III.1.3. Нормативно-методическая база ресурсосбережения
Проблемы ресурсосбережения и рационального природопользования особенно остро проявились в российской экономике в период её подъема. При этом стала очевидной необходимость формирования полноценной правовой и нормативно-методической базы, обеспечивающей эффективное управление рассматриваемыми процессами.
Сложность стандартизации в области ресурсосбережения сопряжена с разнообразием видов ресурсов. Согласно ГОСТ Р ИСО 9004-2001 к ресурсам относят работников, инфраструктуру, производственную среду, информацию, поставщиков и партнеров, природные и финансовые ресурсы; материальные ресурсы (усовершенствованные производственные и вспомогательные средства); нематериальные ресурсы (интеллектуальная собственность); ресурсы и механизмы, содействующие инновационным постоянным улучшениям.
Основополагающим среди государственных стандартов Российской Федерации в сфере ресурсосбережения является ГОСТ Р 52106-2003, который увязан с ГОСТ 30166-95 по принципам и классификации групп показателей ресурсосбережения. Данный стандарт разработан в развитие директивных положений по экономии всех видов ресурсов с учетом отечественных и зарубежных тенденций стандартизации, включая положения по ресурсосбережению, установленные в международных стандартах ИСО серий 9000, 14000 и гармонизированных с ними государственных стандартах Российской Федерации серий ГОСТ Р ИСО 9000 и ГОСТ Р ИСО 14000, в обеспечение заданного качества объектов при меньших затратах ресурсов, что способствует экономии национального богатства и защите окружающей среды, решению проблем устойчивого развития.
ГОСТ Р 52106-2003 направлен на выполнение требований Федерального закона «О техническом регулировании» в области процессов утилизации и поручений Правительства Российской Федерации по совершенствованию нормативно-правового обеспечения в части ресурсосбережения. Данный стандарт распространяется на изделия, продукцию, товары, включая энерготовары (по ГОСТ Р 51750), как изготовляемые, так и эксплуатируемые, а также на изделия, вышедшие из эксплуатации вследствие брака, морального устаревания либо утраты потребительских свойств, на отходы производства и потребления (этапы технологического цикла отходов), технологические процессы производства, эксплуатации и утилизации продукции, оказание услуг. Стандарт не распространяется на ядерные, химические и биологические объекты, объекты военной техники. На эти объекты распространяются специальные нормативно-методические документы, которые разрабатывают соответствующие ведомства.
Термины, которые связаны с системой требований к рациональному использованию и экономному расходованию материальных и энергетических ресурсов, отражены в ГОСТ Р 52104-2003.Термины систематизированы по четырем аспектам деятельности: ресурсному, производственному, экологическому и социальному. Данный стандарт не распространяется на проблемы ресурсосбережения, относящиеся к радиационному, биологическому и военному профилям работы.
Классификацию и рекомендации по определению основных показателей ресурсосбережения, которые используют при потреблении материальных, энергетических ресурсов на стадиях жизненного цикла изделий, и распространяется на продукцию, изготовляемую на предприятиях различных форм собственности металлургического, машиностроительного, химико-лесного, агропромышленного, строительного, топливно-энергетического, коммунального и других хозяйственных комплексов, на технологические процессы, работы и сферу оказания услуг устанавливает ГОСТ Р 52107-2003.
Показатели ресурсосбережения подразделяют на четыре классификационных группы: ресурсосодержание, ресурсоемкость, ресурсоэкономичность и утилизируемость. Общая номенклатура показателей, устанавливаемых ГОСТ Р 52107-2003 в технической документации, представлена в табл. III.3.
В работах по техническому регулированию и стандартизации, проводимых в России в последние годы, обозначена четкая тенденция на гармонизацию национальных нормативно-правовых документов с европейскими. В России и других странах-членах СНГ работы по стандартизации в сфере ресурсосберегающего и экобезопасного обращения с отходами производства и потребления с 1993 г. проводят ресурсно-профилированные ТК 349 (Технический комитет по стандартизации) и МТК 349 (Межгосударственный Технический комитет по стандартизации) «Вторичные материальные ресурсы».
ТК 349 был организован вначале при ВНИИ Ресурсосбережения (г. Мытищи), затем поменял юридический адрес на ФГУП ВНИЦСМВ «Федеральное государственное унитарное предприятие Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ».
Т а б л и ц а III.3