III.1.1. Энергоэффективность и энергосбережение как приоритеты модернизации России
Энергоэффективность была названа Президентом РФ злободневной и тяжёлой темой, связанной с очень серьёзными отставаниями нашей страны. Для иллюстрации положения дел с энергоэффективностью в нашей стране на рис. III.1 представлена диаграмма, позволяющая сравнить энергоёмкость ВВП России с аналогичными показателями других стран. В качестве исходных показателей для построения диаграммы приняты относительные оценки Международного Энергетического Агентства по уровню энергоемкости экономик в топливно-нефтяном эквиваленте (ТНЭ) на 1000 долларов национального продукта.
Рис. III.1. Энергоёмкость ВВП стран мира в ТНЭ/тыс. долл.
Россия занимает 12-е место в мире по энергорасточительности, даже несмотря на то, что в последние годы энергоемкость в нашей стране быстро уменьшалась, снижаясь примерно на 4 % в год начиная с 2000 г. Но следует отметить, что результаты подобных оценок зависят от применяемых методик расчета и могут в разных источниках быть представлены отличающимися значениями. Но эти отличия не столь существенны, чтобы изменить оценку ситуации.
В значительной степени на величину энергоёмкости ВВП России отрицательно влияет холодный климат в нашей стране и её большая территория, а значит и увеличенные потребности в энергии, и большие потери при её транспорте. Но в близких с Россией климатических и культурных условиях, со схожей плотностью населения находится Канада. А энергоёмкость ВВП Канады, как видно по рис. III.1, в 1,8 раза ниже чем в России.
Наличие собственных богатых запасов энергоресурсов не мотивирует нашу страну на снижение энергорасточительства. Тем не менее, углеводородное сырьё не безгранично. Мы обязаны думать, какие природные богатства сможем сохранить и передать будущим поколениям.
В то же время, одним из приоритетов в мировом масштабе является проблема, тесно связанная с вопросами энергоэффективности, - сокращение выбросов парниковых газов, в основном СО2. Россия может сыграть ключевую роль в реализации международных программ сокращения выбросов ввиду своих размеров, численности населения, энергоемкой экономики, а также наличия устаревших и сравнительно неэффективных производственных мощностей.
Общий потенциал энергосбережения в России оценивается примерно в 40 - 45 % от общего объема текущего энергопотребления. В условиях первичной экономии России вполне хватило бы чуть больше половины производимого сегодня объема электроэнергии. Применительно к отраслям экономики приблизительно потенциал энергосбережения оценивается в объёмах, показанных на рис. III.2.
Рис. III.2. Оценка потенциала повышения эффективности
использования энергии в России в млн. т у.т./год
Энергоемкость ВВП связана обратно пропорционально с конкурентоспособностью российской промышленной продукции на внешних рынках. Низкая по сравнению с зарубежными странами энергоэффективность нашей экономики приводит к высоким издержкам на энергообеспечение всех направлений деятельности общества, способствует нарушению устойчивого энергоснабжения населения и экономики страны, наносит ущерб энергетической безопасности России. Поэтому повышение эффективности использования энергии на всех этапах добычи, преобразования и использования энергоресурсов превращается в один из приоритетов национальной политики России.
Модернизации российской экономики связана с ростом объемов производства товаров и оказания услуг в расчете на одного работника (производительность труда), на каждый инвестированный рубль (производительность капитала), а также ростом отдачи от каждой используемой единицы энергии (энергоэффективность).
Современное состояние в области энергоэффективности рассматривается как период перевода основных направлений работ от формирования идеологии и нормативно-правовых положений в сферу практической деятельности, последовательной, поэтапной отработки технологии «Реального энергосбережения».
Важный шаг в этом направлении сделан с принятием нового Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 261-Ф3 от 23.11.2009 г. [1], в котором наряду с появлением многих нормативных новелл резко усилена ответственность хозяйствующих субъектов в связи с пользованием энергоресурсами.
В терминологии закона энергосбережение это организационные, правовые, технические, технологические, экономические меры, направленные на уменьшение объема используемых энергоресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
Энергетическая эффективность определяется как отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта.
По мнению Генерального директора Института энергетической стратегии В. В. Бушуева: «Энергосбережение является важной, но частной задачей энергоэффективности. Для стран с дефицитом энергоресурсов – это задача на выживание. Для России – это задача в основном социально-психологическая. Поскольку сэкономленный ресурс не имеет форму товара, то энергосберегающие проекты при всей их экономической привлекательности практически не реализуются в прямом виде. Внедрение приборов учета способствует правильному отношению к этой задаче, но прямого энергосберегающего эффекта не дает. А эффект снижения издержек реализуется только в комплексных задачах модернизации производства».