Страх смерти – это всегда страх будущего, это предвосхищение боли, неприятие предстоящего страдания.
Поэтому тема нашего разговора вполне естественно и оправданно смыкается с очень емким понятием «здесь и сейчас », уже неоднократно нами исследованном.
Вы ведь уже знаете, что одним из самых бесплодных и неблагодарных стереотипов, привитых человеку, является представление о том, что радость жизни, саму жизнь еще надо заслужить, еще необходимо стать достойным ее . И человек послушно отдает свою жизнь, жертвует ею (по сути – убивает, так как от нее отказывается) на бесконечную подготовку к ней же.
На самом деле подготовки требует не жизнь, а именно смерть. Ведь если мы не научились принимать жизнь тотально и до конца, безо всяких условий, если не сумели прожить ее во всем многообразии ощущений, а лишь постоянно омертвляя ее своим несогласием, то точно так же не сумеем теперь принять и саму смерть, столь же трусливо омертвляя и ее. Причем, заметьте – это не смерть омертвляет нас, это мы омертвляем смерть. И тогда она, действительно, становится концом всего.
На самом деле, «наша жизнь умирает вовсе не потому, что истощается и исчерпывает себя, а только потому, что не обретает себя » (Сатпрем). Не обретает в нас. Она устает ждать нашей к ней благосклонности и попросту уходит – как непринятая возлюбленная, как отвергнутая невеста…
Зато если мы все же согласились с жизнью, причем – согласились честно и искренне, не выдвигая никаких условий , и прожили ее по-Хозяйски – полно и радостно, то теперь мы сумеем сохранить жизнь и в смерти, и даже после смерти – просто пройдя сквозь нее, прожив смерть «насквозь» , то есть точно так же ее принимая и с ней соглашаясь. И тогда смерть становится всего лишь условием обретения нового качества существования.
И в этом одна из важнейших тайн нашего бытия. Помните, у святого Павла: «Говорю вам тайну – не все мы умрем, но все изменимся »?
Об этом же говорил Лао-цзы: «Рождение – это вход. Смерть – это выход », и даже братья Стругацкие с присущим им юмором некогда заявили: «В конце концов, что такое смерть? Смерть, дорогие товарищи, это самое интересное приключение, которое мы испытаем в жизни ».
Принятие смерти, согласие с ней – основное условие любого духовного пути: религиозного, мистического, либо основанного на продвинутых психологических принципах. Именно отношение человека к смерти определяет уровень его духовного развития, качество его существования и степень его счастливости. Правильно заметил Ежи Лец: «Сама по себе смерть еще не является доказательством того, что ты жил ».
Поэтому давайте обозначим для себя как бы два уровня понимания смерти, или даже так – «два вида смерти ». Это смерть в кукольном пространстве, в том, где синонимами ее будут: потеря всего, полный распад, остановка игры; и смерть в пространстве Хозяина, где она всего лишь символ обновления, обретения нового качества, начала новой игры. Постарайтесь не путать эти два лишь с виду похожих понятия.
По сути, мы с вами «умираем» почти постоянно, по разным поводам и в разных ситуациях. Ведь смерть – это всегда переход, подготовка к новому качеству, и если бы мы регулярно не обновлялись «умирая», то попросту не смогли бы жить.
Так, например, в нашем организме идут процессы непрерывного обновления отмирающего клеточного материала, не будь этого, век человека был бы крайне недолог.
Чтоб кровь моя остынуть не успела,
я умирал не раз. О сколько мертвых тел
я отделил от собственного тела!
Н. Заболоцкий
Наше дыхание – это тоже ни что иное, как процесс постоянного умирания и нового рождения. Каждое окончание выдоха – это смерть, вдох – новая жизнь. И наоборот. Согласие с этим позволяет нам создавать непрерывный процесс дыхания, в котором наши маленькие «смерти» лишь дополняют столь же мгновенные «рождения».
В нас постоянно гибнет огромное количество уже «отработавших» себя личностей, тех «прежних нас», которыми мы были еще год назад, месяц или даже мгновенье:
Мы новые, мы знакомимся,
а те, что мы были прежде,
как наши пустые одежды,
валяются на подоконнике
А. Вознесенский
Но благодаря этому на нашем же «прахе», на этом «питательном перегное» и рождается что-то новое. То есть – вновь непрерывное чередование смерти и жизни.
И, наконец, если предыдущие примеры вас не вдохновили, можете вспомнить о своей «суицидальной» привычке отходить ко сну.
Ведь сон – это всегда маленькая смерть. Наверное, многие помнят, как когда-то в детстве боялись засыпать, уже тогда ощущая, что мы при этом как бы немножко «умираем».
Отталкиваясь от вышесказанного, можно уже вполне последовательно выстроить некий мостик к понятию Хозяйского бессмертия. Чуть позже, на следующем уровне, мы вплотную займемся освоением «сновидческого пространства», то есть – сделаем осознанным и реально проживаемым уже каждый миг своего земного существования. Сделав осознанным свое «спящее состояние», мы как бы стираем грань между двумя пространствами нашего бытия.
Но таким же образом мы можем сделать полностью осознанным переход и в пространство смерти, сохраняя при этом целостный Хозяйский взгляд на выстраиваемую нами игру и ощущение ее непрерывности . То есть вначале мы осознаемсебя смеющимися «во сне» , делая этим первый шаг к реальному бессмертию. Следующий шаг – осознать себя смеющимися в смерти .
Сложно? Ничуть. Напротив, интересно! Только следует осознанно и поэтапно подходить к этому. Подготовка к смерти – это во многом то, что мы уже практикуем каждый день. Если вы сумели в состоянии обиды, в ощущении боли, в любой проблемной ситуации осознанно «умереть» в своей кукле, отказавшись от ее обреченности и заданности, умереть в своем засерьезненном эго и включить в себе смех, открыть сердце – вы уже в чем-то обрели бессмертие. Для этих деструктивных ситуаций вы теперь вполне реально бессмертны, вы теперь неуничтожимы для проблемы и боли, вы от них здоровы и независимы.
Расширим эту тему. Только что мы заявили о возможности сохранения Хозяйской игры после наступления смерти. И в таком утверждении нет ничего особенного или невероятного. Но перед этим необходимо не только научиться проживать свою земную жизнь полноценно и без остатка, но в равной степени – «не умирать» прямо в ней, превращаясь при этом в неких зомби – «ходячих мертвецов».
Речь идет о наших катастрофических привязках ко всему, что именуется жизнью, и прежде всего о наших желаниях. Нами было предложено жизнь именно прожить, но ни в коем случае не привязываться ни к ней, ни к ее атрибутам.
Человек, осознавший себя Хозяином, а по сути – Богом, всегда для себя самодостаточен . Он непрерывно находится в пространстве изобилия и счастья, не связывая эти качества с чем-то вне себя , с тем, что является лишь атрибутом его игры. Но если он все же ставит себя в зависимость от чего-то внешнего: от желаний (точнее – от того, что должно дать их осуществление), либо даже – от наличия самой жизни (то есть от того, чем она проявлена для него, – от здоровья, уважения, финансов) – как тут же омертвляет свое существование, ибо отказывается от самодостаточности и Божественности.
Всегда и всюду постоянно напоминайте себе: все, что вы делаете, все, что вы можете обрести в себе или вне себя, должно быть лишь средством для игры в Жизнь, но ни в коем случае не целью. Иначе, еще раз подчеркнем, – сделав что-либо целью и поставив себя в зависимость от нее, вы перечеркиваете сам факт своего совершенства, убиваете в себе Бога.
К тому же цель – это всегда привязка, а значит – стремление к остановке, а по сути – к смерти. То есть – постановка любой цели неизбежно приводит к стремлению ее достичь, путем реализации определенной выигрышной программы. А стремление к ее окончательной реализации – это всегда стремление к смерти. Равно как и стремление к вечной любви, незыблемому браку, что столь же неизбежно приводит к умиранию этих состояний и к остановке энергии, в них заключенной. Поэтому «победитель», реализовавший свою цель , всегда проигрывает, ибо он достиг, а следовательно, в чем-то уже начал умирать. Правда, сам он этого еще долго может не осознавать, но обязательно ощутит.
Именно поэтому в восточных воинских традициях так культивировалась тема смерти. Вступающий в поединок должен был снять любую заинтересованность в результате, он должен был уже умереть для него, стремиться к победе считалось ошибкой.
Правильным было стремление к движению, к самой игре, в идеале – к движению энергий , слиянию с ними, участию в игре стихий . Поэтому в совершенном поединке всегда побеждал именно тот, кто сумел объединиться с энергией стихии и незаинтересованно, но качественно провести свою игру.
Вы тоже можете взять на вооружение такой «самурайский» подход: сталкиваясь с болезнями, проблемами, просто умрите для них , то есть – умрите для результата, для решения, достигая этим полной «отвязки» от них. Все ваши действия теперь будут сориентированы лишь на взаимодействие, на игру. И тогда успех будет вам обеспечен.
* * *
Но если вы все же поставили себя в зависимость от желаний, то имейте в виду: все наши желания устремлены в будущее . Все! А попытка «заглянуть» в будущее, «притянуть» его – это всегда неприятие настоящего, его убивание . Иначе говоря – убивание себя нынешнего. И чем больше вы желаете – тем настойчивее и беспощаднее убиваете себя, тем мертвее становитесь.
Ага, испугались? Тогда – смейтесь! Желания всегда обусловлены нашим менталом, а мы уже знаем, что при смехе ментал перестает доминировать. Теперь это позволяет нам услышать, ощутить Хозяина и поддаться уже его позывам, его Хозяйским желаниям , без привязки к ним – просто разрешая случаться тому, что будет случаться, и наслаждаясь происходящим .
Итак – и это очень важно! – отрицая смерть, боясь ее и не соглашаясь с ней, мы тем самым привязываемся к жизни, к желаниям, теряя, в конечном счете, и то и другое, то есть – уже вполне реально омертвляя себя. Именно избегая смерти, мы и создаем ее в своей жизни.
Не постесняемся еще раз «разжевать». Привязка к жизни – это попытка найти нечто не в себе, а рядом с собой, что неизбежно провоцирует зависимость, мучительные ожидания и желания. Поэтому, еще не успев найти это «нечто», вы его тут же и теряете, ибо любой поиск, любая попытка реализации желания – это попытка притянуть будущее, а значит – отказ от настоящего, а по сути – от самой жизни, ибо только из настоящего она и состоит.
Зачем искать то, чем вы уже обладаете? Зачем искать жизнь? Ею следует жить, в нее надо играть. Но как только саму игру вы подменяете ее поиском – вы уже умерли . Вас нет в «здесь и сейчас», а следовательно – нет вообще. «Разум, который ищет, никогда не находит. Он умеет только искать. Где же тогда он найдет вечную жизнь? » – спрашивает о том же Вернон Вульф.
То есть в те моменты, когда вы отказываетесь жить «здесь и сейчас» и «лезете» в свое будущее, вы умираете почти непрерывно. У вас уже огромный опыт умирания – и вы после этого все еще боитесь смерти? Да вы просто «профессионалы по умиранию»!
А может, вы боитесь боли, якобы возникающей при этом? Но опять-таки – она появляется, лишь когда вы окунаетесь в прошлое для «сравнения ощущений» или в своих страхах бежите в будущее, занимаясь тем же. Получается, что боль – это всего лишь функция смерти, она может возникнуть лишь у тех, кто уже умер. Умер для «здесь и сейчас». Умер для ощущения настоящего. А пока вы по-настоящему живы, то есть – тотально присутствуете в своих ощущениях без их оценки – боли нет. Вы это уже знаете. Боль – это сопротивление ощущениям. Смерть – это сопротивление жизни.
Отсюда, кстати, следует интересный, но вполне закономерный вывод: если прожитая боль исчезает для нас как боль, то и прожитая, принятая без возражений смерть исчезает для нас как смерть.
И здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали эту тему.
У нас с вами есть величайшая драгоценность, уникальная «Хозяйская роскошь» – земная человеческая жизнь. Можно, конечно, направлять всю свою энергию (жизненную же) на то, чтобы изощренно отнимать ее у себя, отравляя свое существование пустыми желаниями, иллюзорными страхами и бесконечными ожиданиями все той же жизни.
Можно жалить себя животным страхом своего физического существа перед его неизбежной кончиной или маниакальным нежеланием кукольного эго утратить самое себя. И обреченно затем наблюдать, как наше бытие все больше будет превращаться в то, что очень точно (хоть и несколько натуралистично) обозначила Фаина Раневская: «Жизнь – это всего лишь затяжной прыжок из п… в могилу », и покорно соглашаться с тем, что «жизнь – это смертельная болезнь, передающаяся половым путем », а «единственное облегчение, которое она может дать, – это облегчение желудка » (Дж. Оруэлл).
И мучаться затем от самих себя, все больше сатанея от того, что жизнь-то, оказывается, это всего лишь «очередь за смертью», «штука говеная» и смысла не имеет… И делать столь же несчастными всех, кто живет рядом с нами, тех, кого мы «любим» изо всех сил, причем столь же сильно и качественно, как и саму жизнь свою, ибо они – несомненная часть ее… И заботливо передавать им свой «бесценный» жизненный опыт: «Жить, дорогие мои, вредно – от этого умирают. Причем абсолютно все… », и «сострадательно» успокаивать их при этом: «Жизнь так коротка – просто потерпите чуть-чуть… »
Но ведь можно и по-другому. Можно вспомнить незабвенного Козьму Пруткова с его замечанием, что «смерть поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготавливаться было ». И немедленно приготавливаться начать, а готовиться к смерти – это непрерывно повышать качество своей жизни через ее бесконечное приятие нами. Ибо смерть бережно пропустит сквозь себя лишь тех, кто познал величайшую тайну жизни – ее радость. Необусловленную ничем радость от самой жизни.
А смерти следует не страшиться, а напротив – осознавать в ней помощницу свою, неизбывно находящуюся рядом, неутомимую «напоминательницу» о том, что надо спешить жить! И жить надо больше! Надо непрерывно спрашивать себя: «А не забыл ли о том? Помнишь ли еще о смерти? » – так же, как некогда вопрошал Серафим Саровский: «Господи, как мне умирать будет? »
И с полной готовностью и абсолютной уверенностью следует отвечать себе на это: «В смехе! Смеясь и принимая Смерть, и сонастраиваясь с вибрацией смеха, живущего в ней самой. И не в ней растворяясь, а Смерть растворяя в себе ».
А вот о том, как именно это сделать – то есть – как оживить Смерть и где найти силы не омертвлять Жизнь, а, напротив, сделать ее действительно изобильным и радостным приключением – мы с вами и поговорим в следующих книгах. Они во многом будут посвящены именно этой предельно емкой и потрясающе интересной теме.
Рекомендации по созданию состояния
Как домашнее задание хочется вам дать следующее «смертельное» упражнение.
Попрактикуйтесь в переживании смерти своей ложной личности , своего эго , того, что вы гордо именуете своим «Я». То есть вам предлагается постараться выстроить свое общение, как с окружающими, так и с собой, полностью исключив из употребления местоимение «Я» и все производные от него: «мне», «меня», «мой», «мои» и т. д.
Задача двойственна: вначале кажется чепуховой, но затем – вообще вряд ли выполнимой. Она и будет для вас своего рода тестом для проверки качества обретенных вами состояний.
Реальная сложность в ней лишь одна – нежелание вашего «Я», вашей «куклы» расставаться со своей личностной значимостью, а по сути – несогласие и страх умереть в себе . Поэтому – проявите настойчивость в этой игре. Играйте с удовольствием, и дано вам умереть будет. Чтобы научиться не умирать.
Состояние двенадцатое,
Завершающее. Пока…
И все сильней соблазн
встречать обман доверьем,
смотреть в глаза собак
и приникать к деревьям.
Прощать, как бы играть,
с разбега, с поворота
и, завершив, прощать,
простить еще кого-то.
…Свести себя на нет,
чтоб вызвать за стеною
не тень мою, а свет,
не заслоненный мною.
Белла Ахмадулина
Есть, есть в вас, товарищи, этакий нездоровый, значить, скептицизм. Я бы сказал, этакое недоверие к силам природы, к человеческим возможностям. И где же оно теперь, ваше недоверие? Лопнуло! Лопнуло, товарищи, на глазах широкой общественности и забрызгало меня и вот товарищей из прессы…
А. и Б. Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу»
Давайте с вами сделаем еще одно и, по-видимому, уже последнее «лирическое» отступление. Действительно, не на одних же «Смеющихся Волшебниках» свет клином сошелся… Есть, есть еще в мире много забавных выдумок, понятий и слов – «Тили-Мили-Трямдия», например: это там, где все говорят друг другу «Трям!..» и ходят на головах; или вот, предположим, дзэн-буддизм… Вот о нем чуть-чуть и поговорим.
В дзэн-буддизме есть такая практика – достижение предельных трансформирующих состояний путем решения коана – особым образом сформулированной задачи. Причем в некоторых духовных школах именно поиск решения коана является основной и едва ли не единственной техникой для достижения просветления.
Казалось бы – отчего тут «просветляться»? Одну задачу решил, другую, ну и что? Мало ли мы головоломок в своей жизни распутывали, оставаясь прежними? Но в том-то и разница между просто хитроумно закрученной задачей и коаном. Коан – это задача заведомо неразрешимая . В самом деле, как, к примеру, услышать пресловутый «хлопок одной ладонью »? Или как ответить на вопрос: «Почему у Бодхидхармы нет волос ?» – если «в помощь» ученику перед ним ставят портрет этого заросшего до безобразия патриарха дзэн?
Докопаться до ответа, используя привычное мировоззрение, стандартные логические техники поиска решений, невозможно. Но в то же время любой коан имеет решение!Решение настолько нестандартное, что для его достижения необходимо отказаться от всех привычных норм и правил как мышления, так и существования в целом. Ученик должен буквально «выпрыгнуть» за свои пределы, сделав для этого сверхусилие . Совершив внутреннее движение в направлении, которого просто не существует для нормального человека с трехмерным сознанием.
Иногда коан решается на протяжении не одного месяца и даже не одного года. Время от времени ученик приходит к мастеру и предлагает то, что он считает ответом. В лучшем случае мастер просто отворачивается, часто – бьет ученика палкой, показывая, что тот «не достиг ». В состоянии все больше возрастающего напряжения, перебирая все возможные варианты решения и испытывая непрерывное давление ментальных стереотипов, ученик постепенно приходит в полное отчаяние, ибо понимает, что в привычных для него рамках найти ответ невозможно. Но мастер требует ответа! И сам ученик знает, что он есть, – ведь на этом построена многовековая школа дзэн, он должен быть!
И вот тут, собственно, начинается та внутренняя работа, которая и ведет к истинной трансформации. В полном отчаянии ученик буквально «рвет себя на части», попирая все догмы, правила и поучения – все, что до этого момента являлось для него ориентирами; все, что удерживало его точку сознания в неподвижности, ибо чувствует, что в том мире, который он воспринимает из этой точки, – ответа нет. Но ведь ответ есть!
Зная это, он совершает поистине фантастическое, но единственно возможное неосознанное усилие – он расширяет границы своего субъективного мира, либо даже рушит их вовсе за счет смещения точки своего сознания.
И – о, чудо! – ответ найден. Но теперь это уже не имеет никакого значения, ибо истинный смысл проводимой работы был не в получении ответа на коан, а в самом процессе его поиска. И мир вокруг меняется самым чудесным образом, так как изменилось – предельно расширилось – сознание, его воспринимающее.
И теперь нет смысла блуждать в трехмерном лабиринте бывших проблем, совершенное усилие позволило вывести сознание в иное измерение и увидеть этот лабиринт сверху, как схему на картинке в детской книжке. (Вам это ничего не напоминает из наших недавних занятий? )
В школе дзэн, для того чтобы разрушить свои внутренние барьеры, предлагаются задачи достаточно искусственного, даже абстрактного характера. Ведь коан – это всего лишь модель тех проблем, с которыми сталкивается любой человек.
Но вовсе не нужно бежать в монастырь и «сдаваться» в ученики для того, чтобы заняться этой прекрасной штукой – дзэном. Мы с вами, живя полнокровной жизнью, и без того сталкиваемся с бесконечным множеством задач. Некоторые даже решаем. Но неприученность к интенсивной жизни, неумение или нежелание (вспомните «Зону комфорта») мобилизовать весь свой творческий Хозяйский потенциал в нужный момент приводят к тому, что человек подменяет реальное решение каким-то суррогатом. Выдумывается даже лозунг – что, дескать, мой способ преодоления препятствий заключается в том, чтобы их обходить.
Но в конечном счете рано или поздно перед человеком встает проблема, отмахнуться от которой или обойти которую он уже не может. Но и решить ее он не в состоянии. И задача эта уже не такого абстрактного характера, как коан, от решения ее порой зависит жизнь и судьба как самого человека, так и близких ему людей.
В конечном счете практически каждому приходится остановиться перед таким «камнем преткновения», пресекающим его путь. И нет смысла сравнивать размеры этих «камней» – у каждого из нас свои резервы прочности, свои пределы гибкости психики. Важно одно – это все тот же «коан» , который теперь вы самивыстроили в своей жизни, обозначив тем самым ее «этапность» и указав на необходимость определенных качественных изменений в своем мировоззрении и сознании.
Если вы оказались в подобной ситуации, то у вас есть только два направления для движения – либо вниз, то есть полностью деструктивный путь, при котором вы не справляетесь с проблемой или отказываетесь ее решать вообще; в этом случае следует резкое понижение уровня жизни и порой необратимые изменения в сознании, часто исключающие возможность восстановления в будущем. Либо вверх – вы справились! – с соответствующими внешними и внутренними изменениями. Но на прежнем уровне удержаться уже невозможно.
Такая кризисная фаза жизни известна давно и хорошо исследована. Очень точно назвал ее «личной Голгофой » Александр Волков. Избежать своей «Голгофы » в течение жизни не удается никому. Чем раньше случается она, тем милостивее Судьба к такому человеку (или он сам к себе ), так как у него остается еще резерв сил для последующего восстановления. Если же такое испытание настигает его «на излете» жизненного потенциала, то оправиться он уже не в состоянии.
Возможно, кому-то из вас уже пришлось пройти через свою «Голгофу», и он хорошо знает, «почем фунт лиха». Но не исключено даже, что кто-то проходит ее именно сейчас… В этом случае очень хочется за вас порадоваться – вы именно там, где должны быть в такой момент.
О чем, собственно, идет речь? И какое отношение все вышесказанное имеет к нашей системе, к нам с вами?
Самое прямое, друзья, самое прямое.
Совсем недавно пересеклись наши пути. Мы знаем, что каждого из вас привели к нам разные причины. Кого-то мучил, не давая покоя, вопрос, заданный некогда Глебом Горбовским:
«Кто я – травинка, растущая в небо,
или дождинка, летящая в грязь?»
Кто-то пытался в Школе волшебников найти решение своих бытовых или финансовых проблем. А для кого-то это был повод просто пообщаться, завести новых знакомых.
Мы не знаем, что у вас получилось… Но мы определенно знаем, что шанс у вас был. Большой шанс. Наша встреча, наши беседы и споры, темы, поднятые нами, и техники, данные вам, и были вашим коаном, вашей «Голгофой», успешность преодоления которой оценить можете лишь вы сами . Возможно, даже не сейчас, а лишь по прошествии какого-то времени.
Ведь Хозяйское состояние остается с вами, ведь СМЕХ продолжает прорастать в вас, ведь вы все больше и больше открываетесь Миру, вас окружающему, становясь едиными с ним, и все чаще радуетесь и наслаждаетесь Жизнью…
Мы отдаем себе отчет в том, что полное приятие основных понятий, вам изложенных, «прорастание» их изнутри – дело непростое и не одномоментное. Когда это произойдет окончательно – вас не станет. Это будут новые – Хозяйские существа, это будут – Очень Человеки.
Пусть даже это произойдет не скоро, пусть вы только слегка прикоснетесь к этим новым качествам, пусть все усвоенное вами здесь будет лишь маленькой капелькой в том сосуде, которым вы все же утолите когда-нибудь свою жажду в Истинной Жизни, – все равно, это здорово! – и наша встреча с вами была не напрасной.
Друзья, мы с вами проделали короткий по временным параметрам, но стремительный путь. Очень емкий по смысловому наполнению и предельно благодатный для вашей творческой самореализации, для утверждения веры в себя, для вашего самоосознания . Давайте вкратце обозрим его, может, слегка предвзятым взглядом, и обозначим наиболее важные этапы.
На самом первом занятии мы имели дерзость заявить о себе, что мы – это часть от единого Целого, этим же Целым и являющаяся. Что мы Со-Творцы, так как качество творить присутствует в нас неизбывно. Что мы – совершенны в своей основе, вот только подзабыли о том немного. А совершенный Творец жив в нас, и имя ему – Хозяин. Эти два утверждения явились отправными для нас, и они же были маяками в тех сложных (только с виду) ситуациях, где, казалось бы, найти логику происходящего, равно как и выход из возникшей проблемы, было невозможно. Но каждый раз выход находился, так как именно он и был входом в нее же.
Хозяин – это та природная гармоничная основа, неизбывно живущая в нас, что была нами некогда позабыта-позаброшена, как старая игрушка с глазами-пуговицами и полинялыми красками. Хоть вообще-то все оказалось наоборот. Именно мы и были куклами, позабывшими о своем Хозяйском могуществе, о своем качестве Творцов.
Уже на первом занятии мы сделали неуверенный, но тем не менее весьма основательный шаг в Хозяйское состояние. Мы впервые рискнули дать свободу той первозданной энергии, что до сих пор томилась в нас, связанная нашими кукольными знаниями о себе. Мы позволили себе объединиться с ней, не испугавшись ее видимой проблемности.
И с удивлением и недоверием затем наблюдали, как эти незамысловатые, казалось бы, действия сразу же начинали «работать», ощутимо гармонизируя нашу жизнь и «помогая» решать текущие задачи.
Мы сумели увидеть себя со стороны в гротескном «чучельном» обличии, что помогло нам в таком же «кукольном» и несерьезном виде увидеть все свои неприятности и невзгоды. И впервые в «отвратительной» проблеме мы смогли узнать и ощутить свою частицу, свою «детку» энергетическую и позволили себе с ней объединиться, возвращая свободу ей и жизненную силу себе.
По детской привычке верить в чудеса мы, почти инстинктивно еще, пытались вначале связать получаемые результаты с тем, что было не очень понятно нам, – со смешными образами и забавными играми, в которых мы охотно принимаем участие, отмахиваясь при этом от все более настойчиво предлагаемых системных объяснений, от прозвучавшей изначально, еще на первом занятии, концепции, лежащей в основе всего этого, смутно ощущая исходящую от этих знаний опасность для нас. Для нас прежних – «кукольных». Мы ощущали, что если придется всерьез принять все говоренное нам, согласиться с этим – то что-то должно произойти, что-то непременно должно случиться с нами. А зачем нам это? Ведь можно просто: порешать проблемки – и все как прежде. До следующего раза. Помните: «Сделал доброе дело – и в кусты …»
Мы приняли такие понятия, как «неадекватность », «возврат в детство », «день неадекватности », но уже немного поднапрягшись. Действительно, не так уж сложно – напялить на себя дурацкий колпак и проторчать с ним на голове пару часов в закрытом помещении, в окружении таких же «временных придурков»; но совсем другое дело – начинать перестраивать всю свою жизнь в таком же «дурацком» ключе. Но – чего уж там, попробовать можно, слегка так, от нечего делать, ведь когда-то и мы об острых ощущениях тосковали… Удивительно, правда, что рядом кто-то взахлеб рассказывает, сколь многое в его жизни от этого меняться стало… Ну, кто знает, кто знает…
И вот наконец – внутренний смех… Да, это уже где-то за пределами «нормы» – смеяться в одиночестве и украдкой от всех. Надо, видимо, чтоб очень уж болело, чтобы позволить «такому» в себе происходить. И уж совершенно вдруг – вот эта, ну просто лавина какая-то, результатов после. И что-то внутри со страшным скрипом начинает сдвигаться. И все больше вчитываешься в распечатки, пытаясь разобраться, а что же действительно происходит? И, наконец, впервые позволяешь себе всерьез задуматься: а вдруг? а может действительно? ну, ма-а-аленький совсем я, но – Со-Творец все же?..
Это переломная точка в системе. Здесь происходит определенный отсев. У некоторых «Зона комфорта» из подсознания начинает посылать сигнал: «Опасно… Опасно… Прежним уже не останешься …», немедленно возникает любая мотивация на уровне сознания – и человек «спасает» себя. Своим привычным к бегству прошлым…
«Сказали мне, что эта дорога приведет меня к Океану Смерти, и я на полпути повернул обратно. С тех пор все тянутся передо мною кривые глухие окольные тропы…» Это то ли Стругацкие, то ли – японское что-то…
Вот здесь как раз и начинает проклевываться и прорастать тот маленький росточек из зернышка, заброшенного еще на первом занятии. Мы – Творцы, а Мир – Един… Сто раз слышано, но если позволить раз всего согласиться, в себе ощутить – то понимать это начинаешь не просто головой, а другим местом… Нет-нет, не тем, о котором вы сразу же подумали, хотя, конечно, у кого как, ведь и там тоже два полушария имеются, но мы вообще-то спинной мозг с его древнейшим сознанием имели в виду…
А дальше возникает иная проблема – оказывается, все это еще делать необходимо. Надо отрабатывать, надо смеяться, надо «открывать» свое сердце и радоваться своей «беременности» проблемой, надо «сворачивать время вместе с пространством», а еще надо «якаться». Хорошо еще, когда вот с этим милым человеком или с этой березкой, но ведь – и с бомжом грязным, и с окурком в луже. Его я что, тоже из себя создал? Да, непростое это дело, оказывается, – волшебником-то быть…
Если сложно выполнять строго регламентированные, но вполне понятные действия – стоять так, говорить этак, смеяться способом номер два… То что уж говорить о предложении проводить непрерывную работу по «охоте на самого себя», о необходимости быть осознанным в каждый момент своей повседневности, о безоценочном участии в любой игре в выбор, подвергающейся обычно строгому анализу и сопровождающейся массой эмоций…
Н-да-а… сложновато, что и говорить… Особенно если только говорить .
Если же, используя несложные техники, играть и делать, то, оказывается, все достаточно просто, а главное – весьма интересно и увлекательно. И ловишь себя в какой-то момент на том, что жизнь, такая обыденная обычно, действительно понемногу превращается в увлекательнейшее приключение.
И уже слегка снисходительно смотришь на тех, кто все никак не может осознать: почему именно их удача обходит стороной? – понимая, что в чем-то они обманывают себя, в чем-то просто жалеют. Поддаваясь иллюзии, то есть всего лишь видимости создания нового в своей жизни, они трепетно хранят себя прежними и остаются в пределах все той же пресловутой и коварной «Зоны комфорта».
Приходит понимание, что на «раздаче волшебных палочек» тебя на самом деле не обделили, не обошли стороной, как показалось было вначале, но искать эту палочку следует все же не в куче рождественских подарков, а внутри себя, и сделана она из тебя, и выглядит так же, как ты сам.
И в какой-то момент замечаешь, что уже как нечто должное воспринимаешь предложение более престижной работы, возвратившийся после долгой разлуки долг, уважаемую болячку, приказавшую долго жить, встречу (конечно же – случайную…) с человеком, которого давно хотел увидеть. Замечаешь, что откуда-то появляется в твоем окружении все больше улыбающихся и смеющихся людей и все меньше – лиц хмурых; все больше поводов для смеха и просто для улыбок и все меньше для их отсутствия. «Нет повода не засмеяться …» – понимаешь вдруг с удивлением.
А мир как-то странно преображается. Все те же хорошо знакомые улицы неожиданно привлекают чем-то новым, ранее в них не замечаемым, как-то по-другому солнце всходить начинает, да и заходит как-то иначе… Чувствуешь, что во всем этом чего-то прежнего меньше стало и чего-то нового – больше. И понимаешь, что все меньше серьезных мыслей и анализа, а все больше ощущений и радости.
И все смелее идешь навстречу этому новому состоянию – непрерывной радости бытия, радости сопричастности со всем Миром и, широко распахнув руки, открываешь всего себя, открываешь свое сердце, сливаясь с тем, с чем быть единым никогда и не прекращал, но – забывал, забывал, забывал об этом…
* * *
На данном этапе очень полезно задать себе вопрос, предложенный некогда Игорем Калинаускасом, и честно попытаться ответить на него:
– Я живу жизнь , – спросите себя, – или жизнь все еще живет меня ?
Кто кем пользуется? Обретена ли искомая свобода? От болезней? От безденежья? От стереотипов поведения? От личных драм? Вообще – от проблем?
Не заблудились ли вы в массе того нового и непривычного, что обрушили мы на ваши бедные головы? Не потеряли ли вы «за деревьями леса »? Не утонула ли в нашем многословии та гармоничная красота и пронзительная простота предложенной вам схемы взаимоотношений Человека и Вселенной, Человека и Бога?
Давайте-ка напоследок еще разочек кратко сформулируем то, что легло в основу нашей школы и по сути сформировало ее концепцию. Давайте бегло обозначим, что именно было явлено в этот мир через нас, создав возможность совершенно нового подхода к таким «заезженным» понятиям, как «Цельность », «Причина », «Проблема », и ко всему, им сопутствующему.
Итак: в нашем мире главенствует один закон – Закон Цельности и Единства. Причиной любой проблемы является нарушение этого закона. Проблема всегда проявляется в нашей жизни деструктивными ощущениями, основу которых непременно будут составлять неприятие и несогласие . Любое несогласие (то есть разделение ) определено нашим менталом, а точнее – теми программами, что были в него некогда имплантированы.
При этом возникает привычный соблазн: провести «разъяснительно-воспитательную» работу с менталом, указать ему на «допущенные ошибки» и поискать причину, их вызвавшую. Но стремление к этому является всего лишь провокацией самого ментала, направленной на его самосохранение. Поэтому мы никогда не занимаемся менталом! Мы не занимаемся ни предварительным анализом, ни поисками «кармической причины проблемы ». А зачем? Ведь причина всегда одна – утрата Цельности и Единства. В рамках нашей школы мы всегда предлагаем проводить всю работу только с ощущениями . Ментальные программы при этом выключаются сами по себе.
Смысл всех предлагаемых технологий («Внутренний смех », работа с образами , «Я-кательная » техника, технология СВП и пр.) – достижение согласия с испытываемыми ощущениями, и через их приятие – восстановление означенной Цельности и Единства.
О технике «Внутреннего смеха» хочется сказать нес