Краткие сведения по общей методике обучения и тренировке
Преподаватель-тренер
Успех преподавания бокса в дореволюционное время объясняли особым «секретом», которым якобы владел тот или иной преподаватель или тренер. Этому секрету и были будто бы обязаны своими результатами ученики. Теперь мы отлично знаем, что этот «секрет» раскрывается очень просто. Заключается он. во-первых, в личности самого преподавателя: он должен знать во всех тонкостях предмет, который преподает, и уметь понятно, толково, коротко и убедительно разъяснить любой из вопросов бокса; во-вторых, в личности занимающегося и в той доле труда, которую он вложит в занятия боксом.
В обязанности преподавателя не входит вести бой со своими учениками наподобие партнера, но он должен уметь показать практически, как производится тот или иной удар, как проводится прием или защита. Этот показ должен быть безукоризненный и четкий. Надо помнить, что ошибки преподавателя воспринимаются учеником. Поэтому одной из главных забот даже опытного преподавателя является неустанная борьба с ошибками, требующая пристального внимания, заботливое исправление их.
Преподаватель должен повседневно отдавать себе отчет в том, чего именно он хочет достигнуть на уроке от группы в целом и персонально от каждого ученика. Для этого преподаватель прежде всего должен знать своих учеников, знать, что может дать каждый ученик и что можно от него потребовать.
В свою очередь, ученик должен хорошо знать своего преподавателя, понимать, что тот от него хочет, верить преподавателю и уважать его. Это достигается не строгостью, окриком, и дисциплинарными мерами взыскания, а результатами работы, проверяемыми на соревнованиях.
Чтобы стать хорошим преподавателем, следует много и усиленно работать, изучая методику и глубоко, детально анализируя все вопросы бокса. Специальное образование и личный боевой стаж могут значительно способствовать деятельности преподавателя, но сами по себе они еще не гарантируют успеха преподавания. Если класс ученика выявляется в процессе соревнований, то класс и квалификация преподавателя определяются, в первую очередь, качествами и боевыми результатами его учеников.
Преподаватель должен иметь подробный план и программу обучения и неуклонно следовать им. В плане должны быть предусмотрены все соревнования, в которых примут участие его ученики, а также и такие, в которых они лично не будут участвовать, но посещение которых необходимо в учебных целях.
Наблюдение за боем хороших боксеров приносит огромную пользу. В утверждении, что «выучиться боксу можно, глядя на бой чемпиона», бесспорно есть доля истины.
Чтобы подготовить ученика, пусть даже одаренного, и сделать его боксером высокого класса, необходимо пройти с ним серьезную школу бокса, сообщить ему ряд специальных знаний, выработать и развить особые навыки и качества, обычно не дающие себя знать у человека, не занимающегося этим видом спорта. У людей с выдающимися природными данными должны быть максимально развиты эти качества, отработаны и направлены соответственно требованиям, предъявляемым боксом.
Без выполнения этих условий высокий класс боксера недостижим.
В курс бокса входят: 1) теория, 2) практическая выработка техники бокса и 3) прикладная часть.
Последняя в свою очередь разделяется на: а) закрепление пройденного материала в учебных боях на ринге и б) общую тренировку.
Цель тренировки—укрепить организм занимающихся специальными и общими гимнастическими и другими упражнениями, окончательно выработать и отшлифовать технику, а также закалить молодых боксеров в тренировочных боях, в которых они приобретают боевые навыки, необходимые при предстоящих соревнованиях.
Методы обучения
Для низовых кружков в первый период обучения мы предлагаем использовать синтетический метод. Введенный нами около двадцати лет назад, этот метод дает исключительную экономию сил, средств и времени и весьма полезен при преподавании бокса в кружках и боксерских секциях добровольных спортивных обществ.
Особенно действенен этот метод при работе с детьми и школьниками младших возрастных групп (10—14 лет). Подражательная способность у них исключительно ярко выражена, а точный и эффективный показ настолько захватывает юного ученика, что он готов немедленно воспроизвести то, что увидел, со всеми характерными особенностями показанного. Было бы необоснованно и нецелесообразно отказываться от использования этой, присущей подросткам, способности подражать и перенимать.
Всякого рода теоретические доказательства при работе с детьми, как показала практика, мало успешны. Наиболее ценных результатов достигает показ действием. Вот почему в начальном периоде обучения синтетический метод мы считаем незаменимым.
В последующие периоды, когда занимающийся уже вырос, получил боевую квалификацию и приступил к выработке мастерства, или в тех случаях, когда преподавателю приходится иметь дело с более взрослой группой, следует перейти к так называемому методу «синтеза — анализа». В этих случаях анализ будет играть большую роль, так как подражательная способность выражена значительно слабее, чем у самых юных из этих групп. Однако показ и исполнение приема в целом останутся основой преподавания, тогда как роль анализа будет только вспомогательной.
Метод «анализ — синтез — анализ» может применяться лишь в физкультурных учебных заведениях, тренерских школах, на сборах и курсах тренеров и пр.
Преподавание на каждом уроке должно вестись по следующей формуле: 1) показ, 2) рассказ, 3) выполнение, 4) корректура.
1. Показ — четкое воспроизведение преподавателем того или иного приема, причем особое внимание уделяется ею деталям.
2. Рассказ представляет собой краткое обоснование деталей приема с указанием на совокупность сил, действующих в нем, тактической целесообразности применения его и пр.
3. Выполнение приема — практическое освоение учениками предложенной и показанной им техники.
Прием выполняется обучающимися неоднократно, вначале в замедленном темпе, причем особое внимание обращается на освоение определенной детали приема. Затем вырабатывается скорость выполнения приемов и сила ударов. После этого постепенно усложняется тактическая обстановка (на боевом передвижении) и окончательно прием закрепляется в учебных боях.
4. Корректура — необходимый педагогический прием устранения ненужных, неверных и лишних движений, которые делают ученики при воспроизведении показанных им движений или ударов. Ошибки эти являются следствием либо природных свойств учеников, либо приобретенных ими ложных навыков, и поэтому борьба с ними и исправление их иногда бывают очень трудны и кропотливы. В некоторых случаях они весьма обременяют преподавателя и отнимают у него много труда и внимания. Если своевременно не исправлять эти недостатки, то дурные и порочные навыки могут закрепиться на весьма длительное время.
Общая схема урока должна состоять из: а) доработки, шлифовки и закрепления пройденного ранее материала, б) разбора, разработки и детализации материала, намеченного «на сегодня» на предыдущем занятии, в) показа материала, предназначенного для ближайшего урока.
Каждый преподаватель, имея детально разработанный план и программу на 5—6 месяцев, должен обеспечить прохождение за этот срок элементарного курса бокса. В дальнейшем молодые боксеры должны будут закрепить приобретенные знания, углубленно проработать серии ударов, приобрести боевые навыки и научиться тактически правильным действиям.
В этот период тренировка преобладает над учебной работой.