Этап начальной спортивной специализации

Этап начальной специализации легкоатлетов начинается в 12 лет и продолжается два года до 14 лет. Юные легкоатлеты занимаются два года в учебно-тренировочных группах ДЮСШ, СДЮШОР, в УОР и спецклассах. Этот период двигательного развития детей характеризуется наиболее ярко неравномерно-стью прироста показателей физической подготовленности, за-вершением полового созревания (у девочек в 12-13 лет, у маль-чиков в 14-15 лет).

При переходе от этапа предварительной подготовки к эта-пу начальной специализации тренер должен учитывать уро-вень физического развития и подготовленности, паспортный и биологический возраст спортсмена, его способности к возрас-тающим тренировочным нагрузкам.

Цель занятий на данном этапе заключается в разносто-ронней подготовке спортсменов и переходе к избранной специализации. Основными задачами этапа начальной спе-циализации являются разносторонняя физическая и техни-ческая подготовка в группе смежных видов легкой атлетики, воспитание морально-волевых качеств, овладение основами тактической подготовки и широким объемом теоретических знаний.

Основные средства подготовки включают широкий круг упражнений из родственных видов легкой атлетики, упражне-ния из других групп легкой атлетики, упражнения для повы-шения эмоциональности занятий, узкоспециализированные средства из отдельных видов легкой атлетики, соревнователь-ные упражнения в специализированных многоборьях, теоре-тические занятия.

В учебно-тренировочных группах 40% времени должно от-водиться средствам СФП, 40% – ОФП и 20% – средствам, повы-шающим эмоциональность занятий.

На всем протяжении этапа начальной специализации тренер-преподаватель должен проводить специализированные тесты и контрольные упражнения 2-4 раза в год и анализиро-вать их динамику.

На этом этапе юные легкоатлеты продолжают совершен-ствовать технику, но уже в родственных видах. Значительно увеличивается объем специальных упражнений, обращается внимание на отработку отдельных ведущих элементов техники упражнений. Более широко применяется метод расчлененно-го обучения технике: основное соревновательное упражнение разделяется на элементы, на овладение которыми отводится определенное время. Затем эти элементы соединяются в связ-ки, а затем – в целостное движение. При использовании ме-тода расчлененного упражнения следует всегда помнить, что доводить до автоматизма выполнение отдельных элементов не следует. Их необходимо вовремя сводить в крупные связки, а последние, в свою очередь, – в целостное упражнение. В этом случае не будут нарушаться переходы элементов из одного в другой, что позволит вовремя сформировать временные и про-странственные взаимосвязи между элементами и связками в целостном упражнении.

На этапе начальной спортивной специализации происхо-дит постепенное увеличение всех параметров тренировочных нагрузок: общего объема, объема интенсивных тренировочных средств различной направленности. Однако в этом возрасте на спортивные результаты оказывает большое влияние прирост общего объема тренировочной нагрузки, который повышает-ся за счет увеличения числа тренировочных занятий и объема отдельных занятий. Примерный прирост общего объема тре-нировочных нагрузок из года в год составляет от 10 до 15%. По-вышение интенсивности занятий проходит за счет увеличения объема специальных упражнений, количества соревнований и средств скоростно-силовой подготовки. На этом этапе еще очень осторожно следует подходить к использованию наиболее сильно действующих упражнений узкоспециализированной направленности: повторного и интервального бега на различ-ных отрезках, прыжков с полного разбега и на максимальной высоте, метаний тяжелых снарядов на результат. Опыт показы-вает, что юноши и девушки часто выполняют эти упражнения в абсолютных цифрах в большем объеме, чем взрослые спор-тсмены.

Соревновательная подготовка на этапе начальной специа-лизации имеет три формы: общие многоборья для 12-14-летних детей, к которым относятся четырехборья и пятиборья с изме-няющейся программой, «Пионерское четырехборье» и «Старты надежд» для школьников 7-8 классов (бег 60 м, прыжки в длину, метание мяча, кросс:

– мальчики – 800 м, девочки – 500 м) специализированные двоеборья, состоящие из смежных видов легкой атлетики;

– выступления в отдельных видах легкой атлетики.

Соревнования концентрируются на зимнем соревнова-тельном этапе подготовительного периода (январь-февраль) и в летнем соревновательном периоде (май-август).

Необходимо стремиться к тому, чтобы октябрь, ноябрь, де-кабрь, март и апрель были месяцами напряженной тренировки. В эти месяцы также возможно выступление в одном соревнова-нии, но без специальной подготовки.

Зимние соревнования следует проводить в сжатые сроки, с наибольшей частотой стартов в январе. Летом наибольшая ча-стота стартов должна быть в июне-июле.

Наши рекомендации