Новации детства и новые возможности
Выделенные зоны принятия решений указывают на целый ряд общественно-политических новаций, введение которых с одной стороны, приблизит Россию к достижению существенных условий и будет способствовать трансформации дискурса детства, с другой – откроет новые бизнес-возможности. Смещение общественного внимания в сторону детства создает возможности для перемещения капитала и усилий на эту сферу.
Новации в области миграции. Выстраивание дифференцированной миграционной политики, ориентированной на привлечение качественной миграции создает возможности формирования требований к качеству человеческих ресурсов, способствует повышению конкуренции за знания и квалификации.
Новации в социальных службах. Переход к построению многоуровневых систем социальных лифтов и ориентация на выделение способных и талантливых дает возможность для продвижения людей, повышает стремление к развитию уровня своих квалификаций. Бизнес может быть одним из участников этого процесса.
Новации в сфере компетентного родительства. Формирование сферы компетентного родительства приводит к возникновению многообразного рынка сопроводительных сервисов и услуг – системы гувернеров и нянь, развитие детской моды и т.д. Для российского бизнеса эта сфера пока практически не занята.
Новации в образовании. Формирование рынка образовательных услуг приводит к повышению качества человеческого капитала, к возможности диалога работодателя и предоставляющего образовательные услуги. Уход от единой системы образования перераспределяет потоки капитала. Образование будет становится дороже, но станет возможным соотношение цена-качество.
Новации в бизнесе детских товаров.Усилия по оснащению детства – не только полезное, но и выгодное дело. В случае соответствующей государственной политики особенно. Направлений здесь может быть масса: компьютерные игры, реклама, разработка новых игрушек, детская мебель, организация индустрии развлечений детства, организация детской среды и проч.
Приложение 1.
Где мы еще не опоздали
Запоздалые дискуссии
Сегодня многие привыкли обсуждать: как нам защититься от мирового кризиса, как преодолеть демографический спад, на экономику какого типа делать ставку. Этот список можно продолжать, но в этих обсуждениях мы замечаем одну поразительную вещь: думать над этим вообще-то уже поздно. Работать над ошибками, конечно, полезно, да и хотя бы признать их - уже половина дела, но главный урок современности для нас, как оказалось, вовсе не в этом.
И тут пресловутый кризис как нельзя более показателен. Он снова оживил любимые надежды народа и нашего правительства – в тот самый заветный «реальный сектор». Как ни обидно признавать, но соревнования по промышленности нами проиграны, причем уже давно. Победители награждены, фанфары отзвучали, а зрители разошлись. Дело не только в технологическом отставании от Германии, Штатов или Японии – это скорее тема тридцати, если не сорокалетней давности, до сих пор звучащая по исторической памяти. С тех пор многое поменялось. Пришли новые промышленные титаны в лице Китая и Индии, а в этой весовой категории уже совсем другие правила игры. Западный мир это быстро понял, и началась совсем другая жизнь – игры в захват финансовых рынков, в надувание и лопание мыльных пузырей типа доткомов, в сферы технологического прорыва – нано и биотехнологий, словом, много всего. Россия то ли этого не заметила, то ли обладает настолько феноменальной исторической памятью, что воспринимает бои далекого прошлого как реальные. И видимо отсюда такой большой соблазн помахать кулаками после драки, только вот те противники давно разошлись, плацдарм сменился, вооружение тоже, да и цели самой битвы не мешало бы обновить.
Весьма показательно и то, как у нас обсуждается мировой кризис: какова его природа, какими причинами он был вызван, как Америка собирается искупить свою вину в этом, каким предприятиям надо помогать у нас и тому подобное. Домохозяйкам были прочитаны подробнейшие лекции по институциональной экономике и мировым финансам, только вот осталось непонятно одно – в каком состоянии из него выйдет Россия. Но тут как всегда, на самом интересном месте, дискуссия внезапно прекращается: «в конце-то концов, мы и не такое пережили» - говорит народ, вспомнив про 90-е. «А уж коли речь идет об облике России, то за XX век мы не раз показывали миру кузькину мать, и ежели что, то и снова смогем» - дополняет его историческая гордость, забыв, правда, что такого же демографического ресурса больше нет, и не будет.
Вообще же демография – весьма удобная тема для политических спекуляций, но, увы, обсуждать ее тоже поздно. Да, мы входим в полосу демографического спада, причиной которого, как говорят демографы, стали исторические события прошлого века: социальные трансформации, смена типа семьи, репрессии и войны. Кризис 90-х, повлекший за собой массовое обеднение населения и неуверенность общества в своем будущем, демографическую ситуацию только усугубили. Некоторым западным странам, также столкнувшимся с сокращением населения, частично удалось смягчить последствия программами ассимиляции приезжих. Но, тем не менее, сегодня эта ситуация уже не может быть качественно изменена за счет естественного воспроизводства населения, демографическая проблема становится поводом для выработки принятия других решений[21].
Таким образом оказывается, что по многим вопросам, по которым сегодня у нас ведутся жаркие дебаты, уже, как говорится, «поздняк метаться».