрезмерных тренировочных нагрузок.

В том случае, когда психическая подготовка проводится на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки, на первый план выдвигается формирование готовности к высоко-эффективной деятельности в нужный момент. Отсюда – такие частные задачи, как ориентация на социальные ценности, фор-мирование у спортсмена психических «внутренних опор», пре-одоление «барьеров», психологическое моделирование условий предстоящей борьбы, форсированная оптимизация «сильных» сторон психической подготовленности спортсмена, установка и программа действий и т.д. (рис. 42). На этом этапе особую на-грузку несут также влияние окружения, состояние места занятий и восстановления, работа средств массовой информации, поведе-ние тренеров и внимание к спортсменам руководителей команды.

Программирования в легкой атлетике у спортсменов высокой квалификации - student2.ru

Содержание психической подготовки, ее построение, сред-ства и методы определяются спецификой вида легкой атлетики, уровнем их достижений.

Таким образом, психической подготовкой спортсмена на-зывается процесс актуализации его потенциальных психиче-ских возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям.

Основа актуализации потенциала легкоатлета в беговых видах – функциональные резервы организма, мобилизация на предельные волевые усилия.

Однако психическая подготовка может дать положитель-ный эффект лишь при соответствии возможностей спортсмена их уровню. Нередко причины неудачи ищут в плохой психиче-ской подготовке, тогда как спортсмену просто не хватило ма-стерства. Психическая подготовка по своей сути специфична и учитывает особенности конкретного вида легкой атлетики. В этом её главное содержание.

Таким образом, специализированность является ведущим принципом психической подготовки.

Поэтому в процессе тренировки должны использоваться варианты психорегуляции с учетом специфики деятельности бегунов, скороходов, прыгунов, метателей и многоборцев.

3.7.2. Планирование психической подготовки

В системе психической подготовки можно использовать следующую классификацию действий планирования:

1) в зависимости от субъекта планирования оно может быть гетерогенным (т.е. планирование осуществляется со сто-роны психолога, тренера) или аутогенным, когда планирует сам спортсмен; разумеется, вполне вероятен случай гетерогенного планирования с участием самого спортсмена;

2) в зависимости от сроков предстоящих соревнований по отношению к главному старту различают перспективное (на четырёхлетие, макроцикл, соревновательный период) и сроч-ное (на этап, микроцикл, тренировочное занятие, соревнова-ние) планирование;

3) в зависимости от направленности действий по отно-шению к задачам психической подготовки выделяют плани-рование на определённый период (направлено не достижение оптимального уровня подготовленности, необходимого для эффективной тренировочной и соревновательной деятельно-сти) и планирование психической подготовки к конкретному соревнованию;

4) в зависимости от средств психической подготовки суще-ствуют варианты ее реализации, объем и конкретное психоло-гическое содержание работы

Принципиальная схема планирования психической под-готовки включает в себя следующие основные её элементы: 1) этап психической подготовки; 2) исходные данные; 3) средства управляющих воздействий; 4) сроки реализации; 5) средства контроля; 6) способ оценки эффективности данного раздела психической подготовки; 7) «канал» реализации.

В данном случае речь идёт об относительно кратковремен-ных сроках планирования, которое не выходит за рамки перио-да или этапа подготовки. Если же брать более длинный отре-зок времени (например, олимпийское четырёхлетие), то фактор сроков выходит на первое место. В частности, участвуя в раз-работке целевой программы подготовки команды к Олимпий-ским играм, тренер и психолог должны исходить прежде всего из критериев времени, взяв за основу сначала четырёхлетие, а затем годовые отрезки. Именно к этим временным интерва-лам «привязываются» конкретные цели и задачи подготовки. А «внутри» годового интервала целесообразно использовать при-ведённую выше схему планирования.

Обычно планирование как бы привязывается к трём точ-кам: 1) достижение значимой цели психической подготовки к определённому периоду, этапу, что можно проконтролировать показателями деятельности спортсмена и его результатами в главных соревнованиях и данными, полученными преимуще-ственно в обследованиях; 2) решение частных задач психи-ческой подготовки в течение этапа или периода подготовки, причём эффективность решения проверяется способами и ре-зультативностью тренировочной и соревновательной деятель-ности спортсмена, а также данными обследования; 3) решение технологических задач, как правило, в относительно коротком временном интервале (например, овладение определёнными релаксирующими упражнениями) с проверкой эффективности решения показателями поведения и деятельности спортсмена в контрольных соревнованиях, а также данными текущих об-следований.

Планирование психической подготовки не обязательно должно включать в себя весь заранее заданный набор средств. Всё определяется спецификой вида легкой атлетики, конкрет-ного спортсмена.

В то же время, очевидно, есть необходимость указать наи-более типичные разделы психической подготовки, которые должны включаться в планирование:

− формирование микросреды, создание коллектива, сти-муляция развития оптимального психологического кли-мата в группе или в команде;

− применение воспитывающих воздействий для решения

основных задач формирования личности спортсмена; − формирование у спортсменов мотивации достижений; − обучение спортсменов приёмам самоконтроля и саморе-

гуляции; − психологическая консультация и обучение тренеров ме-

тодам психологопедагогических воздействий; − профилактика невротических реакций у спортсменов; − средства и методы психического восстановления; − управление психическим состоянием спортсменов в тре-

нировке и соревновании с помощью средств ауто – и ге-терорегуляции; − определение наиболее вероятных источников напряже-ния в подготовке к главному старту;

− определение наиболее вероятных факторов успеха и не-успеха в соревновательной деятельности команды или отдельных спортсменов в годичном цикле.


Наши рекомендации