Общие свойства элементов системы
1. Целостность – появление таких новых свойств, которых нет у каждой ее части в отдельности. За счет этого система может существовать и выполнять свои функции.
2. Разнообразие – наличие качественно разных элементов в системе, выполняющих различные функции, от которых зависит работа всей системы.
3. Связанность – осуществление обмена информацией между системами, невозможность включения в систему элементов без информационного обмена. Связью называется обмен веществом, энергией или информацией между подсистемами и элементами в любой системе.
4. Целенаправленность – возможность управления системой путем изменения параметров в одном элементе для преобразования состояния другого.
5. Устойчивость – при различных воздействиях внешней среды на систему. Она сохраняет свои свойства, то есть функционирует без изменения.
|
Билет №27
Основная и информационная деятельность, информационная потребность.
Основную деятельность во всех сферах можно подразделить на управленческую деятельность и исполнительскую деятельность. В ряде случаев по своей природе основная деятельность является информационной, допускающей её автоматизацию вплоть до полного исключения человека из технологического процесса.
Информационная деятельность человека неразрывно связана с основной деятельностью, а субъект основной деятельности всегда выполняет три взаимосвязанных функции:
• функция потребителя информации;
• функция исполнителя основной работы;
• функция источника информации.
Таким образом, можно предположить четыре класса информационной деятельности как атрибута основной управленческой и исполнительской деятельности.
1. Информационное обслуживание управления основной деятельностью объекта, осуществляемое в рамках управленческих информационных систем, в которых ведущая роль остаётся за человеком (командой менеджеров). Задачами информационной деятельности являются планирование, учёт, контроль и анализ основной деятельности объекта управления.
2. Проектирование и эксплуатация автоматических систем управления объектами, в которых человек принимает участие лишь в качестве наблюдателя-контролёра, можно проиллюстрировать такими примерами, как “автопилот”, системы цифрового программного управления станками, операционные системы компьютеров и т.д.
3. Информационное обслуживание исполнительской деятельности. К числу операций такого информационного обслуживания относятся получение и поиск информации, автоматизация документооборота, логико-вычислительная обработка информации, выработка рекомендаций с помощью экспертных систем, обмен информацией между исполнителями и др.
4. Проектирование и эксплуатация автоматических исполнительных устройств (робототехника, автоматизированные склады, гибкие автоматизированные производства, автоматические производственные линии, процессоры ПК, принтеры, плоттеры, автоматические датчики и др.).
Информационная потребность -потребность, возникающая, когда цель, стоящая перед пользователем в процессе его профессиональной деятельности либо в его социально-бытовой практике, не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации.
Основные процессы преобразования информации.
сбор информации, как правило, сопровождается ее регистрацией, т. е. фиксацией на материальном носителе (документе или машинном носителе);
передача информациик месту ее накопления, хранения и обработки в случае, если сбор информации отдален от мест обработки. Способы передачи информации могут быть различными: с помощью курьера, пересылка по почте, доставка с помощью транспортных средств, дистанционная передача по каналам связи;
запись информации на машинные носители путем переноса данных с первичного документа в случае, если при сборе информации она не регистрировалась на машинных носителях. В качестве машинных носителей могут использоваться магнитные ленты, диски, дискеты, оптические диски и так далее;
контроль записина основе применения различных контрольных процедур и методов, в частности метода верификации;
хранение информацииосуществляется в виде информационных файлов на машинных носителях;
поиск данных, т. е. выборка информации по запросу пользователя из информационной базы системы. В основном проводится с помощью СУБД;
обработка экономической информациина компьютере, при которой над данными выполняются логические и арифметические операции. Значительное место в логических операциях занимают такие виды, как сортировка, выборка (фильтрация), объединение данных;
выдача результатов обработкина печать, экран дисплея, в канал связи, на машинный носитель в зависимости от вариантов дальнейшего использования результатов;
тиражирование результатов обработки экономической информации с целью передачи ее различным пользователям.
Билет №28
Понятие информации в современной науке и технике.
Однако в сер. 20 в. в результате социального прогресса и бурного развития науки и техники роль И. неизмеримо возросла. Кроме того, происходит лавинообразное нарастание массы разнообразной И., получившее название "информационного взрыва".
В связи с этим возникла потребность в научном подходе к И., выявлении её наиболее характерных свойств, что привело к двум принципиальным изменениям в трактовке понятия И.
Во-первых, оно было расширено и включило обмен сведениями не только между человеком и человеком, но также между человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растит, мире. Передачу признаков от клетки к клетке и от организма к организму также стали рассматривать как передачу И. (см. Генетическая информация, Кибернетика биологическая).
Во-вторых, была предложена количеств, мера И. (работы К. Шеннона, А. Н. Колмогорова и др.), что привело к созданию информации теории. Более общий, чем прежде, подход к понятию И., а также появление точной количеств, меры И. пробудили огромный интерес к изучению И. С нач. 1950-х гг. предпринимаются попытки использовать понятие И. (не имеющее пока единого определения) для объяснения и описания самых разнообразных явлений и процессов.
Исследование проблем, связанных с научным понятием И., идёт в трёх осн. направлениях.
Первое из них состоит в разработке матем. аппарата, отражающего осн. свойства И. (см. Информация в кибернетике).
Второе направление заключается в теоретич. разработке различных аспектов на базе уже имеющихся матем. средств, в исследовании различных свойств И. Напр., уже с момента создания теории И. возникла сложная проблема измерения ценности, полезности И. с точки зрения её использования.
В большинстве работ по теории И. это свойство не учитывается. Однако важность его несомненна. В количеств, теории, выдвинутой в 1960 А. А. Харкевичем, ценность И. определяется как приращение вероятности достижения данной цели в результате использования данной И. Близкие по смыслу работы связаны с попытками дать строгое математич. определение количества се-мантич. (т. е. смысловой) И. (Р. Карнап и др.). Третье направление связано с использованием информационных методов в лингвистике, биологии, психологии, социологии, педагогике и др. В лингвистике, напр., проводилось измерение информативной ёмкости языков. После статистич. обработки большого числа текстов, выполненной с помощью ЭВМ, а также сопоставления длин переводов одного и того же текста на разные языки и многочисл. экспериментов по угадыванию букв текста выяснилось, что при равномерной нагрузке речевых единиц информацией тексты могли бы укоротиться в 4-5 раз. Так был с этой точки зрения установлен факт избыточности естеств. языков и довольно точно измерена её величина, находящаяся в этих языках примерно на одном уровне. В нейрофизиологии информационные методы помогли лучше понять механизм действия осн. закона психофизики - закона Вебера - Фехнера, к-рый утверждает, что ощущение пропорционально логарифму возбуждения. Именно такая зависимость должна иметь место в случае, если нервные волокна, передающие сигналы от акцепторов к мозгу, обладают свойствами, присущими идеализированному каналу связи, фигурирующему в теории И. Значит, роль информационный подход сыграл в генетике и молекулярной биологии, позволив, в частности, глубже осознать роль молекул РНК как переносчиков И. Ведутся также исследования по применению информационных методов в искусствоведении. Такое разнообразное использование понятия И. побудило нек-рых учёных придать ему общенаучное значение. Основоположниками такого общего подхода к понятию И. были англ, нейрофизиолог У. Р. Эшби и франц. физик Л. Брил-люэн. Они исследовали вопросы общности понятия энтропии в теории И. и термодинамике, трактуя И. как отрицательную энтропию (негэнтропию). Бриллюэн и его последователи стали изучать информационные процессы под углом зрения второго начала термодинамики, рассматривая передачу И. нек-рой системе как усовершенствование этой системы, ведущее к уменьшению её энтропии. В нек-рых филос. работах был выдвинут тезис о том, что И. является одним из основных универсальных свойств материи. Положительная сторона этого подхода состоит в том, что он связывает понятие И. с понятием отражения. См. также ст. Информатика, Информация общественно-политическая, Массовая коммуникация.
Понятие обратной связи