Технология приготовления смесей
2.3. Асфальтобетонные смеси приготовляют в серийно выпускаемых стационарных асфальтобетонных установках, оборудованных смесителями принудительного перемешивания.
Принципиальная схема технологического процесса приготовления асфальтобетонных смесей представлена на рис.2.
Рис. 2
2.4. Продолжительность перемешивания смесей устанавливают в зависимости от вида смесей с учетом технических характеристик используемой смесительной установки. Перемешивание должно обеспечивать равномерное распределение всех компонентов смеси и полное обволакивание битумом минеральных зерен.
2.5. Битум с добавлением ПАВ, полимеров, разжижителей или структурообразующих компонентов следует перемешивать до получения однородной смеси в отдельной емкости, оборудованной паро- электро- или маслопрогревом.
Битум с добавкой перекачивают в расходную емкость и доводят до рабочей температуры.
2.6. Готовая асфальтобетонная смесь выгружается в накопительный бункер или непосредственно в кузов автомобиля - самосвала, очищенный от загрязнений и обработанный мыльным раствором или эмульсией, для доставки к месту укладки. Время нахождения смеси в накопительном бункере не должно превышать 30 минут, а при использовании смеси на битумах с добавками - 60 минут.
Температура смесей различных типов и видов при выгрузке из мешалки должна приниматься по нормам, указанным в соответствующих технических условиях [8-11].
Устройство асфальтобетонных покрытий
Подготовительные работы
2.7. Устройство асфальтобетонного покрытия производят только после приемки нижнего и верхнего слоев основания, а также установки бортового камня, что оформляется актом на скрытые работы, и после проведения подготовительных работ. Подготовительные работы включают:
при новом строительстве:
- обработку поверхности основания битумной эмульсией [7] или жидким битумом равномерным слоем не менее, чем за 6 часов до укладки смеси. Расход материалов составляет: при обработке жидким битумом - 0,5-0,8 л/м2, при обработке 50% битумной эмульсией - 0,4-0,7 л/м2;
- геодезическую разбивку с установкой контрольных "маяков" и выноской отметок на бортовой камень (верх маяка или отметка должны соответствовать верху покрытия после уплотнения). Нанесение отметок по борту производится намелованным шнуром. Асфальтобетонные или деревянные "маяки" устанавливаются по визиркам вдоль дороги на бетонном основании или технологическом слое или уплотненном нижнем слое;
- проверку соответствия высотных отметок крышек колодцев требованиям проекта и исправление в случае несоответствия.
при ремонте асфальтобетонного покрытия:
- очистку основания от пыли, грязи поливомоечными машинами или сжатым воздухом; просушку влажного основания, при этом особое внимание должно уделяться очистке лотка проезжей части;
- обработку поверхности покрытия битумной эмульсией с расходом 0,3-0,4 л/м2. При разливе эмульсии не следует допускать ее концентрации в пониженных местах;
- смазку битумной эмульсией вертикального края ранее уложенных полос асфальтобетона, люков колодцев, трамвайных путей, рельсов и других выступающих элементов на покрытии;
- проверку (с помощью геодезических инструментов) ровности ремонтируемого асфальтобетонного покрытия, продольных и поперечных уклонов, ширины проезжей части улицы (дороги) и правильности установки люков колодцев подземных сооружений. Выравнивание поверхности покрытия производится путем укладки асфальтобетонной смеси - крупнозернистой при толщине более 60 мм и мелкозернистой при меньших толщинах. Категорически запрещается выравнивание профиля производить устройством нижнего слоя покрытия переменной толщины. Устройство выравнивающего слоя на больших площадях производится с использованием асфальтоукладчиков, а при малых - асфальтораскладчиков;
- допускается исправление существующего асфальтобетонного покрытия на месте путем его разогрева, выравнивания и повторного использования. Для этой цели могут использоваться механизмы типа репейверов или ремиксеров;
- регулировку люков колодцев подземных коммуникаций и приведение их в соответствие с проектной отметкой покрытия; наращивание, в случае необходимости, колодцев с использованием металлических вкладышей или железобетонных сегментов. При установке дожде-приемной решетки учитывается следующее: края решетки должны быть ниже проектной отметки лотка с верховой стороны на 30 мм, а с низовой - на 20 мм; подход к решетке с верховой стороны должен иметь увеличение уклона на 2-3 м, а с низовой - на 0,5 м.
2.8. Для составления технологической схемы потока, являющейся основной частью технологической карты, предварительно устанавливают потребное количество асфальтоукладчиков и катков, порядок движения асфальтоукладчиков, длину полосы укладки, направление движения потока.
При этом следует руководствоваться следующими положениями:
- устройство слоев износа (верхних слоев) покрытия должно производиться, как правило, одновременно таким количеством асфальтоукладчиков, суммарная ширина которых равнялась ширине проезжей части;
- для исключения переезда автомобилей - самосвалов через край ранее устроенного асфальтобетонного покрытия и обеспечения безопасных условий производства работ, направление потока должно приниматься навстречу движения транспорта, подвозящего асфальтобетонную смесь;
- при продольном уклоне более 30 ‰ асфальтобетонная смесь должна укладываться снизу вверх (от нижней точки уклона к верхней).
2.9. Для укладки асфальтобетонной смеси должны быть созданы механизированные звенья в составе: асфальтоукладчиков, самоходных моторных катков, вспомогательных машин и приспособлений.
Рекомендуется применять асфальтоукладчики на пневмоколесном или гусеничном ходу с шириной укладываемой полосы до 7,5 м с автоматической системой, обеспечивающей ровность покрытия заданного поперечного профиля.
2.10. Для составления проектов организации работ и технологических карт при назначении количества асфальтоукладчиков учитывается их производительность, а также необходимое количество асфальтобетонной смеси, выделяемое на данный объект.
Производительность асфальтоукладчиков может быть определена по формуле:
П = ТУ × КВ × а × h × p × V или ПУ = ТУ × КВ × а × V, (2.1)
где П (ПУ) - производительность, кг/смену (м2/смену);
ТУ - продолжительность рабочей смены, с;
КВ - безразмерный коэффициент использования (0,7-0,9);
h - толщина укладываемого слоя,м;
а - ширина полосы, м;
р - средняя плотность асфальтобетоннойсмеси, кг/м3;
V - скорость движения асфальтоукладчика, м/с.
2.11. Для выполнения работ по устройству верхнего или нижнего слоя покрытия на участке работ выделяют сменную захватку при асфальтировании на всю ширину проезжей части. Длина сменной захватки ориентировочно определяется по формуле:
, (2.2)
где l - длина сменной захватки,м;
Q - количество асфальтобетонной смеси, выделяемой на объект, кг;
а - ширина проезжей части,м;
с - расход асфальтобетонной смеси, кг/м2 (табл.3).
Таблица 3
Расход асфальтобетонной смеси
Вид асфальтобетонной | Плотность, кг/м3 | Расход смеси на 100 м2, т, при толщине слоя, мм | ||||||||
смеси | ||||||||||
Крупнозернистая | ||||||||||
плотная | - | - | - | - | - | 12,87 | 14,0 | 16,38 | 18,7 | |
пористая | - | - | - | - | - | 12,65 | 13,8 | 16,1 | 18,4 | |
Мелкозернистая | ||||||||||
тип А | - | 8,35 | 9,54 | 10,73 | - | - | - | - | - | |
тип Б | - | 8,29 | 9,48 | 10,66 | - | - | - | - | - | |
тип В | - | 8,19 | 9,36 | 10,53 | - | - | - | - | - | |
Песчаная | - | |||||||||
тип Д | 6,84 | 7,98 | 9,12 | 10,26 | - | - | - | - | - | |
Литая | 7,20 | 8,40 | 9,60 | - | - | - | - | - | - |
2.12. Длина полосы, укладываемой за один проход, при использовании одного асфальтоукладчика назначается с учетом температуры наружного воздуха, а также возможности одновременного уплотнения двух смежных полос. Возможные пределы изменения этих длин приведены в табл.4.
Для определения длины полосы в пределах сменной захватки можно пользоваться следующей формулой:
, (2.3)
где lY - длина хода асфальтоукладчика, определяемая из условия обеспечения сопряжения новой полосы с ранее уложенной при сохранении его температуры не ниже 80 °С и не ниже 100 °С при устройстве слоя износа из смесей А и Г, м;
t 0 - температура асфальтобетонной смеси в момент укладки,°С;
tK - низший предел температуры смеси, при котором еще обеспечивается качественное сопряжение смежных полос, °С;
ТP - продолжительность разворота асфальтоукладчика после окончания укладки полосы, с;
m - интенсивность остывания асфальтобетонной смеси в покрытии, °С/с (для неуплотненной смеси 0,083-0,1 °С/с, для уплотненной - 0,017-0,025 °С/с);
V 1 - рабочая скорость асфальтоукладчика, м/с;
V 2 - транспортная скорость асфальтоукладчика, м/с.
Таблица 4
Длины полос укладки горячей асфальтобетонной смеси
Длина укладываемой полосы, м | |||
Температура | одним асфальтоукладчиком | двумя | |
воздуха, °С | на защищенных от ветра участках | на открытых участках | асфальтоукладчиками |
5-10 | 30-40 | 25-30 | 60-70 |
10-15 | 40-60 | 30-50 | 70-80 |
15-20 | 60-80 | 50-70 | 80-100 |
20-25 | 80-100 | 70-80 | 100-150 |
более 25 | 100-150 | 80-100 | 150-200 |
2.13. Общее число катков устанавливают, исходяиз производительности каждого катка, определяемой по формуле:
, (2.4)
где ПК - производительность катка, м2/с;
а - ширина полосы, м;
А - ширина перекрытия смежных полос укладки, м;
КК - безразмерный коэффициент использования(0,85-0,90);
n - число проходов катков по одному следу при граничных условиях VK = 0,68 м/с (2 км/ч) и l = 25-30м, определяется по формуле:
, (2.5)
где t - продолжительность уплотнения, с;
l - длина уплотняемой полосы,м;
l 1 - длина пути, необходимого для перехода на следующий след, м;
ТП - продолжительность переключения передачина обратный ход, с (примерно 0,0016 с);
VK - рабочая скорость катка, м/с.
Производительность определяется по каждому типу катков с учетом проходов, а затем определяется общее количество катков при заданной сменной производительности.
2.14. Необходимое число автомобилей - самосвалов, подвозящих асфальтобетонную смесь для непрерывной работы асфальтоукладчиков, определяют по формуле:
, (2.6)
где m - грузоподъемность автомобиля - самосвала, кг;
n а - число рейсов, совершаемых одним автомобилем - самосвалом, определяемое по формуле:
, (2.7)
где L - дальность перевозки асфальтобетонной смеси,м;
VCP - средняя скорость движенияавтомобиля - самосвала при пробеге в оба конца, м/с;
Т1 - продолжительность выгрузки смеси в асфальтоукладчик и маневрирования на месте укладки смеси, с;
Т2 - продолжительность загрузки автомобиля - самосвала на асфальтобетонном заводе с учетом ожидания погрузки, с.
2.15. Бригада укомплектовывается следующими дополнительными механизмами, выполняющими вспомогательные операции: компрессорами с пневмомолотками или лопатками для обрубки краев ранее устроенных полос покрытия и для очистки основания от пыли сжатым воздухом; поливомоечными машинами со щеткой для очистки и промывки основания, а также для обеспечения катков водой для орошения пневматических шин и металлических вальцев; автогудронаторами для доставки и распределения по основанию битумной эмульсии; разогревателями, использующими тепловую энергию инфракрасного излучения для разогрева мест сопряжении полос и исправления дефектных мест.
Кроме того, бригаде выдают следующие основные приборы, приспособления и инвентарь: нивелир и набор визирок для геодезической разбивки и переноса высотных отметок к месту укладки смеси; вибротрамбовки и ручные трамбовки для уплотнения смеси вручную в недоступных для работы катков местах; металлические (из легкого металла) рейки с уровнем, шаблоны для контроля ровности устраиваемого покрытия.
2.16. Число рабочих - асфальтобетонщиков определяется видом и сменным объемом работ, а также производительностью асфальтоукладчика и устанавливается на основании карт организации труда по каждому трудовому процессу, устанавливается рациональный состав бригады и способы взаимодействия в ней рабочих, обеспечивающих высокие результаты работ при наименьших затратах труда.