Отбор и прогнозирование в легкой атлетике
Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание легкоатлетов высокого класса – это сложный процесс, каче-ство которого определяется целым рядом факторов. Одним из важнейших факторов является научно обоснованный отбор одаренных детей, подростков, юношей и девушек, их спортив-ная ориентация. Спортивная деятельность требует от челове-ка необходимых интеллектуальных, психических, анатомо-физиологических и двигательных качеств и свойств.
Практика показывает, что на начальных этапах спортив-ной тренировки не всегда удается отобрать тот контингент, который соответствует конкретному виду легкой атлетики. В связи с этим в спортивных школах происходит большой по количеству и длительный по времени отсев учащихся, вызван-ный отсутствием роста их индивидуальных результатов. Оши-бочная спортивная ориентация приводит к большим потерям, травмирует психику ребенка, не позволяет повысить качество тренировочного процесса.
Несмотря на многочисленные имеющиеся данные, про-блема отбора и ориентации наиболее талантливых юных спор-тсменов как самостоятельное направление находится в стадии постоянного поиска, совершенствования и дальнейших разра-боток. Научно-обоснованные методы отбора перспективных детей в детско-юношеские спортивные школы, а также прогно-зирование их будущих результатов становятся важными этапа-ми и неотъемлемой частью современной системы подготовки юных легкоатлетов от новичков до мастеров спорта междуна-родного класса.
В современной теории и методике юношеского спорта отбор и спортивная ориентация рассматриваются как много-летний, многоступенчатый процесс. Выделяют 5 этапов спор-тивного отбора, на каждом из которых последовательно реша-ются определенные задачи. Если на первом этапе проводится первичный отбор возможно большего количества способных в спортивном отношении детей и определяется целесообраз-ность занятий тем или иным видом спорта, то на следующем оценивается перспективность юных спортсменов. На третьем этапе из числа наиболее одаренных спортсменов-юношей и юниоров формируется ближний олимпийский резерв. При этом спортивная одаренность рассматривается как благоп-риятное для данного вида спорта сочетание врожденных и при-обретенных физических, психических и других качеств, а так-же способность спортсмена быстро и эффективно развивать их в процессе спортивной тренировки. В понятие спортивной одаренности, безусловно, входит также отличное состояние здоровья и определенные анатомо-физиологические особен-ности организма. Завершающий этап предполагает отбор и комплектование сборных команд для участия в крупнейших соревнованиях.
По определению В.П. Филина, спортивный отбор – это система организационно-методических мероприятий, вклю-чающих педагогические, психологические, социологические и медико-биологические методы исследования, на основании ко-торых выявляются способности детей, подростков, девушек и юношей для специализации в определенном виде спорта или группе видов спорта.
Задачи отбора заключаются в том, чтобы своевременно и правильно определить способности и возможности начинаю-щих спортсменов, соответствующие специфике вида спорта.
Организация отбора перспективных спортсменов должна предусматривать его многоэтапность. В соответствии с по-ставленными задачами отбор возможно приурочить к этапам многолетней тренировки. На первом этапе (возраст 10-11 лет и моложе), когда проводится начальная многоборная подготовка, обеспечивающая всестороннее развитие физических качеств и функциональных возможностей организма, проводится общая ориентация детей школьного возраста. Осуществляется она в процессе занятий в течение длительного временного промежут-ка 1-2 года. При наборе детей в группу тестирование желатель-но проводить по истечении 3-4 месяцев, чтобы подготовить ор-ганизм к испытаниям. Ориентация детей на занятия теми или иными видами легкой атлетики проводится уже в конце этапа и основывается на результатах педагогических динамических наблюдений и тестирования. Лишь в процессе занятий можно выявить наклонности детей и подростков. Основная задача на данном этапе состоит в том, чтобы заинтересовать, приобщить их к занятиям спортом.
В этом возрасте еще не сказывается влияние полового раз-вития на проявление физических качеств, поэтому в какой-то мере уже можно оценить потенциальные возможности юных спортсменов, хотя и в очень грубом приближении.
На втором этапе (возраст 12-13 лет) осуществляется отбор в учебно-тренировочные группы. Методы и технологии отбора остаются в основном теми же, что и на предыдущем этапе, од-нако их значимость и объем расширяются.
Ведущее значение приобретают морально-волевые, «бой-цовские» качества, характеризующие способность спортсмена показывать высокие и устойчивые результаты в сложной со-ревновательной обстановке. Также учитывают уровень моти-вации, дисциплину и трудолюбие, при этом важное значение приобретает педагогическая характеристика предыдущей под-готовки спортсмена и способность переносить высокие трени-ровочные и соревновательные нагрузки; способность быстро восстанавливать силы; темпы прироста основных качеств и ре-зультатов.
По итогам отбора заполняется карта спортсмена. Програм-ма отбора включает 5 разделов: 1. Состояние здоровья. 2. Спор-тивный анамнез и специальная подготовленность. 3. Функци-ональные возможности и морфофункциональное состояние сердца. 4. Психодиагностика. 5. Антропометрия.
В зависимости от специфики вида спорта отдельные разде-лы представлены уже или шире. Для циклических видов спорта существенно возрастает роль разделов 1 и 3. Для сложнокоор-динационных видов спорта и единоборств– раздел 2. Каждый из разделов включает комплекс показателей, на основе которых вы-водится общее заключение. Общая оценка данных обследования сводится к трем градациям. Первая – «пригоден» (отсутствуют противопоказания). Вторая – «условно пригоден» (отдельные звенья или системы предъявляют повышенные требования к механизму компенсации). Третья – «не пригоден» (степень под-готовленности и состояние систем не позволяет адекватно адап-тироваться к требованиям олимпийской подготовки).
Разделы обследования в комплексе позволяют достаточно надежно оценить степень подготовленности юного спортсмена, состояние отдельных систем, уровень резервных возможностей организма, наличие сильных и слабых его звеньев.
Второй этап отбора приходится на период наиболее бур-ного полового созревания. Исходя из результатов углубленно-го тестирования, темпов прироста физических качеств на этом этапе определяется рациональная преимущественная направ-ленность тренировки на последующие годы. На фоне много-борной легкоатлетической подготовки тренировки становятся специфичнее и строятся исходя из индивидуальных особенно-стей и склонностей юных спортсменов. Спортсмены пробуют себя в различных видах легкой атлетики, при этом на данном этапе желательно избегать узкой направленности в нагрузках и узкой специализации. Оценка осуществляется с учетом био-логического возраста.
Первые два этапа иногда могут быть объединены из-за того, что подросток, занимаясь другими видами спорта или по другим причинам, не смог начать тренировки в избранном виде в раннем возрасте. В этом случае, учитывая предшествующую деятельность, тренеры ориентируются на результаты первона-чального обследования и темпы роста в процессе тренировок. При этом результаты тестирования не должны уступать нор-мативному уровню для данного возраста или быть близкими к нему. Если это возраст пубертатного развития, то берется в расчет биологическая зрелость.
Как показали многолетние экспериментальные исследова-ния, зона средних показателей физической подготовленности еще может быть компенсирована более высокими данными других качеств и функций спортсменов. Низкие же значения отдельных сторон подготовленности, особенно если это веду-щие показатели, такие как функциональные возможности или скоростные способности, уже не компенсируются даже очень высоким уровнем отдельных показателей. Таким образом, при выявлении способных юных спортсменов за крайний критиче-ский уровень берется средний диапазон нормативных данных того или иного ведущего качества или функции.
Чтобы привлечь к занятиям возможно больше одаренных спортсменов, тренерам и спортивным педагогам следует под-держивать тесные контакты между спортивными и общеобра-зовательными школами. Школьный учитель физической куль-туры может оказать неоценимую помощь при отборе, так как в процессе занятий по физической культуре он ориентировочно отмечает склонности того или иного ученика к определенному виду легкой атлетики уже в самом раннем возрасте. Действен-ность таких контактов подтверждается опытом практической работы многих тренеров.
Третий этап отбора связан с комплектованием групп спор-тивного совершенствования и совпадает с возрастом 16-19 лет. В этот период появляется склонность юного легкоатлета к одной – двум дисциплинам, однако необходимо практиковать старты и в смежных видах. Широкая соревновательная подго-товленность – залог успеха в будущем при выходе на высокий уровень достижений, когда подготовка становится наиболее специфичной. На этом этапе достигается уровень I разряда или кандидата в мастера спорта. Скоростные качества в сво-ем развитии приближаются к максимально возможным. При-рост многих показателей замедляется. Наибольшая информа-тивность принадлежит тестам, характеризующим ведущие для данного вида легкой атлетики качества.
Для поиска талантливых спортсменов проводится обследо-вание соревновательной деятельности с экспертной оценкой и последующим тестированием их в процессе региональных спар-такиад. На региональных спартакиадах вводится дополнитель-ный день соревнований. Организация, форма и содержание контрольных испытаний отражаются в Положении о соревно-вании, которые проводятся судейской коллегией.
Экспертная оценка на региональных спартакиадах прово-дится членами специальной комиссии, состоящей из тренеров и актива соответствующих федераций или судейских коллегий (в баллах). Оценки: 1 – неперспективный; 2 – перспективный; 3 – наиболее перспективный.
Второй частью просмотра перспективных спортсменов на республиканских школьных спартакиадах является специаль-ное тестирование по нормативам общей и специальной физи-ческой подготовки. Программа тестирования, которая прово-дится в дополнительный свободный от основных видов день соревнований, должна включать 2-3 норматива ОФП и 2-3 нор-матива СФП, отраженных в комплексных целевых программах подготовки к Олимпийским играм и имеющих наибольшее про-гностическое значение для достижения высших спортивных результатов в избранном виде спорта или отдельном упраж-нении.
По результатам проведения тестирования в дополнитель-ный день соревнований и экспертной оценки специальная ко-миссия или судейская коллегия заполняет специальную карту.
Четвертый этап связан с непосредственным отбором в сборные команды по легкой атлетике различного ранга. Прог-рамма отбора легкоатлетов-участников региональных юноше-ских и молодежных игр и других соревнований направлена на оценку специфических способностей и прогнозирование пер-спективности спортсменов. К отбору привлекаются специали-сты различного профиля, в том числе члены судейской колле-гии и специальные комиссии, состоящие из тренеров сборных команд республик, краев и областей, актива федерации легкой атлетики. По итогам отбора составляются списки. На этом основании формируются составы просмотровых сборов для отбора наиболее перспективных спортсменов к централизо-ванной подготовке к Олимпийским играм. Данный этап отбора можно назвать селекцией наиболее способных легкоатлетов. Здесь происходит отбор в команды юниоров и группы предо-лимпийской подготовки.
В ходе учебно-тренировочного сбора, на основе анализа дневников и результатов тестирования в специальных услови-ях тренеры совместно с сотрудниками КНГ оценивают итоги многолетней подготовки на предыдущих этапах и в целом ха-рактер ведения тренировочного процесса; уровень специаль-ных физических качеств и специфических показателей.
По итогам просмотра и комплексного обследования трене-ры и сотрудники КНГ выделяют спортсменов, индивидуальные показатели которых соответствуют решению задач олимпий-ской подготовки, что и служит окончательным определением для укомплектования контингента спортсменов для прохожде-ния плановых мероприятий по олимпийской подготовке.
В процессе отбора кандидатов в сборные команды учиты-ваются следующие компоненты: морфологические признаки; уровень специальной физической подготовленности; уровень психологической подготовленности; функциональные возмож-ности организма спортсмена; способность к восстановлению после больших физических и психических нагрузок; уровень знаний и степень самоусовершенствования спортсмена.
Отбор кандидатов в сборные юношеские и молодежные команды страны должен осуществляться из числа наиболее одаренных и перспективных спортсменов, входящих в состав сборных команд регионов, спортивных обществ и ведомств. Основной формой отбора служат спортивные соревнования. При этом учитывается не только спортивный результат, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динами-ка результатов в течение текущего года, стаж регулярных заня-тий спортом, соответствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям дан-ного вида спорта на уровне результатов мастера спорта между-народного класса.
Пятый этап отбора связан с комплектованием сборной ко-манды страны по легкой атлетике. Сильнейшие спортсмены за-числяются в качестве кандидатов в сборную олимпийскую ко-манду страны главным образом по результатам соревнований в предыдущем спортивном сезоне.
Отбор кандидатов в сборные команды страны должен осу-ществляться на основе следующих показателей:
Спортивно-технические результаты и их динамика в те-чение последних лет тренировки.
Возраст, антропометрические данные с учетом специфи-ки избранного вида спорта, состояние здоровья спортсмена.
Степень закрепления ошибок при выполнении важней-ших фаз и элементов техники спортивных упражнений.
Уровень развития специальных физических качеств, ко-торые слабо поддаются развитию в процессе многолетней тре-нировки.
Потенциальные возможности функциональных систем организма к выполнению двигательной деятельности.
Психическая устойчивость к выполнению специфиче-ских тренировочных нагрузок.
Наличие целеустремленности в достижении результатов в избранном виде спорта.
Отбор членов юношеской и молодежной команды страны для участия в международных соревнованиях должен осущест-вляться на основе следующих показателей:
Спортивно-технический результат.
Динамика развития спортивной формы (начало, пик, спад).
Степень закрепления технических действий наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экс-тремальных условиях.
Степень технической готовности и устойчивости спортсме-на к ведению спортивной борьбы в экстремальных условиях.
Состояние здоровья с учетом специфики избранной спортивной специализации.
В заключение следует сказать о том, что отбор юных спор-тсменов – это сложный процесс всестороннего анализа различ-ных сторон физической подготовленности, морфофункциональ-ных, психологических особенностей детей, подростков, юношей и девушек. Спортивный отбор не является однократным меро-приятием. Он представляет собой относительно длительный про-цесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки юного спортсмена обе-спечена комплексная методика оценки его личности, предпола-гающая использование педагогических, медико-биологических, психологических и социологических методов исследования.
2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах
Подготовкой спортивного резерва в Российской Федера-ции в основном занимаются детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского ре-зерва (УОР). В меньшей степени эти функции осуществляют физкультурно-спортивные клубы, в том числе по месту жи-тельства, некоторые другие физкультурно-спортивные органи-зации. Учредителем спортивной школы, как правило, выступа-ет государственный орган управления физической культурой и спортом субъекта федерации, но могут в этой роли быть другие организации. Обязательным условием для открытия и функ-ционирования ДЮСШ является наличие необходимых поме-щений, собственной или арендуемой спортивной базы, соот-ветствующих кадров, финансирования.
СДЮШОР создаются на базе существующих ДЮСШ, до-стигших высокого уровня работы по подготовке квалифициро-ванных спортсменов, обеспеченных спортивной базой, высоко-квалифицированными тренерами-преподавателями.
Спортивная школа создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образо-вания детей. Являясь образовательным учреждением дополни-тельного образования, в части организации образовательного процесса она должна руководствоваться законодательством в сфере образования. В соответствии с законом «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Феде-рации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом данного учреждения.
В то же время спортивная школа является субъектом физкультурно-спортивного движения и в части организации физкультурно-спортивной деятельности соответственно руковод-ствуется также законодательством в сфере физической культуры и спорта. К основным вопросам, по которым спортивная школа обязана руководствоваться данным законодательством, относят-ся: участие спортивной школы в реализации единой политики в области физической культуры и спорта; участие в реализации це-левых программ развития физической культуры и спорта; ежегод-ное рассмотрение итогов развития физической культуры и спор-та и утверждение мероприятий в данной области на следующий год; осуществление физического воспитания детей; организация спортивных соревнований и других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера; формирование сборных команд тер-риторий и обеспечение подготовки резервов для сборных команд по различным видам спорта; установление и выполнение норма-тивов физической подготовленности различных категорий населе-ния; применение Единой всероссийской спортивной классифика-ции и присвоение спортивных разрядов и званий; предоставление ежегодного анализа деятельности спортивной школы на основе данных государственной статистики и некоторые другие вопросы.
Цели системы подготовки спортивного резерва: вовлечение максимально возможного числа детей и подростков в системати-ческие занятия спортом, выявление их склонностей и пригодно-сти для дальнейших занятий спортом и воспитание устойчивого интереса к ним; отбор наиболее одаренных, имеющих перспекти-ву достижения спортивных результатов международного уровня.
Задачи массового детско-юношеского спорта: вовлечение детей и подростков в систематические занятия, привитие ин-тереса и потребности в них; укрепление здоровья; воспитание физических и морально-этических и волевых качеств; разно-стороннее физическое развитие, повышение уровня общефи-зической и специальной подготовленности в соответствии с программными требованиями по виду спорта; профилактика вредных привычек.
Задачи спорта высших достижений: совершенствование ОФП, СФП, технико-тактического мастерства в избранном виде спорта; приобщение к традициям отечественного спорта; формирование эмоционально-волевой готовности к соревно-вательной деятельности; вхождение в состав сборной команды России и достижение наивысших результатов в главных сорев-нованиях года.
Для более плодотворной работы спортивной школы жела-тельно организовать деятельность специализированных клас-сов по видам спорта. Специализированные классы с продлен-ным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом являются совместной формой работы спортивных школ и общеобразовательных учреждений с целью обеспече-ния условий для рационального сочетания обучения с углу-бленным учебно-тренировочным процессом. Они открывают-ся в образовательных учреждениях по договору со спортивной школой по согласованию с учредителями и при условии фи-нансового обеспечения, наличия собственной или арендуемой спортивной базы. Специализированные классы рекомендуется комплектовать из числа наиболее перспективных в спортивном отношении обучающихся, имеющих предварительную спор-тивную подготовку не менее одного года.
Режим учебного дня, расписание занятий и учебно-тренировочный процесс для специализированных классов устанавливаются администрацией образовательного учрежде-ния совместно с администрацией спортивной школы. Учебно-тренировочные занятия для обучающихся специализирован-ных классов рекомендуется проводить не реже двух раз в день (не менее 10 раз в неделю). При проведении двухразовых тре-нировочных занятий планирование первых уроков (занятий) по общеобразовательным предметам рекомендуется осущест-влять в более позднее время от общеустановленного.
Многолетняя спортивная подготовка – единая педагогиче-ская система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, которая основана на целенаправленной двига-тельной активности: оптимальное соотношение процессов обу-чения, воспитания физических качеств и формирования двига-тельных умений, навыков и различных сторон подготовленности; рост объема средств ОФП и СФП, соотношение между которы-ми постоянно изменяется; строгое соблюдение постепенности в процессе наращивания нагрузок; одновременное развитие физи-ческих качеств и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.
Организационная структура систем подготовки спортив-ного резерва основана на функциях спортивных учебных заве-дений (табл. 11).
Таблица 11
Основные функции спортивных школ на этапах многолетней подготовки
Этап подготовки | Период, лет | ДЮСШ | СДЮШОР | ШВСМ | УОР |
Спортивно-оздоровительный | До 18 лет | + | +* | ||
Начальной подготовки | 2-3 | + | + | ||
Учебно-тренировочный | 4-5 | + | + | х | |
Спортивного совершенствования | х | + | + | + | |
Высшего спортивного мастерства | 3-5 | + | + | + |
Условные обозначения: + – основная функция; х – по решению учредителя; * – тренировка направлена на развитие и совершенство-вание двигательных возможностей с использованием разнообразных наиболее энергоемких средств ОФП.
На этапах многолетней подготовки предусматривается: на спортивно-оздоровительном – расширение двигательных воз-можностей и компенсация дефицита двигательной активности; начальной подготовки – предварительная подготовка; учебно-тренировочном 1-2 года обучения – начальная специализация; учебно-тренировочном 3-4 года обучения – углубленная трени-ровка в избранном виде спорта; спортивного совершенство-вания – совершенствование спортивного мастерства; высшего спортивного мастерства – реализация индивидуальных воз-можностей.
Структура современной системы подготовки спортивного резерва включает: общефизическую, специальную физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовку; спортивный отбор и ориентацию; моделирование и прогно-зирование; управление и контроль тренировочного процесса; факторы тренировочных и соревновательных нагрузок, пита-ния, травматизма.
Порядок зачисления учащихся и формирование групп на различных этапах многолетней подготовки осуществляется в соответствии с разработанными требованиями, определяется непосредственно учреждением и оформляется приказом ди-ректора спортивной школы.
На этапах начальной подготовки принимаются все дети и подростки, желающие заниматься и не имеющие медицинских противопоказаний, обладающие физическим и психическим благополучием. В процессе занятий подлежат учету прогности-чески значимые признаки: уровень двигательного потенциала, развитие физических качеств, функциональные возможности организма, способности к перенесению тренировочных и со-ревновательных нагрузок.
В учебно-тренировочные группы переводятся учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний, выполнившие нор-мативные требования программы по конкретному виду спорта. Учащиеся, не освоившие программу начальной подготовки, мо-гут продолжать занятия в спортивно-оздоровительных группах до 18-летнего возраста в соответствии с Конвенцией «О правах ребенка» и Конституцией РФ.
Формирование групп спортивного совершенствования осуществляется на конкурсной основе из числа наиболее пер-спективных юных спортсменов – кандидатов в мастера спор-та. Группы высшего спортивного мастерства формируются из числа наиболее перспективных спортсменов – мастеров спорта.
Учебно-тренировочные занятия проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях спортив-ной школы и дополнительно 6 недель – в условиях оздорови-тельного лагеря спортивного профиля или по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха. Основны-ми формами учебно-тренировочного процесса являются: груп-повые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные ме-роприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика. Обязательность работы по индивидуальным планам рекомендуется устанав-ливать на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Продолжительность одного занятия в группах спортивно-оздоровительной направленности и начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, в учебно-тренировочных группах – трех академических часов при ме-нее чем четырехразовых тренировочных занятиях в неделю; в группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в неделю – четырех академических часов, а при двухразовых занятиях в день – трех академических часов.
Многолетний процесс подготовки спортивного резерва подчинен общим закономерностям обучения и воспитания, поэтому в нем находят свое отражение общие педагогические принципы. На подготовку юных спортсменов распространяются и общие принципы тренировки: всесторонности, спе-циализации, постепенности, повторности, индивидуализации. Вместе с тем принципы спортивной тренировки приобретают применительно к юным спортсменам свое характерное содер-жание, что обусловлено особенностями возрастного развития детей и подростков. К тому же в юношеском спорте направлен-ность на достижение наивысших результатов является отда-ленной целью, а на первое место выдвигается эффективность базовой подготовки.
Подготовку следует вести на основе предварительно состав-ленных планов. Составляются они на основе разработанного тренером общего плана подготовки для каждого вида легкой атлетики. Такой план, содержащий полное изложение всего того, что составляет процесс подготовки по микро-, мезо – и ма-кроциклам, а возможно, и по дням (поурочная программа), рас-крывает всю систему спортивной подготовки и позволяет лег-ко перестроить его на индивидуальные планы для легкоатлета одной специализации. Подготовленность легкоатлетов должна возрастать из года в год, несколько снижаясь в переходных пе-риодах и снова постепенно повышаясь в последующих. При этом физическая подготовленность легкоатлетов в начале подготови-тельного периода должна быть на более высоком уровне, нежели год назад.
Многолетний план подготовки создает общую картину подготовки, определяет ее цели, задачи и основные сред-ства. Главной целью перспективного плана подготовки лег-коатлетов является достижение современных темпов роста высшего спортивного мастерства и такого уровня результа-тов, на котором может базироваться успешное выступление легкоатлетов на крупнейших состязаниях. При составлении этого плана важно знать, что на путь от новичка до масте-ра спорта требуется не менее 9-10 лет, а до мастера спор-та международного класса – 11-12 лет. Поэтому составлять перспективный план для юного легкоатлета можно на 8-12 лет вперед.
Наибольшее значение имеет план перспективной подго-товки на четырехлетний олимпийский цикл. При составлении перспективного плана подготовки на такой срок более точно учитываются индивидуальные особенности легкоатлета, его возраст, физическое развитие, морально-волевые качества, а также результаты в беге (на короткие и другие дистанции), прыжках, метаниях, а также в контрольных упражнениях. Раз-умеется, надо принимать во внимание и состояние здоровья спортсмена. На основании этих данных определяют сильные стороны легкоатлета и намечают пути дальнейшего роста в из-бранной специализации. В перспективном плане тренировки отмечаются и слабые стороны подготовленности легкоатлета, на развитие которых надо обратить особое внимание.
Целевая направленность юных спортсменов на высшее спортивное мастерство учитывает не только возрастные зако-номерности развития юного спортсмена, но и, главное, требо-вания, которым должна отвечать его подготовленность на раз-личных этапах многолетней тренировки в аспекте критериев, характерных для этапа спортивного совершенствования. На-пример, для создания прочного фундамента общей и специаль-ной подготовки необходимо уже в юные годы приучать спор-тсмена к выполнению больших, но доступных тренировочных нагрузок. Поэтому при планировании надо учитывать не толь-ко возрастные закономерности развития юного спортсмена, но и запросы, которые будут предъявлены к нему в будущем, на этапе высшего спортивного мастерства. Например, согласно научным данным общий объем тренировочной нагрузки на этапе начальной спортивной специализации должен состав-лять 45-50% от объема работы мастеров спорта (выполнение нормы МС считается первой фазой высшего спортивного ма-стерства), а на этапе углубленной тренировки соответственно 70-80%.
Ориентируясь на те параметры тренировочных нагрузок, которые ожидают юных спортсменов в будущем, необходимы поиски таких путей, благодаря которым можно было бы добиться прогрессивного роста качеств и функциональных воз-можностей, не выходя за рамки разумного количества времени, отводимого на тренировку. Здесь должен действовать принцип
– максимум эффекта при минимуме затрат времени. Один из таких путей – достаточно широкое использование средств, ко-торые хотя и, возможно, не соответствуют по своей структуре основному двигательному навыку, но являются более эффек-тивными для развития тех или иных двигательных качеств, по-вышения функциональных возможностей юных спортсменов. Поэтому не следует бояться применять в подготовке юных спор-тсменов широкий арсенал полезных неспецифических средств, которые, оказывая положительное воздействие на физическую подготовленность и функциональное состояние юных спор-тсменов, вместе с тем сокращают объем времени, затрачивае-мого на достижение поставленных конкретных частных задач.
Второй путь уменьшить затраты времени при решении какой-либо задачи – применение различных технических средств и тренажеров.
Данные об уровне разных сторон подготовленности легкоатлета позволяют наметить рост спортивных результатов по годам. При этом по годам планируются результаты и в дру-гих видах легкой атлетики (например, для прыгуна в длину – в спринте; для метателя – в прыжках), и в упражнениях физи-ческой подготовки (например, в толкании штанги, прыжковых упражнениях).
В соответствии с этим для каждого года тренировки уста-навливается главная цель. Не всегда этой целью будет результат в спортивной специализации. Например, одним юным легкоат-летам важнее развивать быстроту, скорость в спринте, а также овладеть основами техники видов легкой атлетики, другим надо создавать основу для будущей специализации в беге на средние и длинные дистанции. Нередко приходится больше заниматься отстающей стороной подготовленности спортсмена.
С каждым годом увеличиваются объем и интенсивность тренировочных упражнений, повышаются требования к психическим и физическим возможностям спортсмена, возрастает подготовленность легкоатлета.
Объем основных средств должен увеличиваться по-степенно. Превышение объема основных средств предыдущего года может составлять 30-50%.
В плане многолетней тренировки необходимо сохранять все основные задачи: воспитание моральных и волевых ка-честв, овладение техникой и тактикой и совершенствование в них, развитие (общее и специальное) физических качеств, при-обретение теоретических и практических знаний и навыков.
Все эти задачи решаются в каждом годичном цикле на протяжении всех лет тренировки спортсмена. Однако в зависи-мости от главной цели годичной тренировки, индивидуальных особенностей легкоатлета и многих других факторов одним за-дачам уделяется в процессе года и по годичным циклам больше внимания, другим – меньше.
2.7. Управление процессом подготовки легкоатлета
Управление в самом общем виде – это перевод объекта (про-цесса, явления и т.п.) из одного состояния в другое, заранее за-данное. Это определение в значительной степени соответствует целям подготовки, которая заключается в том, чтобы перевести спортсмена из одного состояния в другое. В большинстве слу-чаев это будет достижение через определенное время и более высоких спортивных результатов. Управление системой подго-товки происходит по трехтактному принципу: прямой связи от управляющей подсистемы (тренера, врача, психолога и др.) к управляемой подсистеме (спортсмену, функциональным систе-мам его организма); обратной связи (от состояния спортсмена и его систем к тренеру); коррекции прямой связи на основе сравнения ее с показателями, полученными на основе обратной связи.
В процессе управления прямая связь – это информация о том, что и как надо делать, чтобы добиться достижения постав-ленной цели.
Обратная связь – это информация, полученная в ходе кон-троля подготовки путем сопоставления достигнутых показате-лей и условий их выполнения с параметрами прямой связи и модельными характеристиками.
На основе сравнения показателей прямой и обратной связи происходит принятие решений в виде коррекции тренировоч-ных программ, регламентирующих дальнейшее содержание и направленность соревновательного и тренировочного процес-сов в различных циклах тренировки.
Управление осуществляется в трех основных направлени-ях: оперативное, текущее и этапное. Оперативное управление связано с необходимостью воздействия на оперативное состоя-ние спортсменов, и поэтому оно осуществляется в пределах одного тренировочного занятия или старта.
Задача текущего управления заключается в таких воздей-ствиях, при которых структура нагрузок соответствовала бы текущим (повседневным) колебаниям