Тип конструкций дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями, область и условия их применения.
МОССТРОЙЛИЦЕНЗИЯ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ДОРОЖНЫХ
АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ
ВСН 14-95
МОСКВА 1995
Инструкция по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий разработана к. т. н. В.М. Гольдиным, д. т. н. В.Н. Кононовым (руководитель разработки), М.И. Клейманом, Т.А. Якимчиковой при участии Ю.И. Столярова, к. т. н. В.Д. Фельдмана (Мосстройлицензия).
Инструкция обобщает накопленный за период с 1982 по 1995гг. опыт строительства и эксплуатации городских дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями.
Инструкция составлена с учетом новых строительных норм на проектирование дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием и технические условия на литые асфальтобетонные смеси и смеси асфальтобетонные для монолитных дорожных конструкций, разработанных НИИ-Мосстроем, Мосинжпроектом в период 1992-1995гг., а также рекомендаций Мосстройлицензии, направленных на повышение роли и ответственности строителей за качество выполняемых работ.
Инструкция согласована с институтом Мосинжпроект, ОАО Мосинжстрой, ассоциацией "Асфальтинжстрой".
Департамент | Ведомственные строительные нормы | ВСН 14-95 |
строительства Мосстройлицензия | Инструкция по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий |
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И НОРМЫ
Определение и требования, предъявляете к асфальтобетону
1.1. Асфальтовый бетон (асфальтобетон) - искусственный строительный конгломерат, образующийся в результате достижения определенной плотности асфальтобетонной смесью, уложенной в конструкцию. Смесь приготовляют смешением в смесительных установках в нагретом состоянии минеральных материалов различной крупности и нефтяного дорожного битума в рационально подобранных соотношениях. В необходимых случаях в смесь вводят добавки ПАВ, полимеров, отсевов дробления (фрезерования) асфальтобетона, резины, серы и прочее [1-7].
1.2. Асфальтобетон - материал, способный в дорожных одеждах работать самостоятельно, выполняя роль основного (несущего) слоя конструкции при воздействии нагрузок динамического и температурного характера [8-11]. При положительных температурах асфальтобетон - вязко-пластичный материал, при 0°С - упруго-жесткий с выраженным упругим последействием и высокими численными значениями модуля упругости и предела прочности на растяжение при изгибе. При 0°С и ниже деформации до момента появления трещин и разрушения в подавляющей части являются упругими, а остаточная деформация, вслед за которой по достижении материалом предела прочности происходит хрупкое его разрушение, составляет около 1%.
Основные расчетно-экспериментальные зависимости при оптимальных структурах асфальтобетона представлены в приложении [1], а технические требования к материалу - в приложениях [2-6].
Внесены научно-исследовательским институтом московского строительства (НИИМосстрой) | УТВЕРЖДЕНЫ Научно-техническим управлением Департамента строительства от 09.11.1995г. | Дата введения в действие с 01.01.96 |
Основание (искусственное)
1.8. Нижний (подстилающий) слой - часть искусственного основания дорожной одежды, задачей которого является отвод всей свободной воды, поступающей в основания в расчетный период, и временное размещение ее в порах дренирующего слоя до начала работы водоотводящих устройств.
Таблица 1
Рекомендуемая область применения асфальтобетонных смесей с учетом принятой классификации улично-дорожной сети г. Москвы
Асфальтобетон (марка, тип) конструктивного слоя | |||||||||||||||
слой износа (верхний слой) | основной (нижний) слой | ||||||||||||||
№ п.п. | Категории улиц | ГОСТ (марка) | Технические условия (тип) | ГОСТ (марка) I | |||||||||||
I | II | III | декоративный | литой | крупнозерн. плотный | песчаный | с добав. дроблен. | крупнозернистый | |||||||
тип | I | II | IV | III | I | II | асфальт. | ||||||||
I | Магистральные улицы общегородского значения | ||||||||||||||
1.1 | Главные магистрали города | А, Б | - | - | + | - | - | - | + | + | + | - | - | - | |
1.2 | Боковые проезды главных магистралей | А, Б | - | - | - | + | + | - | + | + | + | - | - | - | |
1.3 | Местные проезды главных магистралей | Б, В, Г | Д | ПД | - | + | + | - | + | + | + | ПД0 | + | + | |
1.4 | Городские магистрали | А, Б | - | - | + | + | + | - | + | + | + | - | - | - | |
1.5 | Боковые проезды городских магистралей | Б, В, Г | Д | ПД | - | - | - | - | + | + | + | ПД0 | + | - | |
1.6 | Местные проезды городских магистралей | Б, В | - | - | - | - | - | + | - | + | + | - | + | + | |
II | Магистральные улицы районного значения | ||||||||||||||
2.1 | Основные районные улицы | Б, В | - | - | + | + | + | - | + | + | + | - | - | - | |
2.2 | Внутрирайонные улицы | Б, Г | Д | ПД | - | - | + | - | + | + | + | ПД0 | + | + | |
III | Улицы и дороги местного значения | ||||||||||||||
3.1 3.4 | Жилые улицы, местные дороги, грузового значения, подъезды к объектам, проезды | Г | Д | ПД | - | - | + | + | - | + | + | ПД0 | + | + | |
3.5 | Пешеходные улицы | Б | - | - | - | - | + | + | - | + | + | - | + | + | |
IV | Площади | ||||||||||||||
4.1 | Транспортные | ||||||||||||||
4.1.1 Главные | А, Б | - | - | + | - | - | - | + | + | + | - | + | - | ||
4.1.2 Городские | А, Б | - | - | + | - | - | - | + | + | + | - | + | - | ||
4.1.3 Районные | Б, В | - | - | - | - | + | - | + | + | + | - | + | - | ||
4.1.4 Местные | Г | Д | ПД | - | - | - | + | - | + | + | ПД0 | + | + | ||
4.2 | Пешеходные | Б, В | Д | ПД | - | - | - | + | - | + | + | ПД0 | + | + | |
V | Внутриквартальные территории | Б, В | Д | ПД | - | - | + | + | + | + | + | ПД0 | + | + | |
1.9. До начала работ по устройству нижнего (подстилающего) слоя должны быть выполнены все работы, предусмотренные проектом:
прокладка подземных коммуникаций, устройство дренажа с засыпками и устройство закрытой водосточной сети и дренажа, вынос, усиление и ремонт существующих подземных коммуникаций, засыпка песчаным грунтом и уплотнение траншей и котлованов, планировка и уплотнение корыта земляного полотна.
1.10. Для устройства нижнего (подстилающего)слоя используются пески, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 8736-85 с коэффициентом фильтрации не менее В/2 м/сутки, где В - ширина проезжей части, м. При "чистых" песчаных грунтах земляного полотна с коэффициентом фильтрации более 3 м/сутки подстилающий слой не устраивается.
1.11. Уплотнение нижнего (подстилающего) слоя следует производить при влажности песка близкой к оптимальной ( W опт), но не более 1,3 W опт, коэффициент уплотнения подстилающего слоя должен быть не менее 0,98 [13].
1.12. Верхний (технологический) слой - часть искусственного основания устраивается по подстилающему слою при механизированном распределении асфальтобетонных или бетонных смесей для обеспечения движения и маневрирования асфальтоукладчиков и транспорта, подвозящего строительные материалы. Толщина технологического слоя принимается в пределах от 0,12 до 0,18 м.
1.13. Для устройства верхнего (технологического) слоя применяются: фракционированный щебень, щебеночные, гравийно-песчаные материалы, обработанные и необработанные органическими вяжущими. В конструкциях с использованием бетонных смесей для устройства верхнего (технологического) слоя применяются песчано-цементные смеси.
Рекомендуемый гранулометрический состав щебеночной и гравийно-песчаной смеси приведен в табл.2.
Таблица 2
Рекомендуемый зерновой (гранулометрический) состав минеральной части смесей для устройства верхнего (технологического) слоя основания
Вид смеси | Содержание в % зерен минерального материала мельче, мм | |||||
0,63 | 0,071 | |||||
Щебеночная | 95-100 | 40-70 | 25-45 | 20-35 | 5-15 | 2-5 |
Гравийно- | 90-100 | 65-85 | - | 35-50 | 8-20 | 2-6 |
песчаная | 95-100 | 95-100 | 60-75 | 40-56 | 9-21 | 2-6 |
1.14. Укладка щебеночной или гравийно-песчаной смеси производится сразу после доставки их на объект. Для исключения расслаивания щебеночной смеси при транспортировании она должна иметь влажность 4-6% по массе. При использовании гравийно-песчаной смеси в ее составе должно быть порядка 2-4% по массе пылеватых и глинистых частиц.
1.15. При применении фракционированного щебня нижний (технологический) слой устраивается по принципу щебеночного основания. В этом случае следует применять щебень из осадочных горных пород следующих фракций: 40-70, 10-20 (25) и 0-10 (15) мм. Марка щебня по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре должна быть не ниже 600, а по износу (истиранию) в полочном барабане И-Ш.
1.16. Для устройства верхнего слоя основания применяются укатываемые малощебенистые бетоны, изготовляемые в соответствии с рекомендациями ВСН 16-95 и бетонные смеси по ГОСТ 26633-91.
ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
Общие положения
2.1. Покрытия из асфальтобетонной смеси устраиваютв сухуюпогоду: весной при температуре окружающего воздуха не ниже плюс 5°С и основание не должно быть промерзшим, осенью - не ниже плюс 10°С и основание не должно быть влажным. При температуре воздуха ниже указанных работы осуществляются с соблюдением требований, изложенных в п.п.2.59-2.61 настоящей "Инструкции".
2.2. Началу работ по устройству асфальтобетонного покрытия предшествует разработка проекта производства работ или привязка типовой технологической карты к местным условиям производства работ на данном объекте.
В проекте производства работ должны быть представлены:
- генеральный план строящегося или реконструируемого объекта;
- технологическая последовательность выполнения работ (технологическая карта);
схемы движения городского транспорта в период строительства (при наличии движения городского транспорта);
- схемы движения транспорта, подвозящего строительные материалы;
- места установки ограждений;
- места установки светильников (прожекторов) для выполнения работ в вечернее и ночное время;
- места, отведенные для заправки механизмов;
- места стоянки механизмов в нерабочее время;
- календарный график производства работ с указанием сроков, объема работ, подлежащих ежедневному выполнению, и потребного количества механизмов;
- пояснительная записка, в которой обосновывается организация и технология работ, указываются мероприятия по обеспечению безопасных условий производства работ, подробно излагаются особые условия объекта.
Проекты производства работ по строительству технически несложных объектов могут состоять из календарного плана производства работ, стройгенплана и краткой пояснительной записки.
Подготовительные работы
2.7. Устройство асфальтобетонного покрытия производят только после приемки нижнего и верхнего слоев основания, а также установки бортового камня, что оформляется актом на скрытые работы, и после проведения подготовительных работ. Подготовительные работы включают:
при новом строительстве:
- обработку поверхности основания битумной эмульсией [7] или жидким битумом равномерным слоем не менее, чем за 6 часов до укладки смеси. Расход материалов составляет: при обработке жидким битумом - 0,5-0,8 л/м2, при обработке 50% битумной эмульсией - 0,4-0,7 л/м2;
- геодезическую разбивку с установкой контрольных "маяков" и выноской отметок на бортовой камень (верх маяка или отметка должны соответствовать верху покрытия после уплотнения). Нанесение отметок по борту производится намелованным шнуром. Асфальтобетонные или деревянные "маяки" устанавливаются по визиркам вдоль дороги на бетонном основании или технологическом слое или уплотненном нижнем слое;
- проверку соответствия высотных отметок крышек колодцев требованиям проекта и исправление в случае несоответствия.
при ремонте асфальтобетонного покрытия:
- очистку основания от пыли, грязи поливомоечными машинами или сжатым воздухом; просушку влажного основания, при этом особое внимание должно уделяться очистке лотка проезжей части;
- обработку поверхности покрытия битумной эмульсией с расходом 0,3-0,4 л/м2. При разливе эмульсии не следует допускать ее концентрации в пониженных местах;
- смазку битумной эмульсией вертикального края ранее уложенных полос асфальтобетона, люков колодцев, трамвайных путей, рельсов и других выступающих элементов на покрытии;
- проверку (с помощью геодезических инструментов) ровности ремонтируемого асфальтобетонного покрытия, продольных и поперечных уклонов, ширины проезжей части улицы (дороги) и правильности установки люков колодцев подземных сооружений. Выравнивание поверхности покрытия производится путем укладки асфальтобетонной смеси - крупнозернистой при толщине более 60 мм и мелкозернистой при меньших толщинах. Категорически запрещается выравнивание профиля производить устройством нижнего слоя покрытия переменной толщины. Устройство выравнивающего слоя на больших площадях производится с использованием асфальтоукладчиков, а при малых - асфальтораскладчиков;
- допускается исправление существующего асфальтобетонного покрытия на месте путем его разогрева, выравнивания и повторного использования. Для этой цели могут использоваться механизмы типа репейверов или ремиксеров;
- регулировку люков колодцев подземных коммуникаций и приведение их в соответствие с проектной отметкой покрытия; наращивание, в случае необходимости, колодцев с использованием металлических вкладышей или железобетонных сегментов. При установке дожде-приемной решетки учитывается следующее: края решетки должны быть ниже проектной отметки лотка с верховой стороны на 30 мм, а с низовой - на 20 мм; подход к решетке с верховой стороны должен иметь увеличение уклона на 2-3 м, а с низовой - на 0,5 м.
2.8. Для составления технологической схемы потока, являющейся основной частью технологической карты, предварительно устанавливают потребное количество асфальтоукладчиков и катков, порядок движения асфальтоукладчиков, длину полосы укладки, направление движения потока.
При этом следует руководствоваться следующими положениями:
- устройство слоев износа (верхних слоев) покрытия должно производиться, как правило, одновременно таким количеством асфальтоукладчиков, суммарная ширина которых равнялась ширине проезжей части;
- для исключения переезда автомобилей - самосвалов через край ранее устроенного асфальтобетонного покрытия и обеспечения безопасных условий производства работ, направление потока должно приниматься навстречу движения транспорта, подвозящего асфальтобетонную смесь;
- при продольном уклоне более 30 ‰ асфальтобетонная смесь должна укладываться снизу вверх (от нижней точки уклона к верхней).
2.9. Для укладки асфальтобетонной смеси должны быть созданы механизированные звенья в составе: асфальтоукладчиков, самоходных моторных катков, вспомогательных машин и приспособлений.
Рекомендуется применять асфальтоукладчики на пневмоколесном или гусеничном ходу с шириной укладываемой полосы до 7,5 м с автоматической системой, обеспечивающей ровность покрытия заданного поперечного профиля.
2.10. Для составления проектов организации работ и технологических карт при назначении количества асфальтоукладчиков учитывается их производительность, а также необходимое количество асфальтобетонной смеси, выделяемое на данный объект.
Производительность асфальтоукладчиков может быть определена по формуле:
П = ТУ × КВ × а × h × p × V или ПУ = ТУ × КВ × а × V, (2.1)
где П (ПУ) - производительность, кг/смену (м2/смену);
ТУ - продолжительность рабочей смены, с;
КВ - безразмерный коэффициент использования (0,7-0,9);
h - толщина укладываемого слоя,м;
а - ширина полосы, м;
р - средняя плотность асфальтобетоннойсмеси, кг/м3;
V - скорость движения асфальтоукладчика, м/с.
2.11. Для выполнения работ по устройству верхнего или нижнего слоя покрытия на участке работ выделяют сменную захватку при асфальтировании на всю ширину проезжей части. Длина сменной захватки ориентировочно определяется по формуле:
, (2.2)
где l - длина сменной захватки,м;
Q - количество асфальтобетонной смеси, выделяемой на объект, кг;
а - ширина проезжей части,м;
с - расход асфальтобетонной смеси, кг/м2 (табл.3).
Таблица 3
Расход асфальтобетонной смеси
Вид асфальтобетонной | Плотность, кг/м3 | Расход смеси на 100 м2, т, при толщине слоя, мм | ||||||||
смеси | ||||||||||
Крупнозернистая | ||||||||||
плотная | - | - | - | - | - | 12,87 | 14,0 | 16,38 | 18,7 | |
пористая | - | - | - | - | - | 12,65 | 13,8 | 16,1 | 18,4 | |
Мелкозернистая | ||||||||||
тип А | - | 8,35 | 9,54 | 10,73 | - | - | - | - | - | |
тип Б | - | 8,29 | 9,48 | 10,66 | - | - | - | - | - | |
тип В | - | 8,19 | 9,36 | 10,53 | - | - | - | - | - | |
Песчаная | - | |||||||||
тип Д | 6,84 | 7,98 | 9,12 | 10,26 | - | - | - | - | - | |
Литая | 7,20 | 8,40 | 9,60 | - | - | - | - | - | - |
2.12. Длина полосы, укладываемой за один проход, при использовании одного асфальтоукладчика назначается с учетом температуры наружного воздуха, а также возможности одновременного уплотнения двух смежных полос. Возможные пределы изменения этих длин приведены в табл.4.
Для определения длины полосы в пределах сменной захватки можно пользоваться следующей формулой:
, (2.3)
где lY - длина хода асфальтоукладчика, определяемая из условия обеспечения сопряжения новой полосы с ранее уложенной при сохранении его температуры не ниже 80 °С и не ниже 100 °С при устройстве слоя износа из смесей А и Г, м;
t 0 - температура асфальтобетонной смеси в момент укладки,°С;
tK - низший предел температуры смеси, при котором еще обеспечивается качественное сопряжение смежных полос, °С;
ТP - продолжительность разворота асфальтоукладчика после окончания укладки полосы, с;
m - интенсивность остывания асфальтобетонной смеси в покрытии, °С/с (для неуплотненной смеси 0,083-0,1 °С/с, для уплотненной - 0,017-0,025 °С/с);
V 1 - рабочая скорость асфальтоукладчика, м/с;
V 2 - транспортная скорость асфальтоукладчика, м/с.
Таблица 4
Длины полос укладки горячей асфальтобетонной смеси
Длина укладываемой полосы, м | |||
Температура | одним асфальтоукладчиком | двумя | |
воздуха, °С | на защищенных от ветра участках | на открытых участках | асфальтоукладчиками |
5-10 | 30-40 | 25-30 | 60-70 |
10-15 | 40-60 | 30-50 | 70-80 |
15-20 | 60-80 | 50-70 | 80-100 |
20-25 | 80-100 | 70-80 | 100-150 |
более 25 | 100-150 | 80-100 | 150-200 |
2.13. Общее число катков устанавливают, исходяиз производительности каждого катка, определяемой по формуле:
, (2.4)
где ПК - производительность катка, м2/с;
а - ширина полосы, м;
А - ширина перекрытия смежных полос укладки, м;
КК - безразмерный коэффициент использования(0,85-0,90);
n - число проходов катков по одному следу при граничных условиях VK = 0,68 м/с (2 км/ч) и l = 25-30м, определяется по формуле:
, (2.5)
где t - продолжительность уплотнения, с;
l - длина уплотняемой полосы,м;
l 1 - длина пути, необходимого для перехода на следующий след, м;
ТП - продолжительность переключения передачина обратный ход, с (примерно 0,0016 с);
VK - рабочая скорость катка, м/с.
Производительность определяется по каждому типу катков с учетом проходов, а затем определяется общее количество катков при заданной сменной производительности.
2.14. Необходимое число автомобилей - самосвалов, подвозящих асфальтобетонную смесь для непрерывной работы асфальтоукладчиков, определяют по формуле:
, (2.6)
где m - грузоподъемность автомобиля - самосвала, кг;
n а - число рейсов, совершаемых одним автомобилем - самосвалом, определяемое по формуле:
, (2.7)
где L - дальность перевозки асфальтобетонной смеси,м;
VCP - средняя скорость движенияавтомобиля - самосвала при пробеге в оба конца, м/с;
Т1 - продолжительность выгрузки смеси в асфальтоукладчик и маневрирования на месте укладки смеси, с;
Т2 - продолжительность загрузки автомобиля - самосвала на асфальтобетонном заводе с учетом ожидания погрузки, с.
2.15. Бригада укомплектовывается следующими дополнительными механизмами, выполняющими вспомогательные операции: компрессорами с пневмомолотками или лопатками для обрубки краев ранее устроенных полос покрытия и для очистки основания от пыли сжатым воздухом; поливомоечными машинами со щеткой для очистки и промывки основания, а также для обеспечения катков водой для орошения пневматических шин и металлических вальцев; автогудронаторами для доставки и распределения по основанию битумной эмульсии; разогревателями, использующими тепловую энергию инфракрасного излучения для разогрева мест сопряжении полос и исправления дефектных мест.
Кроме того, бригаде выдают следующие основные приборы, приспособления и инвентарь: нивелир и набор визирок для геодезической разбивки и переноса высотных отметок к месту укладки смеси; вибротрамбовки и ручные трамбовки для уплотнения смеси вручную в недоступных для работы катков местах; металлические (из легкого металла) рейки с уровнем, шаблоны для контроля ровности устраиваемого покрытия.
2.16. Число рабочих - асфальтобетонщиков определяется видом и сменным объемом работ, а также производительностью асфальтоукладчика и устанавливается на основании карт организации труда по каждому трудовому процессу, устанавливается рациональный состав бригады и способы взаимодействия в ней рабочих, обеспечивающих высокие результаты работ при наименьших затратах труда.
Укладка смеси
2.21. Распределение асфальтобетонной смеси производится асфальтоукладчиками при скорости укладки 2-3 км/час (смеси с содержанием щебня более 40%) и 4-5 км/час (менее 40% щебня). Уплотняющие рабочие органы работают в режиме: частоте оборотов валов трамбующего бруса 1000-1400 об/мин; вала вибратора плиты 2500-3000 об/мин.
В труднодоступных местах при небольших объемах работ допускается укладка смеси вручную.
Распределение асфальтобетонной смеси, находящейся в бункере асфальтоукладчика производится при ее температуре не ниже 120 °С, а при применении смесей с поверхностно-активными веществами - не ниже 100 °С.
2.22. Приступая к укладке смеси следует придерживаться следующих правил:
а) распределять асфальтобетонную смесь желательно на всю ширину проезжей части дороги с целью ликвидации мест продольного сопряжения - спаек;
б) установить асфальтоукладчик в исходное положение: плиту установить на край ранее устроенного покрытия или на брус толщиной, соответствующей толщине укладываемого слоя, включить двигатель и приборы разогрева плиты и бункера, установить в рабочее положение следящую систему;
в) отрегулировать уплотняющие и выдвигающие органы асфальтоукладчика не только на максимальный уплотняющий эффект, но и на обеспечение однородной фактуры и ровной поверхности. Для нормальной работы асфальтоукладчиков необходимо, чтобы загрузка шнеков была равномерной, исключающей недостаток асфальтобетонной смеси в зоне работы шнека;
г) установить рабочую скорость асфальтоукладчика в зависимостиот вида смеси, ее температуры, толщины слоя и количества поставляемой смеси. Необходимо, чтобы асфальтоукладчик продвигался вперед с постоянной скоростью, без остановок и объем смеси перед уплотняющими органами был бы постоянным;
д) толщину укладываемого слоя в неуплотненном состоянии следует принимать с учетом коэффициента уплотнения, равным 1,20-1,45;
е) ширину полосы укладки с учетом использования уширителей асфальтоукладчика целесообразно назначать кратной ширине проезжей части.
2.23. При использовании двух и более асфальтоукладчиков они должны двигаться уступом с опережением один другого на 10-20 м и с перекрытием смежных полос на 50 мм. Вперед выдвигается укладчик, распределяющий смесь непосредственно у бортового камня в лотке проезжей части. Этот укладчик двигается на расстоянии 100 мм от бортового камня, а образующийся зазор и места, недоступные для механической укладки смеси (колодцы и резкие закругления) заделываются вручную одновременно с работой укладчика. При ручной укладке смесь с лопаты не следует бросать, а укладывать в слой, переворачивая лопату. Движение асфальтоукладчиков должно быть строго прямолинейным.
2.24. В случаях, когда покрытие нельзя устраивать сразу на всю ширину и распределение смеси производится одним асфальтоукладчиком, длина укладываемой полосы устанавливается по п.2.12. Если температура ранее уложенной смежной полосы ниже требуемой, ее край на ширину до 150 мм следует прогреть с помощью линейки-разогревателя, использующей тепловую энергию инфракрасного излучения.
Линейка-разогреватель позволяет разогревать асфальтобетон слоем 30-40 мм за 2-3 мин до температуры 80-100 °С.
2.25. При сопряжении смежных полос линейку-разогреватель перемещают со скоростью, обеспечивающей нагрев асфальтобетона до температуры 70-80 °С по краю ранее уложенной полосы асфальтобетона, который на ширину 100-150 мм не подвергался уплотнению. Вновь устраиваемая полоса соприкасается в этом случае с разогретым краем ранее устроенной полосы, который подвергается уплотнению одновременно с новой полосой.
До начала укладки новой полосы вертикальный край ранее уложенного асфальтобетона смазывается битумной эмульсией. При устройстве новой полосы смесь распределяется толщиной слоя с учетом его уменьшения при уплотнении до толщины ранее устроенной полосы.
2.26. При окончании укладки смеси слой ее клинообразно утончается. При возобновлении работ клинообразная часть слоя обрубается вертикально по рейке или шнуру в направлении, перпендикулярном оси дороги.
Толщина покрытия в местах обрубки должна быть не менее проектной. Для образования качественного поперечного стыка в месте обрубки слоя, вертикальная грань ранее уложенного слоя смазывается битумной эмульсией, и на это место устанавливается плита асфальтоукладчика. Необходимо, чтобы плита перед началом укладкибылапрогрета обогревающими устройствами или горячей асфальтобетонной смесью.
Другим способом устройства поперечного шва является укладка в поперечном направлении деревянного бруса по толщине равного толщине уплотненного слоя асфальтобетона. Брус может быть укреплен металлическими штырями. Для смягчения толчков от движущегося транспорта перед брусом укладывается клинообразный упор из асфальтобетонной смеси.
2.27. При укладке асфальтобетонных смесей в два и более слоев продольные швы слоев следует смещать на 100-200 мм, причем продольный шов на верхнем слое должен совпадать с осью дороги.
2.28. После перерыва в работе асфальтоукладчик следует устанавливать так, чтобы выглаживающая плита перекрывала край ранее уложенной полосы на 100-150 мм.
2.29. Если в полосе укладки встречаются выступающие крышки колодцев, водоприемные решетки, выглаживающая плита асфальтоукладчика должна быть поднята. Укладку смеси на пропущенном месте следует производить вручную путем добавления смеси, взятойиз приемного бункера.
2.30. Обнаруженные дефекты на поверхности покрытия после распределения смеси, особенно в местах примыкания к упорным брусьям, обрабатываются с помощью ручных трамбовок.
Уплотнение смеси
2.31. Уплотнение асфальтобетонной смеси следует начинатьпримаксимально высокой температуре смеси, при которойне образуются деформации в процессе укатки (табл.5).
Таблица 5
Ориентировочная температура асфальтобетонной смеси в начале уплотнения
Вид смеси | Тип | Температура,°С |
Многощебенистая | А | 130-150 |
Среднещебенистая | Б | 120-140 |
Малощебенистая | В | 100-130 |
Песчаная на дробленом песке | Г | 130-140 |
Песчаная на природном песке | Д | 110-130 |
Смеси для основного (нижнего) слоя | - | 120-150 |
2.32. Для уплотнения асфальтобетонной смеси применяются гладковальцовые самоходные моторные катки легкого типа массой 6-8 т; тяжелого типа массой 10-13 и 11-18 т; самоходные катки на пневматических шинах массой 16 и 30 т; виброкатки массой 4 и 8 т.
В зависимости от типа и вида катков и степени предварительного уплотнения смеси рабочими органами асфальтоукладчика надлежит производить: предварительное уплотнение гладковальцовым катком массой 6-8 т (до 6 проходов по одному следу), затем катком на пневматических шинах (8-10 проходов), окончательная укатка гладковальцовым катком массой 10-18 т (4-6 проходов).
Уплотнение многощебенистых смесей рекомендуется производить сначала катками на пневматических шинах (10-12 проходов), а затем гладковальцовым катком массой 10-18 т (2-4 прохода).
2.33. Рабочая скорость движения катков при уплотнении должна быть в начале уплотнения 1,5-2 км/час, после 5-6 проходов по одному следу - до 3-5 км/ч для гладковальцовых катков, до 2-3 км/ч - для вибрационных катков и до 5-8 км/ч - для катков на пневматических шинах.
2.34. При двухскатном профиле катки должны двигаться по уплотняемому покрытию от краев полосы к середине, а затем от середины к краям, перекрывая каждый след на 200-300 мм. При устройстве покрытий односкатного профиля уплотнение следует начинать с низовой стороны, а на участках улиц и дорог с продольным уклоном более 30‰ - производить снизу вверх.
При уплотнении первой полосы необходимо следить, чтобы вальцы катка не приближались менее, чем на 100мм к кромке обращенной к оси дороги. Оставшаяся неуплотненная полоса закатывается позже, одновременно с последующе устраиваемой полосой асфальтобетонного покрытия.
Первые проходы при уплотнении следующей полосы необходимо выполнять по продольному сопряжению с ранее уложенной полосой, при этом каток массой 10 т должен двигаться вперед ведущими вальцами.
По окончании укладки, или при вынужденных перерывах в работе, при уплотнении в конце уложенной полосы необходимо следить за тем, чтобы катки заходили на брус, установленный поперек проезжей части.
2.35. При ширине проезжей части более 14 м, а также на площадях и перекрестках улиц уплотнение следует производить по взаимно-перпендикулярным направлениям или по диагонали.
2.36. В процессе уплотнения после первых 2-3 проходов катка следует проверять поперечный уклон и ровность покрытия шаблоном и трехметровой рейкой. Места, не поддающиеся поверхностному исправлению, следует вырубать и заменять новым асфальтовым бетоном.
После уплотнения следует произвести отделку поверхности с устранением мелких неровностей, применяя утюги, использующие тепловую энергию инфракрасного излучения (ИКИ).
2.37. В процессе работ по устройству покрытия запрещается:
- заправлять катки и асфальтоукладчики на свежеуложенном и перекрываемом асфальтобетонном покрытии. Для заправки выводить механизмы на обочины, боковые выезды или воротные заезды;
- останавливать катки на свежеуложенном покрытии. В случае аварийной остановки принять срочные меры к выводу катка из зоны работ;
- переключать скорости при резком торможении на уплотненном покрытии;
- производить повороты на неуплотненном покрытии. Для изменения направления движения, катки следует выводить на уплотненную часть покрытия;
- оставлять катки на свежеуложенном покрытии по окончании работ.
2.38. Чтобы предотвратить прилипание асфальтобетонной смеси к вальцам катка, их рекомендуется смачивать водой или водным однопроцентным раствором отходов мыловаренной промышленности. Не разрешается применять для этих целей солярное масло и топочный мазут.
2.39. Технология производства работ по устройству слоев износа из асфальтобетонных смесей с применением щебня из искусственных каменных материалов предусматривает операции, которые имеют место при строительстве асфальтобетонных покрытий из обычных горячих асфальтобетонных смесей с соблюдением следующих требований, учитывающих особенности материалов:
а) толщина укладываемого слоя в плотном теле должна быть не ниже 40 мм;
б) укладка смеси механизированным способом допустима только по свежеуложенному основному или нижнему слою асфальтобетонного покрытия. При капитальном ремонте при укладке слоя износа по старому покрытию допускается применение смесей, обеспечивающих получение "мозаичной" фактуры поверхности;
в) выбор уплотняющих механизмов должен производиться с учетом