Учет возрастных особенностей при занятиях легкой атлетикой

Школьный возраст – это самое благоприятное время вос-питания физических качеств. От класса к классу происходят морфологические и функциональные изменения у школьника, повышаются его физические кондиции. На уроках физической культуры, в спортивных секциях и на занятиях в клубах физи-ческой подготовки под руководством наставников идет разви-тие и совершенствование выносливости, ловкости, быстроты, силы и гибкости. Упущенное в это время трудно, а иногда и не-возможно наверстать в будущем. Поэтому от преподавателя зависит очень многое. Учителю физической культуры, трене-ру в своей работе необходимы точные знания о половых, воз-растных, индивидуальных особенностях учащихся, которые помогают ему успешно решать задачи по обучению движени-ям и воспитанию физических качеств у школьников. Учитывая индивидуальные особенности, наследственные задатки того или иного ребенка, сенситивные периоды развития физиче-ских качеств, учитель или тренер может правильно построить процесс подготовки ребенка, использовать методы и средства развития его двигательных способностей в соответствии с воз-растом. Остановимся кратко на возрастно-половых особенно-стях школьников.

Младший школьный возраст (1-4-й классы)

В младшем школьном возрасте у детей продолжается фор-мирование структуры тканей, их рост. По сравнению с до-школьным периодом темп роста в длину несколько замедляет-ся, но масса тела увеличивается. Ежегодно рост увеличивается примерно на 4 см, а масса тела – на 2 кг. Уже в этом возрасте нужен дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при дозировании физических нагрузок. По некоторым показа-телям развития большой разницы между мальчиками и девоч-ками нет. В 7 лет масса тела у мальчиков больше массы тела девочек всего на 0,2 кг, в 10 лет – меньше на 0,4 кг. До 10-11 лет пропорции частей тела у них почти одинаковы, а окружность грудной клетки у девочек на 1-2 см меньше, чем у мальчиков, а жизненная емкость легких меньше на 100-200 см3. Значит, нагрузка в упражнениях на выносливость должна быть не-сколько ниже.

У школьников младших классов быстро увеличивается выносливость к статическим усилиям и прирост ее выше, чем у учащихся средних и старших классов. Но дети начальных классов еще не могут поддерживать усилие на высоком уров-не, так как они не умеют точно дифференцировать степень мы-шечного напряжения. С 8 до 11 лет выносливость икроножных мышц увеличивается примерно на 77%, разгибателей тулови-ща – на 85%, разгибателей предплечья – на 41%. Для воспитания статической выносливости у детей этого возраста можно при-менять упражнения довольно длительного удержания опреде-ленных поз (висы и упоры, равновесия, стойки на носках). Для воспитания силовой выносливости нагрузки применяются в индивидуальном режиме.

При развитии силы нужно иметь в виду, что сила мышц ки-сти у девочек меньше в 7-8 лет примерно на 5 кг, а в 10-11 лет – на 10 кг. Следовательно, по числу повторений силовые упраж-нения у девочек могут быть такие же, как и у мальчиков, но по напряжению значительно меньшими. Девочки, однако, не от-стают от мальчиков в физической подготовке, если их двига-тельный режим достаточный. Мышцы у младших школьников бедны белком и жирами. Прирост абсолютной силы незначи-телен, а вот относительная сила мышц увеличивается быстро. Более всего возрастает сила икроножных мышц, разгибателей предплечья, сгибателей кисти. В связи с тем, что в мышцах де-тей сухожильная часть еще не окрепла, упражнения на разви-тие скоростно-силовых качеств должны носить динамический характер.

Наиболее важным моментом в физической подготовке школьников младших классов является развитие у них такого качества, как ловкость. Установлено, что с 7 до 11-12 лет в раз-витии координации движений происходят значительные из-менения. В 8-11 лет подвижность нервно-мышечной системы достигает высокого развития, происходит улучшение способ-ности к дифференцированию со стороны анализаторов. Дети чутко откликаются на упражнения, направленные на совер-шенствование мышечного чувства: они точно воспроизводят амплитуду движений и темп, контролируют степень напряже-ния и расслабления мышц, у них формируется чувство време-ни и пространства. Устойчивость тела у младших школьников при статических позах постепенно улучшается. Так, средняя амплитуда колебаний тела в сагиттальной плоскости уменьша-ется почти так же, что и у взрослых. Упущенные возможности в развитии ловкости у школьников этого возраста практически очень трудно, а иногда и невозможно наверстать в последую-щих классах.

В отличие от других физических качеств гибкость начи-нает ухудшаться в силу возрастных особенностей еще до на-чала обучения в школе. Это объясняется тем, что происходит окостенение хрящевых тканей и в связи с этим уменьшается подвижность в сочленениях. Поэтому развитию гибкости, как и ловкости, необходимо уделять особое внимание в млад-шем школьном возрасте. Подвижность в суставах у мальчи-ков в среднем на 15-20% меньше, чем у девочек. Это требует увеличения объема и высокой интенсивности нагрузок для мальчиков. Итак, можно сделать вывод: младший школьный возраст – это наиболее благоприятное время для развития ловкости и гибкости.

Средний школьный возраст (5-9-е классы)

В 5-6-м классах большой разницы в уровне физической подготовки мальчиков и девочек не наблюдается. В 11-12 лет различия между мальчиками и девочками в скоростно-силовой подготовленности наименьшие за период обучения в школе. Начиная с 13 лет мышечная масса заметно увеличивается. На-чинает возрастать ее доля в общей массе тела, и к 15 годам она составляет уже примерно 33%. У подростков 12-14 лет наибо-лее значительно изменяется сила мышц-разгибателей тулови-ща, бедра и сгибателей стопы. В мышцах увеличивается преи-мущественно сухожильная часть, мышечная часть тоже растет, но в меньшей мере. Это несколько снижает сократительную способность мышц, но увеличивает их выносливость. Сила растет за счет увеличения поперечника мышечных волокон. Количество мышечных веретен увеличивается, особенно в тех участках мышечного волокна, которые испытывают наиболь-шее растяжение. Это повышает быстроту сокращений мышцы. У девочек прирост массы тела и силы мышц вдвое меньше, чем умальчиков. Можно сделать вывод, что морфофункциональные предпосылки вполне благоприятны для выполнения силовых упражнений и мальчиками, и девочками. Однако при дозиров-ке нагрузок необходимо учитывать, что девочки вдвое отстают в приростах силы от мальчиков, что им значительно труднее выполнять упражнения, связанные с преодолением массы тела, в висах и упорах.

Различны и показатели выносливости (общей, скоростной, силовой) между мальчиками идевочками, умальчиков они про-должают улучшаться. У девочек же при переходе от среднего к старшему школьному возрасту рост различных показателей выносливости резко замедляется, останавливается или даже ухудшается, что особенно заметно для статической силовой выносливости различных групп мышц. Например, статическая силовая выносливость (тест «вис на согнутых руках»), кото-рая росла до 10-11 лет, резко снижается и почти не изменяется до 13-14 лет, снова резко увеличивается и с 15-16 лет столь же резко снижается до уровня 7-летних девочек. Такие колебания обусловлены ростом неактивной массы тела в период полово-го созревания и, конечно же, отсутствием тренировки данного типа выносливости в школе и дома. У девочек статическая вы-носливость мышц брюшного пресса и сгибателей бедра, оцени-ваемая числом сгибаний туловища из положения лежа на спине, подниманием прямых ног до угла 90° растет до 11-12 лет, затем эти показатели постепенно снижаются до уровня семилетних. Однако выносливость мышц спины у девочек равномерно воз-растает вплоть до 17 лет.

Данный возраст продолжает оставаться благоприятным для развития ловкости, координации движений. Подростки готовы к развитию более сложных проявлений ловкости: ориентированию в пространстве, ритму и темпу движения, повы-шению мышечного чувства, оценке временных пара-метров двигательных действий. К 13-15 годам почти завершается формирование двигательного анализатора. Повышается роль зрения в ориентировании в пространстве. Способность точ-ности воспроизведения мышечных напряжений продолжает развиваться до 16 лет и достигает почти максимума. К 15 го-дам улучшается способность учащихся под-держивать посто-янную скорость в сложно-координированных упражнениях. Для улучшения координации движений необходимо обращать внимание на быстрый переход от ненапряженного состояния мышц к напряженному и наоборот. Нужно научить в этом воз-расте расслаблять мышцы.

Половые различия в уровне развития скоростных спо-собностей незначительны до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показате-лях быстроты целостных двигательных действий. К 13-14 го-дам становится выше угловая скорость движений в суставах, в большей мере растет скорость движений кисти, предплечья, стопы и голени. К 14 годам достигает максимума частота в дви-жениях, выполняемых без отягощения. Целенаправленные воз-действия или занятия разными видами спорта положительно сказываются на скоростных способностях: развивается способ-ность к быстрому реагированию, улучшается быстрота одиноч-ного сокращения.

Если в младшем возрасте особое внимание обращалось развитию гибкости, то в среднем школьном возрасте ставится задача поддерживать ее на достигнутом уровне и совершен-ствовать специальными упражнениями, в противном случае гибкость будет регрессировать. Девочки более склонны к раз-витию гибкости, нежели мальчики, и их оценочные нормативы более высоки.

Старший школьный возраст (10-11-е классы)

Большое значение для рациональной подготовки в стар-ших классах имеют учет и оценка физического и психического развития юношей и девушек. Необходимо учитывать как об-щие возрастные закономерности психического и физического становления старшеклассников, так и индивидуальные особен-ности каждого занимающегося. В 15-16 лет завершается поло-вое созревание, происходит дальнейшее нарастание мышечной массы, увеличиваются мышечная сила, выносливость, закан-чивается сращение тазовых костей, окостенение стопы, кисти, грудной клетки, совершенствуется координация движений. У юношей увеличиваются рост, окружность грудной клетки, удлиняются ноги. По показателям жизненной емкости легких, кистевой и становой динамометрии юноши значительно опере-жают девушек. У них интенсивно укрепляются связки, сухожи-лия, мышцы верхнего плечевого пояса и ног. Отмечается боль-ший прирост массы мышц по отношению к массе тела. Хотя к 15 годам скелетные мышцы, суставно-связочный аппарат до-стигают высокого уровня, развитие их у старшеклассников еще продолжается. Полное срастание костных эпифизарных дисков с телом позвонка продолжается до 23-24 лет. Поскольку не за-кончено окостенение позвоночника, следует избегать чрезмер-ных нагрузок на него, особенно при поднятии тяжестей. Совер-шенствуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Нарастает минутный объем сердца, уменьшается ча-стота сердечных сокращений в покое, стабилизируется кровя-ное давление, увеличивается жизненная емкость легких.

Скорость бега на короткие дистанции у юношей продол-жает улучшаться с 15 до 18 лет, но в более медленных темпах, чем раньше. Частоту движений, а вместе с ней и скорость боль-шинства движений, можно повысить с помощью специальных упражнений. В этом возрасте продолжается дальнейшее разви-тие способности к произвольному расслаблению мышц, улуч-шается дифференцировка пространственно-временных пара-метров, совершенствуется «мышечное чувство». Показатели физической работоспособности снижаются.

У девушек этого возраста рост и развитие еще продолжа-ются, но существенно отличаются от предыдущих периодов.

Рост тела в длину замедляется, и наступает явное преоблада-ние роста в ширину. Примерно у 65% 16-летних девушек рост тела в длину заканчивается. Кости становятся более толстыми и прочными. Позвоночный столб укрепляется и способен вы-держивать значительные нагрузки, хотя процесс окостенения еще полностью не прекращается. Мышцы приобретают хоро-шую эластичность и нервную регуляцию, их сократительная способность и расслабление достаточно велики. Весь опорно-двигательный аппарат может выдерживать значительное на-пряжение и способен к довольно длительной работе. Девушкам противопоказаны упражнения, вызывающие сильное внутри-брюшное давление и сотрясения внутренних органов – подни-мание и переноска больших тяжестей, прыжки с большой вы-соты, но обязательны упражнения с умеренной нагрузкой для укрепления мышц брюшного пресса, спины, тазового дна.

Завершается развитие центральной нервной системы, со-вершенствуются проявления анализаторов. Нервные процессы отличаются большей подвижностью, хотя возбуждение все еще продолжает несколько преобладать над торможением.

Происходят увеличение объема сердца, вместе с ним скач-кообразное повышение артериального давления, значительно расширяется диапазон адаптационных возможностей систе-мы кровообращения. Жизненная емкость легких и резервные возможности легочного дыхания достигают уровня взрослых. На этом уровне повышаются работоспособность девушек, спо-собность к выполнению длительной работы, возрастает и мощ-ность выполняемой работы. При этом отмечается повышение выносливости к работе большой и умеренной интенсивности, более экономичными становятся кислородные режимы при физических нагрузках. Максимального роста работоспособ-ность девушек достигает к 16 годам. В этот период заметно увеличивается возможность организма работать в «долг», то есть повышается анаэробная производительность. Частота ды-хания при напряженной работе приближается к показателям взрослых женщин. Причем достигается это в основном путем углубления дыхания. Более экономичной становится реакция системы кровообращения на физические напряжения. Таким образом, девушки-старшеклассницы располагают достаточно большими возможностями для выполнения тренировочной ра-боты, направленной на развитие выносливости. По продолжи-тельности без применения интенсивных нагрузок такая работа, чередуемая с достаточным отдыхом, не уступает работе, выпол-няемой юношами. И все же уровень и динамика работоспособ-ности женского организма имеют свою специфику. Девушки располагают меньшими функциональными резервами для ин-тенсивной и длительной работы, чем юноши. Физическая на-грузка у них вызывает большее учащение пульса, но меньшее повышение кровяного давления, а период восстановления этих показателей до исходного уровня длится несколько дольше, чем у юношей. У девушек 16 лет наблюдается стабилизация показа-телей кислородного обеспечения и величины физической рабо-тоспособности.

В работе с девушками следует учитывать периодичность и характер функциональных изменений, происходящих у них в период менструальных циклов, которые сопровождаются зна-чительной перестройкой деятельности важнейших систем ор-ганизма и серьезно воздействует на общее состояние и работо-способность. Вопрос о занятиях бегом и другими физическими упражнениями в менструальную фазу должен решаться сугубо индивидуально в зависимости от самочувствия девушек. При благоприятном течении менструации занятия бегом возмож-ны, однако нагрузки не должны быть большими, ограничивает-ся также использование упражнений, выполняемых с высокой интенсивностью, увеличиваются интервалы отдыха между на-грузками, нужно исключить из занятий и упражнения, связан-ные с сильными сотрясениями тела.

Результативность процесса физического воспитания во многом зависит от правильного планирования материа-ла для развития физических качеств в течение года. Учитель (тренер) должен хорошо знать основные средства и методы развития и совершенствования разных двигательных способ-ностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств и методов их совершенствования применительно к конкрет-ным условиям. Школьная программа по физической культуре включает большой и объемный материал по легкой атлетике, занимающий большое место в системе физической подготовки школьников.

1.15. Легкоатлетические упражнения в программе дошкольных учреждений

Все программы по физическому воспитанию дошкольни-ков условно можно разделить на комплексные и специализиро-ванные.

Комплексные программы направлены на формирование у ребенка универсальных способностей.

Специализированные включают одно или несколько на-правлений развития ребенка. Среди них выделены программы физкультурно-оздоровительного направления, валеологическо-го направления и узкоспециализированные.

Комплексные программы

Новые программы, реализующие принцип сотрудниче-ства, предусматривают внедрение в практику ДОУ личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога с деть-ми. Несмотря на то что программы отличаются друг от друга по своей структуре и содержанию, общим для них является то, что содержание раздела «Физическое воспитание» базируется на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

В программе предусматривается охрана и укрепление здо-ровья ребенка, совершенствование функций организма, полно-ценное физическое развитие, воспитание интереса кразличным доступным видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности.

Программа составлена по возрастным группам и охваты-вает ранний возраст (от рождения до 2 лет), младший дошколь-ный возраст (от 2 до 4 лет), средний возраст (до 5 лет), старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).

Для каждой возрастной группы четко обозначены задачи физического воспитания. Оздоровительные задачи направле-ны на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они спо-собствуют гармоничному психосоматическому развитию, со-вершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболе-ваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, уве-личению работоспособности ребенка. Оздоровительные зада-чи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены:

на формирование правильной осанки;

своевременное окостенение опорно-двигательного аппа-рата;

формирование изгибов позвоночника;

развитие сводов стопы;

укрепление связочно-суставного аппарата;

развитие гармоничного телосложения;

регулирование роста и массы костей;

развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса,

кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов – сердца,

кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.; особое

внимание уделяется развитию мышц-разгибателей.

Оздоровление ребенка предполагает также совершен-ствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям. Для этого необходимо в процес-се физического воспитания ребенка развивать у него подвиж-ность грудной клетки, увеличивать жизненную емкость легких, способствовать тренировке механизмов терморегуляции, обе-спечивать тренированность нервных процессов, совершен-ствовать деятельность двигательного анализатора, органов чувств, чему в немалой степени способствуют легкоатлетиче-ские упражнения.

Кроме оздоровительных задач, физическое воспитание включает в себя и образовательные задачи. Они предполагают формирование двигательных умений и навыков, развитие дви-гательной сферы ребенка. В процессе физического воспитания ребенок:

приобретает определенную систему знаний о физиче-ских упражнениях, их структуре, оздоровительном воз-действии на организм;

осознает свои двигательные действия;

усваивает физкультурную и пространственную терми-нологию (как то: исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед-назад, вверх-вниз и др.), получает необ-ходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;

узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы

и правила пользования ими;

• познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия.

Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закре-пляет знания об окружающей природе – деревьях, цветах, тра-ве, животных и птицах. Он познает свойства воды, песка, снега; особенности смены времен года. У него значительно обогаща-ется словарный запас, развиваются память, мышление, вооб-ражение. Физическое образование способствует приобщению ребенка и к большому спорту. Он приобретает знания о веду-щих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кругозор.

Особо следует подчеркнуть значение физического воспи-тания как средства, способствующего воспитанию творческой, разносторонне и гармонично развитой личности ребенка. В процессе физического воспитания осуществляются и воспи-тательные задачи по развитию двигательных способностей (функции равновесия, координации движений), а также задачи по воспитанию черт характера, волевых и эмоциональных про-явлений. Осуществляется:

– воспитание морально-волевых качеств (честности, ре-шительности, смелости, настойчивости и др.);

– содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию, в том числе воспитывается:

– потребность в ежедневных физических упражнениях;

– умение рационально использовать физические упражне-ния в самостоятельной двигательной деятельности;

– приобретение грации, пластичности, выразительности движений;

– самостоятельность, творчество, инициативность;

– самоорганизация, взаимопомощь.

Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические на-выки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр.

В анализируемой программе содержится раздел «Обучение на занятиях», который включает в себя подраздел «Физическая культура». В нем подробно представлен перечень основных движений, общеразвивающих и спортивных упражнений, под-вижных игр. В программе предусмотрено последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспита-ние физических качеств, развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способности оценивать качество выполнения движений и зна-ний о правилах подвижных игр. В конце раздела «Физическая культура» приведен перечень двигательных умений, которые предполагается сформировать у детей дошкольного возрас-та. Завершают содержание программы для каждой возрастной группы сценарии праздников и развлечений.

Методические рекомендации к «Программе воспита-ния и обучения в детском саду» помогают педагогическим работникам осуществлять воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении. Здесь описана методика проведения занятий по физической культуре: утренней гим-настики, физкультминуток, физкультурных досугов и празд-ников, также рассказано об организации самостоятельной физкультурной деятельности детей. Методика направленного использования физической культуры определяется возраст-ными особенностями и двигательными возможностями де-тей. Основу двигательной активности детей должны состав-лять ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, игрушками, обручем, гимнастической палкой или скакалкой. В программе подробно представлена методика обучения детей строевым и общеразвивающим упражнениям, основным движениям, спортивным упражнениям и играм. Са-мая предпочтительная форма занятий в этом возрасте – игра, позволяющая детям удовлетворить потребность в движени-ях. Но и собственно легкоатлетические средства (бег, прыжки, упражнения в бросках и метаниях мяча) занимают весомую часть в упражнениях, направленных на воспитание и разви-тие ребенка.

Благодаря физическому воспитанию:

• создаются благоприятные условия для формирования

положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);

• закладываются нравственные основы личности (чувства

собственного достоинства, справедливости, товарище-ства, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);

• осуществляется воспитание волевых качеств (смелость,

решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самооблада-ние);

• прививается культура чувств, эстетическое отношение

к физическим упражнениям. Программа рекомендована Министерством образования РФ.

1.16. Легкая атлетика в учебных программах общеобразовательных школ, высших и средних специальных заведений

Вшкольную программу пофизическому воспитанию вклю-чены:

бег 30, 60, 100, 800, 1000, 1500, 2000, 3000 метров;

прыжки в длину с места и в высоту с разбега;

метание мяча в цель с места и на дальность с разбега;

метание гранаты в цель и на дальность.

Ходьба, бег, прыжки имеют высокий развивающий эффект иявляются незаменимыми средствами вобучении иподготовке школьников, укреплении их здоровья. Будучи естественными видами движений, ходьба и бег оказывают весьма разносторон-нее влияние на организм школьников. Во время ходьбы и бега напряжение мышц чередуется с расслаблением, их ритмичные сокращения усиливают кровообращение, дыхание и активи-зируют обмен веществ. Широкое использование на занятиях по физической культуре в школе упражнений в ходьбе и беге содействует повышению функциональных возможностей орга-низма, обеспечивает высокую работоспособность.

На первый взгляд, ходьба и бег являются довольно просты-ми видами движений. Однако одно дело просто идти и бежать, и совсем другое – идти свободным широким шагом, с пра-вильной осанкой или бежать быстро, без лишних напряжений, с соблюдением высокой частоты шагов. Обучение навыкам правильной ходьбы и бега требует большой и кропотливой ра-боты учителя и по сути является сложной двигательной зада-чей. Формирование правильной техники бега и приобретение навыков в легком, непринужденном, но вместе с тем быстром беге – процесс довольно сложный, требующий применения разнообразных методических приемов, длительной и кропот-ливой работы над устранением ошибок.

Ходьба.Упражнения в ходьбе включены в программу фи-зического воспитания учащихся всех классов. Ходьба – замеча-тельное средство для развития и укрепления мышц, главным образом ног. Включая в урок упражнения в ходьбе, учитель ре-шает две задачи. Во-первых, он формирует основы рациональ-ной техники прикладных движений и, во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозмож-ные варианты упражнений и меняя условия их выполнения.

На уроках физической культуры с младшими школьниками в I-IV классах используют следующие виды ходьбы: обычная, на носках, на пятках, на внутреннем своде стопы, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок и с носка на пят-ку, либо на всю ступню, спиной вперед, приставными шагами, скрестными шагами, с различными положениями рук, с махо-выми движениями ног, высоко поднимая колено согнутой ноги, с поворотами туловища, с наклонами вперед, выпадами, с под-скоком, с выпрыгиванием, в полуприседе или приседе, краду-чись и др. Широко применяется ритмическая ходьба: с подсче-том учителя, коллективным подсчетом, в различном темпе под звуковые сигналы. Для воспитания темпа шаги подкрепляются различными ритмическими движениями в такт ходьбы: хлопки в ладоши, притопывание и т.д. Применяется ходьба коротким, средним и длинным шагом, с изменением длины и частоты ша-гов, по разметкам, с перешагиванием через скамейки, преодо-лением 2-4 и более препятствий.

Кроме обычной ходьбы существуют ее разновидности:

походная,

строевая,

спортивная.

Бег.Среди прикладных физических упражнений бег зани-мает особое место. Занятия бегом предъявляют более высокие требования к организму, чем при ходьбе, так как в работу во-влекаются почти все мышечные группы, усиливается деятель-ность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ускоряется обмен веществ. При беге комплексно проявляются и развива-ются основные физические качества, такие как быстрота, сила, выносливость, ловкость и т.д. Являясь основным упражнени-ем прикладного характера, он включается в уроки гимнастики, подвижных и спортивных игр, лыжной подготовки. Школьни-ки и учащиеся средних и высших учебных заведений «встре-чаются» с бегом на уроках физической культуры, в секциях общей физической подготовки, спортивных секциях по видам спорта, на занятиях лечебной физкультурой. Важная роль от-водится бегу во внеклассных и внешкольных оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях – на прогулках, в играх на свежем воздухе, а также в режиме учебного дня – в утренней гигиенической гимнастике, подвижных играх на переменах. Вычленяя бег из всего многообразия физических упражнений, его следует рассматривать как основу в занятиях, доминирую-щее средство подготовки.

При обучении бегу следует решать две стратегические вос-питательные задачи: во-первых, научить школьников техниче-ски правильно бегать – дать основы спортивного бега, научить методам и средствам тренировки, что позволит и после окон-чания школы принимать участие в спортивных соревновани-ях; и, во-вторых, научить азбуке оздоровительного бега, чтобы школьник, получив знания на уровне установки, мог бы само-стоятельно грамотно заниматься оздоровительным бегом, убе-диться в полезности привычки бегать систематически и посто-янно.

Прыжки.Легкоатлетические прыжки ввысоту ив длину яв-ляются незаменимым средством физической подготовки детей и учащейся молодежи, воспитания у них физических качеств. Прыжки характеризуются большой вариативностью выполне-ния и применения в различных условиях, поэтому они оказы-вают существенное воздействие на развитие координационных способностей. Одновременно велико их значение в развитии быстроты движений и скоростно-силовых качеств, выносли-вости. Применение в занятиях с учащимися разнообразных прыжков и прыжковых упражнений содействует развитию опорно-двигательного аппарата, координирует движения ре-бенка, обеспечивает накопление значительного моторного опыта. Навыки, приобретаемые в процессе занятий прыжками, относятся к числу жизненно необходимых. Следует учесть, что одно и то же упражнение можно использовать как для обуче-ния двигательному умению, так и для развития двигательных способностей, их преимущественное воздействие определяется только методической направленностью. Применяя доступные для каждого возраста прыжковые упражнения, можно точно регулировать воздействие нагрузки на организм занимающих-ся и добиваться необходимых положительных эффектов.

Внешне выполнение легкоатлетических прыжков отли-чается простотой и естественностью. Однако за кажущейся простотой скрываются большие усилия, проявляемые прыгу-ном. Это и вызывает необходимость длительной, кропотли-вой работы учителя физической культуры по обучению уча-щихся технике прыжков в длину и высоту. Прыжки включены в комплексную программу физического воспитания учащихся уже с 1-го класса. В начальных классах при обучении прыж-кам основной задачей является формирование навыка оттал-кивания вверх. В этот период обучения школьники должны овладеть мягким приземлением в прыжках, прыжком в длину с места и, главное, научиться отталкиваться одной ногой при выполнении прыжков в длину и в высоту с разбега, приземля-ясь на обе ноги.

Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от подготовленности учащихся, наличия соот-ветствующей материальной базы и технических средств обуче-ния. В Комплексной программе физического воспитания уча-щихся 1-11-го классов способы прыжков не называются, но они явно подразумеваются. Наиболее целесообразным в освоении в 5-8-м классах является прыжок в высоту с разбега способом «перешагивания» и прыжок в длину с разбега «согнув ноги». В 9-11-м классах можно использовать другие более сложные спортивные способы прыжков, в частности, в прыжках высо-ту – «перекидной», «фосбери-флоп», в прыжках длину – «про-гнувшись», «ножницы».

В высших и средних специальных заведениях юноши и де-вушки продолжают совершенствовать технику в прыжках в длину и высоту.

Техника спортивной ходьбы

Спортивная ходьба представляет собой регламентиро-ванный правилами способ передвижения, имеющий общие с обычной ходьбой исходные признаки. Этими признаками являются локомоторность и цик-личность, т.е. передвижение осуществляется относительно опоры с периодическим повто-рением всех движений. Специфичность техники спортивной ходьбы обусловлена потоянно повышающимися требования-ми к скорости передвижения. Рассмотрим технику спортивной ходьбы с этой позиции. В качестве основной иллюстрации бу-дет служить кинограмма 1первой в истории чемпионки мира по спортивной ходьбе среди женщин Ирины Страховой, кото-рая завоевала этот титул на чемпионате мира по легкой атлети-ке в Риме в 1987 г. на дистанции 10 км.

Движения ногв спортивной ходьбе характеризуются свободным переносом ноги, низким прохождением стопы переносной ноги над грунтом (рис. 4, кадры 2-16). Выпрям-ление ноги происходит в момент постановки на грунт (кадры 2-3, 17-18). У некоторых скороходов в момент приземления нога немного недовыпрямлена (172-179°), что позволяет из-бежать «втыкающей», тормозящей продвижение вперед по-становки. Чем выше скорость ходьбы, тем в большей степени выпрямлена в этот момент нога. Постановка ноги произво-дится подчеркнуто с пятки не слишком далеко от проекции общего центра тяжести тела скорохода, что также способ-ствует уменьшению тормозящего момента реакции опоры. Угол постановки составляет 64-60° (кадры 3-18). Чем выше скорость ходьбы, тем больше угол постановки. Техника ско-роходов высшей квалификации отличается уменьшенной величиной угла отталкивания (44°), что позволяет произво-дить отталкивание эффективней и с большей вероятностью сохранения контакта (кадры 1, 16). Угол отталкивания при возрастании скорости ходьбы остается практически неиз-менным.

Учет возрастных особенностей при занятиях легкой атлетикой - student2.ru

Туловищепрямое, поданное вперед. В фазе отталкивания (кадры 9-16) наклон 1,5-3°. Чем выше скорость ходьбы, тем больше угол наклона. При этом характерны компенсаторное движение туловища – незначительный наклон в сторону опор-ной ноги, «скручивание» туловища в результате поворотов по-яса и таза в противоположных направлениях. Необходимо от-метить, что наклон должен быть общим, а не «изломом», т.к. в этом случае таз «проваливается», остается сзади, что резко снижает эффективность движений таза вокруг вертикальной оси, длину и частоту шагов.

Движения тазаакцентированы вокруг вертикальной оси (кадры 1-18), что ведет к увеличению не только длины, но и ча-стоты шагов, так как при этом происходит включение в работу дополнительных мышц, обеспечивающих большую скорость переноса ноги. Движения таза тесно связаны с положением ту-ловища: правильный (общий) наклон туловища (тела) обуслов-ливает правильный, эффективный наклон таза (1,5-3°). Таз, как и туловище, подан вперед.

Движения рукосуществляются в боковой плоскости и на-правлены к средней линии тела, не пересекая ее (1-18°). Угол в локтевых суставах около 90° и более. Больший угол сгибания рук в локтевых суставах способствует увеличению длины шага, рациональному сочетанию сокращения и расслабления в рабо-те мышц плечевого пояса, всех мышц тела, общей экономич-ности движений. Угол сгибания рук изменяется на протяжении дистанции: в момент вертикали (8) больше, при движении рук вперед или назад (кадры 1-18) – меньше. Чем выше скорость ходьбы, тем меньше угол сгибания рук.

Тенденция к сокращению длительности фаз и периодов ходьбы, а также к наращиванию усилий при возрастании ско-рости ходьб

Наши рекомендации