После завершения нада санчаланы (крийи номер 3) следует сразу же начинать выполнять паван санчалану.

Не меняйте своего сидячего положения.

Держите позвоночник прямо.

Откройте глаза.

Сложите язык в кхечари мудру; выполняйте кхечари мудру в течение всей практики, хотя при возникновении дискомфорта вы можете на короткое время освобождать языковый замок.

Сделайте полный выдох.

Наклоните голову вперед, но без напряжения.

Направьте свое осознание на область муладхара чакры.

Отсюда начинается первый круг.

Мысленно повторяйте: муладхара... муладхара... муладхара.

При желании, можно слегка сокращать мышцы в области муладхары при каждом произнесении в уме.

Один раз мысленно скажите: арохан.

Выполняя на вдохе уджайи пранаяму, начинайте свой подъем по переднему каналу арохан.

Поднимаясь, по очереди осознавайте каждую точку кшетрам и один раз называйте ее в уме.

Должно происходить непрерывное течение осознания от одной точки кшетрам к следующей.

Когда ваше осознание переходит от вишуддхи к бинду, слегка поднимайте голову.

В точке бинду голова должна быть слегка наклонена назад.

Ваш вдох должен заканчиваться, когда осознание достигает бинду.

Трижды повторите в уме: бинду... бинду... бинду; при этом вы должны полностью осознавать область бинду.

Затем один раз произнесите в уме «аварохан», и начинайте спускаться через позвоночный психический канал аварохан.

Нисхождение осознания должно быть синхронизировано с выдохом при выполнении уджайи пранаямы.

По очереди осознавайте каждую чакру и один раз мысленно произносите ее название.

После завершения нада санчаланы (крийи номер 3) следует сразу же начинать выполнять паван санчалану. - student2.ru

Во время нисхождения осознания от бинду к муладхаре следует выполнять унмани мудру.

При достижении муладхары глаза должны быть почти или полностью закрыты.

Достигнув муладхары, позвольте своей голове слегка наклониться вперед. Откройте глаза.

Это окончание первого круга.

Весь процесс схематически изображен на приведенных выше рисунках.

Затем начинайте второй круг.

Мысленно повторите: муладхара... муладхара... муладхара.

Потом один раз произнесите в уме «арохан» и начинайте подъем по переднему каналу арохан.

Проделайте 49 кругов.

Дыхание

На протяжении всей практики выполняйте уджайи пранаяму.

При троекратном повторении слова «муладхара» ненадолго задерживайте дыхание.

Делайте вдох, поднимаясь по переднему каналу арохан.

Ненадолго задерживайте дыхание, троекратно повторяя слово «бинду».

Опускаясь по позвоночному каналу аварохан, делайте выдох.

После завершения нада санчаланы (крийи номер 3) следует сразу же начинать выполнять паван санчалану. - student2.ru

Смятение ума

Если ваш ум возбужден, позвольте своему дыханию стать глубже и быстрее. Не подавляйте мысли. Если ваш ум достаточно спокоен и сосредоточен, позвольте дыханию быть медленным и более незаметным, почти бесшумным.

Энергизация

Поскольку это длительная практика, легко заскучать и стать сонным. Старайтесь чувствовать, что с каждым дыханием вы наполняетесь энергией. Ощущайте, как прана накапливает силу и поочередно пронзает каждую чакру и точку кшетрам. Это поможет предотвратить засыпание.

Осознание

На протяжении всей практики сохраняйте осознание. Фиксируйте осознание на выполнении уджайи пранаямы, прохождении чакр и точек кшетрам, мысленном повторении и унмани мудре.

Последовательность

Паван санчалану следует делать сразу после нада санчаланы и перед шабда санчаланой (5).

Продолжительность

Вам следует выполнять 49 кругов. Это будет занимать примерно 25-30 минут, в зависимости от глубины и темпа дыхания.

Счет кругов

Мы настоятельно рекомендуем вам при выполнении этой крийи использовать четки, чтобы отмечать количество выполненных кругов. Вы обнаружите, что считать их в уме или на пальцах трудно. Завяжите узел между сорок девятой и пятидесятой бусинами четок, считая от бусины сумеру, так же, как описано для нада санчаланы (1). Завершая каждый круг, перемещайте четки на одну бусину. То есть перебирайте по одной бусине всякий раз, когда ваше осознание возвращается к муладхара чакре.

Если у вас нет четок, то мы советуем вам связаться с любым опытным учителем или с ашрамом, чтобы их приобрести. Лучше всего четки из 108 бусин, изготовленные из древесины тулси, рудракши, сандала и т.п., в зависимости от того, что вы предпочитаете.

Примечания

Книга III; урок 26; тема 3.

Книга I; урок 7; тема 2.

Книга I; урок 8; тема 3.

Книга I; урок 6; тема 5.

Книга III; урок 28; тема 2.

Тема 3

Асаны .... Практика

Обычно во время делового рабочего дня бывает очень трудно или вообще невозможно найти подходящее место для практики асан. Кроме того, невозможно постоянно носить с собой одеяло. Здесь мы опишем пада хастасану и три ее варианта: пада ангустхасану, уттхита джану сиршасану и динамическую пада хастасану. Эти асаны можно практиковать в любое время и в любом месте без малейшей подготовки. Все они представляют собой асаны с наклоном вперед; по существу, их можно лучше всего описать как стоячие варианты пасчимоттанасаны (1). Они идеально подходят для раскрепощения позвоночника, устранения болей и ломоты в спине, шее и голове и для снятия усталости.

Пада хастасана

Определение

Слово пада на санскрите означает «ступня», а слово хаста означает «кисть руки». Поэтому точный перевод названия этой асаны — «поза руки к ступням». В этой асане кисти рук касаются ступней или пола рядом с ними. По очевидным причинам эту асану, кроме того, часто называют «асана с наклоном вперед».

Техника выполнения

Наши рекомендации