Результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение»
1. Личностнымирезультатами освоения изучения литературного чтения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятии литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
2. Метапредметнымирезультатами освоения изучения литературного чтения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественного произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.) , умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основными коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
3. Предметнымирезультатами освоения изучения литературного чтения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня в читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
Основные требования к уровню подготовкиучащихся 1 класса
Кконцу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:
*слушать сказки, рассказы, стихотворения;
*читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты;
*пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне — пересказывать по готовому плану;
*знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;
*самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень — самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);
*работать с доступными книгами ~ справочниками и словарями.
Основные требования к уровню подготовкиучащихся 2 класса
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны уметь:
• правильно читать текст целыми словами (темп чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся);
• читатьмолчанебольшиетексты;
• пересказывать прочитанный текст по готовому плану;
• высказывать свое отношение к поступку героя;
• определять тему и жанр прочитанного или прослушанного произведения;
• читать наизусть 5-6 стихотворений и 1-2 отрывка из прозы;
• самостоятельно знакомиться с произведением и книгой (выделять фамилию автора, заглавие);
• пользоватьсясловарями, книгами-справочниками;
• самостоятельно отбирать книги для чтения.
Основные требования к уровню подготовкиучащихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:
• читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя;
• знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
• выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
• определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
• пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
• самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;
• пользоваться библиотечным фондом;
• отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
• пользоваться справочной литературой.
Основные требования к уровню подготовки
Выпускника начальной школы
В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны: знать:
• название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии их авторов;
• элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
называть, приводить примеры:
• сказок народных и литературных;
• стихов и рассказов из круга детского чтения;
различать, сравнивать:
• произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
• жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
• сказки народные и литературные;
• словари и справочники;
• элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
• виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);
уметь:
• читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
• выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
• определять тему и главную мысль произведения;
• ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
• делить текст на смысловые части и составлять простой план;
• пересказывать и рассказывать произведение по плану;
• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
• создавать небольшой устный текст на заданную тему;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• длясамостоятельногочтениякниг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
• определять тему и жанр незнакомой книги;
• работать со справочной литературой.
В результате изучения курса выпускник начальной школы осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У него будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
Младший школьник будет учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Он получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями и воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства.
Младший школьник полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Выпускник начальной школы приобретет первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будет находить и использовать информацию для практической работы.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Выпускники овладеют техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Они научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники научатся приемам поиска нужной информации, овладеют алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), научатся высказывать и пояснять свою точку зрения, познакомятся с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, получат представления о правилах и нормах поведения, обществе.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.