Занимайтесь в середине просторной комнаты или около стены.
Осознание
Уделяйте внимание физическому движению, необходимому для подъема тела в перевернутое положение и его возвращения в исходное положение, а также поддержанию равновесия.
Противопоза
Для всех вариантов сиршасаны используется одна и та же противопоза, а именно, тадасана (2).
Потеря равновесия
Необходимо стремиться не терять равновесия, но если это происходит, следует падать так, как описано для сиршасаны. В отношении урдхва падмасаны, пожалуйста, внимательно читайте раздел данного обсуждения под названием «Сравнение с сиршасаной».
Меры предосторожности и ограничения
Эти варианты сиршасаны не следует делать людям, страдающим теми же недугами, которые перечислены в нашем предыдущем уроке по сиршасане (1).
Кроме того, практика этих вариантов противопоказана в определенных обстоятельствах, которые перечислены в разделе «Временные ограничения» при описании сиршасаны (1).
Благотворное действие
Эти асаны обладают, в основном, теми же многочисленными и важными полезными свойствами, что и сиршасана.
Примечания
1. Сиршасана:
Часть 1 — Книга II; урок 21; тема 4.
Часть 2 - Книга II; урок 22; тема 3.
Книга I; урок 11; тема 3.
Книга I; урок 7; тема 2.
Тема 3
Пранаяма .... Капалабхати
Капалабхати — это техника пранаямы, хотя в некоторых текстах йоги она упоминается как одна из шаткарм (1). Она похожа на бхастрика пранаяму (2). Однако она обладает отличительными особенностями и в технике выполнения, и в том, что касается полезных свойств. Это прекрасная практика, которая очищает переднюю часть мозга, массирует органы брюшной полости и улучшает дыхание. Кроме того, это мощный метод пробуждения ума. После выполнения десяти циклов капалабхати невозможно спать. Попробуйте сами! Поэтому ее можно использовать с целью подпитки ума энергией для умственной работы, когда вы чувствуете усталость, а также для избавления от сонливости рано утром. Она идеально подходит для выполнения непосредственно перед переходом к медитативным техникам.
Шаткармы и Бхалабхати
Согласно тексту Гхеранд Самхита, существуют шесть групп очистительных техник йоги. Они именуются шаткармами; к числу шаткарм относятся дхоути, басти, нети, наули, тратака и бхалабхати. В некоторые из этих групп входит множество различных техник. В тексте Хатха Йога Прадипика упоминаются те же шаткармы, что перечислены выше, но в качестве шестой шаткармы вместо бхалабхати названа капалабхати. Их нередко считают одной и той же практикой с разными названиями, но в действительности, они полностью различны. В этих двух классических текстах в качестве шестой шаткармы выбраны две совершенно разные практики.
Бхалабхати ясно объясняется в тексте Гхеранд Самхита:
«Бхалабхати бывает трех видов. Это ваткрама, вьюткрама и шиткрама. Они полезны для удаления из тела мокроты и избыточной слизи. Ваткрама представляет собой вдыхание через левую ноздрю и выдыхание через правую, затем вдыхание через правую ноздрю и выдыхание через левую. Дыхание должно быть медленным и контролируемым. Вьюткрама — это втягивание воды через нос и ее выведение через рот; это удаляет слизь из носовой полости. Шиткрама включает в себя забор воды ртом и ее выбрасывание через нос посредством чихания. Бхалабхати сделает твое тело подобным телу Купидона».
(шлоки 1:56-60)
Ваткрама представляет собой в точности ту же практику, как вторая стадия пранаямы нади шодхана (3). Вьюткрама и шиткрама похожи на джала нети (1). Однако мы считаем, что джала нети превосходит их во всех отношениях. Поэтому мы не учим бхалабхати, поскольку она входит в другие практики. Вьюткрама и шиткрама могут оказаться полезными тем, кто не может достать подходящий нети лота.
Капалабхати — последняя из шаткарм, описываемых в этой книге. Это, несомненно, метод пранаямы, но он упоминается в тексте Хатха Йога Прадипика в качестве шаткармы потому, что очищает и пробуждает мозг.
Все шаткармы служат прекрасными средствами очищения тела и достижения первоклассного здоровья.
Определение
Слово капала означает «лоб» или «передняя доля мозга»; бхати означает мехи — инструмент, который использует деревенский кузнец для создания поддува воздуха в своем горне. Поэтому название капалабхати можно перевести как «продувка передней части мозга». В этой практике легкие подобны мехам, втягивающим воздух в тело и выбрасывающим его наружу. С этим потоком воздуха связаны тонкие течения праны. Некоторые из этих течений можно ясно ощущать внутри лба. Они пульсируют в ритме продувающего действия легких; то есть в передней части мозга происходит продувка праной - отсюда и название практики. Она обеспечивает очищение всей этой области.