Разборно-переставная опалубка
Различают мелкощитовую и крупнощитовую разборно-переставную опалубки.
Рис. 10.1. Унифицированная разборно-переставная крупнощитовая опалубка конструкции ЦНИИОМТП |
Мелкощитовая опалубка изготавливается в каркасном и бескаркасном вариантах. Масса ее обычно не превышает 50¸60 кг. Достоинствами ее является простота, легкость, технологичность. К недостаткам можно отнести относительно высокую трудоемкость при монтаже и демонтаже.
Мелкощитовая опалубка состоит из щитов, коробов, инвентарных стоек, крепежных деталей.
Крупнощитовая опалубка
Она включает каркасные щиты, вертикальные элементы жесткости, изготавливаемые из профильного металла, стяжные болты с трубками, регулируемые подкосы, домкраты для выставления опалубки по высоте.
Представленная крупнощитовая опалубка (рис. 10.1) состоит из щитов (5), вертикальных ферм (6), стяжек (2), домкратов (8), регулируемых подкосов (7), тяжей (3), инвентарных вставок (1) и подмостей для монтажа наружного щита (9).
Крупнощитовая опалубка изготавливается в металлическом и в деревометаллическом вариантах, а палуба - из водостойкой фанеры.
Объемно-переставная опалубка
Объемно-переставная опалубка состоит из Г-образных щитов (3), центральной вставки (2), регулируемых подкосов (6), шарнирно-распалубочного механизма (5), распалубочного винта (4), домкратов (8), катков (7), наружных консольных подмостей (9) (рис. 10.2).
Рис. 10.2. Унифицированная объёмно-переставная опалубка
конструкции ЦНИИОМТП
Г-образные щиты связаны между собой регулируемыми подкосами. На шарнирно-распалубочном механизме установлены горизонтально центральная вставка и распалубочный винт. Для установки торцевых щитов используются консольные подмости.
Скользящая опалубка
Ее используют для бетонирования зданий и сооружений с постоянным сечением по высоте. Скользящая опалубка состоит из опалубочных щитов, подвешенных к домкратной раме, домкрата, домкратной рамы, домкратного стержня, рабочей площадки, подвесных подмостей.
Рис. 10.3. Скользящая опалубка конструкции ЦНИИОМТП: 1 – козырек; 2 – домкрат; 3 – домкратная рама; 4 – рабочая площадка; 5 – домкратный стержень; 6 – щиты опалубки; 7 – внутренние и наружные подвесные подмости |
Домкратная рама, закрепленная на домкратном стержне, является основным несущим элементом. К ней подвешены все остальные элементы опалубки. Домкратные рамы выполняют П-образными, а для установки в углах и на пересечениях стен – угловыми или крестообразными.
Палуба скользящей опалубки высотой 1,1¸1,2 м опоясывает бетонируемое сооружение по наружному и внутреннему контуру. Конструкция скользящей опалубки приведена на рис. 10.3.
Монтаж
Крупнощитовой
Опалубки
До начала монтажа опалубки выполняются все геодезические работы, включая разбивку осей и мест монтажа.
Основание, на которое устанавливается опалубка, должно иметь ровную горизонтальную поверхность, соответствующую проектной отметке.
Монтаж опалубки начинают с одной стороны стены. С помощью домкратов выставляют первую секцию щитов опалубки по высоте, а с помощью регулируемых подкосов – по вертикали. Соседние секции соединяют между собой замками. После этого устанавливают нижний ряд тяжей, на них надевают защитные трубки. До установки щитов противоположной стороны монтируют электрическую и другие виды разводок, проемообразователи, арматурный каркас, закладные детали. После монтажа противоположного ряда щитов опалубки заводят нижние и верхние тяжи и стягивают щиты опалубки.
Затем производят окончательную выверку с помощью подкосов и домкратов.