Влияние механических воздействий.
Существует 4 вида механических воздействий на конструкцию изделия :
· Вибрация
· Удары
· Линейные и центробежные ускорения
· Шум и акустические удары.
Механическим воздействиям подвержена любая конструкция. На кораблях и самолетах главный источником вибрации являются двигатели. Удары на кораблях достигают большой силы при волнении , при воздействии взрывной волны. Ускорения , наблюдаемые при изменении скорости на прямолинейном участке движения или во время криволинейного движения , могут вызывать многократное возрастание усилий , действующих на узлы закрепления , по сравнению с действием силы тяжести .Сильнейшие шумы и акустические удары с уровнем шума свыше 140 дБ вызывают высокочастотную вибрацию.
Необходимо разработать методы зажиты изделия от механических воздействий. При выборе комплектующих изделий и материалов следует избегать назначения предельных значений параметров. Не использовать комплектующие и материалы в режимах, отличающихся от указанных в технических условиях.
2.3 Разработка эргономических требований и требований по безопасному обслуживанию изделия.
В этом разделе должны быть учтены психофизиологические и антропометрические возможности человека –оператора и их влияние на конструирование устройства. В результате анализа должен быть разработан алгоритм работы оператора с устройством и , как следствие , требования к проектированию системы «человек –РЭА» , компоновке органов управления , индикации , коммутации на передней панели.
Алгоритм работы оператора должен включать следующие этапы :
· Восприятие показаний индикатора .
· Анализ информации , сравнение ее с программой работы изделия .
· Принятие решений об изменении работы изделия .
· Воздействия на органы управления .
· Реакция изделия на сигналы управления.
· Работа изделия по новой программе .
· Отражение нового режима работы на индикаторах.
Исходя из вышеперечисленного обобщенного алгоритма , нужно определить задачи , выполняемые конкретной системой «человек-РЭА» .Скорость обращения сигналов в цикле алгоритма и их надежность зависит не только от субъективных возможностей оператора , но во многом определяются проектными факторами:
1) Обеспечение наиболее благоприятных условий для работающего оператора .
2) Размещение органов управления должно осуществляться с учетом принципа экономии движений .
3) Необходимо создавать для оператора стереотип , единообразие в расположении информационных средств и управляющих органов.
4) Особо внимание необходимо обращать на компоновку особо важных индикаторов и органов управления.
5) Для облегчения управления необходимо использовать методы кодирования органов управления : надписи , форма и цвет.
Алгоритм работы человека – оператора .
1. Изделие необходимо подключить к источнику питания 220В.
2. Включить устройство использовав включатель на передней панели.
В процессе взаимодействия человека и радиоустройства происходит не только процесс управления , но и обслуживания : контроль технического состояния , профилактическое обслуживание и ремонт .
Технические требования к обслуживанию :
1) Доступность .
2) Сокращение количества контролируемых параметров.
3) Безопасность обслуживания.
2.4 Разработка требований к технологичности конструкции.
Технологичной принято считать конструкцию , которая , сохраняя свои функциональные и эксплуатационные характеристики в заданных пределах, обеспечит при ее изготовлении минимальную трудоемкость , необходимую производительность , оптимальные затраты материалов, сокращение времени на подготовку производства , учитывая при этом программу выпуска , конкретные условия завода –изготовителя и уровень технологии.
Исходя из вышеперечисленного определения технологичности конструкции , студентом должны быть проанализированы отдельные его положения и разработаны требования :
1) К расчленению схемы устройства на части , обеспечивающие удобство монтажа , регулировки , сборки.
2) К уменьшению номенклатуры деталей конструкции и типономиналов элементов.
3) К уменьшению количества оригинальных деталей.
4) К унификации конструкторско-технологических решений.
5) К точности изготовления деталей и сборочных единиц.
6) К уменьшению расхода материалов .
7) К максимальному использованию конструкций , изготовление которых осуществляется с использованием типовых процессов , оборудования и оснастки на основе современной технологии.