Применение crm-систем в организационной работе шсо «тесла»

ГИМАЕВА Р.Ф., КГЭУ, г. Казань

Науч. рук. ассистент ГИЛЯЗОВ Д.Р.

CRM-системы (Customer Relationship Management System) – системы управления взаимоотношениями с клиентами. Они позволяют организовать учет входящих обращений, картотеку клиентов, систему напоминаний о важных действиях, а также строить полезные отчеты.

Рассмотрим CRM-системы на примере штаба студенческих отрядов «Тесла» как объекта управления. В ШСО, как и в любой организации, существуют коммуникационные проблемы. Например: организация глобального мероприятия. Чтобы решить данные проблемы можно применить CRM- системы.

Перед тем, как выбрать CRM-систему, нужно понять, какие задачи и процессы необходимо автоматизировать. Для анализа были рассмотрены следующие продукты: Мегаплан, Битрикс 24, amoCRM, zohoCRM, Microsoft Dynamics. Данные системы сравнивались по следующим критериям:

- Простота и гибкость при установке;

- Доступный интерфейс;

- Интеграция с другими автоматизированными системами;

- Возможность работы с мобильными пользователями и группами пользователей;

- Приемлемость по цене, внедрении и сопровождении.

В результате проведенного анализа для внедрения в ШСО «Тесла» была выбрана CRM-система «Битрикс 24».

Достоинства данной системы состоят в следующем:

- Удобство и простота использования программы;

- Возможность вести активные обсуждения в чате;

- Возможность объединять всех участников в рабочие группы;

- Возможность регулировать степень участия каждого работника штаба;

- Имеет открытую архитектуру для программирования.

С помощью данной системы была решена проблема распределения задач между членами штаба. Если один из сотрудников не успевает с выполнением поручения, то у руководителя есть возможность передать это задание другому работнику. Открывая общие календари, можно увидеть загруженность каждого.

В планах решить задачи глобальнее или узконаправленные.

УДК 681.5

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ НЕЧЕТКОЙ ЛОГИКИ С УЧЕТОМ
ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ

ДАНИЛОВА А.С., ИГЭУ, г. Иваново

Науч. рук. доцент ТЕТЕРЕВКОВ И.В.

Задача повышения качества управления технологическими объектами (особенно в условиях действия параметрических возмущений, что характерно для теплоэнергетики) требует для своего решения отказа от применения классического ПИ-регулятора и перехода к новым классам систем. Одним из наиболее привлекательных вариантов представляется применение систем управления на базе нечеткой логики, при выработке управляющего воздействия оперирующих не количественными, а качественными показателями.

Процесс создания нечеткой системы требует от разработчика ответа на несколько принципиальных вопросов:

- Какие лингвистические переменные будут применены?

- Сколько термов будет содержаться в терм-множестве, и в чем заключается смысл этих термов?

- Каков вид функций принадлежности?

- Какой способ логического вывода будет применен?

Выбор того или иного варианта ответа на эти вопросы в общем случае зависит от технологического процесса, для управления которым создается система, и мнения эксперта, чьи знания закладываются в ее основу. Тем не менее, особенности работы исполнительной части системы регулирования могут повлиять на принимаемые решения.

Так, в большинстве случаев в качестве стандартного набора лингвистических переменных выступают ошибка управления и ее первая производная. Таким образом, мы имеем дело с нечетким подобием ПД-закона регулирования, который, с учетом наличия исполнительного механизма постоянной скорости (с точки зрения динамики являющегося интегратором), преобразуется в нечеткий ПИ-закон. При добавлении в набор лингвистических переменных второй производной ошибки управления мы получим нечеткий аналог ПИД-закона регулирования. В обоих случаях наличие И-составляющей при управлении объектом с самовыравниванием обеспечивает достаточную точность регулирования, в частности, отсутствие статической ошибки.

Но в современных системах в качестве исполнительного механизма все чаще применяют позиционеры, с точки зрения динамических свойств относящиеся к пропорциональными или апериодическим (с малой постоянной времени) звеньям. Такие механизмы значительно повышают быстродействие исполнительной части и (особенно при работе на малых нагрузках) показывают существенное снижение потребляемой электроэнергии. В этом случае базовый набор лингвистических переменных (ошибка и ее производные) приводит к отсутствию в эквивалентном законе И-составляющей и, следовательно, к появлению статизма. Поэтому разумным представляется замена переменной «производная ошибки управления» на переменную «интеграл ошибки управления». Проведенные исследования для различных видов нечетких систем показали оправданность такого подхода: при сохранении высокого качества при отработке координатных и параметрических возмущений ввод новой лингвистической переменной позволяет полностью устранить статическую ошибку при применении позиционера в качестве исполнительного механизма.

При выборе вида функции принадлежности (в случае наличия исполнительного механизма постоянной скорости) он может быть сделан исходя из желания снижения затрат электроэнергии на собственные нужды. Например, при управлении подачей воздуха в паровом котле в качестве основной составляющей критерия оптимальности может выступать минимизация потребляемой электрической мощности. Автором была проанализирована работа различных нечетких систем, отличающихся друг от друга лишь видом функций принадлежности. При этом оказалось, что нелинейные функции приводят к существенно меньшему потреблению электроэнергии. Например, в системе с двумя лингвистическими переменными (ошибка и ее производная) и двумя лингвистическими термами («положительная» и «отрицательная») применение экспоненциальных функций принадлежности по сравнению с треугольными (при сопоставимых показателях качества регулирования) позволило снизить мощность на реализацию управляющего воздействия примерно в два раза.

Желание сэкономить на электроэнергии, а также повысить надежность работы исполнительных механизмов (что достигается снижением частоты их включения) привело (в результате анализа опытных данных) к выводу о предпочтительности логического вывода Мамдани по сравнению с методом Сугено.

Таким образом, при ответе на три из четырех вопросов, принципиальных для построения системы управления на базе нечеткой логики, важным оказывается учет особенностей работы исполнительного механизма. Основные результаты исследований, подтверждающие заявленные положения, приведены в докладе.

УДК 681.3

Наши рекомендации