Технология соло - загрузка, одежда к сплаву
Загружался я так:
Снимаю пяточную платформу. В нос - кухня, фляжка, две пластиковые поллитровки с крупами, еще две - с фруктово-ореховой смесью. Туда же - "погон" для переноски лодки на плече. Платформу - на место. Потом в щель между платформой и декой вставляю хобу, а в нижнюю щель, под платформой - лопасти половинок запаски. Другим концом "полувёсла" с небольшим усилием заводятся под банку сбоку и сдвигаются к центру, при этом довольно туго заклиниваясь. Ногам не мешают. Теперь загрузка кормы: отпускаю спинку, вставляю до отказа в корму два больших пустых гермомешка. Их равномерно наполняю палаткой (тент отдельным свертком), спальником, одеждой, ковриком, сюда же прячется колбаса, аптека с ремнабором, коробка с блеснами, катушка. Легкое (спальник, флис) - в самый "хвост", потом тяжелое - ближе к банке. Пока эти гермы еще не забиты полностью, укладываю на дно лодки, по оси кормового отсека, спиннинг и топор (естественно, железками вперед, под выступ банки). Между гермами и декой размещаю надувастики, потом окончательно заполняю и закрываю гермы. Остается довольно много места вокруг банки. Сюда помещаются еще два малых гермомешка: один с кроссовками, второй с продуктами. Сверху укладываю свернутый пустой рюкзак, он занимает совсем немного места, в силу незамысловатости конструкции, и хорошо закрывает все остальное. Надо бы, конечно, привязать всё по отдельности... но я просто ставлю на место спинку, при этом резинки, оттягивающие ее назад, довольно неплохо фиксируют рюкзак и прочее. Если я упущу лодку - то либо достану её сразу же, либо, скорее всего, больше не увижу вообще никогда. Не располагает береговая обстановка в Нижнем ущелье Башкауса к длительному пешему хождению по одному берегу, дальше километра мало где уйдешь, пожалуй. Так что фиксировать груз в расчете на длительное сопротивление вымыванию из лодки - в данном случае, вроде лишнее. Поддуваю надувные элементы. Лодка упакована. Осталось "нательное" снаряжение.
В групповых мероприятиях я с некоторой иронией отношусь к рекомендациям иметь всегда на себе все необходимое для аварийного выживания, включая чуть ли не запас продуктов... в терминах "выживальной" науки это называется "Носимый Аварийный Запас". Но в данном случае придется перестраховаться.
Так что, во-первых, у меня на груди, между поддевкой и неопреновой гидрокурткой, документник. Он укомплектован так:
-- герметичный пакет с паспортом, билетами, деньгами;
-- герметичный пакетик со спичками - три десятка спичек, там же "чиркалка";
-- кусочек плекса (обломок линейки) - растопка;
-- на мотовильце из трехмиллиметровой пенки - десяток метров лески 0,17 мм, пять небольших крючков, мушка;
-- компас.
Во-вторых, на моем походном спасжилете три кармана. В большом заднем кармане, изначально предназначенном для спасконца - все листы карты, два ненужных в данный момент листа лоции, нож, бутылка с фруктово-ореховой смесью для перекуса. В небольшом кармане справа - веревочка (пятиметровая мягкая стропа-шнурок). В кармане слева, который побольше - актуальный лист лоции и перевязочный пакет по образцу армейского ( в маленькой резиновой гермочке - стерильный бинт и булавка).
Плавать все это не мешает. Неудобств ни при гребле, ни при эскимотировании я не испытывал совершенно. По ситуации состав НАЗа будет меняться.
Одежда к сплаву - стандартный летний вариант. Плавки, неопреновые шорты, неопреновые тапки, термобелье, документник, неопреновая куртка, юбка, спасжилет, шлем. Правда, есть дополнение к стандартному варианту: под шорты я надел еще тонкие капроновые ветровочные штаны. Смысл понятен: если придется выбираться берегом, упустив лодку со всем снаряжением - можно будет снять неопрен и идти в более-менее нормальной одежде.
В 9.00 я на воде. Праздник начался с довольно неприятных неожиданностей.
Во-первых, у меня очень тяжелая корма. То, что вроде было в порядке вещей при плавании на гружёном EZ - на Микробате неожиданно и неприятно. Я впервые в жизни еду на такой перегруженной лодке, удовольствие сомнительное. Река пока тихая, вода относительно теплая - градусов 12, очень чистая. Ну, приспособиться придется... кое-как управляюсь, перевернулся вправо, влево - встает лодка легко, это несколько успокаивает.
Во-вторых, на протяжении всего пути (а пожалуй, что и раньше, чуть ли не с момента покупки билетов) мне, конечно, было немного тревожно. Но был совершенно уверен почему-то, что это напряжение уйдет в момент, когда я впервые ухвачу тонкой, зацепистой лопастью любимого "Робсона" зеленую водичку Башкауса, и дальше будет сплошная радость жизни. Ошибочка вышла... тяжесть мало того, что не отступает, а даже усиливается, пожалуй. Мне это непонятно: все складывается совершенно идеально, чудесная погода, невысокая вода, с лодкой я более-менее справляюсь и, конечно, приспособлюсь. Но давит что-то... такое впечатление, что тихо и незаметно втягиваюсь в воронку, а как втянусь - вот тут-то и услышу: "ага". Странное ощущение. При этом ни малейшего позыва остановиться и прекратить безобразие я не испытываю, да и с чего бы - все пока несложно, пролетается с ходу, до каньона "Щель" я выходил на берег всего пару раз, даже не для просмотра, просто размять ноги чуть-чуть.
Перед "Щелью" река сузилась и немного ускорилась, с правого берега впала речка Паспарта, поворот перед началом каньона я узнал сразу - вспомнил. Вверху на дороге - серо-голубой УАЗ-"буханка", людей не вижу, ну и слава богу.
"Щель" смотрю, потому что положено её смотреть. Хоть убейте, не понимаю, как при такой ширине каньон может быть перегорожен завалом, но вроде бы кто-то когда-то видел бревно, застрявшее поперек. На входе - толчея невысоких валов. От левого поворота, который сразу за входом, все просматривается до самого выхода, там совершенно гладкая вода, никаких проблем. Следующая контрольная точка - каньон "Глубокий". До него все относительно спокойно, узкий каньон грандиозен - отвесные черно-рыжие стены метров по 150. Просматриваю 116й порог, он простой. Впрочем, я все просматриваю, что с наплыва не видно. Бочки кое-где уже вполне внушительные, лишний раз влетать в большую плюху нет никакого желания. Теперь - первая проблема сегодняшнего дня, порог "Колючий". Он довольно простой, но просмотр (и обнос вещей) совершенно отвратителен, в прошлый раз мы посмотрели проход издали, метров с 50, поскольку от удобной чалки на левом берегу путь к порогу лежит по невысокой, но противной отвесной скальной стенке. А если объехать её - уже не выйдешь на удобный заход в центральную струю, и чуть ли не вообще обносить надо. А лениво обносить, порог-то не сложный. Пара незначительных плюх на заходе и короткий, некрутой винтовой слив по центру. За сливом пульсирующий вал, дальше быстрая, гладкая текучка. Потыкался я, потыкался вокруг стенки... залез на пару метров вверх и плюнул. Сел в лодочку, поехал не разгружая. Удачно проскочил до слива, да и сам слив хорошо, расслабился, тут пульсар меня справа хлоп! и повалил. Вот глупость какая, думаю... встал, отдышался в суводи и поехал дальше. Больше в "Глубоком" препятствий нет.
Час-полтора сплава от "Глубокого" до начала Нижнего ущелья запомнились, как самый тяжелый и неприятный перегон за все время плавания. Жаль... здесь, вообще-то, очень красивая и приятная речка, если отвлечься от напряжения, которое все еще давит. Не разрядила обстановку и нечаянная встреча с местным населением - дело было так. Хотя горы ощутимо повысились и подступили вплотную к реке, они пока еще спадают к воде травяными склонами, в скальные стены не перешли, это впереди. Поверху идет и тропа, кое-где она спускается вниз... и в какой-то момент я обнаружил на правом берегу группу алтайцев. То ли они рыбу ловили, то ли поили лошадей. По всем правилам хорошего тона я заранее отъехал подальше на середину реки, в самую быструю струю, и, помахав рукой, очень-очень вежливо поздоровался: привет!
Ответом одинокому путешественнику был быстрый, одновременный взгляд четырех пар глаз-щелочек молодых джигитов-аборигенов. Потом добры молодцы переглянулись, и один из них озвучил предлагаемый алтайской стороной дальнейший сценарий контакта:
- Плыви суда!
- Зачем? - поинтересовался странник, продолжая довольно интенсивно грести вперед.
- Нада! - увесисто аргументировал гостеприимный хозяин алтайского края.
- Не-е, не нада... - дружелюбно ответил уплывающий каякер... и слегка прибавил ходу.
Вот и пообщались. Поразительно, все же... я уже на пороге Нижнего ущелья, здесь, кроме нашего брата-водника, вроде не должно быть никого. Не так уж смешно, на самом деле: по-моему, планируя соло-мероприятие на Алтае, надо стараться исключить контакты с местным населением на маршруте. Кроме, конечно, очевидно цивилизованных мест вроде турбаз. Если уж и Нижний Башкаус перестал быть безлюдным... разве что только на Юнгур осталось забраться, с трехдневным пешим переходом. Нехорошо.
А река всё быстрее наматывает километры, всё сужается, ускоряется. С левого берега впадают речушки Аспаты, Джундук... как долго они были просто синенькими закорючками на карте, висящей дома на стене, я уже и забыл, как выглядят живьем. Где-то здесь вверх по Аспаты должна уходить тропиночка на Кадрин. Может, когда-то и по ней пойду, совершенно потрясающая экспедиция могла бы получиться. Правда, 26 км через хребет с лодкой - не подарок... ну, это потом. Здесь тоже совсем не скучно. Вспоминается, как девять лет назад мы неслись по этому участку на трех "четверках" при существенно более высокой воде. Было жестко... Антропов на своем "Джокере" не уберегся, влетел в один из многочисленных, довольно мощных котлов, расставленных по реке в шахматном порядке, катамаран изрядно пожевало, потребовался ремонт. Воспоминания эти тоже не способствуют расслаблению - впрочем, я пока не имею проблем, связанных непосредственно со сплавом. Все достаточно спокойно обходится, сложностей с чалками для просмотра сомнительных поворотов тоже нет ни малейших. Есть проблемы только с нервной системой. Окончательно это осознаю, когда у меня случается отвратительная суматоха при посадке в лодку после очередного просмотра, известная ситуация: стартовать надо из суводи, ограниченной высокими камнями, одновременно держишься за неудобный берег, надеваешь юбку, дотягиваешься до уплывающего весла и громко ругаешься по-черному... мда. Что-то надо с этим делать. Конечно, отрицательный результат эксперимента - тоже результат, но ведь стыдно... Стыдно будет, получив идеальный внешний расклад, расплыться из-за невнятных внутренних страхов-опасений. Надо бы, того... стресс снять. Но для этого стоит добраться до правильного места стоянки. Правильное - над Баррикадным. Времени еще навалом, в ущелье пока солнечно, всего 15 часов. Вот и Тускол впадает с левого берега... интересная здесь ситуация, подряд три значимых левых притока всего на 8 км реки. Доливают водицы, хоть кубов по 5, а доливают. И, наконец, мутным водопадиком с правого берега - ручей Московский. Начало. Дальше идет входная шивера порога "Безлюдный", первого порога Нижнего ущелья. Протяженность ущелья - километров 35.
Я могу точно сказать, когда меня "отпустило" совершенно окончательно и бесповоротно. Когда, посмотрев "Безлюдный" до конца, совсем чуть-чуть посомневавшись, я всё-таки решил проходить его по "тропе героев", что идет по правому берегу, безобразно заваленному крупными глыбами, и бревнами, и каким-то мусором, и ещё чорт знает чем. Стало понятно главное: никаких непереносимых спортсменских мучений от факта обноса порога, который явно проходим, я не испытываю. Все мощно, рельефно, но линия движения вполне незамысловатая, кульминация - последняя ступень, за ней спокойно. Можно было бы. Но есть сомнения. А по берегу - сомнений нет. Я абсолютно точно знаю, что сумею не поломать здесь ноги. И решение: таскать, а не плыть - приходит просто и естественно. Наверно, это зрелость. Или старость...
Так все и встало на свои места. Я проехал заходную шиверу, аккуратненько зачалился направо перед первой ступенью, за час с небольшим обтащил 200 метров порога, и поехал к "Баррикадному". Уже с совершенно спокойной душой.