Средства и методы тренировки легкоатлета на этапе спортивного совершенствования
Возраст 16-19 лет мало чем отличается от организма взрос-лого человека, хотя процесс формирования скелета завершает-ся только к 25 годам. На этапе спортивного совершенствова-ния подготовка приобретает еще более специализированный характер. Используется весь арсенал эффективных средств и методов тренировки. Объем основных параметров трениро-вочной нагрузки возрастает и достигает на этом этапе индиви-дуального максимума.
Факторы, ограничивающие нагрузку:1) индивидуальные особенности в телосложении; 2) общий энергетический ресурс; 3) уровень одаренности спортсмена к избранному виду спорта; 4) уровень психологической устойчивости; 5) бытовые условия.
Основные средства:1) общеразвивающие упражнения; 2) специально-подготовительные упражнения; 3) специальные упражнения; 4) упражнения со штангой и на тренажерах; 5) спе-циальные упражнения локального воздействия; 6) всевозмож-ные прыжки и прыжковые упражнения; 7) комплексы специаль-ных упражнений избранного вида легкой атлетики; 8) широкий круг упражнений из смежных и родственных видов спорта; 9) изометрические упражнения; 10) теоретические знания.
Основные методы выполнения упражнений:1) повтор-ный; 2) переменный; 3) повторно-переменный; 4) круговой; 5) интервальный; 6) контрольный; 7) соревновательный.
Количество занятий.С ростом спортивного мастерства увеличивается число занятий в недельном цикле – до 11-12, иногда и до 15 (включая специализированную зарядку или са-мостоятельные тренировки по специальному заданию трене-ра). В период тренировочных сборов количество тренировок и объем работы, как правило, увеличиваются.
Основные направления тренировки.Система подготовки спортсмена в настоящее время включает отбор и прогнозиро-вание, применение новых нетрадиционных средств и методов развития физических качеств, восстановление, управление тре-нировочным процессом на всех его этапах.
В этом возрасте становится актуальным в процессе специ-альной физической и технической подготовки учитывать во-прос сопряженности, роль которой на предварительном и на-чальном этапах незначительна. Однако в период спортивного совершенствования значение сопряженности возрастает.
По мере роста мастерства спортсмена увеличивается необ-ходимость вариативности в применении методов тренировки. До сих пор во многих видах спорта наиболее распространенными являются традиционные средства (штанга, прыжковые упражне-ния), применяемые безотносительно к структуре двигательного акта. Кроме того, используются средства, близкие по структуре к основному движению. Причем разнообразие этих упражнений достигается за счет различных методов и режимов выполнения движений (повторный, изометрический, изокинетический).
Наряду с перечисленными средствами используются но-вые, нетрадиционные. К ним стоит отнести упражнения на тре-нажерных устройствах и электростимуляцию.
Спортивный результат зависит от ряда факторов и счи-тается как бы обобщенным показателем функциональных возможностей организма спортсмена. Одним из действенных факторов, обеспечивающих значительный рост спортивных результатов, является увеличение объема и интенсивности тре-нировочных нагрузок. Здесь выделяются две тенденции: 1) ин-тенсификация нагрузки при сокращении суммарного объема; 2) сравнительно мягкие режимы нагрузки с увеличением их объема. Обе тенденции получили четкое психологическое и физиологическое обоснование.
Спортивная тренировка в настоящее время требует боль-ших затрат времени: от 200-400 часов в год у начинающих спортсменов до 1000-1500 часов у мастеров спорта. Таким об-разом, многие спортсмены проводят тренировочные занятия ежедневно, а ведущие мастера спорта – 2-3 раза в день. Все это диктует необходимость разумного использования объема тре-нировочных средств с учетом интенсивности тренировок, воз-раста, пола и подготовленности спортсмена.
Нагрузка в тренировочном занятии.В спорте под объе-мом тренировочной нагрузки понимают сумму работы, проде-ланной за занятие или какой-либо тренировочный цикл. Фи-зическая нагрузка определяется дозировкой упражнений или тренировочных заданий, их повторяемостью, длительностью, а также условиями выполнения.
Физическая нагрузка в тренировке регулируется: а) измене-нием упражнений и тренировочных заданий; б) количеством по-вторений; в) уменьшением времени на выполнение задания; г) увеличением или уменьшением темпа исполнения и амплитуды движений; д) усложнением или упрощением выполнения упражне-ний; е) использованием тренажеров и тренировочных устройств.
Регулировать нагрузку в тренировочном занятии – это значит обеспечить ее оптимальный объем и интенсивность. Большое значение в процессе занятий имеет рациональное обеспечение общей плотности тренировочного урока. Общей плотностью урока называется отношение времени, использо-ванного педагогически оправданно, ко всей его продолжитель-ности. К оправданным относятся следующие затраты време-ни: демонстрация, указания тренера, выполнение физических упражнений и необходимый отдых, перестроения, установка снарядов и т.д. К неоправданным затратам урочного времени относятся его потери, вызванные организационными или дру-гими неполадками («простои» между подходами из-за недо-статка оборудования, нарушения дисциплины и т.д.). Стремясь к оптимальной плотности занятий, нужно различными спосо-бами сводить до минимума простои: а) сокращение перерывов между упражнениями; б) применение поточного выполнения упражнения; г) заблаговременная подготовка мест занятий и инвентаря; д) включение дополнительных упражнений.
Способы повышения объема и интенсивности: 1) повыше-ние скорости выполнения; 2) увеличение дистанции; 3) увеличе-ние веса снарядов; 4) увеличение продолжительности выполне-ния упражнений или тренировочных заданий; 5) замена легких упражнений более сложными; 6) увеличение числа повторений.
В каждом занятии есть своя мера предельно допустимых нагрузок, но любая нагрузка должна определяться и зависит от возраста, пола, уровня подготовленности занимающихся.
Величину тренировочных нагрузок ранжируют в беговых видах легкой атлетики в соответствии с зонами интенсивности на аэробные, смешанные (аэробно-анаэробные) и анаэробные. В остальных видах нагрузки делят на четыре группы: 1) боль-шие; 2) значительные; 3) средние; 4) малые.
Большие нагрузки сопровождаются значительными функ-циональными сдвигами в организме спортсмена, снижением работоспособности. Внешними критериями большой нагрузки является неспособность продолжать выполнение предлагаемой работы.
Значительная нагрузка характеризуется большим суммар-ным объемом работы, выполняемой в условиях устойчивого состояния и не сопровождается снижением работоспособно-сти. Объем ее составляет 70% объема работы, выполняемой до наступления утомления.
Средняя нагрузка соответствует началу второй фазы устой-чивой работоспособности, сопровождающейся стабильностью движений. Объем работы обычно колеблется в пределах 40-50% от работы, выполняемой до наступления явного утомления.
Малая нагрузка значительно активизирует деятельность различных функциональных систем, сопровождается стабили-зацией движений. Число упражнений в занятии обычно 20-25% от объема работы, выполняемой до наступления утомления.
Все эти данные имеют отношение к тренировочному про-цессу для спортсменов высокой квалификации, то есть этапа спортивного совершенствования.