Бхастрика пранаяма обладает широким спектром полезного действия, который охватывает все уровни человеческого существа. Вот краткий перечень ее полезных свойств.
1. Практика бхастрика пранаямы способствует раскрытию легочных альвеол. Большинство людей не умеют правильно дышать - их дыхание, как правило, бывает поверхностным. Легкие используются не полностью и недостаточно упражняются, вследствие чего маленькие воздушные пузырьки (альвеолы) в нижней части легких почти все время остаются закрытыми. В легких накапливается слизь, которая служит плодородной почвой для размножения болезнетворных бактерий. Кроме того, когда альвеолы постоянно остаются закрытыми, кровь недостаточно насыщается кислородом. В тех частях легких, которые открыты, происходит обмен кислорода и углекислого газа, в то время как в закрытых или закупоренных частях он не происходит. Это приводит к неравновесному состоянию, когда в одной части легких поглощается больше кислорода, чем в других. Общим результатом становится снижение содержания кислорода в крови. То есть вместо идеальных 100% насыщение крови кислородом составляет, скажем, всего 70%. Из-за этого ткани тела получают меньше кислорода, а это вызывает общую слабость и вредит здоровью.
Бхастрика непосредственно раскрывает закрытые альвеолы. Бактерии, слизь и, возможно, застоявшийся воздух удаляются из легких. Все легкие сверху донизу очищаются и омолаживаются, что ведет к увеличению транспорта кислорода через клеточные мембраны и лучшему удалению из организма углекислого газа. В результате значительно улучшаются здоровье и жизнеспособность всего тела.
Поскольку бхастрика очищает легкие, она очень полезна для борьбы с такими недугами, как астма, туберкулез, плеврит и бронхит.
2. Бхастрика отучает от неправильного дыхания. Мы уже говорили об этом в другом месте. Большинство людей при дыхании не используют живот. Бхастрика способствует переучиванию нервных рефлексов, так что человек начинает в большей степени использовать мышцы живота при обычном дыхании в течение дня. Более глубокое дыхание означает, что тело в избытке получает кислород при минимальном числе вдохов. В результате клетки тела получают адекватное питание в форме кислорода при минимальной затрате энергии, что способствует общему улучшению здоровья (10).
3. Бхастрика ускоряет кровообращение. Это позволяет органам, мышцам, нервам и т.д. функционировать более эффективно.
4. Бхастрика улучшает пищеварение, обеспечивая энергичный массаж пищеварительных органов. Это тоже улучшает общее здоровье.
5. Бхастрика удаляет физические загрязнения, ускоряя обмен веществ и усиливая кровообращение. Поэтому она может служить превосходным средством для очищения крови, улучшения состояния кожи и избавления от фурункулов, угрей и т. п.
6. Бхастрика усиливает течение праны во всем праническом теле, помогая улучшению здоровья и устранению болезней на более тонких уровнях. Праническое тело подзаряжается энергией.
7. Бхастрика делает ум спокойным и сосредоточенным, подготавливая тело-ум к медитации.
Безусловно, можно говорить, что бхастрика переводит на более высокий уровень функционирования все физическое-праническое-ментальное тело. Все существо человека становится очень чувствительным... он становится более восприимчивым к более высоким и более тонким вибрациям. Вот какую пользу приносит бхастрика пранаяма.
Примечания
Книга I; урок 2; тема 6.
Книга I; урок 6; тема 5.
Книга II; урок 17; тема 4.
4. Подробно о нади шодхана см.:
Книга I; урок 3; тема 4.
Книга II; урок 20; тема 2.
Книга I; урок 7; тема 2.
Книга II; урок 14; тема 3.
Книга II; урок 19; тема 4.
Книга I; урок 1; тема 2.
10. Более подробно о процессе дыхания см.:
Книга I; урок 1; тема 4.
Тема 5
Медитация . . . Антар Мауна (Стадия 2)
В далекой стране жил некогда один помещик, которому всегда сопутствовала удача. Он был очень богат и владел многими землями и красивыми домами; множество слуг были всегда готовы исполнить любое его желание. Он любил развлекаться и устраивал щедрые пиры, на которые приходили самые знатные люди. У него были очаровательная жена и красивые дети, которые его очень любили. Ему особенно нравилось выезжать на прогулки в великолепной карете, запряженной шестеркой лошадей; проезжая, он улыбался людям и махал им рукой, а они в ответ кричали: «Мой господин, мой господин». Как-то раз он сделал щедрое пожертвование на постройку нового здания суда в соседнем городке, и когда оно было готово, распорядился, чтобы в вестибюле повесили его большой портрет. Все говорили ему, какой он славный парень, и он втайне соглашался с ними.
Затем однажды в той стране случилась ужасная засуха. Многие люди умирали от голода, но помещик по-прежнему жил привычной жизнью. Как и у всех других, его посевы погибли, но он продал кое-какие дома, чтобы покрыть издержки. По мере того, как его средства сокращались, приемы становились слишком дорогими, и друзья покинули его. Его братья начали судебное дело, чтобы не дать ему продолжать распродавать имущество, но он нанимал дорогостоящих адвокатов, чтобы бороться с ними: однако он отказывался мириться со своей новой ситуацией. «Пока я помещик, - говорил он себе, - я буду жить как помещик». Вскоре ему пришлось продать свою красивую карету и довольствоваться телегой; его некогда красивая одежда стала грязной и рваной, и хотя люди по-прежнему называли его в лицо «мой господин», за его спиной они смеялись над ним. В конце концов он был вынужден продать все свое имущество, чтобы оплатить судебные издержки. Его жена и дети серьезно заболели и, поскольку он не мог покупать им лекарства, вскоре умерли. Убитый горем и не имея денег даже на пропитание, некогда крупный помещик был вынужден ходить от дома к дому, прося подаяния. Однажды он стоял около здания городского суда и увидел, что какие-то люди рассматривают картину в вестибюле. Когда он подошел к ним и сказал, что это его портрет, они просто посмеялись, назвав его «сумасшедшим нищим стариком». Он продолжал настаивать: «это я, это я», и тогда они рассердились и прогнали его прочь. Плача от горя, он потащился домой.
Его беда была в том, что от одной крайности — богатства, положения в обществе и семьи — он дошел до другой: бедности, нищенства и одиночества. Большинство из нас не переживали таких крайностей, но все равно у нас с ним очень много общего. Подобно многим из нас, он гордился своим общественным положением и кичился своей одеждой и внешностью, он любил лесть и похвалы и предпочитал первоклассный транспорт. Кроме того, он был хорошим семьянином, имел много друзей и щедро жертвовал деньги на общественные нужды. Но превыше всего он был настроен развлекаться, даже когда это приносило страдание его семье и, в конце концов, привело к его собственному падению.
Этот человек наслаждался благополучной жизнью, которая понравилась бы многим из нас, но она была мелкой и поверхностной. Его жизнь была полностью обращена вовне, и у него не было внутреннего опыта или знания, к которому он мог бы обратиться, когда от него отвернулась удача. Антар мауна — это один из способов пробуждения внутреннего знания в палате нашего ума. Она дает нам прочную точку опоры в непостоянном мире, внутреннее понимание, которое делает нас духовным «властителем», несмотря на обстоятельства нашей жизни - богатой или бедной.
Невозможно медитировать, когда ум переполнен непрерывным потоком мыслей. Медитация невозможна и при подавлении сильных мыслей и эмоций, ибо подавленные мысли будут действовать как завеса между восприятием человека и более глубокими слоями бытия. Единственный путь к медитации состоит в освобождении ума от настойчивых и беспокойных эмоциональных мыслей. Это помогают делать большинство медитативных практик; из них одна из самых прямых — антар мауна стадия 2.
Антар Мауна - стадия 2