Конструирование нововведений
Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или «случайно открытыми» в порядке педагогической инициативы. При этом в содержание «новшества» включают: а) новое научное знание; б) новые эффективные образовательные технологии; в) технологическое описание инновационного проекта.
Проектирование педагогических новаций начинается с общего плана работ. А.М. Саранов называет три уровня разработки новаций в области образования: концептуальный, организационно-деятельностный, научно-методический. 3адачи каждого из уровней таковы.
- Концептуальный:
- методологическое обоснование приоритетных общенаучных идей, необходимых и достаточных для разработки концепции обновления;
- ориентация на такую педагогическую теорию, которая давала бы представление о целостности учебно-воспитательного процесса;
- отражение в концепции специфики данной школы (лицей, гимназии различного профиля).
- Организационно-деятельностный:
- подбор и расстановка педагогических кадров внутри школы, поиск и привлечение научных консультантов, специалистов для ведения новых курсов и факультативов;
- создание научно-методического совета для планирования, координации и контроля опытно-экспериментальной работы;
- создание творческих групп учителей-экспериментаторов для разработки и опытной апробации новых курсов;
- обеспечение материально-технических условий для проведения опытно-экспериментальной работы.
- Научно-методический:
- разработка и апробация различных вариантов учебных планов, программ, путей и средств их достижения;
- разработка методов диагностики уровня воспитанности и усвоения знаний;
- определение критериев результативности реализации концепции образования данного учебного заведения;
- определение действенного механизма обобщения и распространения передового и новаторского опыта;
- научное обеспечение эффективных путей подготовки и повышения квалификации учителей.
Для освоения новшеств в рамках образовательного учреждения требуется управленческая технология нововведений. С.Д. Поляковым разработана модель нововведенческой работы в образовательном учреждении, включающая в себя четыре фазы:
- поиск новых идей;
- формирование нововведения;
- реализация нововведения;
- закрепление новшества.
Фаза первая — поиск новых идей —состоит из нескольких этапов.
- Создание информационного фонда. Стимуляция участия преподавателей в конференциях, совещаниях, посвященных развитию инновационных процессов в образовании. Анализ полученной информации.
- Выявление инновационных потребностей образовательного учреждения (возможно с помощью консалтинговой службы).
Фаза вторая — формирование нововведения — состоит из трех этапов.
- Анализ и проектирование. Формулирование нововведенческих идей и возможностей учебного заведения, проектирование хода работы.
- Апробирование инновационных идей с участием так называемой «опережающей группы» учителей.
- Подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы его реализации.
Фаза третья — реализация нововведения. В этой фазе уделяется внимание двум этапам.
1. Управленческие ресурсы. Для реализации масштабного нововведения необходимо выполнение хотя бы одного из условий: увеличение управленческих ресурсов; принятие кем-то из руководителей дополнительной ответственности; принятие новой должности. На данном этапе важным фактором, определяющим его успешность, является привлечение к инновационной работе всех работников учреждения образования, даже не участвующих в эксперименте напрямую.
2. Инновационное обучение. Необходимо освоение инновационных технологий всем коллективом. В этом процессе немаловажную роль играет авторитет руководителя.
Фаза четвертая — закрепление новшества. На данной фазе новшество касается уже всех слоев педагогического коллектива, включая и тех, кто настроен по отношению к нему отрицательно. У руководителя возникает двойная задача: решение организационных проблем и создание благоприятного психологического климата. Наступает пик адаптации новшества к системе школы и наоборот — системы к новшеству. Для смягчения этих процессов, превращения инноваций в оптимальную традицию требуются, с одной стороны, психокоррекционная работа с педагогами и детьми, с другой — закрепление обновленного образа учебного заведения в сознании педагогического и ученического коллективов.
Предлагаемая модель описывает административный путь организации инновационных процессов — внедрение «сверху». В то же время возможны модели «сопровождающего» подхода, когда на основе рефлексивно организуемой работы происходит выявление предмета предстоящей инновации и затем обеспечиваются условия для ее проектирования и внедрения. Ю.Л. Неймер рассматривает три вида инициации инновационного процесса и реакцию на них руководителей: инициатива сверху, собственная инициатива руководителя и инициатива снизу.
В другой своей работе С.Д. Поляков рассматривает факторы распространения педагогических нововведений.
- Социальные условия широкого плана — это преобладающие в обществе отношения к педагогическим идеям, государственная политика в сфере образования.
- Частные социальные условия — деятельность конкретных государственных институтов, средств массовой информации по пропаганде и распространению новшества.
- Личностные факторы — личный авторитет, личное обаяние носителя, пропагандиста новшества в глазах педагогической общественности.
4Технология развития педагогических нововведений
Главным параметром и спецификой педагогических нововведений является процесс перевода образовательной системы из одного состояния в другое. Каковы закономерности этого процесса?
По мнению В.Л. Аношкиной и С.В. Резванова, особенностью большинства нововведений является противоречие между конкретными изменениями, вносимыми в данную систему, и ее устойчивостью, сохранением ее в виде целого.
Сложившиеся цели и связи имеет каждый объект. Функционирование объекта - ϶ᴛᴏ цикличное воспроизводство действий. Эффективность его зависит от регyлярности. Нововведение же препятствует такому функционированию, требуя его перестройки. Такое противоречие свойственно взаимодействию всякого педагогического нововведения со средой его реализации.
Педагогические и образовательные инновации не появляются ʼʼпросто такʼʼ, только по желанию педагога или образовательного работника, ʼʼони не есть только проявление их творчества, они представляют из себямомент развития педагогической или образовательной системы.
Чтобы педагогическая или образовательная инновация была воспринята системой, стала ее частью, она должна ей соответствовать... Педагогические инновации рождаются в образовательной системе как момент проявления закона ее волновой предадаптации к изменяющейся внешней среде (к ее импульсам): социальной, образовательной, экономической, психологической, демографической, организационной, научно-педагогической...ʼʼ.
Отношение образовательной системы к инновациям характеризуется понятием инновационной восприимчивости.
Образовательная система имеет определенные типы инновационной восприимчивости: научно-техническую, экономическую, социальную, психологическую, организационную и педагогическую. Инновационная восприимчивость педагогических систем (педагога, директората или ректората͵ педагога, человека) происходит под инновационным давлением, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ представляет собой функцию от областей возможности и способности системы.
Каким же образом конструировать и сопровождать педагогические нововведения, чтобы они соответствовали потребностям инновируемой образовательной системы? Рассмотрим данный вопрос в ракурсе инновационной педагогической деятельности.
Исследователи инновационной педагогической деятельности выделяют следующие три этапа этой деятельности.
1 этап – зарождение инновации. Этот этап обусловливается законом цикловой повторяемости педагогической инновации: новое возрождение старого в новых условиях – гимназий, лицеев, технологий обучения и воспитания педагогов прошлого. Но это не повторение старого, а возникновение нового и относительная повторяемость некоторых моментов старого решения современных педагогических проблем.
2 этап – освоение педагогических инноваций. Для данного этапа характерна тенденция усиления потребностей в новом педагогическом знании и педагогической деятельности. Формулируется решение о принятии или непринятии инновации. Как показывает практика, в педагогических коллективах отработаны две схемы принятия решения о нововведении.
Первая схема
1.Формулирование педагогической проблемы.
2.Анализ педагогической проблемы.
3.Анализ путей решения проблемы.
4.Выбор пути решения посредством введения инновации.
5.Прогнозирование последствий решения.
6.Апробация (возможен отказ от нововведения).
Вторая схема
1.Ознакомление с инновацией (первоначальная информация).
2.Появление интереса (поиск дополнительной информации).
3.Оценка инновации и решение освоить ее.
4.Апробация (возможен отказ от нововведения).
3 этап – ʼʼрутинизацияʼʼ, превращение инноваций в традицию, привычный способ деятельности. На данном этапе применение инновации начинает носить массовый характер.
Размещено на реф.рф
Этот этап обусловливается двумя законами: законом финaльной реaлизации инновационной деятельности и законом стереотипизации педагогической инновации.
Рассмотренная структура инновационной педагогической деятельности не единственная. С.А. Шаронова считает, что процесс внедрения педагогических инноваций в практику может иметь иные этапы.
1.Первый этап нужен, чтобы определиться в выборе цели и средств инновационной деятельности, проводить анализ ситуации в образовании на всех его уровнях: международном, уровнях страны, региона, конкретного образовательного учреждения.
2.Вторым этапом является выбор средств внедрения инновации. Под средствами подразумевают кадровую, материально-техническую, финансовую и моральную базу образовательного учреждения, его юридический статус; ведение экспериментальной (исследовательской) работы. Результатами этапа являются создание концепции инновации, определение объёма последней и разработка технического задания на ведение исследовательской работы в выбранном направлении инновационной деятельности.
3.Третий этап – выработка программы реализации эксперимента и научно-методического обеспечения инновации. При разработке программы эксперимента особое внимание уделяется определению его этапов и критериев диагностики ожидаемых результатов, соотношению значимости и новизны этих результатов с имеющимся традиционным опытом. Научно-методическое обеспечение является как выражением содержания инновации, так и гарантом возможности ее реализации на практике. Результатами третьего этапа являются реализация программы педагогических инновации, создание их развитого научно-методического обеспечения и выработка рекомендаций по широкому использованию инноваций.
4.Четвертый, заключительный, этап – внедрение инновации в практику, превращение ее в традицию. На этом этапе вырабатываются нормативы содержания, финансирования ее правового обеспечения инновации. Основным здесь является экспертиза результата инновационной деятельности, которая определяет степень значимости и ценности инновации, уровни ее внедрения.
Перечисленные этапы инновационной педагогической деятельности предполагают традиционный подход ʼʼвнедрения науки в практикуʼʼ. С учетом личностно ориентированной парадигмы образования крайне важно планирование ситуаций включения субъектов инновационного образования в процесс его реализации и при крайне важно сти – преобразования.