Йога и психологические проблемы
В действительности, основная цель йоги как науки состоит в искоренении причин психологических конфликтов. Именно эти проблемы препятствуют обретению более высокого осознания, а также счастья в жизни. Именно в периоды совершенного психологического равновесия человек переживает постижения, интуитивные прозрения и откровения и пребывает в состоянии обостренного осознания. Эти более высокие переживания недоступны, когда в уме, в том числе, на его более глубоких бессознательных уровнях, царит хаос. Многие люди чувствуют расслабление на сознательном уровне и удивляются, почему у них нет более высоких переживаний Ответ прост' хотя сознательно они могут казаться себе уравновешенными, на подсознательных уровнях это определенно не так Кроме того, нужно быть внимательным и бдительным. Весь организм должен быть настроен на более высокую чувствительность и восприимчивость. Многие люди, расслабляясь, становятся вялыми и сонливыми Это далеко не то совершенное состояние, в котором происходит обретение более высокого осознания
Чтобы постоянно сохранять более высокое осознание, необходимо всегда оставаться в расслабленном и восприимчивом состоянии Должны быть устранены все сознательные и подсознательные проблемы. Таким образом, вы видите, что устранение психологических проблем составляет необходимую часть йоги. Если бы йога не очищала ум, она не могла бы давать многие из тех благ, которые она дает, особенно, в более высоких сферах. Конечно, можно было бы все равно получать определенную физическую пользу от асан и т.п., но это лишь простейшая, хотя и основополагающая и совершенно необходимая часть йогической жизни.
Йога признает, что человек должен пройти через несчастья, связанные с психологическими конфликтами и т.п., прежде чем он увидит радугу на другой стороне. Это прекрасно выражает следующая цитата из Дзен: «Меч подняв высоко, Ад заставляет тебя дрожать. Но продолжай идти... И найдешь страну блаженства».
Смысл здесь очевиден; неважно, с какими ужасными травматическими переживаниями вы сталкиваетесь в жизни, всегда есть нечто запредельное, что сейчас кажется невозможным, но скорее непостижимо. Одни называют это радостью, другие блаженством, третьи — духовным знанием и множеством прочих неадекватных имен. Поэтому вы тоже должны пройти сквозь пелену бессмысленности, проявить упорство и преодолеть проблемы, которые, как сейчас кажется, делают жизнь адом. На самом деле, многие люди приходят к йоге потому, что у них есть какая-то глубинная проблема, от которой они хотят избавиться. Если бы они не знали, что у них есть проблемы, или что в их жизни чего-то недостает, они бы никогда не начали заниматься йогой; у них бы не было никакого стимула. За первым знакомством последует много такого, о чём они даже не мечтали, что находится за пределами их нынешнего понимания. Таким образом, хотя психологические проблемы могут препятствовать более высокому осознанию, они также служат стимулом, который заставляет людей хотеть от них избавиться и в конечном итоге приводит многих к духовной жизни. При отсутствии каких-либо проблем, никто бы не стал заниматься йогой. Так что в этом смысле психологические проблемы можно считать положительным фактором, который помогает вам делать в жизни что-то стоящее, вместо того, чтобы погрязнуть в болоте самодовольства, жалости к себе и лени. Если угодно, можно смотреть на психологические проблемы с такой точки зрения. Однако, нет нужды лишний раз говорить, что их необходимо устранить, чтобы обрести счастье, что означает душевное здоровье, покой и, самое важное, обостренное осознание жизни.
Есть и ещё одна вещь, которую нужно отметить. Большинство людей очень мало знают о функции ашрама (духовной общины — ред.). Разумеется у такой общины много функций, но ее главная задача — помогать тем, кто в ней живет, очищать свой ум, устраняя психологические проблемы. Она освобождает их ум не от здравого смысла, а от загромождающих его комплексов, блоков, фобий и неврозов. Это еще более подчеркивает то, какое большое значение йога придаёт устранению умственных блоков. Без этого йога была бы, по меньшей мере, весьма ограниченной системой. Кроме того, хотя йога ставит своей целью освобождение ума от проблем, она не пытается одновременно навязывать ему новые догмы, как делают разнообразные другие системы. Любое обусловливание должно быть устранено, а не заменено новым обусловливанием. Ум необходимо очистить от всех проблем, чтобы он мог спонтанно отражать то, что уже существует, но обычно остается неизвестным. Нет нужды наполнять ум — достаточно его освободить. В этом суть йоги и всех других плодотворных систем очищения ума.