Программа педагогического тестирования боксеров
С целью отбора в сборные команды
Технико-тактическая подготовленность
Таблица 8
№ | СОДЕРЖАНИЕ (модельные характеристики) | Оценки | |||
Коэффициент эффективности атаки | 0,26-0,28 | 0,20-0,25 | 0,15-0,19 | Менее 0,15 | |
Коэффициент эффективности защиты | 0,70-0,75 | 0,60-0,69 | 0,50-0,59 | 0,50 | |
Коэффициент эффективности боевых действий | 0,90-0,99 | 0,80-0,89 | 0,70-0,79 | 0,70 | |
Коэффициент эффективности подготовительных действий | 0,65-0,75 | 0,60-0,64 | 0,50-0,59 | 0,50 | |
Коэффициент эффективности ситуативных действий | 0,80-0,85 | 0,70-0,79 | 0,60-0,69 | 0,60 | |
Коэффициент выносливости (количественные показатели) | 1,00-1,02 | 0,90-0,99 | 0,80-0,89 | 0,80 | |
Количество ударов за бой (4х2) | 180-210 | 150-179 | 130-149 | ||
Количество серий ударов | 15-18 | 10-14 | 5-9 | ||
Разнообразие технико-тактических приемов | 20-24 | 15-19 | 10-14 |
Физическая подготовленность
Таблица 9
№ | Содер- жание | Оц-ка | ВЕСОВЫЕ КАТЕГОРИИ | |||||
48-51 | 54-57 | 60-64 | 69-75 | 81-91 | 91+ | |||
Рез-т | Рез-т | Рез-т | Рез-т | Рез-т | Рез-т | |||
Бег 30 м (с) | 4,2 | -//- | -//- | -//- | -//- | -//- | ||
4,3 | -//- | -//- | -//- | -//- | -//- | |||
4,4 | -//- | -//- | -//- | -//- | -//- | |||
Бег 100м (с) | 13,0 | 12,7 | 12,6 | 12,8 | 13,0 | 13,1 | ||
13,1 | 12,9 | 12,8 | 13,0 | 13,1 | 13,3 | |||
13,3 | 13,0 | 13,1 | 13,2 | 13,4 | 13,5 | |||
Бег 11 мин (м) | ||||||||
Бег 4х2 мин (м) | -//- | -//- | -//- | -//- | -//- | |||
-//- | -//- | -//- | -//- | -//- | ||||
-//- | -//- | -//- | -//- | -//- | ||||
Прыжок в длину с места (м) | Св.2,30 | Св.2,45 | Св.2,55 | Св.2,65 | Св.2,75 | Св.2,80 | ||
2,25-2,30 | 2,35-2,45 | 2,45-2,55 | 2,55-2,65 | 2,60-2,75 | 2,75-2,80 | |||
2,20-2,25 | 2,25-2,35 | 2,30-2,45 | 2,35-2,55 | 2,45-2,60 | 2,50-2,75 | |||
Толчок штанги М-собств. вес + кг | м+9,0 | м+12,0 | м+15,0 | м+18,0 | м+21,0 | м+10,0 | ||
м+6,0 | м+8,0 | м+10,0 | м+12,0 | м+14,0 | м+8,0 | |||
М+3,0 | М+4,0 | М+5,0 | М+6,0 | М+7,0 | М+6,0 | |||
Подтягивание на перекладине (кол-во раз) | ||||||||
Подъем ног к перекладине (кол-во р) | -//- | -//- | -//- | -//- | -//- | |||
-//- | -//- | -//- | -//- | -//- | ||||
-//- | -//- | -//- | -//- | -//- | ||||
Сгибание рук в упоре (кол-во раз) | -//- | -//- | -//- | |||||
-//- | -//- | -//- | ||||||
-//- | -//- | -//- | ||||||
Ядро. Слаб рук. (м) | 9,0 | 10,0 | 11,0 | 12,0 | 13,0 | 14,0 | ||
8,5 | 9,5 | 10,5 | 11,5 | 12,5 | 13,5 | |||
8,0 | 9,0 | 10,0 | 11,0 | 12,0 | 13,0 | |||
Ядро. Сильной рукой (м) | 10,5 | 11,5 | 12,5 | 13,5 | 14,5 | 15,5 | ||
10,0 | 11,0 | 12,0 | 13,0 | 14,0 | 15,0 | |||
9,5 | 10,5 | 11,5 | 12,5 | 13,5 | 14,5 | |||
Подтягивание на перекладине 10 раз (сек) | ||||||||
2.4.3. Психофизиологические показатели
Таблица 10
№ | Содержание | оценки | |||
Время двигательной реакции (мс) | 270-294 | 295-318 | 319-344 | Более 343 | |
Латентный компонент (мс) | 180-184 | 185-188 | 189-193 | Более 193 | |
Моторный компонент (мс) | 90-110 | 111-130 | 131-150 | Более 150 | |
Максимальная частота движений (кол-во движений) за 5 сек за 10 сек за 20 сек | |||||
70-65 | 64-59 | 58-55 | Менее 55 | ||
135-120 | 119-110 | 109-100 | Менее 100 | ||
240-235 | 229-220 | 219-210 | Менее 210 | ||
Время ошибок РДО (мс) | 10-15 | 16-20 | 21-26 | Более 26 |
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Коэффициент эффективности атаки определяется отношением ударов, достигших цели, к числу нанесенных ударов (Фролов О.П.,1966)
2.Коэффициент эффективности - защиты - отношением числа парированных ударов к общему числу ударов.
3. Коэффициент эффективности боевых действий - сумма коэффициентов атаки и защиты.
4. Коэффициент эффективности подготовительных и ситуативных действий рассчитывается аналогичным образом.
5. Коэффициент выносливости определяется отношением коэффициента боевых действий в 4-м раунде каналогичному коэффициенту за весь бой.
6. Время реакции и ее латентный и моторный компоненты изучаются на приборе КОПФ по методике К.К. Платонова экспериментатор включал одновременно два секундомера, что служило сигналом для испытуемого, который должен был как можно быстрее и кратчайшим путем перенести руку с одной специальной площадки на другую, находящуюся на расстоянии 50см от первой. После снятия руки с первой площадки останавливался секундомер, который показывал время латентного компонента реакции, другой секундомер останавливался после нажатия испытуемым рукой на площадку, показывал общее время двигательной реакции. Разница величинами общего времени реакции и латентного компонента составляла величину времени моторного компонента.
7. Точность РПО определяется на одном из секундомеров установки КОПФ. Перед испытуемым ставилась задача: остановить стрелку точно на заданном делении секундомера. Из полученных для каждого испытуемого данных вычислялись следующие показатели: количество точных определении: количество преждевременных реакций (- ошибка): количество запаздывающих реакций (+ ошибка); размах вариаций времени ошибки; коэффициент точности (%- отношение суммы точных ответов +/- 0,01 сек к общему количеству определений); средняя величина ошибки; дисперсия; среднее квадратическое отклонение: ошибка средней арифметической величины: коэффициент вариации.
8. Максимальная частота движений определяется на приборе КОПФ, где испытуемый передвигает электрический контакт в прорези длиной 3 см. Количество движений регистрировалось электрическим счетчиком.
Для повышения качества педагогических наблюдений необходимо использовать видеотехнику.
2.5. Основы многолетней подготовки единоборцев
Многолетняя подготовка единоборцев - это педагогический процесс постепенного превращения начинающего спортсмена в мастера спорта международного класса. Процесс многолетней подготовки единоборцев высокой квалификации сложен и трудно управляем, несмотря на это, специалисты выделяют как минимум три концепции решения этой проблемы: искусственно-естественного отбора, организационно-управленческую и деятельностную (Р.А. Пилоян, А.Д. Суханов, 1999). В реальной практике в чистом виде они встречаются редко. Как правило, каждый тренер формирует собственную концепцию, стараясь взять все лучшее из опыта предшественников, однако при этом не всегда удается избежать и ошибок.
Основная идея искусственно-естественного отбора сводится к следующему. Необходимо найти талантливого единоборца, создать ему хорошие условия для жизни и регулярных тренировок, обеспечить сильными спарринг-партнерами и тренировать его, используя большие по объему и интенсивности нагрузки. При этом часто сознательно идут на усложнение «жизни» молодым талантливым спортсменам, привлекая их, без скидок на возраст, к тренировкам единоборцев более высокой квалификации. Такую систему называют «волчий круг». Тренеры убеждены: если спортсмен выдержит это, он будет непобедим. Сторонников такого подхода не так мало, поскольку благодаря нему (а может быть и вопреки) было подготовлено немало выдающихся спортсменов.
Несколько отличается от первой концепции, но все же к ней очень близка та, которую назвали организационно-управленческой. Авторы ее (Бауэр В.Г., 1994; Туманян Г.С.,1985,1989 и др.) также считают необходимым работать с талантливыми спортсменами, но в отличие от сторонников искусственно-естественного отбора они предлагают организовать планомерное и последовательное прохождение учебных программ с ежегодным переводом успевающих спортсменов в старшие группы.
Поскольку эти концепции весьма близки, отмечают их общие недостатки:
1.Спорт, организованный таким образом, перестает быть средством приобщения огромной массы людей к ценностям физической культуры. Тренерам платят за спортивные результаты их учеников, и те стремятся работать только с перспективными спортсменами, отлучая от спорта всех остальных.
2. В спорт высших результатов, несмотря на низкую вероятность достижения успеха, втягивают не оправдано большое число молодежи. (Пилоян Р.А., 1990,1998 и др.).
З. В том и в другом случае в спорте доминирует «борьба» между тренерами за «золотую рыбку», роль которой отводят перспективным спортсменам.
Предпосылкой формирования деятельностной концепции многолетней подготовки единоборцев послужили: анализ спорта с позиции теории деятельности (Демин В.А.,1975; Пилоян Р.А., 1985; Пилоян Р.А., Шахмурадов Ю.А., 1997 и др.), обобщение передового практического опыта работы тренеров.
Многолетняя подготовка единоборцев состоит из четырех этапов, каждый из которых содержит решение задач, направленных на овладение соответствующими разделами деятельности спортсмена в конкретном виде единоборств. Выделенные этапы и задачи, решаемые на них, связаны между собой педагогической логикой овладения сложной деятельностью, а также содержат критерии определения той степени мастерства, которую достиг на данный момент конкретный спортсмен. Для продвижения спортсменов по этапам многолетней подготовки, особенно при отборе в группу высшего мастерства, рекомендуется ориентироваться не только на возраст, спортивные разряды и другие квалификационные признаки, но, прежде всего, на успешность решения поставленных, на каждом этапе, задач.
В таблице 11 представлена деятельностнаяконцепция многолетней подготовки единоборцев в виде этапов этого длительного процесса, задач, стоящих перед тренером и целей, к которым должен стремиться спортсмен.
иТаблица 11.
Этапы | Задачи, решаемые тренером | Цель спортсмена | Временной диапазон (кол-во лет) |
Начальной подготовки | 1.Привить и сохранить интерес и привязанность избранному виду спорта. 2. Добиться всесторонней психофизической подготовленности спортсменов. 3. Обучить учеников основам ведения поединков. | Овладеть школой конкретного вида единоборств. | 2-5 |
Углубленного совершенствования | 1.Выявить и закрепить индивидуальный арсенал коронных атакующих действий. 2.Привить вкус к комбинационному единоборству. 3.Создать предпосылки овладения тактикой ведения поединка. 4.Подводить спортсмена к главным соревнованиям года в состоянии наивысшей готовности. 5.Сформировать мотивацию спортивной деятельности. | Попасть в число перспективных спортсменов города, области, республики, страны. | 2-5 |
Реализация индивидуальных возможностей | 1.Сформировать у единоборцев мотивацию достижения высшего результата. 2.Закрепить индивидуальный стиль ведения поединка. 3.Сформировать собственную тактику участия в крупнейших соревнованиях. | Добиться наивысшего результата на Российских и международных соревнованиях среди взрослых | 1-10 |
Выход из спортивной деятельности | Организовать безболезненный переход спортсмена к другой деятельности. | Полнее реализовать себя, свой опыт и потенциал, накопленный в спорте | До конца жизни |
Поясняя таблицу 11, отметим, что в нее включены лишь специфические задачи по обучению, совершенствованию и формированию личности. Что же касается задач общевоспитательного, образовательного и развивающего плана, их тренер решает совместно с семьей и школой. При этом могут возникать противоречия, которые, как правило, касаются мотивационной сферы и будут затронуты в соответствующих разделах.
2.5.1. Этап начальной подготовки
Первая проблема, с которой сталкивается любой тренер, связана с комплектованием группы начальной подготовки. По этому вопросу существует множество работ, однако, из них выделяется одна написанная Е.И. Гамалем и Ю.Г. Бураковым (1991). Авторы авторитетно утверждают, что выявить талант можно только, удержав ребенка в группе и научив его основам единоборств. Более того, истинный талант нельзя раскрыть даже после нескольких лет занятий спортом, поскольку никакие тесты, ни тренерский опыт не позволяют разглядеть даже в зрелом спортсмене, не говоря уже о новичке, будущего чемпиона. История единоборств хранит печальные примеры того, как будущим чемпионам вешали ярлыки бесперспективных. Таланты нужно не только искать, но и готовить так, чтобы полнее раскрыть их индивидуальность.
К сожалению, в нашей стране работа спортивных школ организована таким образом, что отбором начинают заниматься при первом знакомстве с будущими учениками. Мы убеждены, что его надо проводить только при зачислении в группы высшего мастерства, когда начинается профессиональная подготовка спортсмена.
Потребности детей, набор и сохранение групп занимающихся.Для успешного решения этих задач следует знать, что приводит детей и подростков в спортивные залы, где идут тренировки по конкретным видам спорта. Их приводит та или иная потребность, а возможно и целый комплекс из нескольких потребностей. Потребностная сфера весьма сложна и мало изучена, но главное заключается в том, что именно разобравшись с основами знаний о потребностях людей, тренер начинает постигать психологию, а, следовательно, и становится настоящим педагогом (Леонтьев А.Н.,1971; Пилоян Р.А.,1984).
Потребности - это испытываемая человеком нужда в чем-либо. Наличие их является серьезной предпосылкой активности индивида. Самая простейшая классификация позволяет все потребности разделить на две группы: биологические и социальные. В первую входит потребность в кислороде, воде, пище, продолжении рода, движении и т.п. Они очень важны, но напрямую почти не влияют на приход потенциального ученика в спортивный зал. Пожалуй, исключение составляет потребность в движении, поскольку именно она подчас приводит двигательно-активных (моторных) детей в спорт. Во вторую группу входят так называемые социальные потребности: в познании, общении, оценке окружающих людей, самоутверждении, самореализации и т.п. Они возникли на заре развития человека как вида, в период объединения с другими себе подобными людьми, в родоплеменное сообщество с целью совместного выживания.
Главное, что нужно знать тренеру о потребностях, это об их предметной основе. Дело в том, что потребность как бы дремлет в человеке и начинает активно направлять его мысли и поступки только после того, как найдет предмет своего удовлетворения. Психологи называют этот момент опредмечиванием потребности, началом формирования мотивации (Леонтьев А.Н.,1971).
Важно подчеркнуть, что в основе ее формирования лежат потребности, причем не сами по себе, а нашедшие предмет собственного удовлетворения. Знание данной особенности потребностной сферы очень важно для понимания причин безудержного стремления детей и подростков в спортивную секцию по конкретному виду спорта. Именно, исходя из этих знаний, при наборе не следует ограничиваться лишь вывешиванием объявлений. Необходимо прийти в общеобразовательную школу со своими учениками и наглядно показать, что могут делать те, кто занимается данным видом спорта. Не следует надеяться на случай и телевидение, а самому показать перспективу овладения боксом, карате, борьбой и другими видами единоборств.
Далее тренер должен знать, что потребности по мере их удовлетворения гаснут, а при невозможности их удовлетворения ребенок находит другой путь, вплоть до смены места занятия и даже вида спорта. Поэтому очень важно проводить тренировки разнообразно, насыщенно с тем, чтобы они соответствовали потребности и тех, кто испытывает нужду в общении и тех, кто нуждается в новых знаниях, а также желающих завоевать уважение в школе, микрорайоне или семье. В связи с проблемой сохранения групп тренеру следует знать, что потребности в общении, познании, движении могут привести ребенка и даже на некоторое время удержать в стенах спортивного клуба, особенно последняя из них. Однако если стремиться к тому, чтобы конкретный вид спорта вошел в жизнь ученика надолго, даже может быть навсегда, следует актуализировать в его сознании потребность в оценке окружающих людей. Во-первых, эта потребность, которую иногда еще называют самовыражением, самоутверждением, сыграла огромную роль в развитии человеческого общества. Многие открытия в науке и культуре, гражданские подвиги в производственной сфере были достигнуты благодаря именно этой потребности. Во-вторых, здоровое честолюбие присуще всем без исключения людям. Главное его актуализировать (пробудить), то есть связать в сознании индивида потребность в самоутверждении со спортивным результатом, как главной составляющей предмета спортивной деятельности. Успешное решение этой задачи приведет к тому, что для конкретного подростка единоборство на долгие годы станет любимым занятием, он преодолеет все трудности на пути к овладению любимым видом спорта, полнее раскроет свои потенциальные способности.
Интерес и привязанность к конкретному виду единоборств - это лишь первый шаг к формированию мотивации спортивной деятельности. Оба эти процесса взаимосвязаны, поскольку в их основе лежит один и тот же механизм. Следует отметить разницу между увлечением единоборствами, как интересной игрой, и занятие ими как деятельностью. В первом случае достаточно лишь интереса и привязанности, а единоборства следует рассматривать как дополнение к учебе и другим увлечениям ребенка. Во втором, необходима устойчивая мотивация, поскольку с талантливым учеником начнется профессиональная работа.
Всесторонняя психофизическая подготовка единоборцев. В тренерской практике часто используют два близких по звучанию, но разных по смыслу словосочетания: физическая подготовка и физическая подготовленность. Первое означает - педагогический процесс повышения психофизических возможностей людей, а второе подразумевает результат психофизической подготовки, который выражается в уровне развития силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости и других показателей (здоровье, осанка, строение тела и т.п.). Кроме того, тренер должен знать определения всех пяти психофизических качеств, уметь доступными методами измерять их уровень и владеть средствами и методами повышения двигательных кондиций своих учеников.
Под силой принято понимать способность человека преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему за счет мышечных усилий. Тесно с силой взаимосвязана быстрота, под которой обычно понимают способность человека совершать действия или операции в минимальный, для данных условий, отрезок времени. Быстроту характеризуют три показателя: скрытое время простой двигательной реакции, время выполнения действия или операции, а также частота движений.
Следует подчеркнуть, что пять психофизических качеств, выделены достаточно условно. Они довольно тесно взаимосвязаны между собой. Особенно наглядно это проявляется в ловкости, под которой рассматривают способность человека точно и быстро выполнять координационно-сложные действия. По существу ловкость берет на себя функцию управления.
Выносливостью называют способность человека к длительному выполнению каких-либо действий без снижения их эффективности. Она зависит от согласованного функционирования многих органов и систем организма. (Коблев Я.К.,1990).
И, наконец, последнее качеств - это гибкость, под которой подразумевают способность человека выполнить движения с большой амплитудой. Она зависит от состояния связок, суставов и хрящевых сочленений. Кроме того, на проявление гибкости влияют многие факторы (разминка, температура в зале, возраст и мотивация спортсмена и т.п.).
Способы измерения уровня развития перечисленных качеств всегда волновали специалистов, поскольку наглядная демонстрация психофизических возможностей спортсмена, помимо прочего, имеет огромное педагогическое значение для повышения эффективности процесса тренировки.
Тренер должен иметь собственный набор простейших упражнений, тестов и измерительных процедур, чтобы в ходе учебно-тренировочного занятия, по мере надобности, быстро и объективно выявить, насколько успешно идет процесс повышения физических кондиций учеников. Правильно организованное, в виде соревнований, тестирование помогает тренеру и ученикам судить о качестве тренировочного процесса и способствует повышению его эффективности, поскольку содержит большой эмоциональный заряд.
Методика психофизической подготовки единоборцев должна, прежде всего, способствовать всестороннему развитию всех качеств, так как без этой базы нельзя рассчитывать на успешное овладение основами ведения единоборств. Лучше если она носит специализированный характер, поскольку спортсмену дано не много времени, чтобы максимально проявить себя в конкретном виде единоборств, поэтому, каждое, качество, следует, повышать, в условиях, близких к тому, что будет в соревнованиях. В вопросе выбора средств психофизической подготовки тренер должен опираться на концепцию сопряженного развития всех качеств в тех двигательных режимах, в каких они проявляются во время соревнований (Дьячков В.М.,1980). Допустим, следует совершенствовать не просто силу, а взрывную. К тому же не вообще, а при нанесении удара в боксе, карате или нанесении укола и удара в фехтовании и т. п.
Уже на этом этапе следует приглядываться к индивидуальным особенностям психофизического развития учеников с тем, чтобы наиболее активно совершенствовать ведущие качества и подтягивать до оптимального уровня отстающие. Индивидуальные особенности детей тесно связаны с их мотивационной сферой. Если предложить для продолжения занятия на выбор несколько вариантов, то ловкие пойдут играть в футбол или баскетбол, выносливые выберут бег на длинную дистанцию, сильные пойдут в зал для поднятия тяжестей и т.п. Дело в том, что человек так устроен. Он любит делать то, что у него получается лучше. Надо поощрять это на начальном этапе, чтобы в дальнейшем на тех или иных преимуществах строить индивидуальное единоборство.
Обучение основам ведения единоборств. Выделяют три направления обучения основам единоборств: на базе атакующих действий, поэлементный способ и построенный на основе понимания законов достижения победы в единоборствах. Это выделение также носит достаточно условный характер, так как, строго говоря, первые два подхода в чистом виде встречаются редко.
Суть первого направления состоит в следующем. Прежде всего, тренер систематизирует все атакующие действия, имеющиеся в конкретном виде единоборства. Затем стремиться к тому, чтобы его ученики за два-три года овладели ими до уровня умений. Далее в течение последующих двух-трех лет тренер внимательно наблюдает за поединками своего ученика и фиксирует атакующие действия, которыми он побеждает. Очень важны два момента: -атакующие действия должны приносить успех на соревнованиях; -реализация их не может быть связана с ошибками соперника, а является следствием умелого введения противника в заблуждение.
Необходимо указать на одну важную особенность обучения в единоборствах. Атакующее действие состоит из двух компонентов: подготовительного и результирующего. Совершенно ясно, что обучение приемам удара, броска и т.п. не является задачей большой педагогической сложности, поскольку существуют апробированные методы постепенного доведения этого элемента до автоматизма. В то же время, чтобы удар, бросок и т.п. были проведены на соревнованиях, этого недостаточно. Необходимо оснастить данный прием подготовительным элементом, в результате которого появится удобная для нанесения удара, укола, броска и т.п. ситуация. То есть необходимо, чтобы спортсмен владел не только приемом, но и целостным действием.
Теперь вернемся к процессу овладения основами единоборств. В нем наступает решающий этап. Тренер вместе с учеником тщательно подбирает, к уже освоенному и приносящему победу приему, как можно, большее число тактических подготовок, превращая его в коронное атакующее действие. Как только это действие начинает приносить устойчивые результаты в соревновательных поединках с равными и более сильными единоборцами, процесс овладения основами единоборств считается завершенным.
Это направление работы на начальном этапе имеет массу достоинств, начиная с прогрессивной опоры на атаку и, кончая возможностью не навязывать спортсмену действия, которые будут у него коронными, а позволяет ему как бы выбрать те способы атаки, которые подходят ему по особенностям психики, морфологии и физиологии.
Суть поэлементного метода заключается в том, что двигательный состав конкретного вида единоборств разбивают на мельчайшие операции, их совокупности отдельные действия, комбинации и связки. Затем от простого к сложному овладевают этим арсеналом до уровня навыков. Считают, что единоборец, овладевший базовым набором перечисленных элементов и их сочетаний, может успешно вести поединки и добиваться победы, поскольку владеет основами единоборств.
В отличие от первого подхода, поэлементный привлекает творческой возможностью, как бы, лепить мастера, из разумно подобранных элементов и это серьезное преимущество. Вместе с тем, ему присущи и недостатки. Поскольку жесткие автоматизмы не всегда сочленяются друг с другом, как требует соревновательное противоборство. В итоге может получиться так, что спортсмен, владеющий большим числом операций и действий на уровне навыков, в условиях соревнований будет проигрывать сопернику, поскольку не сможет их объединить в целостное противоборство.
Прежде чем перейти к описанию третьего подхода, который основан на знаниях законов победы в единоборствах, остановимся на главной особенности, которая отличает эту группу видов спорта от всех остальных. Дело в том, что только в единоборствах спортсмен вынужден иметь одновременно две цели: атаковать и не быть атакованным. Эту особенность единоборств назвали законом двух целей (Пилоян Р.А.,1985). Необходимость учитывать этот закон усложняет процесс обучения и совершенствования, сводя порой на нет усилия тренера и спортсмена. Следующий закон авторы назвали законом отвлечения. Суть его в том, что вероятность атаки минимальна, если ей не предшествуют операции, направленные на соперника (угроза, вызов и т.п.) с целью отвлечь его от хода поединка или спровоцировать на неоправданные действия. Дело в том, что соперник, вынужденный защищаться, как правило, атаковать не может, поэтому, благодаря тактической подготовке, удается снять неопределенность (сложность) функционирования в условиях двойного выбора. Таким образом, любое отвлечение соперника от хода противоборства является ключом не только к нанесению удара, но и к победе в целом. Единоборец, владеющий не одним отвлечением, а целой системой, может не только нейтрализовать противника, но и навязать ему свои условия ведения боя. Одним словом, обучение, построенное с учетом этих двух законов, только и может решать эту задачу, связанную с овладением основами ведения единоборств.
Суть предлагаемого подхода сводится к следующему. Тренер на начальном этапе должен процесс обучения и совершенствования вести в двух направлениях. Первое - связано с овладением всеми имеющимися, в конкретном виде единоборств, приемами атаки на уровне умений. Второе - сопряжено с овладением, на уровне навыков, как можно большим числом способов отвлечения соперника от хода ведения поединка с тем, чтобы научить спортсмена создавать благоприятные ситуации для проведения ударов в условиях соревновательного противоборства.
Перечень вопросов для подготовки к зачету:
1. Как организовать работу по набору в группы начальной подготовки ?
2. Формирование любви и привязанности к боксу.
3. Педагогические средства сохранения группы начальной подготовки.
4. Общие представления о физической подготовке боксеров-новичков.
5. Поэлементный метод обучения основам ведения боксерского поединка.
6. Обучение основам ведения боксерского поединка через овладение атакующими действиями.
7. Обучение ведению поединка на основе законов двух целей и отвлечения.