Тренировка в легкоатлетических многоборьях
Многоборья – это комплекс спортивных дисциплин в одном виде спорта (легкая атлетика, конькобежный спорт, спортивная гимнастика) или дисциплин из разных видов спор-та (современное пятиборье).
В легкой атлетике основные соревнования в многоборьях проводятся у мужчин – по десятиборью на стадионе и семиборью в манеже, у женщин – по семиборью на стадионе и пя-тиборью в манеже. Соревнования многоборцев включены в программы Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, чемпионатов и первенств России и других соревнований.
Состав многоборий приведен в табл. 31.
Таблица 31
Состав многоборий
Многоборье | Возраст | Дисциплины 1-го дня | Дисциплины 2-го дня |
МУЖЧИНЫ, соревнования на стадионе | |||
Десятиборье | с 18 лет | 100 м, длина, ядро, высота, 400 м | 110 м с/б, диск, шест, копье, 1500 м |
Восьмиборье | 14-17 | 100 м, длина, ядро, 400 м | 110 м с/б, высота, копье, 1500 м |
Шестиборье | 14-18 | 100 м, длина, ядро | 110 м с/б, диск, шест |
Пятиборье | с 14 лет | Длина, копье, 200 м, диск, 1500 м | - |
Четырехборье | 12-15 | 60 м, прыжок | Мяч, 800 м |
Троеборье | 12-17 | Бег, прыжок, ядро | - |
МУЖЧИНЫ, соревнования в помещении | |||
Семиборье | с 14 лет | 60 м, длина, ядро, высота | 60 м с/б, шест, 1000 м |
Шестиборье | 14-18 | 60 м, длина, ядро | 60 м с/б, высота, 1000 м |
Пятиборье | с 14 лет | 60 м с/б, длина, ядро, высота, 1000 м | - |
Троеборье | до 17 | Бег, прыжок, ядро | - |
Троеборье | до 15 | 60 м, прыжок, 600 м | |
ЖЕНЩИНЫ, соревнования на стадионе | |||
Семиборье | с 14 лет | 100 м с/б, высота, ядро, 200 м | Длина, копье, 800 м |
Четырехборье | 12-15 | 60 м, прыжок | Мяч, 600 м |
Троеборье | 12-17 | Бег, прыжок, ядро | - |
ЖЕНЩИНЫ, соревнования в помещении | |||
Пятиборье | с 14 лет | 60 м с/б, высота, ядро, длина, 800 м | - |
Троеборье | до 17 | Бег, прыжок, ядро | - |
Троеборье | до 15 | 60 м, прыжок, 500 м | - |
Особенности подготовки многоборцев
Многоборья – технически сложные дисциплины легкой атлетики, которые надо рассматривать как единые упражне-ния, а не как сумму отдельных упражнений. Поэтому и тре-нировочный процесс в многоборьях нельзя механически вос-принимать как сумму подготовки спортсмена в отдельных дисциплинах.
Тренировка многоборцев – это взаимосвязанный педаго-гический процесс, нацеленный на подготовку в многоборье в целом. В этой связи можно выделить некоторые особенности в тренировочном процессе.
Вариативность системы подготовки. Анализ соревно-вательной деятельности многоборцев показывает, что дости-жения многоборцев, имеющих примерно одинаковые суммы результатов в многоборье, существенно различаются в резуль-татах отдельных дисциплин, входящих в многоборья. К одина-ковой сумме спортсмены идут разными путями. Фактически нет многоборцев, результаты которых полностью совпадают и в сумме многоборья, и в отдельных дисциплинах. Разноо-бразное сочетание результатов в отдельных дисциплинах по-казывает, что каждый спортсмен идет к достижению высоких результатов в многоборье своим индивидуальным путем. Вы-бор оптимальной стратегии подготовки для каждого спортсме-на носит вариативный характер, наиболее полно отражающий индивидуальные особенности спортсмена.
Взаимовлияние дисциплин. Подготовка в дисципли-нах легкой атлетики, входящих в состав многоборий, влияет друг на друга. Это влияние может носить как положительный усиливающий характер, так и отрицательный, угнетающий (явление положительного или отрицательного переноса). Взаимовлияние одного упражнения на другое наблюдается и при воспитании физических качеств, и при совершенствова-нии двигательных навыков. На начальных этапах подготов-ки тренировочный процесс стимулирует параллельный рост всех физических качеств, то есть наблюдается положитель-
ное взаимовлияние упражнений друг на друга. С повыше-нием спортивного мастерства примерно до уровня первого разряда характер взаимовлияния физических качеств может измениться и стать отрицательным. Примером может слу-жить параллельное развитие силы и выносливости, особенно ярко проявляющееся в толкании ядра и в беге на выносли-вость (в десятиборье – бег 1500 м, в семиборье – бег 800 м). Явление переноса двигательных навыков наблюдается при совершенствовании различных элементов техники в дисци-плинах многоборья. Примером положительного взаимовлия-ния могут быть упражнения, используемые при тренировке прыжка в длину и барьерного бега, толкании ядра и метании копья и др. При совершенствовании техники метаний необ-ходим поиск таких элементов поз, ритмов, которые были бы совместимы и не противоречили бы другим метаниям. При планировании тренировочного процесса необходимо макси-мального использовать положительный перенос и стараться уменьшить влияние отрицательного переноса за счет опти-мального чередования средств подготовки в недельных и этапных планах.
3. Оптимальность развития физических качеств. В связи с отрицательным влиянием отдельных качеств одного на другое на определенном уровне мастерства появляются ограничения для их дальнейшего развития. Поэтому направленность в тре-нировочном процессе заключается в достижении оптимально-го, а не максимального уровня развития физических качеств. Увеличение собственного веса многоборцев стимулирует рост результатов в толкании ядра, рост силовых показателей, но от-рицательно влияет на результаты в прыжках, в беге на 800 и 1500 м.
Примером определения оптимального уровня силовых возможностей может служить жим штанги лежа. У толкателей-мужчин этот показатель превышает 200 кг, у женщин – 120 кг. А у многоборцев существенно ниже: у десятиборцев – 110-140 кг, у семиборок – 70-90 кг. Поэтому тренировочный процесс мно-гоборцев должен быть направлен на достижение гармоничного оптимального уровня всех физических качеств в их взаимос-вязи, а не на изолированное достижение максимальных пока-зателей какого-либо одного качества. Критерием оптимального уровня результатов каждого многоборца должен быть результат в сумме многоборья, а не максимальные результаты в какой-либо одной дисциплине.
Единство физической и технической подготовки. Основным принципом взаимосвязи физической и технической подготовки многоборцев является опережающее воспитание физических качеств. В свою очередь, совершенствование тех-ники способствует развитию качеств. Технической подготовке необходимо уделять повышенное внимание, так как часто уро-вень развития качеств не в достаточной мере реализуется в ре-зультаты в отдельных дисциплинах.
Комплексный характер тренировки. Сравнение воз-можностей для совершенствования спортивного мастерства легкоатлетов, специализирующихся в одной дисциплине и в многоборье, показывает, что многоборцы имеют значительно меньше времени на подготовку в какой-либо дисциплине, чем «специалисты». В многоборье существует принцип, утверждаю-щий, что многоборцу надо тренироваться в каждой дисципли-не не менее двух раз в неделю. Даже по минимальной програм-ме это составит 14 тренировочных воздействий у семиборок и 20 – у десятиборцев. Если добавить тренировки, направленные на развитие двигательных качеств, то количество тренировоч-ных воздействий значительно возрастет. Поэтому понятно, что тренировочные занятия многоборцев носят комплексный ха-рактер и включают от двух до пяти дисциплин. Существенное значение приобретает организация оптимального тренировоч-ного процесса. В первую очередь используются упражнения, положительно влияющие друг на друга, в технических видах используются простые, но надежные варианты техники.
Воспитание специальной работоспособности. Соревнования многоборцев обычно продолжаются 8-10 часов
в сутки. Учёные подсчитали, что сама соревновательная деятельность занимает всего около 10 минут, а остальное время приходится на перерывы между видами, во время которых спортсмены отдыхают и разминаются к очередно-му виду. В процессе соревнования у спортсменов нарастает утомление, поэтому для успешного выступления во всех ви-дах многоборцам необходим высокий уровень специфиче-ской выносливости, обеспечивающей сохранение высокого уровня работоспособности многоборца от дисциплины к дисциплине, от попытки к попытке в течение двухдневного соревнования. В каждой дисциплине многоборья требуется своя «специфическая» выносливость, которая проявляет-ся во всех беговых видах, в прыжках и метаниях. Развитие «специфической» выносливости многоборца способствует достижению высокой надежности в выполнении всех видов в любых условиях, преодолевая нарастающее утомление, а также сбивающие факторы.
Этапы подготовки многоборцев
В многолетнем процессе подготовки многоборцев, кото-рый длится иногда 12-16 лет, принято выделять следующие этапы:
– начальной подготовки (возраст 9-11 лет);
– учебно-тренировочный (12-15 лет);
– спортивного совершенствования (16-18 лет);
– высшего спортивного мастерства (19-28 лет);
– спортивного долголетия (с 29 лет).
Подготовка многоборцев осуществляется в основном в спортивных школах. В соответствии с вышеперечисленными этапами ставятся задачи подготовки:
Этап начальной подготовки:укрепление здоровья, улуч-шение физического развития, разносторонняя физическая под-готовленность, привитие интереса к тренировочным занятиям, овладение основами техники выполнения упражнений, воспи-тание устойчивой психики (табл. 32).
Таблица 32
Примерные объемы тренировочных нагрузок в годичном цикле на этапе начальной подготовки
№ п/п | Параметры нагрузок | Юноши | Девушки | |||
1-й год | 2-й год | 1-й год | 2-й год | |||
Кол-во тренировок | ||||||
Кол-во часов тренировок | ||||||
Кол-во соревнований | ||||||
Бег с максимальной скоростью до 100 м, км | ||||||
Бег свыше 100 м, км | ||||||
Кроссовый бег, км | ||||||
Барьерный бег, кол. барьеров | ||||||
Прыжки в длину, раз | ||||||
Прыжки в высоту, раз | ||||||
Прыжки с шестом, раз | - | - | ||||
Толкание ядра, раз | ||||||
Метание копья, раз | ||||||
Учебно-тренировочный этап:укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы, раз-витие физических качеств (скоростных, силовых, скоростно-силовых, выносливости), обучение основам техники легкоатлетических дисциплин, начало участия в соревновани-ях по отдельным дисциплинам легкоатлетического многобо-рья, овладение основами знаний по тренировке в многоборье (табл. 33).
Таблица 33
Примерные объемы тренировочных нагрузок в годичном цикле на учебно-тренировочном этапе
№ п/п | Параметры нагрузок | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год |
Кол-во тренировок | |||||
Кол-во часов тренировок | |||||
Кол-во соревнований | |||||
в т.ч. многоборье | |||||
Бег с максимальной скоростью до 100 м, км | |||||
Бег свыше 100 м, км | |||||
Кроссовый бег, км | |||||
Фартлек, км | |||||
Барьерный бег, кол. барьеров | |||||
Прыжки в длину, раз | |||||
Прыжки в высоту, раз | |||||
Прыжки с шестом, раз | 400 юн | 500 юн | 550 юн | 600 юн | |
Толкание ядра, раз | |||||
Метание копья, раз | |||||
Метание диска, раз | 500 юн | 700 юн | 800 юн | 900 юн | |
Упражнения со штангой, т |
Этап спортивного совершенствования:совершенствова-ние техники дисциплин многоборья, постепенное увеличение объема тренировочных нагрузок, повышение психической устойчивости спортсмена, овладение тактическими действия-ми в процессе соревнований, овладение теоретическими зна-ниями в вопросах спортивной подготовки (табл. 34).
Таблица 34
Примерные объемы тренировочных нагрузок в годичном цикле на этапе спортивного совершенствования
№ п/п | Параметры нагрузок | 1-й год | 2-й год | 3-й год |
Кол-во тренировок | ||||
Кол-во часов тренировок | ||||
Кол-во соревнований | ||||
в т.ч. многоборье | ||||
Бег с максимальной скоростью до 100 м, км | ||||
Бег свыше 100 м, км | ||||
Кроссовый бег, км | ||||
Фартлек, км | ||||
Барьерный бег, кол. барьеров | 1700 юн 1800 дев | 1800 юн 2000 дев | 2000 юн 2200 дев | |
Прыжки в длину, раз | 600 юн 700 дев | 700 юн 800 дев | 800 юн 900 дев | |
Прыжки в высоту, раз | 600 юн 700 дев | 700 юн 800 дев | 800 юн 900 дев | |
Прыжки с шестом, раз | 650 юн | 700 юн | 750 юн | |
Толкание ядра, раз | 1200 юн 1300 дев | 1300 юн 1400 дев | 1400 юн 1500 дев | |
Метание копья, раз | 1500 юн 1700 дев | 1700 юн 1900 дев | 2000 юн 2100 дев | |
Метание диска, раз | 1000 юн | 1100 юн | 1200 юн | |
Упражнения со штангой, т |
Этап высшего спортивного мастерства:совершенство-вание физических качеств, технического мастерства, соревно-вательного опыта. На этом этапе многоборцы тренируются по индивидуальному плану с учетом их физической и технической подготовленности в дисциплинах многоборья.
Этап спортивного долголетия.На этом этапе рост трени-ровочных нагрузок многоборцев ограничивается, повышение тренированности достигается рационализацией тренировоч-ного процесса и всей спортивной деятельности. В это время значительное внимание уделяется тактической и технической подготовке. Анализ спортивных биографий спортсменов пока-зывает, что результаты международного класса многие много-борцы показывают в возрасте 26-32 года, т.е. на этапе спортив-ного долголетия.
Выделение этапов подготовки по возрасту позволяет опре-делить методические особенности, отражающие естественные закономерности возрастного развития. Наибольший прирост все физические качества имеют в период «ростового спурта», т.е. в 12-15 лет.
В тренировке многоборцев решаются задачи всесторон-ней физической подготовки, технической, тактической и пси-хологической подготовки. Подбор тренировочных упражне-ний проводится с учетом возраста и уровня подготовленности спортсменов. В воспитании физических качеств используются общепринятые упражнения и методы, которыми пользуются специалисты отдельных дисциплин легкой атлетики, а также упражнений из других видов спорта – гимнастики, акробатики, плавания, спортивных игр, лыж и др.
На первых этапах подготовки проводится обучение и со-вершенствование техники выполнения отдельных дисциплин. Вопрос о последовательности изучения техники отдельных дисциплин многие годы вызывает споры среди специалистов. Одни рекомендуют начинать обучение с более «простых» дис-циплин, а затем по мере достижения определенного уровня физических качеств переходить к освоению более «сложных» дисциплин, например метаний, прыжка с шестом. По мне-нию других специалистов, более целесообразно параллельное освоение всех дисциплин с начальных этапов подготовки. Ре-зультаты педагогических исследований показали определенные преимущества второго подхода. Было выявлено, что метания столь же естественные движения, как бег и прыжки, а кажу-щаяся сложность их освоения во многом обусловлена поздним началом обучения в этих дисциплинах в неблагоприятные для развития возрастные периоды.
Расширение круга тренировочных средств, включение в за-нятия всех дисциплин способствует более быстрому освоению программы многоборья, повышает эмоциональность занятий, создает у спортсменов более четкое представление о многобо-рье. На начальных этапах освоение основ техники метаний и барьерного бега проходит в облегченных условиях в соответ-ствии с возрастными требованиями правил соревнований. В этом случае само обучение технике будет параллельно способ-ствовать развитию физических качеств.
Планирование подготовки многоборцев
В подготовке многоборцев в спортивных школах использу-ются многолетние тренировочные планы, в которых отражают-ся следующие положения:
1) традиционная периодизация подготовки;
2) определение тренировочных задач в годичных циклах подготовки;
3) выбор основных средств и методов подготовки;
4) динамика роста физической подготовленности;
5) основные принципы распределения тренировочных на-грузок в годичном цикле.
Годичный цикл подготовки высококвалифицированных многоборцев строится по «двухпиковой» схеме, включающей 2 подготовительных и 2 соревновательных периода.
Подготовительные периоды включают осенью 32-34 недели, весной 13-15 недель и структурно разделяются на 3-5 недель-ные этапы, продолжительность которых определяется характе-ром и интенсивностью планируемой нагрузки. Внутри этапов используется ступенчатая динамика нагрузок с повышением объемов и интенсивностью от первой до предпоследней неде-ли. Последняя неделя этапа наиболее легкая, «разгрузочная».
Планирование подготовки в соревновательных периодах направлено на достижение пика спортивной формы к главному старту сезона. Зимой многоборцы стартуют 2-3 раза, летом 3-5 раз в многоборьях.
Основой для разработки планов подготовки в соревнова-тельных периодах являются интервалы между стартами, ко-торые могут быть от 10 до 50 и более дней. Наиболее важной частью планирования является разработка недельных планов, в которых необходимо обеспечить оптимальное сочетание тех-нической и физической сторон подготовки.
На практике используются различные варианты трени-ровки дисциплин многоборий: 1. Соревновательная последо-вательность дисциплин. 2. Чередование видов, построенное по схеме «быстрота-сила-выносливость» в различных сочетаниях.
3. Схема «выносливость-сила» при сочетании кроссовой и си-ловой подготовки. 4. Акцентированное выделение какой-либо дисциплины или физического качества.
Варианты направленности тренировочного процесса: 1. Равномерная подготовка во всех дисциплинах. 2. Преимуще-ственное совершенствование ведущих дисциплин. 3. Преиму-щественное совершенствование отстающих дисциплин. 4. Уменьшение внимания тем дисциплинам, в которых возмож-ности спортсмена для дальнейшего прогресса исчерпаны.
В физической и технической подготовке используются общепринятые в легкой атлетике методы, упражнения. Осо-бенностью подготовки многоборцев являются объемы трени-ровочных средств в дисциплинах многоборий, а также схемы распределения средств и объемов беговой подготовки.
Объемы беговой подготовки у мужчин и женщин практи-чески одинаковы и различаются только в зависимости от ква-лификации спортсменов. Примерные объемы для КМС и МС приведены в табл. 35 и 36.
Таблица 35
Примерные объемы беговой подготовки многоборцев, км
Развиваемые качества | Разовые | Недельные | Месячные | Годовые |
Скорость | 0,3-05 | 0,8-1,2 | 3,0-5,0 | 30-40 |
Скоростная выносливость | 0,8-1,5 | 1,5-2,5 | 5,0-10,0 | 40-80 |
Общая выносливость | 1,0-7,0 | 10-30 | 40-80 | 400-600 |
Таблица 36
Примерные объемы тренировочных нагрузок многоборцев в технических видах
Применяемые средства | Разовые | Недельные | Месячные | Годовые |
МУЖЧИНЫ | ||||
Барьерный бег, бар | 30-60 | 50-90 | 200-350 | 2000-3500 |
Прыжки в высоту, раз | 10-20 | 20-30 | 80-120 | 700-1000 |
Прыжки в длину, раз | 8-16 | 16-25 | 60-100 | 600-800 |
Прыжки с шестом, раз | 10-20 | 20-30 | 80-120 | 700-900 |
Метание диска, раз | 20-40 | 50-70 | 200-300 | 2100-2600 |
Метание копья, раз | 20-50 | 60-100 | 250-400 | 2500-3500 |
Толкание ядра, раз | 20-40 | 40-60 | 150-250 | 1700-2200 |
Неклассические прыжки, отт | 50-150 | 200-400 | 800-1200 | |
ЖЕНЩИНЫ | ||||
Барьерный бег, бар | 30-60 | 80-120 | 300-400 | 3000-4000 |
Прыжки в высоту, раз | 10-20 | 30-40 | 120-150 | 900-1200 |
Прыжки в длину, раз | 8-16 | 20-30 | 80-120 | 700-1000 |
Метание копья, раз | 20-50 | 60-100 | 250-400 | 2500-3500 |
Толкание ядра, раз | 20-40 | 50-80 | 200-300 | 2100-2600 |
Неклассические прыжки, отт | 50-150 | 200-400 | 800-1200 |
Примечание: объем барьерного бега указан в количестве ба-рьеров; объем прыжков и метаний – в количестве повторений.
Часть 3СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВВЫСШИХ РАЗРЯДОВ