Как научиться «правильно» дышать?

Техники речи

КАК научиться управлять своей речью? КАК сделать свою речь яркой и выразительной? КАК научиться говорить красиво?

Говорить красиво – значит говорить убедительно, логично, с хорошей дикцией и интонацией. Так хочет говорить каждый. Но многие из нас говорят плохо. Почему? Потому что над речью и голосом нужно работать.

Хорошо поставленный голос, ясная и правильная речь – это залог успешного общения. Потому что голос оказывает очень сильное влияние не только на разум, но и на чувства собеседника. Это тот инструмент, с помощью которого Вы сможете усилить смысл сказанного. Владея своим голосом, Вы сможете расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Именно поэтому сейчас в деловом мире так много внимания уделяется речи.

Вы, конечно, можете пойти на курсы ораторского мастерства, взять частные уроки по постановке голоса и речи у преподавателей театральных вузов. А можете просто слушать этот тренинг и самостоятельно развивать голос и работать над речью. Автор демонстрирует речевые упражнения, которые легко повторить. Благодаря тренировке и практике Вы значительно улучшите свои голос и речь.

Помните, Ваш голос важен так же, как Ваша внешность и манеры!

Техники общения

ЧТО ответить собеседнику, чтобы поддержать беседу? ЧТО сказать и какие слова произнести, чтобы достигнуть взаимопонимания? ЧТО ответить, чтобы избежать конфликта и манипуляции?

Вопрос «ЧТО говорить?» – является если не основной проблемой диалога, то, во всяком случае, одной из первых. Но на все вопросы ЧТО есть ответы! Вам нужно лишь внимательно послушать и записать фразы, обороты и техники, представленные в тренинге, чтобы успешно пользоваться ими в повседневной жизни. Тогда Вы легко сможете достигнуть взаимопонимания. Окружающие будут говорить, что Вы прекрасный собеседник. Вы сможете уверенно выступать перед аудиторией или держать поздравительную речь на корпоративном вечере.

Главное условие: пытайтесь сразу применять все фразы в повседневном общении. Нужно добиться, чтобы представленные техники вошли в привычку и прочно укоренились в словарном запасе. Для этого потребуется всего лишь практика и время.

И помните, чтобы слыть общительным человеком, нужно научиться с первых минут разговора формировать о себе хорошее впечатление. Ваши первые слова так же важны, как и Ваш внешний вид. Эти две составляющие моментально формируют мнение о человеке, которое останется навсегда!

Хочу говорить красиво! Техники речи. Часть 1

Вступление

Хорошо поставленный голос, ясная и правильная речь это залог вашего успешного общения. Потому что ваш голос оказывает очень сильное влияние ни только на разум, но и на чувства собеседника. Владение искусством речи поможет вам найти общий язык и взаимопонимание с любым вашим собеседником. Люди всегда очень чутко реагируют на речь говорящего. Именно она, речь, выдает ваше настроение. По вашей речи можно сказать, насколько вы уверенны в ваших словах, а также определить ваш статус и социальное положение.

КАК научиться управлять своей речью? КАК сделать свою речь яркой и выразительной? КАК научиться говорить красиво?

Говорить красиво – это значит говорить убедительно, логично, с хорошей дикцией и интонацией. Так хочет говорить каждый. Но, к сожалению, многие из нас говорят плохо. Почему? Потому что над собственной речью, как и над голосом нужно работать. Точно так же как вы, например, работаете над своим телом, если ходите в спортзал, как вы повышаете свою квалификацию, если хотите добиться карьерного роста. Голосовые связки и речевой аппарат тоже необходимо тренировать, чтобы поставить свой голос и добиться четкости произношения.

Ваш голос важен так же, как ваша внешность, манеры. Это тот инструмент, с помощью которого вы сможете усилить смысл сказанного. Владея своим голосом, вы можете расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Человеческий голос – могущественный инструмент.

Кто-то из вас наверняка сейчас скажет, что ему не нравится свой голос. Однако не важно, какой голос у вас от рождения. Благодаря практике вы сможете приобрести такой голос, которого по справедливости заслуживают ваше профессиональное мастерство и ваша яркая индивидуальность. Вы можете избавиться от регионального говора, диалекта, если будете строго следить за правильностью произношения. Можно избавиться от гнусавых звуков, если умело пользоваться голосовым аппаратом. Вы можете научиться четко артикулировать и правильно произносить звуки. Вы можете развить свой голос и научиться говорить так, что вас будут слышать в самом последнем ряду аудитории без малейшего напряжения с вашей стороны. Наконец, вы можете превратиться в красноречивого, искусного оратора. Все это действительно в ваших силах.

Прослушайте запись своего голоса. Вам понравилось? Или вы воскликнули: «Неужели это мой голос?!» Возможно, в глубине души вы осознаете, что могли бы говорить лучше, но просто не знаете как.

Вот список некоторых симптомов того, что ваша речь далека от совершенства и вам следует заняться ею:

• Слушатели часто просят вас повторить только что сказанные вами слова.

• У вас заметный акцент.

• У вас устает горло после десятиминутного разговора.

• У ваших слушателей через некоторое время начинает блуждать взгляд, поскольку вы говорите монотонно.

• Вы теряете контроль над голосом в конце длинного предложения.

• Вам приходится объяснять слушателям, что вы являетесь руководителем (или занимаете иную высокую должность), потому что по вашей речи этого не скажешь.

• Вам не нравится собственный голос, и никогда не нравился.

Если вы нашли у себя хоть один пункт из вышеперечисленного, тогда вам действительно нужно работать над своей речью и тренировать ваш голос.

Представленные в тренинге упражнения взяты из программы театральных вузов у преподавателей по сценической речи. Обязательно записывайте свои тренировки на аудионоситель, с тем, что бы вы смогли прослушать свою речь и работать над ошибками. Рекомендую сохранить свои записи тренировок, для того чтобы слышать и осознавать насколько сильно будут меняться ваши речь и голос. Работа над своей речью требует терпения и усердия. Просто будьте настойчивы, и постепенно шаг за шагом совершенствуйте мастерство речи.

Техника речи

Техника речи включает в себя четыре основных раздела: дыхание, голос, дикцию и орфоэпию.

Рассмотрим роль каждого раздела.

Дыхание Красивый голос – это прежде всего правильно поставленное дыхание.

Наше дыхание это чисто рефлекторная функция человеческого организма. Но, когда мы разговариваем, поем или произносим речь, мы можем управлять нашим дыханием. Зачем? – спросите вы. Чтобы облегчить работу нашим голосовым связкам. Потому что когда мы дышим правильно, диафрагмой, наш голос рождается из глубин груди и звучит красиво. А Основное большинство людей использует поверхностное дыхание, тем самым усиливает нагрузку на голосовые связки. Именно поэтому голос становится такой незвучный и при длительной речи быстро устает, становится хриплым, а то и вовсе садится.

Попробуйте провести эксперимент. Возьмите любой текст. Лучше чтоб это было какое-то длинное произведение. Начните читать текст вслух осмысленно и с выражением. На сколько хватит ваших сил? Вернее сил вашего голоса. В лучшем случае на одну две страницы. Те, кто выступал публично, знают, как тяжело долго держать речь. Поэтому вы должны научиться контролировать свое дыхание, управлять им во время речи. Такое дыхание называется речевым дыханием, и оно требует специальной тренировки.

Научившись правильно дышать, вы сможете не только изменить свой голос и речь, но и значительно улучшить свое физическое состояние. Например, здоровый цвет лица, румянец, хорошая кожа это результат правильного дыхания, так как дыхание снабжает все наши клеточки кислородом и улучшает кровообмен. Правильное дыхание важно для каждого, и особенно для тех, у кого работа связана с большой нагрузкой на речевой аппарат.

Голос Основа звучности голоса – правильно поставленное дыхание. Неправильное дыхание делает голос менее звучным. Поставить голос – это значит: первое – научиться правильно дышать диафрагмой; второе – научиться пользоваться резона́торами (усилителями звука).

Наверно и вы не раз ощущали, что ваш голос вас «подводил» во время длительных переговоров, дебатов, выступлений или в процессе обычного разговора. Голос «садится», появляются сип, хрипота, начинает першить в горле, и к концу выступления вы устаете и переходите на пониженные интонации. Исправить такое положение может совершенствование речевой техники. Работа над голосом, постановка голоса. Правда, встречаются голоса, поставленные самой природой, но такие случаи крайне ре́дки. Каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, подвижным, гибким, звучным и иметь широкий диапазон. Для этого его надо развить и укрепить.

Дикция Ясная, четкая дикция – первое и обязательное условие хорошей речи. Иначе речь становится невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы». Такое происходит вследствие неподвижной верхней и вялой нижней губы. Особенно это мешает четкому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных.

Основные недостатки в произношении формируются еще в детстве. К недостаткам относятся: картавость, сюсюканье, шепелявость, вялость или неясность речи. Причина проста – неправильное пользование речевым аппаратом. Также речь бывает неразборчива, потому что говорящий произносит слова слишком быстро, скороговоркой. Говорить надо плавно, приучиться хорошо открывать рот. Когда вы хорошо открываете рот, звук становится более четкий. Работая над своей дикцией, вы сможете сделать привычной четкую артикуляцию всех звуков речи. Ваша речь станет понятной и выразительной.

И последняя техника – Орфоэпия . Это раздел, где изучаются правила и законы правильного произношения. Не путайте с орфографией – наукой о правильном написании. Слово орфоэпия происходит от греческих слов orthos – прямой, правильный и epos – речь, и означает «правильная речь». Понятно к чему привел бы разнобой и неграмотность в написании. Соблюдение общих правил и законов в произношении так же необходимо, как и в письме. Отклонения от общепринятых норм мешают языковому общению, отвлекают слушающего от смысла произносимого и мешают пониманию его. Поэтому знание правил и законов произношения так же важно, как и знание грамматики.

Работая над техниками речи важно помнить.

Каждый раз, перед тем как приступить к выполнению речевых упражнений, сделайте несколько физических упражнений. Это обязательное условие. Если вы бывали за кулисами в театре, то наверняка видели, что многие артисты и певцы расхаживают по коридорам перед выходом на сцену. Они не просто вспоминают слова своей роли; таким образом, они способствуют лучшему кровообращению. Иногда они даже делают небольшие физические упражнения, что-то вроде зарядки. Это способствует прогреванию мышц, расслаблению предплечий, плеч и шеи – всех тех мышц, которые опосредованно связаны с голосом.

Зарядку можете делать самую обыкновенную. Например:

1. наклоны головы в стороны: вправо, влево, вперед, назад; круговое вращение головой;

2. шейно-плечевой отдел: махи рук в стороны; поочередная смена рук: одна рука идет вверх, другая вниз

3. повороты корпуса тела вправо и влево; наклоны корпуса тела в стороны. Круговые движения бедрами поочередно то в одну, то в другую сторону.

Физические упражнения способствуют не только разогреву мышцы, но и снятию любого физического и эмоционального зажима.

После того как вы сделаете зарядку, обязательно, выполните несколько упражнений для релаксации. Релаксация нужна, чтобы сделать ваше дыхание ровным. Лягте на пол, расслабьте тело. Представьте, что вы лежите на берегу моря, на теплом мягком песке. Волны нежно омывают ваши ноги, а солнце греет ваше тело. Дует легкий морской бриз, чистый воздух. Вы дышите медленно, легко и свободно. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Только разогрев мышцы тела, и сняв напряжение, можно приступайте к практике речевых занятий.

И последнее, речевой аппарат очень хрупок и нежен. Этот деликатный инструмент нужно беречь, а делать это можно различными способами.

Избегайте чрезмерной усталости и напряжения, держа мышцы шеи расслабленными. Спокойный голос исходит только из спокойного тела. Напряженное тело приводит в напряжение голосовые связки, повышает тон голоса, нарушает резонанс и снижает слышимость.

Продолжительное использование голоса требует длительного отдыха – молчания.

Если вы чувствуете, что голос вам отказывает, проделайте несколько упражнений по релаксации всего тела. Глубоко вздохните, сделайте короткую прогулку, уединитесь хотя бы ненадолго, помолчите.

Теплый чай с лимоном оказывает смягчающее действие на горло. Многие дикторы постоянно прихлебывают воду комнатной температуры с несколькими дольками лимона, чтобы их горло чувствовало себя комфортно.

Дыхание

Голос

Научившись правильно дышать, мы можем приступить к постановке вашего голоса. Сила, объемность, звучность его зависят не от физических усилий, которые приводят в напряжение мышцы гортани и голосовые связки, а от правильного, активного речевого дыхания и умения пользоваться резонаторами – усилителями звука, которые преобразуют слабый и невыразительный звук, в сильный объемный и красивый голос. Человек пользуется двумя резонаторными системами:

верхней – это черепная коробка, полости носа и рта;

нижней , включающей грудную полость.

Теперь переходим непосредственно к тренировке вашего голоса. Сделайте 5—10 полных (но не глубоких) вдохов и выдохов (дышите диафрагмой); вдох – полный, но короткий через нос, выдох – замедленный, продолжительный. После этого приступайте к голосовым упражнениям.

1 упражнение «Стон». Чтобы обеспечить свободу голосу, встаньте прямо, держите «осанку», руки, плечи, шея – свободные. Произносите звук М так как вы произносите обычно, но с закрытым ртом. ДЕМОНСТРАЦИЯ . Получится что-то похожее на мычание. Стоните. Делайте это тихо, без напряжения, на выдохе. Все должно быть свободно: мышцы лица, шеи, ног, рук. Теперь голову слегка наклоните вниз, вправо, влево, продолжайте стонать. Рот закрыт, губы слегка соприкасаются. Тихий стон. Вы скоро почувствуете, как легко, без всякого напряжения голосовых связок звук заполнит верхние резонаторы, начнут вибрировать губы, вибрация отразится на твердом нёбе, в носоглоточной полости. Резонацию можно ощутить, прикладывая пальцы попеременно к губам, ко лбу, к темени, к затылку. Если звук направлен верно, то пальцы почувствуют легкую вибрацию.

2 упражнение. Укрепив звук М в упражнении «стон», постепенно присоединяйте к нему гласные звуки: и-э-а-о-у-ы. Непрерывно на одной ноте звучит «М-мммм», изредка через ровные промежутки времени прерываемое короткими гласными: «Ммммм-И-мммм-Э-мммм-А-мммм-О-мммм-У-мммм-Ы».

3 упражнение. Продолжая стонать на звуке М , произнесите слитно, как одно слово, следующую фразу: «Мам, мам, молока бы нам». Слегка открывая рот на гласных, сразу же мягко возвращайте рот в исходное положение на М – стон. Фраза произносится на «стоне» ммамм-ммамм-ммолокабыннамм….

Стоните в разных тональностях: надоело стонать на одной ноте, тогда то повышайте, то слегка понижайте тон голоса.

4 упражнение. В этом упражнении будем чередовать полунапевный способ произнесения слов «на стоне» с речевым. На стоне произнести уже знакомую фразу: «ммамм-ммамм-ммолокабыннамм» И здесь же – речевое произнесение: Мам! Мам! Молока бы Нам!

Сделайте так несколько раз. Избегайте чрезмерной активности при произнесении, сохраняйте ту же свободу и легкость, как при полунапевном «стоне». Следите за дыханием!

5 упражнение. Произносим скороговорку Запоминайте или запишите. «На мели мы лениво налима ловили И меняли налима мы вам на линя. О любви, не меня ли вы мило молили? и в туманы-лиманы манили меня?» Произносим скороговорку медленно и одновременно массируем резонаторы.

Звучит это примерно вот так.

массируем лоб и говорим:

на мели

На мели, на мели

На мели, на мели, на мели

массируем носовые пазухи:

– мы лениво

мы лениво, мы лениво

Мы лениво, мы лениво, мы лениво.

массируем щеки:

– налима ловили

налима ловили, налима ловили

Налима ловили, налима ловили, налима ловили

Массируем губы:

И меняли налима мы вам на линя

И меняли налима мы вам на линя, мы вам на линя

Постукиваем грудину:

о любви не меня ли вы мило молили, не меня ли молили?

Простукиваем (чуть наклонившись) спину

и в туманы-лиманы манили меня? и в туманы-лиманы манили меня?

Это очень хорошее упражнение, так как дает возможность почувствовать свое тело как единый голосовой инструмент.

6 упражнение «Гудок». Стоя, сохраняя «осанку», на выдохе, без напряжения, губы в положении «хоботок», начинайте тянуть слитно, как гудок, гласный звук У: уууу… После этого сочетайте с таблицей гласных:

УуИууИууИууИууИууИ…

ууЭууЭууЭууЭууЭууЭ…

ууАууАууАууАууАууА…

ууОууОууОууОууО…

Главное – не артикулировать точно все гласные, а «затемнять» их, то есть все время держать губы в положении звука У , хоботком.

Хорошо поставленный голос звучит ровно и устойчиво. Чтобы развить эти качества, возьмите стихотворение с длинными строками, например, гекзаметр. Помните, да, из школьных знаний гекзаметр это стих, каждая строка которого состоит из шести слов – стоп. Читая такой стих вы научитесь развивать продолжительный выдох. Начинайте спокойно, ровно, отчетливо, без особого напряжения читать первую строку. В конце строки сделайте паузу для добора воздуха и снова на том же среднем тоне читайте вторую строку, затем добор и так далее. Каждую строку стихотворения читайте на выдохе. Помните о дыхании, следите за работой диафрагмы. В театральных вузах преподаватели речи для отработки данного навыка предлагают работать со стихотворением А. В. Прянишникова «Правила чтения», в нем перечисляются все правила дикции, дыхания и голоса, и рекомендации к этому упражнению. Предлагаю и вам несколько раз прослушать это стихотворение, а лучше записать на бумаге, выучить и тренироваться самостоятельно.

Дикция

Основой хорошей дикции является четкая и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Представленные упражнения помогут вам развить и сохранить эластичность и подвижность речевого аппарата.

Прежде чем приступить к тренировке правильного произношения гласных и согласных звуков, надо сделать разминку речевого аппарата.

К речевому аппарату относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки. Одни из них пассивно участвуют в речи, а другие, как язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок и нижняя челюсть, принимают активное участие, поэтому их можно и нужно тренировать.

Упражнение 1. Раскрытие рта. Первым условием четкой, ясной речи является свободно и хорошо раскрывающийся рот. Исходное положение – рот закрыт, губы и челюсти расслабить, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов.

Произнесите звук [У] несколько раз без усилий и напряжения: ууууу. А теперь произнесите звук [А] , рот раскройте в вертикальном направлении, нижняя челюсть опустится примерно на два пальца (≈ 3 см). Раскрывать рот на [А] надо мягкими, медленными движениями, Проделайте 5–6 раз.

Упражнение 2. Показать зубы. Исходное положение – рот закрыт, челюсти сжаты. Одновременно приподнимите верхнюю и оттяните нижнюю губу, обнажив верхние и нижние зубы. Проделайте 5–6 раз.

Упражнение 3. Вытягивание губ – «хоботок». Исходное положение – рот закрыт, челюсти сжаты, неподвижны, губы «в хоботок» (звук [У] ). Делайте повороты «хоботка» вправо, влево, вниз, вверх), затем вкруговую – вправо, влево. Повторите 3–4 раза.

Упражнение 4. «Скольжение». Исходное положение – рот полуоткрыт. Одновременно натяните на зубы верхнюю и нижнюю губы, затем плавным, скользящим движением раскройте губы «на улыбку». Повторите 5–6 раз.

Упражнение 5. Тренировка языка. Исходное положение – язык укладывается «лоточком» во рту, кончик языка касается нижних зубов, рот раскрыт на два пальца (≈ 3 см), нижняя челюсть абсолютно неподвижна. Кончик языка поднимите вверх – к твердому нёбу, потом вправо, влево – в щеку и снова верните в исходное положение. Повторите 4 раза.

Все упражнения на первых порах делайте с зеркалом, движения должны быть медленными и плавными. Если какие-то упражнения не получаются, не расстраивайтесь, просто снова и снова повторяйте их.

После того как вы хорошо разогрели мышцы речевого аппарата, можно приступать к артикуляционной гимнастике. Цель – выработать четкое, ясное, правильное звучание каждого гласного и согласного звука. Тренировка начинается с гласных звуков, правильное произношение которых придает звучность и мелодичность нашей речи, в то время как согласные звуки являются как бы костяком, каркасом.

И-Э-А-О-У-Ы

Старайтесь активнее задействовать все мышцы речевого аппарата. Я бы даже сказала с некоторым усилием, чтобы глядя на себя в зеркало, вы видели своего рода гримасы. Это хорошо разогреет ваш речевой аппарат и в расслабленном состояние звук останется таким же ярким. Постепенно убыстряйте темп. Старайтесь произнести несколько связок на одном дыхании. Но следите, чтобы это было не во вред звучанию. Все звуки должны быть отчетливо слышны.

Когда вы сможете уверенно и достаточно быстро произносить эту связку, переходите к связке с йотированными гласными. Все тоже самое. Сначала Е-Ю-Я-Ё медленно затем быстро. Затем соедините две связки И-Э-А-О-У-Ы– Е-Ю-Я-Ё . И снова проделайте в том же ритме: от медленного – к быстрому.

Когда вы добьетесь хорошего звучания, попробуйте произнести различные слова, которые начинаются с гласных. Например утро, юбка, эхо, ель, ива, сын, осы, ёлка, акт, яр

Отработка согласных Ш и Ж

Для различия глухого и звонкого согласного произнесите поочередно: ш-ж, ш-ж

Схема упражнений та же.

Скороговорки.

1. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Отработка произношения согласных Ч_Щ_Ц

Выполните упражнения для этих звуков так же по схеме

Скороговорки

1. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

2. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Для того чтобы внести существенные изменения в свою речь и голос, требуется определенное мужество и готовность. Если вы приняли такое решение, вы достойны всяческого восхищения. Потому что изменение речи требует времени и терпения. Результат может стать заметен только через несколько месяцев упорного труда.

Орфоэпия

Орфоэпия охватывает следующие разделы: ударение; нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний; интонационно-мелодический строй речи.

Часто у нас возникает вопрос, где поставить ударение, на каком слоге? У французов, например, ударение всегда ставится на последнем слоге в слове. В русском языке ударение не только разноместно, то есть может падать на любой слог, но и подвижно и при изменении грамматической формы одного и того же слова ударение меняет место. Например, в словах «гОрод», «гОро-ду», но «городАм», «городА» или «прИнял», «прИмешь», «прИмут», но «принялА», «примУ».

Иногда мы слышим «звОнит», вместо «звонИт». Правильно говорить «алфавИт», «договОр», «приговОр», «квартАл», «каталОг», «некролОг» и т. д.

Если возникает сомнение, где поставить ударение в слове, следует обратиться к словарю Ожегова.

Люди из разных областей нашей страны часто говорят на местных диалектах и говорах. Существуют «окающие» и «акающие» говоры. В Москве, Московской области и центральных областях страны «акают» умеренно. Вот это умеренное «аканье» и стало нормой произношения.

В орфоэпии существует закон редукции. Редукция это ослабление артикуляции гласных. В безударном положении гласные редуцируются, то есть подвергаются ослабленной артикуляции, произносятся не так четко и ясно. Без изменения произносятся гласные звуки лишь под ударением. Например, молоко. Из трех гласных этого слова только О , стоящее под ударением, произносится без изменения. Звук О , стоящий ближе к ударному звуку, меняется и произносится как нечто среднее между А и О , обозначим его какА . И, наконец, звук О , стоящий на втором месте от ударного О , также меняется и произносится как нечто среднее между Ы и А , произносится быстро, как бы «съедается», обозначим такой звук как Ы . Теперь попробуйте сначала написать на бумаге заменив гласные, на орфоэпические. Получилось по буквам МЫЛАКО сначала медленно так и произнесите, затем произнесите быстро МОЛОКО

Если в слове есть гласные, стоящие на 3-м и 4-м месте перед ударным, то они также меняются на звук Ы. Например, воЫроЫтничок.

Все звуки, стоящие за ударным, редуцируются до Ы . Например, хоЫхоАтушкЫ.

Если безударный звук Остоит в начале слова, то он произносится всегда, как А .

Например, о[а]кно, о[а]на, о[а]шибка[ъ], о[а]лень.

В орфоэпии существует правило, по которому звонкие согласные Б , В , Г , Д , Ж , 3 в конце слова звучат как парные им глухие П , Ф , К , Т , Ш , С . Например: лоб – лоп, кровь – кроф, глаз – гла[с], лёд – лё[т], испуг – испу[к].

В орфоэпии сочетания ЗЖ и ЖЖ , находящиеся внутри корня слова, произносятся как долгий (двойной) мягкий звук Ж. Например: уезжаю – уежьжьяю, приезжаю – приежьжьяю, позже – пожьже, вожжи – вожьжи, дребезжит – дребежьжит. Слово «дождь» произносится с долгим мягким [Ш] (ШЬШЬ) или с долгим мягким [Ж] (ЖЬЖЬ) вместо сочетания ЖД : дошьшь, дожьжя, дожьжичек, дожьжём, дожьжевик.

Сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как долгий мягкий звук [Щ_b0 : счастье – щястье, счет – щёт, заказчик – закащик.

В некоторых сочетаниях нескольких согласных один из них выпадает: здравствуйте – здраствуйте, сердце – серце, солнце – сонце.

Правил в орфоэпии существует очень много и для их усвоения следует обращаться к соответствующей литературе.

Работа с речевым текстом.

Кроме пауз, которые задают ритм устной речи и привлекают внимание слушателей, существуют и другие средства моделирования речи, такие как тон, громкость и темп.

Хороший голос отличается легкими изменениями тона. Интонации – это «подъемы» и «спуски» голоса. Монотонность утомительна для уха, так как постоянный тон использует одну и ту же высоту. Однако с помощью изменения тона вы можете совершенно изменить значение слов. Тон и голос выдают информацию о собеседнике. В голосе и его тональности мы можем услышать робость, заискивание, льстивость, надменность, или уверенность, радушие, нежность, любовь и многое другое. Все зависит от вашего внутреннего настроя и состояния. Работая над тоном и голосом, вы сможете научиться «не пропускать» негативную информацию и добавлять позитивную. Это поможет вам добиться нужного результата в разговоре или публичной речи.

Возьмите любое классическое произведение. Внимательно ознакомьтесь с текстом. Подумайте, каким голосом, тоном надо читать каждое предложение. Подумайте над моделированием громкости при чтении. Какие слова надо выделить более громким голосом и почему? Расставьте интонационные паузы. Теперь, прочитайте текст как можно выразительнее, записав чтение текста на аудионоситель. Прослушайте запись и проанализируйте недостатки вашей артикуляции, дикции, голоса и тона. Еще раз прочтите текст, стараясь устранить недостатки.

Теперь возьмите любую газетную статью. И точно так же проанализируйте текст. Посмотрите, как в этом тексте необходимо работать с тоном, громкостью, темпом, где, по вашему мнению, необходимо поставить логические ударения и интонационные паузы и почему? Запишите чтение текста на аудионоситель, прослушайте, и устранив ошибки, снова прочтите текст вслух и сделайте аудиозапись.

Для того чтобы ваша речь стала выразительной, старайтесь зрительно представить себе то, о чем вы говорите. Внесите живую ноту в ваше произношение, в звуки вашего голоса; внесите чувство и цвет в вашу речь.

И последнее,

Красивый и звучный голос, четкая дикция, правильная речь, и разнообразная интонация – все эти качества сделают вашу речь яркой и выразительной. Тренируйтесь! Тренируйтесь постоянно! Старайтесь уделять больше внимания вашей речи. И помните ваша речь это отражение вашей личности. Поэтому ваша речь должна быть такой же прекрасной, как и вы! Успехов вам и процветания!

Хочу говорить красиво! Техники общения. Часть 2

Вступление

Здравствуйте, друзья!

Хочу вас спросить. Как часто, знакомясь с новыми людьми или общаясь с приятелями, вы испытываете дискомфорт в процессе разговора? И Вы вдруг ощущаете, что не знаете, ЧТО ответить собеседнику, чтобы поддержать беседу? И ЧТО такого приятного сказать, чтобы сделать комплимент и добиться расположения человека? ЧТО сказать и какие слова произнести, чтобы достигнуть взаимопонимания? ЧТО ответить, чтобы избежать конфликта и манипуляции?

Вопрос «ЧТО говорить?» – является если не основной проблемой диалога, то наверняка одной из первых. Но поверьте, эта проблема очень даже решаема. На все вопросы ЧТО, есть ответы. И вам всего лишь нужно внимательно послушать и записать все фразы, обороты, и техники представленные в тренинге, чтобы успешно ими пользоваться в повседневной жизни. Тогда вы легко сможете достигнуть взаимопонимания. Окружающие вас люди будут говорить, что вы прекрасный собеседник. Вы даже сможете уверенно выступать перед аудиторией или держать поздравительную речь на очередном корпоративном вечере. И, наконец, в своем резюме вы с уверенностью сможете написать слово КОММУНИКАБЕЛЬНЫЙ, потому что общительность станет основной чертой вашего характера и сильным преимуществом. Именно это качество дает вам возможность быть активным и уверенным в себе человеком.

Что же такое ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ или какой человек является ОБЩИТЕЛЬНЫМ? Общительность это черта характера личности, выражающая потребность и способность человека к общению, контактам с другими людьми, установлению с ними взаимопонимания. Для общительного человека характерны: легкость контактов, способность и умение не теряться в ситуациях общения, стремление к инициативе, к лидерству в группе.

Чтобы слыть общительным человеком, нужно научиться с первых минут разговора формировать хорошее впечатление о себе. Ваши первые слова так же важны, как и ваш внешний вид. Эти две составляющие моментально формируют оценку о человеке, и это мнение уже останется навсегда. По случаю, приведу в пример маленькую историю.

«Плывет на пароходе отдыхающая публика. Мужчина видит девушку изумительной красоты с тонкими благородными чертами лица и все не решается никак подойти к ней и заговорить. А погода стоит очень жаркая. И он, наконец, осмеливается подойти и для начала заговорить о погоде. На что девушка ему отвечает приблизительно так: «Да уж, жариш-ша стоит, какой отродясь не бывало. Я, аж, взопрела вся!»

Понятно, что дальнейшего продолжения беседы не будет. Конечно это несколько утрированная история, но поверьте, в жизни такие случаи не редки. Поэтому, знания и грамотный подход к делу изменят ситуацию.

Для работы над своей речью вам обязательно понадобится ручка и тетрадь, чтобы записывать все фразы и обороты, представленные в тренинге. Писать это обязательное условие тренировки. Потому что уже давно доказано что информация принятая на слух запоминается лишь на 30 % и спустя небольшое время в памяти останется всего 10 %. А записав, во-первых, вы быстрее и больше запомните, а во-вторых, всегда сможете обратиться к своим записям перед любой встречей или беседой.

И, конечно же, главное условие пытайтесь сразу применять все фразы в повседневном общении. Нужно добиться, чтобы все представленные техники стали вашей привычкой, и прочно укоренились в вашем словарном запасе. Для этого нужна всего лишь практика и время. Кстати, последнее – пусть вас не пугает. Много времени для этого не потребуется.

Потому что, как только вы начнете употреблять обороты, вы сразу получите положительные результаты. А положительные результаты хорошо закрепляются и становятся вашей привычкой. Так что успехов вам и процветания!

Виды общения

Общение – одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой). Общение проявляется в установлении и развитии контактов между людьми. Общение формирует межличностные отношения и порождает потребность в совместной деятельности.

Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, испытываем собственные эмоции, возникающие в результате общения.

Однако общение это не только слова, но и ваши действия и поступки. Ученые установили, что около 70 % личного общения осуществляется через невербальные каналы, это движения, позы, жесты и мимика человека. 20 % включают ваш тон голоса и интонацию звука. И только 10 % составляют ваши слова, и относятся к вербальному каналу. Другими словами, неважно, что вы говорите, важно, как вы это говорите, и какие жесты и движения при этом используете.

Да, невербальное общение играет основополагающую роль во взаимоотношениях, и чуть позже мы немного поговорим о невербальных каналах. Но, как бы не были важны ваши жесты и мимика, чувства и эмоции, общение предполагает не только передачу эмоциональных состояний, но и передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, то есть принимает вербальную или словесную форму.

Вербальное общение — это общение с помощью словесной, языковой системы передачи информации. Общение осуществляется посредством речи.

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, и заложенной в нем информации.

Одним из основных средств передачи информации является устная речь. В речи, посредством высказываний, выполняет свою коммуникативную функцию язык. Сама речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь.

Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог – это вид речи, характер которого зависит от обстановки разговора, от предыдущих высказываний. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос

Наши рекомендации