Проводящая резина
Наша "электрическая" компания. Лямкин сидит внизу |
В армии я служил электриком на строительстве МЗК. От разметки в степи до почти готового комплекса. Дело было, когда котлованы уже вырыли и ставили фундаменты для анкеров. Котлован неглубокий, метров 5–6, но вылезти по стенке из него (до столовки) трудно. А обход очень далеко. Пока добежишь, лучшие куски на обеде расхватают. В котлован от «сборки» (распределительного щитка) идет кабель для дизель-электрического крана. ~Ø5 см, гибкий, в резиновой оплетке. Как-то я стал замечать, что он разбалтывается уж очень быстро. А один раз вырвало напрочь и закоротило, за что влетело от начальника участка. Стал присматриваться. Оказывается — взвод «мапуты»[269] сокращает путь до столовки путем подтягивания по этому кабелю. Сделал внушение, хоть бы хны. Так, думаю, надо принимать меры.
А был у нас на производстве т.н. «шахтный кабель». Три силовых жилы в резиновой оплетке + центральная неизолированная «земля». Поверху изоляции каждой жилы шла резиновая токопроводящая оплетка (видимо, с графитом)[270]. Зачем — понятно: чуть жилу перегнет, сразу «коротыш» — повышенная безопасность в шахтах. Так вот, я сдирал эту резину лоскутами. Если ее закоротить на 220 В, то загорается — вместо спичек.
Беру лоскут метра на три, размачиваю в бензине, прикрепляю к тому кабелю, что идет в котлован (метр до земли не доходит) и подключаю к фазе. Кабель черный и лоскут черный, не видно совсем. В обед наблюдаю уморительную картину: боец лезет по кабелю вверх, на высоте метра два от земли его начинает покалывать током[271], он упорно лезет дальше. В конце концов, бьет током прилично, и он кубарем скатывается назад. J Неймется. Лезет другой, упорнее. Скатывается уже с 4-метровой высоты и больно ударяется. Тут уже сержант, командир отделения, не выдерживает, лезет сам. Тот же результат.
Жалуются начальнику участка, капитану Крюкову. Зовут меня — мол, что за дела?! Кабель под напряжением, за это можно и на губу! «Нефига, — отвечаю, — никакой «фазы»!» «Лезь сам», — говорит. Ну и лезу. Верхонки[272] у меня сухие в отличие от бойцов на бетоне, поэтому без проблем добираюсь до верха. А оттуда сообщаю, что лазать по силовым кабелям под напругой — это нарушение ТБ.
В общем, прекратили воины лазать по кабелю. А лоскуты еще долго раздавал вместо спичек.
Взрывающиеся предохранители
Итак, я работал электриком. Образования в этой области никакого, но на участке МЗК был главным. Впрочем, в УИР-е[273] был отдел энергетики, куда набрали народ с профильным образованием. Если что выше 1000 Вольт, это их дело. Главный у них был Лямкин. После техникума призвали, лет 20 ему было. Очень меня утомлял нравоучениями. С частью их я согласен (например, что касалось ТБ), но некоторые его «наставления» приводили в раздражение. Например, требовал, чтобы электрические устройства подключал под напряжением. На участке стояли т.н. «сборки», т.е. металлические заземленные ящики на 380 В. Внутри три шины-фазы, к которым и нужно подключать потребителей электроэнергии через «вставки» (предохранители). При этом по ТБ, конечно, требовалось рубильник отключить. А как отключишь, если от него запитан, к примеру, башенный кран в работе? Или прожекторы ночью? По идее, должны быть автоматы-выключатели на каждого потребителя, но не было их! Поэтому подключение происходило так: ночью (чаще всего), в одиночку (чаще всего) подключаю лампу-переноску для освещения и потом под напряжением прикручиваю провода потребителя к шинам (точнее, к предохранителям). Током било несчетное количество раз. Я бы еще терпел, если Лямкин мотивировал это нуждами производства, но он искренне считал, что настоящий электрик (мужик!) работает только под напряжением!
Через год службы съездил домой в отпуск. И привез банку перекиси бария с алюминиевым порошком. Смесь не самая мощная, но мне нравилась огромным сроком хранения и устойчивостью к трению, удару и пр. Взял несколько вставок-предохранителей[274] и насыпал туда немного взрывчатой смеси. Аккуратно закрыл и вставил среди остальных в несколько сборок. Лямкин был как раз с «инспекцией» на производстве. Я прошу показать его классное умение подключать устройства под напряжением — у меня, мол, не получается, вечно током бьет. Он, ухмыляясь, открывает сборку, накручивает пассатижами один провод, другой.... Третий оказался на «заминированную» вставку. Такого эффекта я не ожидал! Взрыв, грохот, яркая вспышка! Фаза вылетает даже не в сборке, а в трансформаторе на 6000 В за сто метров! Т-щ в трансе включает другую вставку. Еще один взрыв!!!
Ослепленный, горе-электрик отступает. Я ехидно интересуюсь, не собирается ли он предохранитель и в трансформаторе на 6000 В сменить под напряжением?
Короче, этот случай стал переломным, после чего Лямкин требовал сначала обесточить сборку, а потом уже подключать потребителей. И в назидание рассказывал случай, что предохранители могут взрываться.