Тренировка в легкоатлетических многоборьях

Многоборья – это комплекс спортивных дисциплин в одном виде спорта (легкая атлетика, конькобежный спорт, спортивная гимнастика) или дисциплин из разных видов спор-та (современное пятиборье).

В легкой атлетике основные соревнования в многоборьях проводятся у мужчин – по десятиборью на стадионе и семиборью в манеже, у женщин – по семиборью на стадионе и пя-тиборью в манеже. Соревнования многоборцев включены в программы Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, чемпионатов и первенств России и других соревнований.

Состав многоборий приведен в табл. 31.

Таблица 31

Состав многоборий

Многоборье Возраст Дисциплины 1-го дня Дисциплины 2-го дня
  МУЖЧИНЫ, соревнования на стадионе
Десятиборье с 18 лет 100 м, длина, ядро, высота, 400 м 110 м с/б, диск, шест, копье, 1500 м
Восьмиборье 14-17 100 м, длина, ядро, 400 м 110 м с/б, высота, копье, 1500 м
Шестиборье 14-18 100 м, длина, ядро 110 м с/б, диск, шест
Пятиборье с 14 лет Длина, копье, 200 м, диск, 1500 м -
Четырехборье 12-15 60 м, прыжок Мяч, 800 м
Троеборье 12-17 Бег, прыжок, ядро -
  МУЖЧИНЫ, соревнования в помещении
Семиборье с 14 лет 60 м, длина, ядро, высота 60 м с/б, шест, 1000 м
Шестиборье 14-18 60 м, длина, ядро 60 м с/б, высота, 1000 м
Пятиборье с 14 лет 60 м с/б, длина, ядро, высота, 1000 м -
Троеборье до 17 Бег, прыжок, ядро -
Троеборье до 15 60 м, прыжок, 600 м  
  ЖЕНЩИНЫ, соревнования на стадионе
Семиборье с 14 лет 100 м с/б, высота, ядро, 200 м Длина, копье, 800 м
Четырехборье 12-15 60 м, прыжок Мяч, 600 м
Троеборье 12-17 Бег, прыжок, ядро -
  ЖЕНЩИНЫ, соревнования в помещении
Пятиборье с 14 лет 60 м с/б, высота, ядро, длина, 800 м -
Троеборье до 17 Бег, прыжок, ядро -
Троеборье до 15 60 м, прыжок, 500 м -

Особенности подготовки многоборцев

Многоборья – технически сложные дисциплины легкой атлетики, которые надо рассматривать как единые упражне-ния, а не как сумму отдельных упражнений. Поэтому и тре-нировочный процесс в многоборьях нельзя механически вос-принимать как сумму подготовки спортсмена в отдельных дисциплинах.

Тренировка многоборцев – это взаимосвязанный педаго-гический процесс, нацеленный на подготовку в многоборье в целом. В этой связи можно выделить некоторые особенности в тренировочном процессе.

Вариативность системы подготовки. Анализ соревно-вательной деятельности многоборцев показывает, что дости-жения многоборцев, имеющих примерно одинаковые суммы результатов в многоборье, существенно различаются в резуль-татах отдельных дисциплин, входящих в многоборья. К одина-ковой сумме спортсмены идут разными путями. Фактически нет многоборцев, результаты которых полностью совпадают и в сумме многоборья, и в отдельных дисциплинах. Разноо-бразное сочетание результатов в отдельных дисциплинах по-казывает, что каждый спортсмен идет к достижению высоких результатов в многоборье своим индивидуальным путем. Вы-бор оптимальной стратегии подготовки для каждого спортсме-на носит вариативный характер, наиболее полно отражающий индивидуальные особенности спортсмена.

Взаимовлияние дисциплин. Подготовка в дисципли-нах легкой атлетики, входящих в состав многоборий, влияет друг на друга. Это влияние может носить как положительный усиливающий характер, так и отрицательный, угнетающий (явление положительного или отрицательного переноса). Взаимовлияние одного упражнения на другое наблюдается и при воспитании физических качеств, и при совершенствова-нии двигательных навыков. На начальных этапах подготов-ки тренировочный процесс стимулирует параллельный рост всех физических качеств, то есть наблюдается положитель-

ное взаимовлияние упражнений друг на друга. С повыше-нием спортивного мастерства примерно до уровня первого разряда характер взаимовлияния физических качеств может измениться и стать отрицательным. Примером может слу-жить параллельное развитие силы и выносливости, особенно ярко проявляющееся в толкании ядра и в беге на выносли-вость (в десятиборье – бег 1500 м, в семиборье – бег 800 м). Явление переноса двигательных навыков наблюдается при совершенствовании различных элементов техники в дисци-плинах многоборья. Примером положительного взаимовлия-ния могут быть упражнения, используемые при тренировке прыжка в длину и барьерного бега, толкании ядра и метании копья и др. При совершенствовании техники метаний необ-ходим поиск таких элементов поз, ритмов, которые были бы совместимы и не противоречили бы другим метаниям. При планировании тренировочного процесса необходимо макси-мального использовать положительный перенос и стараться уменьшить влияние отрицательного переноса за счет опти-мального чередования средств подготовки в недельных и этапных планах.

3. Оптимальность развития физических качеств. В связи с отрицательным влиянием отдельных качеств одного на другое на определенном уровне мастерства появляются ограничения для их дальнейшего развития. Поэтому направленность в тре-нировочном процессе заключается в достижении оптимально-го, а не максимального уровня развития физических качеств. Увеличение собственного веса многоборцев стимулирует рост результатов в толкании ядра, рост силовых показателей, но от-рицательно влияет на результаты в прыжках, в беге на 800 и 1500 м.

Примером определения оптимального уровня силовых возможностей может служить жим штанги лежа. У толкателей-мужчин этот показатель превышает 200 кг, у женщин – 120 кг. А у многоборцев существенно ниже: у десятиборцев – 110-140 кг, у семиборок – 70-90 кг. Поэтому тренировочный процесс мно-гоборцев должен быть направлен на достижение гармоничного оптимального уровня всех физических качеств в их взаимос-вязи, а не на изолированное достижение максимальных пока-зателей какого-либо одного качества. Критерием оптимального уровня результатов каждого многоборца должен быть результат в сумме многоборья, а не максимальные результаты в какой-либо одной дисциплине.

Единство физической и технической подготовки. Основным принципом взаимосвязи физической и технической подготовки многоборцев является опережающее воспитание физических качеств. В свою очередь, совершенствование тех-ники способствует развитию качеств. Технической подготовке необходимо уделять повышенное внимание, так как часто уро-вень развития качеств не в достаточной мере реализуется в ре-зультаты в отдельных дисциплинах.

Комплексный характер тренировки. Сравнение воз-можностей для совершенствования спортивного мастерства легкоатлетов, специализирующихся в одной дисциплине и в многоборье, показывает, что многоборцы имеют значительно меньше времени на подготовку в какой-либо дисциплине, чем «специалисты». В многоборье существует принцип, утверждаю-щий, что многоборцу надо тренироваться в каждой дисципли-не не менее двух раз в неделю. Даже по минимальной програм-ме это составит 14 тренировочных воздействий у семиборок и 20 – у десятиборцев. Если добавить тренировки, направленные на развитие двигательных качеств, то количество тренировоч-ных воздействий значительно возрастет. Поэтому понятно, что тренировочные занятия многоборцев носят комплексный ха-рактер и включают от двух до пяти дисциплин. Существенное значение приобретает организация оптимального тренировоч-ного процесса. В первую очередь используются упражнения, положительно влияющие друг на друга, в технических видах используются простые, но надежные варианты техники.

Воспитание специальной работоспособности. Соревнования многоборцев обычно продолжаются 8-10 часов

в сутки. Учёные подсчитали, что сама соревновательная деятельность занимает всего около 10 минут, а остальное время приходится на перерывы между видами, во время которых спортсмены отдыхают и разминаются к очередно-му виду. В процессе соревнования у спортсменов нарастает утомление, поэтому для успешного выступления во всех ви-дах многоборцам необходим высокий уровень специфиче-ской выносливости, обеспечивающей сохранение высокого уровня работоспособности многоборца от дисциплины к дисциплине, от попытки к попытке в течение двухдневного соревнования. В каждой дисциплине многоборья требуется своя «специфическая» выносливость, которая проявляет-ся во всех беговых видах, в прыжках и метаниях. Развитие «специфической» выносливости многоборца способствует достижению высокой надежности в выполнении всех видов в любых условиях, преодолевая нарастающее утомление, а также сбивающие факторы.

Этапы подготовки многоборцев

В многолетнем процессе подготовки многоборцев, кото-рый длится иногда 12-16 лет, принято выделять следующие этапы:

– начальной подготовки (возраст 9-11 лет);

– учебно-тренировочный (12-15 лет);

– спортивного совершенствования (16-18 лет);

– высшего спортивного мастерства (19-28 лет);

– спортивного долголетия (с 29 лет).

Подготовка многоборцев осуществляется в основном в спортивных школах. В соответствии с вышеперечисленными этапами ставятся задачи подготовки:

Этап начальной подготовки:укрепление здоровья, улуч-шение физического развития, разносторонняя физическая под-готовленность, привитие интереса к тренировочным занятиям, овладение основами техники выполнения упражнений, воспи-тание устойчивой психики (табл. 32).

Таблица 32

Примерные объемы тренировочных нагрузок в годичном цикле на этапе начальной подготовки

№ п/п Параметры нагрузок Юноши Девушки  
1-й год 2-й год 1-й год 2-й год
Кол-во тренировок
Кол-во часов тренировок
Кол-во соревнований
Бег с максимальной скоростью до 100 м, км
Бег свыше 100 м, км
Кроссовый бег, км
Барьерный бег, кол. барьеров
Прыжки в длину, раз
Прыжки в высоту, раз
Прыжки с шестом, раз - -
Толкание ядра, раз
Метание копья, раз
             

Учебно-тренировочный этап:укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы, раз-витие физических качеств (скоростных, силовых, скоростно-силовых, выносливости), обучение основам техники легкоатлетических дисциплин, начало участия в соревновани-ях по отдельным дисциплинам легкоатлетического многобо-рья, овладение основами знаний по тренировке в многоборье (табл. 33).

Таблица 33

Примерные объемы тренировочных нагрузок в годичном цикле на учебно-тренировочном этапе

№ п/п Параметры нагрузок 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год
Кол-во тренировок
Кол-во часов тренировок
Кол-во соревнований
в т.ч. многоборье
Бег с максимальной скоростью до 100 м, км
Бег свыше 100 м, км
Кроссовый бег, км
Фартлек, км
Барьерный бег, кол. барьеров
Прыжки в длину, раз
Прыжки в высоту, раз
Прыжки с шестом, раз 400 юн 500 юн 550 юн 600 юн
Толкание ядра, раз
Метание копья, раз
Метание диска, раз 500 юн 700 юн 800 юн 900 юн
Упражнения со штангой, т

Этап спортивного совершенствования:совершенствова-ние техники дисциплин многоборья, постепенное увеличение объема тренировочных нагрузок, повышение психической устойчивости спортсмена, овладение тактическими действия-ми в процессе соревнований, овладение теоретическими зна-ниями в вопросах спортивной подготовки (табл. 34).

Таблица 34

Примерные объемы тренировочных нагрузок в годичном цикле на этапе спортивного совершенствования

№ п/п Параметры нагрузок 1-й год 2-й год 3-й год
Кол-во тренировок
Кол-во часов тренировок
Кол-во соревнований
  в т.ч. многоборье
Бег с максимальной скоростью до 100 м, км
Бег свыше 100 м, км
Кроссовый бег, км
Фартлек, км
Барьерный бег, кол. барьеров 1700 юн 1800 дев 1800 юн 2000 дев 2000 юн 2200 дев
Прыжки в длину, раз 600 юн 700 дев 700 юн 800 дев 800 юн 900 дев
Прыжки в высоту, раз 600 юн 700 дев 700 юн 800 дев 800 юн 900 дев
Прыжки с шестом, раз 650 юн 700 юн 750 юн
Толкание ядра, раз 1200 юн 1300 дев 1300 юн 1400 дев 1400 юн 1500 дев
Метание копья, раз 1500 юн 1700 дев 1700 юн 1900 дев 2000 юн 2100 дев
Метание диска, раз 1000 юн 1100 юн 1200 юн
Упражнения со штангой, т

Этап высшего спортивного мастерства:совершенство-вание физических качеств, технического мастерства, соревно-вательного опыта. На этом этапе многоборцы тренируются по индивидуальному плану с учетом их физической и технической подготовленности в дисциплинах многоборья.

Этап спортивного долголетия.На этом этапе рост трени-ровочных нагрузок многоборцев ограничивается, повышение тренированности достигается рационализацией тренировоч-ного процесса и всей спортивной деятельности. В это время значительное внимание уделяется тактической и технической подготовке. Анализ спортивных биографий спортсменов пока-зывает, что результаты международного класса многие много-борцы показывают в возрасте 26-32 года, т.е. на этапе спортив-ного долголетия.

Выделение этапов подготовки по возрасту позволяет опре-делить методические особенности, отражающие естественные закономерности возрастного развития. Наибольший прирост все физические качества имеют в период «ростового спурта», т.е. в 12-15 лет.

В тренировке многоборцев решаются задачи всесторон-ней физической подготовки, технической, тактической и пси-хологической подготовки. Подбор тренировочных упражне-ний проводится с учетом возраста и уровня подготовленности спортсменов. В воспитании физических качеств используются общепринятые упражнения и методы, которыми пользуются специалисты отдельных дисциплин легкой атлетики, а также упражнений из других видов спорта – гимнастики, акробатики, плавания, спортивных игр, лыж и др.

На первых этапах подготовки проводится обучение и со-вершенствование техники выполнения отдельных дисциплин. Вопрос о последовательности изучения техники отдельных дисциплин многие годы вызывает споры среди специалистов. Одни рекомендуют начинать обучение с более «простых» дис-циплин, а затем по мере достижения определенного уровня физических качеств переходить к освоению более «сложных» дисциплин, например метаний, прыжка с шестом. По мне-нию других специалистов, более целесообразно параллельное освоение всех дисциплин с начальных этапов подготовки. Ре-зультаты педагогических исследований показали определенные преимущества второго подхода. Было выявлено, что метания столь же естественные движения, как бег и прыжки, а кажу-щаяся сложность их освоения во многом обусловлена поздним началом обучения в этих дисциплинах в неблагоприятные для развития возрастные периоды.

Расширение круга тренировочных средств, включение в за-нятия всех дисциплин способствует более быстрому освоению программы многоборья, повышает эмоциональность занятий, создает у спортсменов более четкое представление о многобо-рье. На начальных этапах освоение основ техники метаний и барьерного бега проходит в облегченных условиях в соответ-ствии с возрастными требованиями правил соревнований. В этом случае само обучение технике будет параллельно способ-ствовать развитию физических качеств.

Планирование подготовки многоборцев

В подготовке многоборцев в спортивных школах использу-ются многолетние тренировочные планы, в которых отражают-ся следующие положения:

1) традиционная периодизация подготовки;

2) определение тренировочных задач в годичных циклах подготовки;

3) выбор основных средств и методов подготовки;

4) динамика роста физической подготовленности;

5) основные принципы распределения тренировочных на-грузок в годичном цикле.

Годичный цикл подготовки высококвалифицированных многоборцев строится по «двухпиковой» схеме, включающей 2 подготовительных и 2 соревновательных периода.

Подготовительные периоды включают осенью 32-34 недели, весной 13-15 недель и структурно разделяются на 3-5 недель-ные этапы, продолжительность которых определяется характе-ром и интенсивностью планируемой нагрузки. Внутри этапов используется ступенчатая динамика нагрузок с повышением объемов и интенсивностью от первой до предпоследней неде-ли. Последняя неделя этапа наиболее легкая, «разгрузочная».

Планирование подготовки в соревновательных периодах направлено на достижение пика спортивной формы к главному старту сезона. Зимой многоборцы стартуют 2-3 раза, летом 3-5 раз в многоборьях.

Основой для разработки планов подготовки в соревнова-тельных периодах являются интервалы между стартами, ко-торые могут быть от 10 до 50 и более дней. Наиболее важной частью планирования является разработка недельных планов, в которых необходимо обеспечить оптимальное сочетание тех-нической и физической сторон подготовки.

На практике используются различные варианты трени-ровки дисциплин многоборий: 1. Соревновательная последо-вательность дисциплин. 2. Чередование видов, построенное по схеме «быстрота-сила-выносливость» в различных сочетаниях.

3. Схема «выносливость-сила» при сочетании кроссовой и си-ловой подготовки. 4. Акцентированное выделение какой-либо дисциплины или физического качества.

Варианты направленности тренировочного процесса: 1. Равномерная подготовка во всех дисциплинах. 2. Преимуще-ственное совершенствование ведущих дисциплин. 3. Преиму-щественное совершенствование отстающих дисциплин. 4. Уменьшение внимания тем дисциплинам, в которых возмож-ности спортсмена для дальнейшего прогресса исчерпаны.

В физической и технической подготовке используются общепринятые в легкой атлетике методы, упражнения. Осо-бенностью подготовки многоборцев являются объемы трени-ровочных средств в дисциплинах многоборий, а также схемы распределения средств и объемов беговой подготовки.

Объемы беговой подготовки у мужчин и женщин практи-чески одинаковы и различаются только в зависимости от ква-лификации спортсменов. Примерные объемы для КМС и МС приведены в табл. 35 и 36.

Таблица 35

Примерные объемы беговой подготовки многоборцев, км

Развиваемые качества Разовые Недельные Месячные Годовые
Скорость 0,3-05 0,8-1,2 3,0-5,0 30-40
Скоростная выносливость 0,8-1,5 1,5-2,5 5,0-10,0 40-80
Общая выносливость 1,0-7,0 10-30 40-80 400-600

Таблица 36

Примерные объемы тренировочных нагрузок многоборцев в технических видах

Применяемые средства Разовые Недельные Месячные Годовые
  МУЖЧИНЫ    
Барьерный бег, бар 30-60 50-90 200-350 2000-3500
Прыжки в высоту, раз 10-20 20-30 80-120 700-1000
Прыжки в длину, раз 8-16 16-25 60-100 600-800
Прыжки с шестом, раз 10-20 20-30 80-120 700-900
Метание диска, раз 20-40 50-70 200-300 2100-2600
Метание копья, раз 20-50 60-100 250-400 2500-3500
Толкание ядра, раз 20-40 40-60 150-250 1700-2200
Неклассические прыжки, отт 50-150 200-400 800-1200
  ЖЕНЩИНЫ    
Барьерный бег, бар 30-60 80-120 300-400 3000-4000
Прыжки в высоту, раз 10-20 30-40 120-150 900-1200
Прыжки в длину, раз 8-16 20-30 80-120 700-1000
Метание копья, раз 20-50 60-100 250-400 2500-3500
Толкание ядра, раз 20-40 50-80 200-300 2100-2600
Неклассические прыжки, отт 50-150 200-400 800-1200

Примечание: объем барьерного бега указан в количестве ба-рьеров; объем прыжков и метаний – в количестве повторений.

Часть 3СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВВЫСШИХ РАЗРЯДОВ

Наши рекомендации