Педагогическая целесообразность
Пояснительная записка
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г.Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2009. Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и реализуется в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Звездочка».
Продолжительность реализации программы — 2 года. Содержание программы кружка составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиНом 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий), предназначена для детей 4-6 лет, реализуется она через кружковую работу и выставки. Занятия проводится 1 раз в неделю, длительность составляет 20 минут для детей 4 -5 лет, а 5-6 лет - 25 минут.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-Закон РФ «Об образовании»;
-Конвенция о правах ребенка (1989г);
-Концепция дошкольного воспитания;
-СанПин 2.4.1.12.49-03
Актуальность
В наши дни гуманистическая направленность дошкольного образования проявляется в ориентации на «личностно-ориентированную» модель взаимодействия, на развитие личности ребенка, его творческого потенциала.
Проблема детской одаренности, проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью — главные проблемы современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способных в поведенческой сфере быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Следует помнить: что восприятие прекрасного должно быть подкреплено участием ребенка в созидании красоты. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, можно использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ.
1.Наглядный:
- наблюдение, рассматривание педагогических эскизов, иллюстраций.
2.Словесный:
- рассказ, беседа.
- пояснение, объяснение.
- словесная инструкция.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
К концу года первого года обучения ребенок может:
- различать способы нетрадиционного рисования;
- самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.);
- самостоятельно передавать сюжетную композицию;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
К концу второго года обучения ребенок может:
- различать и называть способы нетрадиционного рисования;
- знать различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью.
- передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту
- уметь применять полученные знания на практике;
- знать основы цветоведения ;
- развито умение работать в коллективе, умение давать самооценку.
- 3. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
-организация еженедельных выставок детских работ в группе;
- участие в районных выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества;
-тематические выставки в детском саду;
- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.
4.1 Учебно-тематический план: 1 год обучения
№ п/п | Наименование тем и техника выполнения | Общее кол-во занятий | Часы (мин) | |
теор. | практ. | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Подсолнухи (рисование пальчиками). Укрась платочек (оттиск пробкой, рисование пальчиками). Осеннее дерево (оттиск печатками из ластика) По замыслу (различные) Мои игрушки ( оттиск пробкой, печатками, рисование пальчиками ) Нарисуй воздушные шарики и укрась их (оттиск печатками, рисование пальчиками ) Грибы в лукошке (оттиск печатками, рисование пальчиками) По замыслу ( различные) | 1 1 1 1 | 5 5 | 15 15 |
9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. | Мои любимые рыбки (восковые мелки и акварель) Первый снег (рисование пальчиками, оттиск печатками) Укрась шарфик (печать по трафарету, рисование пальчиками) По замыслу ( различные) Зимний лес (печать по трафарету, рисование пальчиками) Два петушка ссорятся (рисование ладошкой) По замыслу ( различные) Укрась елочку бусами (рисование пальчиками, оттиск пробкой) Елочные игрушки (восковой мелок и акварель, оттиск пробкой) Снеговичок (комкание бумаги (скатывание) По замыслу (различные) Нарисуй какую хочешь чашку и укрась ее (оттиск печатками, печать по трафарету) Кораблики в море («Знакомая форма — новый образ»; черный маркер и акварель) «Портрет» зимы (восковые мелки + акварель, черный маркер + акварель) По замыслу (различные) Нарисуй и укрась вазу для цветов («Знакомая форма — новый образ»; оттиск печатками) Открытка для мамы (печать по трафарету, рисование пальчиками) Весеннее солнышко (рисование ладошками) По замыслу (различные) Ракеты в космосе (печать по трафарету) Цыплята (комкание бумаги или обрывание) Укрась свитер (тычок жесткой кистью, печатание печатками) По замыслу (различные) Одуванчики (восковые мелки и акварель, печатание печатками) Как я вырос за год (автопортрет) (черно-белый граттаж (готовый лист), черный маркер, сангина) По замыслу (различные) Итоговая выставка рисунков за год Итого часов: 13часов 48 минут | 1 1 1 | 2 ч. 50 мин. | 8ч. 30 мин. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН: 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование тем и техника выполнения | Общее количество занятий | Часы (мин) Теор. Прак. | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. . | Летний луг (восковые мелки + акварель, печать по трафарету) Укрась вазу для цветов (печать печатками, по трафарету «Знакомая форма – новый образ») Бабочки, которых я видел летом (монотипия, обведение ладошки и кулака) Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила?» (с натуры) (различные) Ежики (тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой) Ветка рябины (с натуры) (рисование пальчиками) Я в волшебном лесу (печать поролоном по трафарету; способ тычка) Животные, которых я сам себе придумал (кляксография) Я шагаю по ковру из осенних листьев (печатание листьями, печать или набрызг по трафарету) Мое любимое дерево осенью (оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия) Волшебная Жар-птица (техника граттаж) Мое любимое платье или свитер (оттиск печатками, рисование пальчиками) Первый снег (монотипия, рисование пальчиками) Я люблю пушистое, я люблю колючее (тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном) Волшебная страна – подводное царство (рисование по сырому фону) Мои любимые снежинки (декоративные) (различные) Елочка нарядная (рисование пальчиками, акварель + восковые мелки) Обои в моей комнате (оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками) Филин (тычок полусухой жесткой кистью) Мой портрет (черно-белый граттаж, акварель + восковые мелки) Зимний пейзаж (кляксография) Я в волшебном еловом лесу (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету) Я в подводном мире (рисование ладошкой, восковые мелки + акварель) Открытка для мамы (мамины любимые цветы) (печать по трафарету, рисование пальчиками) Моя мама (сангина) Подснежники для моей мамы (акварель + восковой мелок) Берег реки (рисование по сырому фону) Звездное небо (набрызг, печать поролоном по трафарету) Какого цвета весна (монотипия) Фрукты на блюде (с натуры) (рисование пальчиками, тычками) Ветка с первыми листьями (с натуры) (оттиск печатками) Вишня в цвету (с натуры) (рисование пальчиками, тычками) Как я люблю одуванчики (восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование) Чудесный букет (монотипия) Итоговая выставка рисунков за год Итого часов: | 2 час. 50 мин. | 11 час. мин. |
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Тычок жесткой полусухой кистью. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Монотипия пейзажная.
Оценка результативности программы проводится по методике Г.А.Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».
Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№/n | Ф.И. ребенка. | Техниче-ские навыки | Точ-ность движе-ний | Средства выразительности (цвет, форма и др.) | Наличие замысла | Прояв-ление самостоятельности. | Отноше-ние к рисова-нию | Речь в процессе рисования | |||||||
Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | ||
Н.- начало года
К.- конец года
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Черно-белый граттаж
(грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тиснение
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Цветной граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перспективное планирование в средней группе
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | Оборудование | |||||||||||||||||||
Сентябрь | |||||||||||||||||||||||
Подсолнухи | Рисование пальчиками | Упражнять в рисовании пальчиками Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции | Лист формата А4 с нарисованным кругом и лепестками, выполненными на занятии по аппликации, черная тушь в мисочках, зеленая гуашь, кисти, эскизы и иллюстрации | ||||||||||||||||||||
Укрась платочек | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием приманивания. Развивать чувство композиции и ритма | Цветной лист треугольной формы, гуашь в мисочках для рисования пальчиками и печатания, пробка, кисти, гуашь, эскизы и иллюстрации | ||||||||||||||||||||
Осеннее дерево | Оттиск печатками из ластика | Познакомить с приемами печати печатками. Упражнять в рисовании углем и сангиной | Лист тонированной бумаги формата А4, сангина, уголь, печатки в форме листьев, гуашь в мисочках для печатания, иллюстрации и эскизы | ||||||||||||||||||||
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | ||||||||||||||||||||
Октябрь | |||||||||||||||||||||||
Мои игрушки | Оттиск пробкой, печатками, рисование пальчиками | Упражнять в рисовании предметов круглой формы (неваляшка, мяч). Закрепить умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиками. Развивать чувство композиции | Лист формата A3, гуашь, гуашь в мисочках, кисти, мячи и неваляшка, два медвежонка для игровой ситуации, эскизы | ||||||||||||||||||||
Нарисуй воздушные шарики и укрась их | Оттиск печатками, рисование пальчиками | Учить рисовать предметы овальной формы. Закрепить умение располагать рисунки по всей поверхности листа. Упражнять в украшении рисунков печатанием | Лист тонированной бумаги формата A3, гуашь, гуашь в мисочках, кисти, воздушные шарики удлиненной формы, листочки с нарисованными овалами для обведения, эскизы | ||||||||||||||||||||
Грибы в лукошке | Оттиск печатками, рисование пальчиками | Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором (полоска из точек), используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Лист тонированной бумаги формата А4, коричневая гуашь, гуашь в мисочках, кисти, муляжи грибов, кукла, белка, сумочка и корзинка для игровой ситуации, эскизы | ||||||||||||||||||||
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | ||||||||||||||||||||
Ноябрь | |||||||||||||||||||||||
Мои любимые рыбки | Восковые мелки и акварель | Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие | Лист формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, эскизы, иллюстрации | ||||||||||||||||||||
Первый снег | Рисование пальчиками, оттиск печатками | Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции | Лист формата А4, тонированный темно-синим, темно-серым цветом, белая гуашь в мисочках, печатки из ластика в форме снежинок, черная тушь, кисть, эскизы, иллюстрации, фото | ||||||||||||||||||||
Укрась шарфик | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Познакомить с печатью по трафарету. Учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции | Шарфик, вырезанный из тонированной бумаги, гуашь в мисочках, трафареты цветов, поролоновые тампоны, девочка (игрушка би-ба-бо), шарфик. | ||||||||||||||||||||
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | ||||||||||||||||||||
Декабрь | |||||||||||||||||||||||
Зимний лес | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции | Лист формата A3, верхняя часть которого тонирована голубым или серым цветом, а нижняя — белая (снег); белая и зеленая гуашь в мисочках, сангина, трафареты елей разной величины, поролоновые тампоны, фото и иллюстрации, эскизы | ||||||||||||||||||||
Два петушка | ссорятся | | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество | Лист формата А4 тонированный, кисть, гуашь, игрушка петушок, эскизы | ||||||||||||||||||||
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | ||||||||||||||||||||
Укрась елочку бусами | Рисование пальчиками, оттиск проб- кой | Упражнять в изoбражении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой. Учить чередовать бусины разных размеров. Развивать чувство ритма | Можно использовать готовые елки из цветной бумаги, наклеенные на занятии по аппликации или нарисованной гуашью, гуашь в мисочках, пробка, елочные бусы, эскизы | ||||||||||||||||||||
Январь | |||||||||||||||||||||||
Елочные игрушки | Восковой мелок и акварель, оттиск пробкой | Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печатать пробкой | Вырезанные из плотной бумаги елочные игрушки (шары, сосульки, месяц, звезда и др.), восковые мелки, акварель, кисти, гуашь в мисочках, пробка, елка, нарисованная на ватманском листе, елочные игрушки | ||||||||||||||||||||
Снеговичок | Комкание бумаги (скатывание) | Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции | Лист плотной бумаги формата А4 (тонированный), салфетка целая и половинка (белого цвета), клей в блюдечке, гуашь, кисть, снеговичок из ваты, эскизы | ||||||||||||||||||||
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | ||||||||||||||||||||
Февраль | |||||||||||||||||||||||
Нарисуй какую хочешь чашку и укрась ее | Оттиск печатками, печать по трафарету | Учить рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой), украшать их узором (основное украшение — печать по трафарету, дополнительные — печатание печатками). Развивать чувство композиции и ритма | Лист формата А4, гуашь, кисть, печатки из ластика, трафареты, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках, иллюстрации и эскизы, чашки различной формы | ||||||||||||||||||||
Кораблики в море | «Знакомая форма — новый образ»; черный маркер и акварель | Учить рисовать кораблики, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение | Лист формата А4 бледно-голубого цвета, черный маркер, акварель, кисть, эскизы и иллюстрации | ||||||||||||||||||||
«Портрет» зимы | Восковые мелки + акварель, черный маркер + акварель | Закрепить умение рисовать человека восковыми мелками или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие | Лист формата А4, синий восковой мелок, черный маркер, акварель, кисть, эскизы, иллюстрации | ||||||||||||||||||||
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать творчество. Март | Все имеющиеся в наличии | ||||||||||||||||||||
Нарисуй и укрась вазу для цветов | «Знакомая форма — новый образ»; оттиск печатками | Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции, ритма | Лист формата А4 тонированный, гуашь в мисочках, печатки, предметы для обведения (подносы, подставки круглой и овальной формы), эскизы, иллюстрации | ||||||||||||||||||||
Открытка для мамы | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции, ритма | Лист формата A3 (с приклеенными вазами), сложенный вдвое, тонированный, гуашь в мисочках, гуашь, кисть, тампоны из поролона, трафареты цветов, мимозы и тюльпаны или иллюстрации, эскизы | ||||||||||||||||||||
Весеннее солнышко | Рисование ладошками | Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (желтую, красную, оранжевую) кистью прямо на ладошке | Ватманский лист бледно-голубого цвета, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы | ||||||||||||||||||||
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | ||||||||||||||||||||
Апрель | |||||||||||||||||||||||
Ракеты в космосе | Печать по трафарету | Продолжать учить смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракеты, летающие тарелки | Лист формата A3, гуашь, кисти, гуашь в мисочках, трафареты звезд, эскизы и иллюстрации | ||||||||||||||||||||
Цыплята | Комкание бумаги или обрывание | Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали пастелью (травку, цветы) и черным маркером (глазки, клюв, ножки). Развивать чувство композиции | Лист формата А4 бледно-голубого цвета, салфетки желтые, целые и половинки (для головы и туловища цыплят), клей ПВА в блюдечках, пастель, черный маркер, шапочки цыплят (для игры), эскизы и иллюстрации | ||||||||||||||||||||
Укрась свитер | Тычок жесткой кистью, печатание печатками | Совершенствовать умения в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность | Вырезанные из тонированной бумаги свитера. Жесткая кисть, гуашь, гуашь в мисочках, печатки,эскизы, кукла и мишка для игровой ситуации | ||||||||||||||||||||
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | ||||||||||||||||||||
Май | |||||||||||||||||||||||
Одуванчики | Восковые мелки и акварель, печатание печатками | Закрепить умения детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции | Лист формата А4 белого или бледно-зеленого цвета, восковые мелки, акварель, кисть, гуашь в мисочках, гуашь, печатки в форме треугольников разной величины, иллюстрации, эскизы. | ||||||||||||||||||||
Как я вырос за год (автопортрет) | Черно-белый граттаж (готовый лист), черный маркер, сангина | Закрепить умение рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики (линия, точка, штрих). Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции | Приготовленный лист для черно-белого граттажа или лист формата A3 белый на выбор, палочка для процарапывания, черный маркер, сангина, репродукции автопортретов, эскизы | ||||||||||||||||||||
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | ||||||||||||||||||||
Итоговая выставка рисунков за год | Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков | Рисунки детей за год (несколько работ рисунков каждого ребенка) | |||||||||||||||||||||
Перспективное планирование в старшей группе
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
Сентябрь | ||||
Летний луг | Восковые мелки + акварель, печать по трафарету | Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете | Бумага формата A3, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролоновые тампоны, кисти | |
Укрась вазу для цветов | Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма — новый образ» | Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма — новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции | Предметы круглой и овальной формы (например, поднос, блюдце), печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках | |
Бабочки, которых я видел летом | Монотипия, обведение ладошки и кулака | Познакомить детей с Наши рекомендации
|