Занятия легкой атлетикой с оздоровительной направленностью

Легкую атлетику по праву величают «королевой спорта». В силу традиций ее называют видом спорта, хотя по сути дела это комплекс разнообразных, порой весьма отличных друг от друга дисциплин. Ну что, например, общего у бега на 100 м и 100 км, кроме цифр? Или у прыжка в высоту и прыжка с шестом, относящихся к одной группе вертикальных прыж-ков? А у толкания ядра и метания молота, хоть там и там шар одного веса? А спринтерский бег, который подразделяется на индивидуальный – гладкий и барьерный, да еще и команд-ный – эстафетный? Единая Всероссийская спортивная класси-фикация 2006-2009 гг. включила в себя 46 классических легко-атлетических спортивных дисциплин и 65 их разновидностей (иумужчин,иуженщин),соревнованиявкоторыхпроводятся по своим правилам, и главное в них сложились свои научно-методические основы обучения и тренировки. Только видов бега сегодня почти 40 дисциплин (бег на стадионе, спринтер-ский, стайерский, бег на длинные дистанции, барьерный бег, бег с препятствиями, эстафетный бег, марафон, бег на шос-се, бег на 100 км, экиден, суточный бег, горный бег, кроссо-вый и другие виды). Даже в скоротечном спринтерском беге на дистанциях 100, 200 и 400 м методики тренировки сегодня принципиально отличны. Все меньше и меньше спортсмены на Олимпийских играх и других мировых форумах достигают побед в этих смежных дисциплинах, предпочитая специали-зироваться в одном из видов бега.

Легкая атлетика объединяет естественные общеразвиваю-щие и специальные упражнения, самые распространенные и жизненно важные упражнения – ходьбу, бег, прыжки и мета-ния. Во время ходьбы и бега в работу вовлекаются практически все мышцы, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем и органов, повышается обмен ве-ществ. Легкоатлетические упражнения оказывают весьма раз-ностороннее воздействие на организм детей и подростков. Они развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвиж-ность в суставах, позволяют приобрести широкий диапазон двигательных умений и навыков, способствуют воспитанию волевых качеств. Велика роль легкоатлетических упражнений в укреплении здоровья, в поддержании высокого уровня жизне-деятельности органов и систем организма. Легкая атлетика приобретает важное оздоровительное, профилактическое и ле-чебное значение.

Занятия оздоровительным бегом относятся к общераз-вивающим упражнениям и оказывают существенное поло-жительное влияние на систему кровообращения и иммунитет молодого человека, активизируют изменения в биохимическом составе крови, увеличивают количество эритроцитов, что по-вышает сопротивляемость организма инфекционным и другим заболеваниям.

Под влиянием оздоровительного бега наблюдается также нормализация липидного обмена со снижением содержания в крови холестерина и триглециридов, что препятствует разви-тию так распространенной в настоящее время среди молодых людей вегетососудистой дистонии, а в дальнейшем и ате-росклероза. Снижается вязкость крови, что облегчает работу сердца и уменьшает опасность образования тромбов.

Бег является эффективным средством нормализации мас-сы тела. У молодых людей, регулярно занимающихся оздоро-вительным бегом, масса тела близка к идеальной, а содержание жира в 1,5 раза меньше, чем у подростков, не занимающихся бе-гом. При этом следует отметить, что бегуны обычно не ограни-чивают свой пищевой рацион и не придерживаются специаль-ных диет.

Помимо основных оздоровительных эффектов бега, свя-занных с воздействием на системы кровообращения и дыха-ния, необходимо отметить также его положительное влияние на углеводный обмен, функции печени и желудочно-кишечного тракта, костную систему. Улучшение функции печени связано с увеличением потребления кислорода печеночной тканью во время бега в 2-3 раза. Кроме того, при глубоком дыхании во время бега происходит массаж печени диафрагмой, что улуч-шает отток желчи и функцию желчных протоков, нормализуя их тонус.

Регулярные тренировки в оздоровительном беге поло-жительно влияют на все звенья опорно-двигательного аппа-рата, препятствуют развитию дегенеративных изменений, связанных с гиподинамией. Оказывается, бег с его ударными нагрузками на суставы, мышцы и позвоночник прекрасно ле-чит радикулиты, остеохондрозы и другие суставные заболева-ния. Возникающая при беге «тряска» активизирует обмен-ные процессы и уменьшает застойные явления в организме. Положительное влияние оздоровительного бега на функции суставов возможно только при условии использования адек-ватных, не превышающих возможности двигательного аппа-рата нагрузок, а также постепенного их увеличения в процес-се занятий.

Тренировки в беге на выносливость на свежем воздухе являются незаменимым средством разрядки и нейтрализации отрицательных эмоций, которые вызывают хроническое нерв-ное перенапряжение в наш век стрессов, гиподинамии и ком-пьютеров. Улучшаются также сон и общее самочувствие, повы-шается работоспособность.

Легкая атлетика по праву считается одним из массовых ви-дов физкультурно-спортивных занятий учащейся молодежи и занимает ведущее место в отечественной системе физического воспитания. Легкая атлетика является незаменимым приклад-ным средством физической подготовки молодого поколения, т.к. её основное содержание представлено комплексами подготови-тельных упражнений из арсеналов ходьбы, бега, прыжков и метаний различных снарядов. Большинство этих упражнений общедоступны, весьма разнообразны и встречаются в повсед-невной жизни человека с самого раннего возраста. Каждый че-ловек как минимум однажды прыгал через лужу, бежал за авто-бусом, бросал камень.

Приобретенный в процессе занятий легкоатлетической направленности двигательный опыт положительно влияет на становление многих трудовых операций, обеспечивает высокий приспособительный и подготовительный эффект к социальной жизни молодых людей. В результате занятий легкой атлетикой человек становится более быстрым, сильным, ловким, вынос-ливым, приобретает волевые качества, необходимые в трудо-вой деятельности. Он быстрее овладевает профессиональными навыками, может лучше приспособиться к изменению условий труда. Многие из легкоатлетических и сходных с ними действий постоянно используются в бытовой обстановке.

Качества и навыки, которые закладываются в ходе занятий легкой атлетикой в школьный период, в полном объеме про-являются в военной службе. Для юношей, будущих воинов, физкультура и спорт приобретают особое значение. Действия в полевых условиях, управление сложнейшей техникой в раз-личных родах войск невозможны без отличной физической подготовки. В этом убеждают примеры деятельности летчиков, танкистов, ракетчиков и других военнослужащих. Подготовка допризывника к службе в армии предполагает прежде всего улучшение физической подготовленности, совершенствование жизненно важных основных и прикладных навыков, воспита-ние психических качеств, воли, укрепление здоровья, закалива-ние и повышение устойчивости организма к различным пере-грузкам.

Легкая атлетика рассматривается как основа содержания допризывной подготовки юношей. Ее программой предусмотрены многие виды легкоатлетических упражнений: преодо-ление препятствий, метание гранаты, переноска груза. На занятиях с допризывниками особое внимание уделяется совершенствованию таких навыков, как кросс по пересечен-ной местности, преодоление естественных препятствий. Благо-даря использованию средств легкой атлетики осуществляются физическое развитие и закалка, повышение психологической стойкости, формирование моральных качеств будущих воинов, расширение их мировоззрения.

Занятия легкоатлетическим спортом имеют большое вос-питательное значение. Общественно полезный эффект за-нятий легкой атлетикой в решающей мере определяется мировоззренческо-нравственной основой поведения занимаю-щихся. Легкоатлетическая деятельность предоставляет боль-шие возможности для воспитания социально значимых ка-честв личности, в том числе трудолюбия, самоотверженности, достоинства, долга, чести, верности, уважения. Занятия легкой атлетикой способствуют развитию настойчивости, смелости, решительности. Они формируют характер, закаляют волю, приучают не бояться трудностей.

По своей направленности школьная легкая атлетика наибо-лее близко смыкается со спортом, т.к. специальные упражнения обычно выполняются на результат. При правильной организа-ции занятий и эффективной методике обучения на их основе можно добиться высокой степени тренированности организма, должной адаптации к большим двигательным напряжениям, совершенного владения телом. Многие из легкоатлетических упражнений или, по крайней мере, их отдельные элементы вхо-дят в содержание подготовки в большинстве видов современ-ного спорта.

Легкая атлетика является неизменным атрибутом в планах тренировок начинающих и квалифицированных спортсменов. И если взять виды спорта, даже самые малоподвижные по сво-ей сути, то и в них не обойтись без ускоренной ходьбы и бега с разной скоростью и различной продолжительности. К при-меру, бег в разных его вариантах и сочетаниях – непременная часть подготовки не только лыжников и шахматистов, гребцов и пловцов, борцов и боксеров, баскетболистов и футболистов, но и представителей многих других видов спорта. Так что без освоения основ легкой атлетики трудно рассчитывать на про-гресс в других видах спорта.

Велико зрелищное, эстетическое влияние легкой атлетики на учащуюся молодежь. Соревнования по этому виду всегда яв-лялись главным событием спортивных праздников, школьных спартакиад, международных спортивных форумов. Они имеют огромную просветительскую и агитационную направленность. Легкоатлетическое движение развивается в направлении тра-диций олимпизма, где основными идеями выступают принци-пы гуманизма, всестороннего духовного и физического разви-тия спортсменов, честной игры. Моменты состязаний по бегу, прыжкам, метаниям и особенно эстафетному бегу предстают как захватывающее зрелище, как динамичная борьба с вну-тренним накалом и честным соперничеством в духе уважения признанных мировым сообществом законов спортивной борь-бы. И, несомненно, у зрителя вызывает восхищение рекордный взлет прыгуна на недосягаемую доселе высоту, далекий бросок копьеметателя за пределы поля, быстрый бег спринтера, поко-ряющего секунды и пытающегося укротить скорость, упорство и терпение бегуна на средние дистанции. И если вам когда-либо воочию приходилось видеть установление мирового рекорда, то радости и ликованию нет предела. Это сравнимо с ощуще-нием полета в небеса. Облик легкоатлета всегда ассоциируется с внешней телесной красотой, интеллектом, душевным раду-шием, всесторонним нравственным и физическим совершен-ством.

Занятия легкоатлетическим спортом имеют большое об-разовательное значение. Говоря о всесторонне развитом че-ловеке, всегда подчеркивают наличие культуры, образован-ности, эрудиции, сочетаемых с нравственным поведением и разносторонним физическим совершенством. В процессе занятий легкой атлетикой школьник получает широкий круг знаний о строении и функциях организма, о правилах лич-ной и общественной гигиены, об основах врачебного кон-троля за состоянием организма и др. Разучивание различных упражнений требует не только физического напряжения, но и умственного, что способствует развитию мыслительных способностей. Осуществляя физкультурную деятельность, школьник познает себя, других людей, окружающий мир. У него активно развиваются самостоятельность, творчество и инициатива, формируются индивидуальные черты характе-ра, собственное мировоззрение и способы мышления, кри-тическое отношение к своим поступкам и действиям других людей.

Помимо вышеназванного, легкоатлетический спорт име-ет и ряд других преимуществ. Он широкодоступен, так как не требует каких-либо сложных приспособлений и оборудо-вания. Заниматься бегом можно в любом месте, в любое вре-мя года. Разнообразие, широкий выбор легкоатлетических упражнений, возможность варьировать нагрузку от самой незначительной до большой позволяет с успехом заниматься легкой атлетикой людям самого различного возраста и уровня подготовленности.

Положительное влияние легкоатлетических упражнений обусловило их включение в программы физического вос-питания школьников и молодежи. В процессе занятий лег-кой атлетикой занимающиеся овладевают эффективной и экономной техникой упражнений, действия становятся со-гласованными и четкими по направлению, амплитуде, силе, ритму, формируется рациональная система по управлению и перестройке действий в связи с изменением окружающей обстановки. Многофункциональные воздействия и ши-рокие возможности в варьировании нагрузки при ходьбе и беге, прыжках и метаниях позволяют успешно использовать разнообразные легкоатлетические упражнения в занятиях с детьми.


Наши рекомендации