Влияние систематических занятий легкой атлетикой на женский организм
У спортсменок разных специализаций существуют определенные различия в телосложении, функциональных воз-можностях различных органов и систем организма, развитии двигательной функции, что оказывает влияние на проявление силы, скорости, выносливости, гибкости, адаптации к различ-ным условиям внешней среды, работоспособность, восстанов-ление, а также на спортивные достижения. Эти различия обу-словлены, с одной стороны, системой отбора в избранном виде спорта, а с другой – специфическим влиянием каждого вида легкоатлетических упражнений на организм женщин.
Женщины, специализирующиеся в спринте, обычно имеют средний рост и массу тела, хорошее развитие мускулатуры. Бегу-ньи на средние дистанции отличаются от женщин-спринтеров тем, что имеют относительно небольшой рост, более узкие пле-чи и таз, длинные конечности, хорошие показатели внешнего дыхания. Прыгуньям в длину и высоту свойственны высокий рост при небольшой массе тела, относительно короткие бедра и длинная голень.
Метательницы копья, диска и толкательницы ядра от-личаются высоким ростом, значительной массой тела и более рельефной мускулатурой. Как правило, различия между антро-пометрическими показателями у женщин и мужчин в каждом виде легкой атлетики являются достаточно большими. Напри-мер, в беге на 100 м разница в массе тела составляет в среднем 22,2 кг, в росте – 13,3 см, а у толкателей ядра соответственно 37,2 кг и 18,6 см.
В зависимости от специализации существуют различия у легкоатлеток и в ряде физиологических показателей. Так, бег на короткие дистанции у женщин характеризуется большой мощностью работы на фоне резкого увеличения кислородно-го долга, а бег на средние и длинные дистанции – максималь-ным повышением потребления кислорода. В спринте у женщин энергозатраты на 15-20% ниже, чем у мужчин. У бегуний на средние и длинные дистанции величина максимального потре-бления кислорода обычно ниже, чем у мужчин на 20-30%.
Морфологические и функциональные различия мужчин и женщин в одном и том же виде легкой атлетики в конечном сче-те отражаются и на спортивных результатах. Сравнение рекор-дов мира у женщин и мужчин позволяет установить, насколько еще легкоатлетки уступают мужчинам в некоторых дисципли-нах, а следовательно, и в уровне развития скорости, силы, вы-носливости и других физических качеств. В табл. 14 приведены рекорды мира женщин и мужчин в отдельных видах легкой ат-летики и их различия.
В спринтерском беге (100, 200, 400 и 400 м с/б), где веду-щим фактором достижения спортивных результатов являются скорость и скоростная выносливость, женщины по уровню их развития отстают от мужчин в среднем на 10%. Значительно большие различия наблюдаются в беге с преимущественным проявлением специальной выносливости (12-13%), существен-ные различия наблюдаются в скоростно-силовых видах легкой атлетики (от 14 до 18%), меньшие различия в сверхмарафон-ских дисциплинах – около 5%.
Таблица 14
Соотношение рекордов и высших достижений мира у женщин и мужчин (на 1 сентября 2008 г.)
Вид легкой | Мировые рекорды | |||
атлетики | Женщины | Мужчины | Различия, мин, с | % |
Бег: 100 м | 10,49 | 9,69 | 0,8 | 8,26 |
200 м | 21,34 | 19,30 | 2,04 | 10,5 |
400 м | 47,60 | 41,18 | 4,42 | 10,2 |
800 м | 1.53,28 | 1.41,11 | 12,17 | 12,0 |
1500 м | 3.50,46 | 3.26,0 | 24,46 | 11,8 |
5000 м | 14.16,63 | 12.37,35 | 99,28 | 13,1 |
10000 м | 29.31,78 | 26.17,53 | 194,25 | 12,3 |
3000 м с/п | 9.01,59 | 7.53,63 | 67,96 | 14,3 |
42195 м | 2:15.25 | 2:04.26 | 8,8 | |
100 км | 6:33.11 | 6:13.33 | 4,9 | |
Прыжки в высоту | 14,6 | |||
Прыжки в длину | 15,9 | |||
Тройной прыжок | 15,2 | |||
Прыжки с шестом | 17,7 |
Каждый вид легкой атлетики по-своему влияет на орга-низм женщин и содействует развитию необходимых качеств. При проведении тренировочных занятий во всех видах легкой атлетики нельзя забывать об особенностях женского организ-ма и о физических возможностях женщин в зависимости от их специализации.
Каждый вид легкой атлетики предъявляет специфические требования к уровню развития двигательных способностей женщин, определяющих достижение высоких спортивных результатов в данном виде. Например, результат в беге на ко-роткие дистанции зависит от способности выполнять бего-вые движения максимально быстро на протяжении 11 – 22 с. Барьеристкам помимо качеств спринтера необходимо иметь высокую подвижность в тазобедренных суставах и свободу движений при выполнении их с максимальной быстротой. До-стижение высоких результатов в «длинном» спринте требует от спортсменок поддержания скорости, близкой к максималь-ной, на более длительное время (до 50 с). По мере увеличения дистанции снижаются требования к уровню развития ско-ростных качеств, но повышаются способности длительно под-держивать возможно большую среднюю скорость (бег на 800, 1500, 3000, 5000, 10 000 м и 42,195 км). Благодаря своим пси-хическим и физиологическим особенностям женщины легче переносят нагрузки в этих видах легкой атлетики и в послед-ние годы быстрее прогрессируют, чем мужчины. Результаты в прыжках и метаниях зависят от уровня развития скоростно-силовых качеств. Если в прыжках в высоту скоростно-силовые качества должны обеспечить при отталкивании значительную вертикальную скорость, то в прыжках в длину – высокую го-ризонтальную.
В толкании ядра результат зависит от мгновенного прояв-ления максимальной силы при разгоне и выталкивании снаря-да. У метательниц диска и копья эти способности проявляют-ся в быстром, хлестообразном завершении движения рукой в финальном усилии. И, наконец, женщины-многоборки должны иметь оптимальное соотношение в развитии всех этих способ-ностей и качеств.
При развитии и совершенствовании физических качеств и двигательных навыков в тренировке спортсменок, как и спор-тсменов, используются различные методы: равномерный, пере-менный, повторный, интервальный, соревновательный и др. Особенность их использования на занятиях с женщинами обу-словлена различными характеристиками компонентов нагруз-ки: интенсивностью упражнений, длительностью, интервалами и характером отдыха.
Рост спортивных результатов у женщин, как и у мужчин, во многом зависит от эффективного нормирования трениро-вочных и соревновательных нагрузок в избранном виде легкой атлетики на различных этапах многолетней подготовки. При этом наиболее сложным моментом в нормировании и планиро-вании нагрузок является обеспечение преемственности нагру-зок в тренировке девочек, девушек, юниорок и женщин.
При планировании нагрузок в процессе проведения за-нятий с женщинами нужно руководствоваться общими прин-ципами, принятыми в тренировке. В частности, такими, как постепенность, волнообразность динамики нагрузок, циклич-ность. Вместе с тем в силу специфики женского организма их применение имеет свои отличительные особенности. Нагрузки должны быть, с одной стороны, адекватны физическим воз-можностям женщин, а с другой – должны обеспечивать непре-рывный рост результатов, спортивного мастерства.
Главное заключается в том, чтобы женщины на занятиях не выполняли непосильные им физические нагрузки. Порой это важнейшее положение случайно или ошибочно нарушается на занятиях с мужчинами, но это менее опасно, чем на трени-ровках с женщинами. Тренировочная нагрузка, достигающая в спортивных упражнениях значительной величины, для не-подготовленной женщины чревата отрицательными воздей-ствиями, прежде всего на внутренние органы. Важно охранять начинающих легкоатлеток от резких сотрясений, мгновенных напряжений и усилий в моменты приземления, рывков, подъе-ма груза или своей массы тела на снаряды и т. п.
При обучении начинающих легкоатлеток упражнения необходимо подбирать так, чтобы объективные трудности в от-дельных упражнениях и общая нагрузка в занятиях возрастали постепенно на протяжении длительного времени. Эта посте-пенность предотвратит нежелательные воздействия, обеспечит укрепление внутритазовой мускулатуры, связок и внутренних органов.
Большое место в годичной тренировке женщин-спринтеров отводится беговым и прыжковым упражнениям. У девочек их общий объем достигает в среднем около 15 км, у девушек – 30 км, у юниорок и женщин – 40 км.
Выполнение большого количества беговых и прыжко-вых упражнений требует пристального внимания к укре-плению и развитию мышц ног, и в первую очередь стопы. Значительная нагрузка на ноги начинающих и юных легко-атлеток, у которых недостаточно укреплены мышцы стоп, приводит к уплощению стопы и появлению плоскостопия. Кроме того, следует иметь в виду, что упражнения для ног развивают внутритазовые мышцы, расположенные на вну-тренних стенках таза.
Женщинам нужно выполнять различные прыжковые упражнения на мягком грунте (маты, песок, губка и т. п.), так как они вызывают незначительное перемещение органов мало-го таза и, следовательно, содействуют укреплению удерживаю-щих их мышц и связок.
В беге на средние дистанции (800-1500 м) у женщин преоб-ладают нагрузки смешанного характера (аэробно-анаэробного). Годовой общий объем нагрузки у девочек составляет 900-1000 км, у девушек – 1200-2000 км, у юниорок – 2000-2600 км и у женщин – 3000-3500 км. В этом виде легкой атлетики основной прирост объема бега у женщин в годичном цикле приходится на возраст 14-15 лет. На границе 15-16 лет он стабилизируется. Это особенно характерно для девушек, у которых наблюдается значительный прирост соматических признаков: длины и мас-сы тела, окружности грудной клетки и др.
В прыжках в высоту, в длину с разбега, в метании копья, диска и толкании ядра направленность нагрузок носит иной ха-рактер. В занятиях преобладают нагрузки скоростно-силового характера. Например, годовой объем силовой нагрузки в тол-кании ядра у девочек может достигать 300-350 т, у девушек – 350-450 т, у юниорок – до 600 т и у женщин – 750 т. Количе-ство толчков основного, облегченного и утяжеленного снаряда в каждой возрастной группе соответственно 1500-2000, 2600-3000, 4000-4700 и 7000-9000 раз. Чтобы выполнить такие на-грузки, у метательниц должны быть очень сильные мышцы плечевого пояса, рук, ног, туловища, им необходимо обладать быстротой движения, высокой координацией. В связи с этим, как правило, в тренировку включают в большом количестве упражнения со штангой и гирями для развития необходимых групп мышц. Использовать их в занятиях с девочками, девуш-ками и женщинами нужно осторожно, с учетом их возраста и подготовленности.
Применение упражнений с чрезмерными отягощения-ми может привести к опущению внутренних органов брюш-ной полости и органов малого таза, к уплощению свода стоп, травмам поясничной области позвоночника и к другим из-менениям, отрицательно влияющим на состояние здоровья женщины.
Осуществлять силовую подготовку женщин следует доступными средствами, не вызывающими физических пере-напряжений. Для развития силы полезно выполнять упражне-ния с набивными мячами, блинами от штанги, парные упраж-нения с сопротивлением, различные прыжковые упражнения. Упражнения со штангой можно включать в тренировку только тогда, когда уровень физической подготовленности занимаю-щихся будет достаточно высок. Упражнения с отягощениями надо чередовать с упражнениями на расслабление, чтобы бы-стрее снять утомление.
Для того чтобы женщины достигли высоких спортивных результатов в избранных видах легкой атлетики, необходима многолетняя круглогодичная тренировка, строящаяся с учетом анатомо-физиологических особенностей организма и проводи-мая в содружестве с врачом.