Кому и когда древний петроглиф раскроет свою тайну?
Драккар
Драккар в фиорде
Николай Рерих. Заморские гости. Третьяковка
Николай Рерих. Заморские гости. Вятский музей
Поразителен унисон с петроглифами Северной Европы.
Память контактов и связей?
Конвергенция?
Вряд ли будет найден однозначный ответ.
Охота на белуху. Беломорье
Куда гребут пращуры?
Беломорские поля петроглифов изобилуют образами лодок.
Сцены реалистичны.
Вроде как всё понятно – всё утилитарно: идёт добыча морского зверя.
Но возникают вопросы.
Какова конструкция лодок?
Из какого материала они сделаны?
Гребцов – или просто пассажиров – порой очень много.
Неподъёмный груз!
Очевидно противоречие с законами гидростатики.
Маловероятно, что технология неолита могла решать проблемы такого рода – загадка кажется неодолимой.
Отсюда гипотеза: перевозятся не люди во плоти, а души.
Порт прибытия – если вспомнить мифологическую топонимику античности – находится в запредельных измерениях: это Элизиум.
Ни доказать, ни опровергнуть.
Ни верифицировать, ни фальсифицировать.
Но в поэзии этим вольным допущениям отказать нельзя.
Швеция
Посмертная переправа!
Творцы петроглифов уже разработали двууровневую модель бытия?
С миром неисповедимо соприкасался иномир?
За физическим простиралось метафизическое?
Граница между ними открывалась посвящённым?
Это были шаманы?
На выговских скалах творилась мистерия.
Её участники трансцендировали.
Кано-Умба
Азербайджан
Гюстав Доре. Харон
Приведу полностью очень уместное в нашем контексте стихотворение Леонида Мартынова:
ПЕРЕПРАВА
Туман. Река. Клубятся облака.
Я жду. И вместе ждут у переправы
Охотники, солдаты, гуртоправы,
Врачи, крестьяне... Всех томит тоска.
Толкуют, что сюда не для забавы
Пришли. И переправа не легка.
И вообще дорога далека...
Так говорят. И я в ответ:
— Вы правы! —
Тут кто-то вдруг: — Паром! Паром! —
А изо мглы не эхо ли звучит:
— Харон! Харон! —
Я слышу это имя.
Вот перевозчик. Медленно гребет.
Приткнулась лодка. Кинулся народ.
И на борт я вступаю вслед за ними.
Мой правый берег, навсегда прости!
К твоим низинам не вернусь песчаным.
Вздымай, река, стремительно кати
Крутые гребни в сумраке туманном!
Но поведенье кажется мне странным
Гребца.
— Ты трезв? —
Молчит.
— Устал грести?
— Устал. —
А в лодке душ до тридцати.
— Пусти на весла! Говорю — пусти
Пусти,проклятый! И в бессилье пьяном
Тут впрямь от весел отвалился он,
И ветер веет пепел с небосклона,
И на меня глядят со всех сторон
Все тридцать душ тревожно, напряженно.
А я неторопливо, монотонно
Гребу во мрак.
Меня зовут Харон!
И все понятно.
Над водой встают дебаркадеры, статуи и зданья.
Всех городов я вижу очертанья,
Где находил когда-то я приют.
Я позабыл оставленный уют,
На деловые не пойду свиданья,
И той, что любит, слышу я рыданья.
Нет, я не тут! Харон меня зовут!
— Харон! Харон! — кричат на берегу.
Напрасный зов! Не превозмогу