Основы совершенствования выносливости в многоборьях

В этих видах легкой атлетики специальная выносливость во многом аналогична выносливости в спринте, прыжках и ме-таниях.

Подход к совершенствованию специальной выносливости в беге на 800 м у женщин и 1500 м у мужчин строго индиви-дуализирован и связан с акцентом на реализацию генетически наиболее сильно развитых способностей (систем энергообе-спечения работы).

Устойчивость технических навыков в условиях действия неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды (ги-поксии, утомления, погоды и др.) требует определенного раз-вития системы аэробного энергообеспечения, уровень которой обеспечивает также восстановительные процессы после серии упражнений и в интервалах между соревновательными видами и днями. Высокий уровень технического мастерства во многом зависит от переносимости неблагоприятных сдвигов во вну-тренней среде организма и высокой емкости алактатных меха-низмов энергообеспечения.

Важнейшим фактором повышения специальной выносли-вости многоборцев является борьба с наступающим сенсор-ным и эмоциональным утомлением, что требует более широко-го объема средств психической разгрузки.

Основными средствами совершенствования общей и специальной выносливости являются повышенный объем специфических (соревновательных) упражнений, выпол-няемых в тренировочных занятиях, общий объем време-ни, затраченный на выполнение тренировочных заданий, упражнения силовой выносливости, выполняемые в режиме соревновательной деятельности, а также продолжительные циклические упражнения (прогулки, кроссы, плавание), ис-пользуемые в тренировочные дни и недели, не загружен-ные большим объемом специфических скоростно-силовых упражнений.

2.12. Развитие гибкости и координации

Гибкость – подвижность в суставах, способность выпол-нять движения с большой амплитудой.

Возможность выполнять движение с оптимальной амплиту-дой, направлением и напряжением мышц определяется подвиж-ностью в суставах, упругостью и эластичностью связок и мышц.

С точки зрения морфофункционального свойства опорно-двигательного аппарата различают следующие формы гибко-сти: активную, пассивную, смешанную. Также различают об-щую и специальную гибкость. Гибкость у человека зависит от компонентного уровня варьирования соматотипа.

Развивают гибкость с помощью упражнений с увеличенной амплитудой движения (упражнения на растягивание мышц и связок). Такие упражнения классифицируются не только по ак-тивной, пассивной или смешанной форме выполнения, но и по направленности, а также по характеру работы мышц. Поэтому различают динамические, статические и смешанные соматоди-намические упражнения на растягивание.

Проявление гибкости зависит от многих факторов: от стро-ения суставов, эластических свойств связок и мышц, а также от нервной регуляции тонуса мышц, от общего функционального состояния организма, от внешних условий, времени суток, тем-пературы мышц и окружающей среды, степени утомления.

Гибкость зависит и от возраста. В целом подвижность круп-ных звеньев тела увеличивается до 13-14 лет и, как правило, стабилизируется к 16-17 годам, а затем имеет устойчивую тен-денцию к снижению. Если до 13-14 лет не выполнять упражне-ния на растягивание, то гибкость может начать снижаться уже в юношеском возрасте. Значительное ее ухудшение отмечается у людей старше 50 лет и резкое – после 60 лет.

Поэтому единственная возможность сохранить ее – это постоянно тренировать подвижность каждого сустава. Упраж-нения на гибкость в одном занятии выполняются 2-3 раза. В подготовительной части занятия упражнения на гибкость включают в специальную разминку, после хорошего разогрева организма в общей разминке – 6-8 упражнений для подготовки мышечно-суставных сочленений рук, туловища, ног, задейство-ванных, в первую очередь, в основной части занятия. Каждое упражнение выполняется 10-15 раз в последовательности: для рук, туловища и ног.

В основной части занятия (после силовых упражнений) упражнения на гибкость (8-10 упражнений) выполняют се-риями (4-5), чередуя с работой основной направленности, на-пример, с силовыми упражнениями. В случае, если развитие гибкости – одна из основных задач занятия, то упражнения на растягивание выделяют в отдельный блок нагрузки, кото-рый выполняется во второй половине основной части занятия. Между сериями обязательно следует делать упражнения на расслабление. Комплекс упражнений может состоять из 10-12 упражнений пассивного (с помощью партнера, гимнастиче-ской стенки и пр.) или активного (выполняемого с помощью собственных мышечных усилий) характера.

В заключительной части упражнения на растягивание (8-10 упражнений) сочетаются с упражнениями на расслабление и самомассажем.

Следует обращать особое внимание на растягивание мышц при выполнении силовых упражнений, учитывая их возмож-ный отрицательный эффект на гибкость.

В процессе выполнения человеком любой двигательной деятельности имеют дело не с отдельными мышечными сокра-щениями, а целостным живым организмом, который в аспекте двигательных проявлений представляет собой двигательную функциональную систему. Координирует двигательную функ-циональную систему кора больших полушарий. Эффективность двигательной функциональной системы во многом определяет-ся возрастным созреванием двигательного и вестибулярного анализаторов.

Так, мышцы участвуют в непосредственных процессах, свя-занных с осуществлением координации движений, а нервная система управляет этими процессами на основе информации из различных органов чувств и индивидуального опыта.

Связь центральной нервной системы и эффекторных орга-нов двусторонняя. Механизм обратной связи играет основную роль в формировании и совершенствовании координации дви-жений. Благодаря этому механизму центральная нервная систе-ма получает непрерывную обратную информацию от мышц и результат совершенного движения. Обратная связь содейству-ет превращению двигательной системы в управляемую.

Поэтому эффективность обучения основным движениям, т.е. формирование необходимых двигательных умений и навы-ков, обеспечивают прежде всего двигательно-координационные способности, которые одновременное оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Поэтому невозмож-но воспитать гармонично развитую, здоровую личность без решения проблемы развития двигательно-координационных способностей еще в дошкольном возрасте.

Н.А. Бернштейн (1991), определяя координацию движений как преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа, указывает на превращение его в управляемую систему. Он обосновал положение о многофункциональном и иерар-хическом строении психомоторной деятельности человека и выделил пять уровней построения движений со стороны раз-личных отделов нервной системы: уровень тонуса (действия, бедные высшими автоматизмами – рассматривание, ощу-пывание, сравнение и выбирание предметов и т.д.); уровень мышечно-суставных увязок (уровень синергий); нижний поду-ровень пространства; верхний подуровень пространства (мел-кие и точные пальцевые движения – вдевание нитки в иголку, заточка карандаша и т.д.); уровень действий (уровень предмет-ных действий, смысловых цепей).

Такой подход давал возможность Н. А. Бернштейну утверж-дать, что разные стороны, свойства движения контролируются разными нервными структурами, своим специфическим спо-собом и одновременно.

Начиная с 30-х годов специалисты разных стран доказа-ли неправомерность сведения ловкости только к нескольким способностям. В результате в сегодняшней литературе назы-вается от 2-3 «общих» до 5-7-11 – 20 и более специальных и специфически проявляемых координационных способностей: координация деятельности больших мышечных групп всего тела, общее равновесие, равновесие со зрительным контролем и без него, равновесие на предмете, уравновешивание предме-тов, быстрота перестройки двигательной деятельности. К спо-собности, относящейся к координационной области, относят также способность к пространственной ориентации, мелкую моторику, способность к дифференцированию, воспроизведе-нию, отмериванию и оценке пространственных, силовых и вре-менных параметров движений, ритм, вестибулярную устойчи-вость, способность произвольно расслаблять мышцы и др.

В.И. Лях (1995), давая определение координационным спо-собностям, определяет их как возможность индивида опреде-лять его готовность к оптимальному управлению и регулиров-ке двигательного действия. Автор выделяет следующие виды координационных способностей: «специальные» (возмож-ности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции сходными по происхождению и смыс-лу двигательными действиями), «специфические» (возмож-ности индивида, определяющие его готовность к оптимально-му управлению и регулировке отдельными специфическими заданиями «на координацию» – «на равновесие», «ритм», «ори-ентирование в пространстве», «реагирование», «перестроение двигательной деятельности», «согласование», «дифференциро-вание параметров движений», «сохранение статокинетической устойчивости» и др.) и «общие» (потенциальные и реализо-ванные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции различными по проис-хождению и смыслу двигательными действиями).

В настоящее время известно, что каждая из вышеназван-ных координационных способностей не является однородной, а имеет сложную структуру. В. И. Лях дает следующую их трак-товку: способность к ориентированию есть возможность ин-дивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении; способ-ность к дифференцированию параметров движений обуслов-ливает высокую точность и экономичность пространственных (позиций углов в суставах), силовых (состояние напряжения в рабочих мышцах) и временных (высокое чувство микро-интервалов времени) параметров движений; способность к реагированию позволяет быстро и точно выполнять целое кратковременное движение на известный или неизвестный за-ранее сигнал целым телом или его частью (рукой, ногой, туло-вищем); способность к перестроению двигательных действий

– это быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям; способность к согла-сованию – соединение, соподчинение отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации; способность к равновесию – сохранение устойчивости позы (равновесия) в тех либо иных статических положениях тела (в стойках), по ходу выполнения движений (в ходьбе, во время выполнения акробатических упражнений, в борьбе с партнером); способ-ность к ритму – способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями; вестибулярная (статокине-тическая) устойчивость – способность точно и стабильно вы-полнять двигательные действия в условиях вестибулярных раз-дражений (кувырков, бросков, поворотов и др.); произвольное расслабление мышц – способность к оптимальному согласова-нию расслабления и сокращения определенных мышц в нуж-ный момент.

Результаты научных исследований позволяют главными критериями оценки координационных способностей считать правильность, быстроту, рациональность и находчивость с их качественными и количественными характеристиками. В этой связи свои координационные способности ребенок может проявлять только через одно какое-либо свойство; например, это точность попадания в цель; быстрота выполнения сложно-го в координационном отношении движения; экономичность перемещения и расходования физических сил в непростых условиях внешней среды; стабильность выполнения двига-тельных навыков в непредвиденных, сбивающих с толку воз-действиях и т.п. Чаще всего такими комплексными критериями оценки выступают показатели эффективности (результативно-сти) выполнения целостных целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий, предъявляющих спрос к координационным способностям ребенка.

Оценивая координационные способности, педагог должен иметь в виду, что вышеназванные критерии в одних случаях могут характеризовать явные (абсолютные), а в других – ла-тентные, или скрытые (относительные, парциальные) показа-тели координационных способностей.

Основным методом диагностики координационных спо-собностей детей являются двигательные тесты. Специалистами разных стран определены основные теоретические и методиче-ские положения, которые следует учитывать при выборе тестов; отобраны тесты, пригодные для оценки абсолютных и относи-тельных показателей, характеризующих уровень развития двигательно-координационных способностей всех возрастно-половых групп; разработана методика тестирования; установ-лены добротные, надежные и информативные тесты; по ряду их разработаны нормативы с учетом возраста и пола детей; подготовлены рекомендации по применению тестов в реаль-ных условиях.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что объек-тивность используемых критериев, их конкретность и доступ-ность дают возможность получить срочную информацию о результатах действий. Это позволяет самостоятельно корректи-ровать параметры движения, анализировать подготовительные и основные действия, находить и исправлять ошибки как с по-мощью педагога, так и самостоятельно. Таким образом, успеш-ность физкультурно-оздоровительной работы обусловлена своевременностью и систематичностью контроля, объектив-ностью оценки количественных и качественных показателей усвоения учебного материала, полнотой учета итоговой работы за определенный период времени. Объективный и системный контроль помогает педагогу более точно управлять процессом физического совершенствования детей, подростков, юношей и девушек.


Наши рекомендации