Показатели видового распределения электродвигателей АЭС
Структурное подразделение АЭС | Количество видов электродвигателей первых трех каст, % | Относительная частота появления электродвигателей первых трех каст | Численные значения | |||||
числа видов, S | повто-ряемости видов, d | координаты точки, R | ||||||
w1 | w2 | w3 | ||||||
Машзал | 38,9 | 0,028 | 0,333 | 0,028 | 5,77 | 22,7; 1 | ||
Спецкорпус | 43,5 | 0,113 | 0,274 | 0,048 | 6,31 | 32,7; 1 | ||
Вспомогательные сооружения | 55,7 | 0,180 | 0,279 | 0,098 | 4,80 | 17,4; 1 | ||
Реакторное отделение | 64,4 | 0,220 | 0,271 | 0,153 | 4,55 | 17,2; 1 | ||
В целом по АЭС | 44,5 | 0,117 | 0,241 | 0,088 | 8,47 | 32,0; 1 |
По всем структурным подразделениям АЭС численные значения относительных частот появления электродвигателей вторых групп (w2) значительно больше, чем первых групп. Наибольшее количество редко встречаемых видов электродвигателей (электродвигатели первых трех групп) имеется в реакторном отделении АЭС, где они применяются для уникальных целей. В машинном зале и спецкорпусе количество видов электродвигателей первых трех групп несколько меньше, чем в реакторном зале АЭС. Это объясняется тем, что на объектах электроэнергетики в соответствии с жесткими требованиями к безаварийной работе станций применяются многоканальные системы безопасности и осуществляют резервирование технологического оборудования, а, следовательно, и его электродвигателей. К объектам атомной энергетики предъявляются еще более жесткие требования по ядерной и радиационной безопасности. Так, например, по существующим нормам на два рабочих насоса водяного охлаждения генераторного блока устанавливается два резервных. В некоторых случаях имеется еще и ремонтный насос. Приводом каждого насоса служит электродвигатель вида 110 кВт серии 4АМ 280.
Количество видов электродвигателей второй группы в целом по АЭС на 106 % больше, чем в первой.
На основании табл. II.12 рассчитаны удельные веса электродвигателей первых трех групп, структурных подразделений относительно соответствующих групп в целом по АЭС (табл. II.13).
Удельные веса определялись соотношением
, | (II.34) |
где wiАЭС – относительная частота появления электродвигателей i-й группы в целом по АЭС.
Т а б л и ц а II.13
Удельные веса электродвигателей первых трех групп
Подразделений АЭС
Структурное подразделение АЭС | Численные значения, % | ||
w'1 | w'2 | w'3 | |
Машзал | 23,9 | 138,2 | 31,8 |
Спецкорпус | 96,6 | 113,7 | 54,5 |
Вспомогательные сооружения | 153,8 | 115,6 | 111,4 |
Реакторное отделение | 188,0 | 112,4 | 173,9 |
В целом по АЭС количество видов электродвигателей первых трех групп значительно меньше, а численные значения показателя «средняя повторяемость видов» больше, чем на промышленных предприятиях [28].
Полученные научные результаты по АЭС и АСТ подтверждены соответствующим заключением Нижегородского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института «АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ».
Характер распределения электродвигателей ТЭЦ аналогичен распределению их на АЭС [28]. Однако, из-за отсутствия жестких требований к ТЭЦ по ядерной и радиационной безопасности, количество видов электродвигателей второй группы лишь незначительно (на 27 %) превышает их количество в первой группы.
Учитывая, что для объектов электроэнергетики характер распределения электродвигателей имеет вид кривой б (рис. II.15), программа STRUCTURE должна рассчитать составляющие уравнения (5.4) со значения Х = 2, что и заложено в указанный программный продукт.
Следует отметить, что на крупных промышленных предприятиях типовое распределение трансформаторов вида 10/0,4 кВ также описывается кривой б (рис. II.15).
По результатам анализа структур электродвигателей различных предприятий можно сделать ряд обобщений:
- чем больше численное значение средней повторяемости вида d, тем, как правило, меньше относительная частота (вероятность) появления электродвигателей, составляющих группу уникальных приводов;
- анализ видовых распределений показывает, что численное значение a находится в пределах от 0 до 2, что подтверждает формальные математические выводы [28] в теории устойчивых безгранично делимых распределений. Изменение a от 1 до 2 соответствует состоянию «норма», когда количество редких видов соизмеримо с общим числом элементов в системе. Существуют и аномальные состояния: эффект концентрации и эффект рассеяния. В первом состоянии появляется многочисленный типоразмер изделия — «модный» вид. Во втором состоянии велико число видов изделий, которые встречаются в исследуемой системе только один раз. Эффект рассеяния является самым неэкономичным случаем для ремонтного производства. При появлении эффекта рассеяния средняя повторяемость видов составляет d = 1,3 - 1,8;
- велик удельный вес видов электродвигателей, представленных в выборках не более чем тремя. В процентном соотношении это составляет 60 - 70 %, что соответствует существующему положению, например, в черной металлургии;
- в исследованных совокупностях практически отсутствуют электродвигатели серии АИ и ее модификации, что свидетельствует о слабой обновляемости основных фондов (электродвигатель является элементом основных фондов);
- по видовому распределению ремонтной совокупности можно только приблизительно судить о видовом распределении генеральной совокупности электродвигателей всего предприятия. Это объясняется, как отмечалось ранее, несовершенством ремонтной технологии предприятия, где эксплуатируются эти электродвигатели, и их последующей некачественной эксплуатацией (один и тот же электродвигатель в течение года может неоднократно ремонтироваться, особенно это относится к электродвигателям многочисленных групп);
- на узкопрофильных предприятиях, например, РОСТОРГМОНТАЖ, все обобщающие показатели видовых распределений могут значительно отличаться (в лучшую сторону) от аналогичных показателей других предприятий. Это объясняется узкой номенклатурой используемого оборудования, и как следствие этого, узкой номенклатурой электродвигателей, используемых в этом оборудовании;
- существуют совокупности, в которых наибольшее число видов электродвигателей имеет не самая первая группа. Как правило, это наблюдается на предприятиях, где установка уникального (с точки зрения повторяемости) электродвигателя по каким-либо причинам нежелательна. Из проанализированных общих перечней электродвигателей предприятий такие распределения имеют электродвигатели ТЭЦ, АЭС и АСТ, где требования к надежности являются определяющими. Наибольшее число видов в генеральной совокупности электродвигателей этих объектов имеет вторая группа.