Краткое ознакомление участников
С концепцией тренинга
После знакомства и введения норм наступает подходящий момент для того, чтобы вручить участникам брошюры с материалами тренинга. Лучше, если тренер подойдет к каждому участнику и, обращаясь к нему по имени, лично вручит ему брошюру: «Это тебе, Евгений... Тебе, Наташа... Тебе, Игорь...» и т. д. В словах и действиях тренера должнопостоянно отражаться уважение к каждому участнику в отдельности. Он помнит имя каждого, не ленится подойти к каждому и не посылает кипу брошюр по «рядам». Партнерское отношение проявляется именно в таких уважительных мелочах, а не в проповедовании высоких принципов.
«Гораздо легче любить все человечество, чем своего соседа по комнате», — сказал Лев Толстой. Партнерские отношения проявляются во взаимодействии с каждым человеком в отдельности, а не с человечеством вообще. В каждом участнике группы тренер видит будущего партнера по совместному творчеству, и это должно найти отражение во всем.
Раздав брошюры, тренер предлагает участникам обратиться к странице 2 (см. Приложение) и объявляет: Цель нашего тренинга — повышение эффективности взаимодействия с деловыми партнерами.
Далее можно очень кратко сформулировать задачи, не вдаваясь в подробности. Тренеру не стоит слишком долго излагать задачи тренинга. Это может затормозить динамику и наскучить. Необходимо как можно скорее перейти к практической работе, а впереди еще кусок теории.
Введение концепции активного слушания
Тренер предлагает познакомиться с определениями делового взаимодействия, деловой беседы, коммуникативной компетентности, коммуникативных умений и коммуникативных техник. После этого он предлагает сконцентрироваться на первой группе умений, а именно на активном слушании. На доске или на флип-чарте тренер зарисовывает схему техник активного слушания. Остов схемы может быть представлен в брошюре. Такой остов иногда называют «рыбной костью» (а у нас попросту «рыбой»). Участники насыщают остов живыми подробностями, примерами, которые тренер может взять из гл. 3 или придумать сам.
Рассказ тренера должен быть динамичным и веселым. А главное — он должен быть кратким.
Введение техник формулирования
Открытых вопросов
На четвертой странице брошюры в правом столбце таблицы даны возможные «дебюты» открытых вопросов. Они начинаются со слов: Как? Каким образом? «Что можно было бы сделать, чтобы...» «Как ты относишься к?..» и т. п.
Возможно, для большей структурированности изложения тренеру стоит дать классификацию вопросов (закрытые, открытые и альтернативные). Однако не стоит отстаивать большую ценность открытых вопросов, ограничения альтернативных или «тупиковый» характер закрытых. Лучше сначала поэкспериментировать с разными типами вопросов. Таким первым экспериментом может быть упражнение «Пум-пум-пум» или «Кто этот человек?»
Упражнение «Пум-пум-пум»
С первоначальным вариантом этого упражнения я впервые познакомилась на тренинге креативности Н.Ю. Хрящевой и С. И. Макшанова в Институте тренинга в 1992 году. Затем я несколько раз видоизменяла его, приспосабливая к задачам конкретного тренинга[25].
Цель. Предоставить возможность убедиться в ценности открыть вопросов для понимания партнера.
Дополнительные цели тренера таковы:
1) предоставить участникам возможность вступить в индивидуальный контакт с тренером, взаимодействовать с ним в системе вопросов и ответов;
2) привлечь внимание участников друг к другу, заставить их взглянуть друг на друга и начать «всматриваться» друг в друга.
Инструкция. Сейчас мы сыграем в игру «Пум-пум-пум». Пум-пум-пум — это какая-нибудь характеристика, которая у некоторых участников присутствует, а у некоторых — нет. Это обязательно будет «объективная» характеристика, настолько объективная, насколько вообще что-то может быть объективным. Для того чтобы подтвердить наличие или отсутствие этой характеристики, вовсе необязательно хорошо знать друг друга. Например, я могу загадать простой пум-пум-пум: шнурки на обуви. У Николая, Алексея, Ирины они есть, значит, у них есть пум-пум-пум. У Ивана, Валерия и Анны их нет, значит, у них нет пум-пум-пума. И согласитесь, что этот пум-пум-пум достаточно «объективный». Любой случайно вошедший в комнату человек подтвердит, что у кого-то есть шнурки, а у кого-то их нет. Таким же «объективным» будет и тот пум-пум-пум, который я сейчас загадаю, но, конечно, это будут не шнурки.
Задавайте мне открытые вопросы. Я буду давать честные ответы. По моим ответам нужно будет догадаться, что это за пум-пум-пум. Ваши вопросы могут быть, например, такими: «Почему ты загадала этот пум-пум-пум? Для чего он нужен? Каким образом он появляется у человека?» и др. Нельзя задавать только один вопрос: «Что такое пум-пум-пум?» Этот вопрос был бы самым информативным, конечно, но мы потренируемся задавать сейчас и другие открытые вопросы. Каждый получит возможность задать вопрос, мы будем двигаться по часовой стрелке. Первым задает вопрос Алексей, потом Саша и т. д. Если кто-то почувствует, что пока не может сформулировать подходящего вопроса, он пропускает свою очередь.
Вначале загадываю «легкий» пум-пум-пум, некий внешний признак, который сразу бросается в глаза — например, пум-пум-пумом может быть пиджак или брюки. Каждому участнику я сообщаю, есть у него пум-пум-пум или нет. Такие «внешние» пум-пум-пумы, как правило, быстро отгадывают. Затем задается пум-пум-пум потруднее, например, улыбка в тот момент, когда я сообщаю человеку, есть у него пум-пум-пум или нет. В улыбке уже есть некоторые градации. Если человек лишь слегка улыбается, можно сказать: «У тебя есть пум-пум-пум, но очень небольшой». Кроме того, этот пум-пум-пум очень изменчив». Если участники затрудняются, можно дать им подсказку. «А вот сейчас ситуация изменилась. Теперь пум-пум-пум есть у всех» или «Сейчас пум-пум-пум есть у всех» (если все одновременно улыбнулись чему-то).
Однако первые два пум-пум-пума — это всего лишь разминка. Для настоящей тренировки в постановке открытых вопросов нужно задать более трудные пум-пум-пумы, например, «светлые глаза» или «первая буква имени — гласная». В первом случае возможны градации. Те, у кого очень светлые глаза, становятся обладателями пум-пум-пума. Те, у кого глаза зеленые или серые, — обладателями «небольшого» или «маленького» пум-пум-пума (у них глаза «немножко» светлые). Те, у кого глаза темно-карие или черные, не имеют пум-пум-пума. Тренер должен отклонять закрытые вопросы, предлагая переделать их в открытые.
ПРИМЕР_______________________Разгадывание пум-пум-пума «Светлые глаза»
Факультет психологии СПбГУ, 2000
А. Почему у меня нет пум-пум-пума?
Т р е н е р. Так распорядилась природа.
А. А можно исправить природу?
Т р е н е р. Это закрытый вопрос... Переделай его, пожалуйста, в открытый.
А затрудняется...
В. Чем мой пум-пум-пум отличается от пум-пум-пума Алены?
Т р е н е р. Твой пум-пум-пум напоминает скорее незабудку, а пум-пум-пум Алены — небо белых ночей.
Г. А можно сделать так, чтобы у меня появился пум-пум-пум? Т р е н е р. Это закрытый вопрос. Переделай его, пожалуйста, в открытый.
Г. Что можно сделать, чтобы у меня появился пум-пум-пум?
Т р е н е р. Для этого есть специальные приспособления... Они называются цветными линзами...
В этот момент многие участники начинают понимать, что такое пул пум-пум. Тренер может предложить им записать свою догадку, но пока не сообщать о ней. Главное в этом упражнении — потренироваться в формулировании открытых вопросов, поэтому нужно предоставить возможность и другим участникам задать свои вопросы.
Д. А с какими личностными свойствами связан пум-пум-пум?
Т р е н е р. В старинных книгах о гипнозе можно найти упоминания о том, что те, у кого нет пум-пум-пума, обладают более высокой гипнотической способностью. А те, у кого есть пум-пум-пум, более внушаемы. Однако в эксперименте одной моей дипломницы было доказано, что наличие пум-пум-пума или его отсутствие не существенны для внушения. Гораздо важнее другие характеристики...
Е. Как ты относишься к тому, что у тебя самой маленький, незначительный пум-пум-пум? (общий смех).
Т р е н е р. Я стараюсь принимать его таким, каков он есть. Он мне никогда мешал. В общем, он мне даже нравится.
Обычно в конце упражнения участники признаются в том, что чувствовали себя в тупике. Если первоначальная версия не подтверждается, им трудно представить себе, что же тогда задумано?
Поиск новых, неожиданных версий требует интенсивных интеллектуальных усилий, особенно в главной, самой трудной задаче этого упражнения. Здесь все участники, чье имя начинается с гласной буквы, становятся обладателями пум-пум-пума. Однако что делать с Александрами, которые могут быть также Сашами, Еленами, которые могут быть Ленами, Евгениями, которые могут быть Женями, т.е. с теми, у кого полное имя начинается с гласной буквы, а уменьшительное — с согласной? Конечно же, использовать этот факт для развития интриги, «вызова». Сообщая участникам, у кого из них есть, а у кого из них нет пум-пума, ведущий может добавлять: «У тебя, Лена, пум-пум-пум может появляться в официальной обстановке, а когда ты находишься с близкими друзьями, он исчезает. Саша: у тебя происходит то же самое. А с возрастом пум-пум-пум будет появляться у Лены и Саши все чаще...»
ПРИМЕР________________________Разгадывание пум-пум-пума «Гласная буква»
Факультет психологии СПбГУ, 2000
А. Каким образом пум-пум-пум связан с возрастом?
Т р е н е р. Да, в общем-то, никак. Он появляется в довольно раннем возрасте, и потому он либо есть, либо его нет. Правда, у некоторых людей он то появляется, то исчезает.
Б. Откуда он появляется?
Тренер. От родителей. Иногда — от бабушек и дедушек или других родственников. Но главную роль играют мать и отец. Иногда родители определяют, что у ребенка будет пум-пум-пум, задолго до его рождения, а иногда еще и до зачатия.
Б. Это наследственное?
Т р е н е р. Закрытый вопрос! Сформулируй, пожалуйста, открытый вопрос.
Б. Каким образом его можно унаследовать?
Т р е н е р. Это не природное, а социальное наследование, к тому же зависящее от воли людей. Бывают наследственные пум-пум-пумы, или родовые. Но это люди принимают такое решение. Генетика здесь ни при чем.
В. Это как-то связано с чертами характера?
Т р е н е р. Закрытый вопрос! Сформулируй, пожалуйста, открытый вопрос.
В. Как это связано с чертами характера?
Т р е н е р. Существуют системы взглядов, утверждающие, что связь существует. Ведь пум-пум-пум — это стимул, который человек чаще всех остальных воспринимает с самого раннего детства. Такой часто повторяющийся сигнал (по мнению некоторых ученых) не может не отразиться на психике ребенка. Но я пока не чувствую себя убежденной в этом.
Г. А завтра у меня будет этот «пум-пум-пум»?
Т р е н е р. Закрытый вопрос! Сформулируй, пожалуйста, открытый вопрос.
Г. Что может произойти с моим пум-пум-пумом во времени?
Т р е н е р. Вообще-то это постоянная характеристика. Но можно произвольно изменить его.
Д. А что нужно сделать, чтобы изменить пум-пум-пум?
Т р е н е р. Пойти в отделение милиции, в паспортный стол по месту прописки и подать заявление о замене пум-пум-пума... (Смех, недоумение).
Е. А зачем он нужен?
Т р е н е р. Чтобы обращаться друг к другу.
Е. А с чем у тебя ассоциируется мой пум-пум-пум?
Т р е н е р. С оперным пением... Твой пум-пум-пум можно петь...
После окончания упражнения тренер задает вопрос: «Каковы преимущества открытых вопросов?» Для многих становится открытием, насколько эти вопросы расширяют поле поиска. Ответ на открытый вопрос часто помогает увидеть совершенно иные перспективы в наших попытках понять, что имеет в виду партнер. Иногда, правда, кто-либо из участников может заявить, что он гораздо быстрее смог бы решить эту задачу, если бы ему было позволено задавать закрытые вопросы. В этом случае можно предложить ему это сделать, но не для того чтобы опровергнуть или «онасекомить» этого участника, а чтобы решить конструктивную задачу — познакомиться с алгоритмом «опроса» партнера с помощью закрытых вопросов. В случае, если мы используем только закрытые вопросы, речь идет действительно об «опросе», иногда почти даже о «допросе» партнера. Такой алгоритм оправдан только в тех случаях, когда мы точно знаем, чего мы не знаем, и хотим узнать это. Идеально подходит для этого упражнение «Кто этот человек?», которое может использоваться для отработки как открытых, так и закрытых вопросов.