Многоцветие музыкальной картины мира

Музыка стран мира: Германии, Польши, Венгрии, Испа­нии, Норвегии, США. Специфика музыкального высказыва­ния. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи. Соотнесение осо­бенностей западно-европейской музыки со славянскими корнями русской музыки.

Музыка мира сквозь «призму» русской классики

Роль восточных мотивов в становлении русской музы­кальной классики. Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию и Испанию, Японию и Украину. «Рус­ское» как характерное — через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частно­го, традиционного и специфического.

Музыкальное общение без границ

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии и др., общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных на­циональных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального представительства.

Искусство слышать музыку

Восприятие произведений крупной формы как этап развития музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики начальной школы — от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драма­тургии.

Музыкальный репертуари опыт творческой деятельности

Музыкальный эпиграф года: гимн России — «Патрио­тическая песня» М.И. Глинки. Вхождение в проблематику года: органная музыка И.-С. Баха — Токката и фуга ре минор.

В течение года звучит следующая музыка: Музыка композиторов стран Запада

И.-С. Бах. Концерт ре минор (1 часть); ария сопрано из «Магнификат», фрагмент из Мессы Ь-то11. Органная токка­та и фуга ре минор.

Ф. Шуберт. Вальс Ь-то11, песни «В путь», «Мельник и ручей», «Баркарола», «Аве Мария», «Серенада», баллада «Лесной царь».

В.-А. Моцарт. «Фантазия с-то11», «Фантазия с1-то11», «Весенняя песня», «Пастушья песня», «Вариации на тему французской песни», ария графини и ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш».

К. Вебер. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок».

Ф. Шопен. Мазурки В-сшг (№ 5) и а-тоИ (№ 47), песня «Желание» (также в фортепианной обработке Ф. Листа и в исполнении СВ. Рахманинова), полонез Аз-сшг, этюд Аз-с!иг («Эолова арфа»), прелюдия Ве8-с!иг, «Экспромт-фанта­зия» и «Ноктюрны» (по выбору учителя).

Итальянские народные песни. «Ты, мое солнце», «Таран­телла», «Сайта-Лючия», «Вернись в Сорренто».

Дж. Россини. Увертюра к опере «Сорока-воровка».

Дж. Верди. «СтреттаМанрико» из оперы «Трубадур», хор из оперы «Набукко».

Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром (целиком), «Заход солнца», «Лебедь», «Лесная песня», «Сердце поэта» (можно в переложении для фортепиано), обработки для фор­тепиано — «Колыбельная Йендины» (из народных несен), «Сон Гибоэнса на Отерхольдском мосту» (из крестьянских танцев).

Р. Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром (1 часть).

К. Дебюсси. «Затонувший собор», «Фейерверк», «Де­вушка с волосами цвета льна».

Ф. Лист. Рапсодии № 2, 6, 12, «Тарантелла», «Ракоци-марш».

И. Брамс. «Венгерские танцы».

П. де Сарасате. «Цыганские напевы».

Испанская народная «Малагуэнья», дуэт гитар.

Дж. Гершвин. Прелюдия ез-шоП, «Голубая рапсодия» (в исполнении А. Цфасмана), «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс».

Ф. Лоу. Фрагменты из мюзикла «Моя прекрасная леди».

Р. Роджерс. Фрагменты из кинофильма «Звуки музыки».

Л. ван Бетховен. Третья («Героическая») симфония (це­ликом). Финал Девятой симфонии («Обнимитесь, миллио­ны»), «Вариации на русскую тему», обработки шотландских и ирландских народных песен.

Музыка композиторов России

А.И. Хачатурян. «Колыбельная», «Русская пляска» (из балета «Гаянэ»).

Н.А. Римский-Корсаков. «Шехерезада», песни Индий­ского, Варяжского, Веденецкого гостей из оперы «Садко».

М.А. Балакирев. «Исламей».

А.П. Бородин. «Хор половецких девушек» и «Половец­кие пляски» из оперы «Князь Игорь».

М.И. Глинка. «Арагонская хота», «Я здесь, Инезилья», персидский хор из оперы «Руслан и Людмила».

СВ. Рахманинов. «Не пой, красавица, при мне».

А.Г. Рубинштейн. «Персидская песня» (в исполнении Ф.И. Шаляпина).

А.С. Даргомыжский. «Ночной зефир».

П.И. Чайковский. Четвертая симфония (целиком), «Итальянское каприччио», финал Первого фортепианного концерта.

С.С. Прокофьев. «Тарантелла».

М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (целиком), «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка».

Д.Б. Кабалевский. Вариации на японскую песню «Ви­шенка».

А.Н. Скрябин. Прелюдия ор. 11, «Две поэмы ор. 31», этю­ды с15-то11 (ор. 2) и сп8-то11.

А. Александров. «Нас много на шаре земном».

Г. Гусейнли. «Цыплята».

Произведения, ставшие классическими образцами («ви­зитными карточками») национальных музыкальных культур стран ближнего зарубежья: «Веснянка», «Гопак», «Ревет и стонет Днепр широкий» (Украина); «Перепелочка» и «Ля­вониха» (Беларусь); песня «Сулико» (Грузия); «Лезгинка» (Осетия); песня-танец «Мавриги» (Узбекистан); народные песни «Асет», «Камажай» (Казахстан); «В тучах Алагяз» (Армения); «У каждого свой инструмент» (Эстония); «Вей, ветерок» (Латвия); мугамы (Азербайджан); дойны; «Мол-давеняска» (Молдова); другие песни по выбору детей и учителя.

Наши рекомендации