Смех как инструмент сверхсознания
Сильная душа, сознающая свой бессмертный материал и неисчерпаемый океан своих вечно текущих энергий… по ту сторону мысли слышит детский смех…
Шри Ауробиндо
– Не слушай тот поверхностный голос, который заставляет тебя злиться, – требовал дон Хуан. – Вслушивайся в глубинный голос, который будет направлять тебя, начиная с этого момента, – тот голос, что смеется. Вслушайся в него! И смейся вместе с ним. Смейся! Смейся!
К. Кастанеда. «Активная сторона бесконечности»
В реанимации врач спрашивает у пациента с торчащим из спины топором:
– Вам очень больно?
– Да нет, только когда смеюсь.
Анекдот
Человек, как дитя Природы, как создание Божье, щедро наделен целым рядом свойств, способностей и механизмов, об истинном назначении которых он либо не подозревает вообще, либо только начинает постигать их скрытый смысл, робко и неуклюже используя лишь верхний слой их непроявленных возможностей.
Так, например, наша, казалось бы, вполне заурядная способность издавать звуки, при соответствующем ее использовании, открывает доступ не только к управлению психосоматикой организма, но даже к ощутимому влиянию на внешние физические процессы. Произнося определенные звуки, пропевая их сочетания, можно, скажем, остановить кровь, улучшить зрение или вылечить сердце, зажечь огонь, изменить физические характеристики воды и даже активизировать свой Божественный потенциал. На этом основана вся Мантра-йога , этим же во многом определяется трансформирующая сила канонических молитв и народных заговоров.
Оказывается, что даже в таком естественном и, казалось бы, незамысловатом процессе, как дыхание, заложена, тем не менее, возможность к глубочайшей трансформации человека, совершенствованию его физики и энергетики, а главное – к пробуждению его духовного начала. Подробно этот вопрос исследуется в йоге, хоть сама возможность издавна используется во многих оккультных и религиозных школах, даже в христианстве.
К сходным состояниям приводит умение управлять своим вниманием и способность к его концентрации на тех или иных важных центрах, скажем, на пресловутом «третьем глазе » или на области копчика – хранилище Кундалини , некой космической «змеиной силы ».
Стоит также упомянуть, что все органы и центры человеческого организма имеют странное соответствие определенным точкам и зонам, сконцентрированным в самых неожиданных местах: на ладонях, на подошвах, на скальпе, на радужке глаза, на ушных раковинах, на лице и даже на поверхности языка. Состояние этих точек отражает состояние всего организма, и через воздействие на них возможно вносить коррективы в его работу.
То есть выясняется, что существует возможность через вполне конкретные, хоть и весьма специфические манипуляции с психикой или физическим телом вскрывать и пробуждать в человеке целый ряд удивительных и традиционно не свойственных ему способностей и состояний, обычно называемых «сидхами » (чудесными способностями).
И сам по себе напрашивается вывод, что в нас присутствуют заложенные как бы впрок и до поры до времени спящие механизмы, через которые возможен доступ к непроявленному потенциалу Хозяйской творческой энергии и возможности стремительной духовной Эволюции . Причем было бы весьма неразумно, да что там – попросту неуважительно к воле Богов и Вселенной, именно так все задумавших, не попытаться этот потенциал реализовать.
К настоящему времени одним из таких механизмов, причем самым известным, хоть и наименее изученным, самым перспективным, но наименее серьезным, самым доступным, но наименее используемым, самым объединяющим и Божественным, но почему-то «отлученным» от канонической церкви, – представляется СМЕХ.
А техникой, и пока единственной, позволяющей сознательно использовать это малоуправляемое и достаточно спонтанное качество нашего сознания, – является «внутренний смех ».
Продолжая наше исследование, хотелось бы обратить внимание вот на что.
Мы уже говорили, что смех начисто отсутствует у животных. Но, как это ни странно, смех часто отсутствует и у людей. У людей с очень молодыми душами и привязками к грубым физическим ощущениям. То, что они называют «смехом», – всего лишь насмешка, сарказм, «скалозубие» и истинным смехом не является.
При таком «смехе» активно работает ментал, происходит оценка, и возникает осуждение, чем «подпитывается» программа собственной значимости. И как результат – провоцируется разрушение как на внутреннем, так и на внешних планах.
Это даже не нижний уровень смеха, это – «антисмех», это смех как бы в «минус-фазе». Такой «смех» действительно приближает «смеющегося» к тому, что в рамках религий зовется Дьяволом. Именно этот негативный аспект мнимого смеха и осуждается в православии.
Он столь же неприемлем и неприятен как в быту, так и в широком социуме. Он порождает цинизм, пошлость и нетерпимость. И лишь по ошибке, из-за скудности языка нашего он также зовется «смехом».
В отношении же смеха истинного в писании сказано следующее: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости » (Притчи).
Хотя нужно сказать, что в какой-то степени опасения отцов канонической церкви не совсем беспочвенны и являются вполне закономерной реакцией на отголоски «полуживотной древности человеческой », еще живущей в нас.
Есть мнение, что многие психические болезни, деструктивные программы и странные наклонности как бы воспроизводят первобытные инстинкты наших предков и отражают особенности их «дикой» психики.
То есть оказывается, что в глубинах нашего сознания все еще живет некий дикий «палеантроп », оказывающий на нас ощутимое влияние и подчиняющий своей воле. Прав был Евгений Евтушенко:
…Я с каплей крови
при порезе пальца
роняю из себя неандертальца,
и он мне шепчет,
скрытый в тайном гене:
«Не лучше, если б мы остались в пене?»
Вот и выходит, что наше подсознание буквально одержимо некой древней сущностью и во многом подчинено ей. Именно эту животную и, можно даже сказать, «сатанинскую» особенность обнажает у некоторых людей присущий им «смех» – все осуждающая насмешка.
Но не стоит пугаться сказанного, суетиться и бегать в поисках экзорциста – специалиста по изгнанию «бесов». Древние люди, так же как и животные, не могли смеяться. А вы можете. И теперь у вас есть исключительная возможность уйти от этой древнейшей зависимости, «разрядив» в себе нереализованные инстинкты «своего неандертальца».
Разработано множество приемов и способов для «проникновения» в подсознание. И достаточно «жестких», наподобие классического гипноза и психофизиологического кодирования, и весьма «мягких», таких как методики Луизы Хей и Хосе Сильвы, как НЛП и суггестивная лингвистика. Однако не вызывает сомнений их искусственность, и поэтому нам гарантирована негативная реакция подсознания на насильственное вторжение в «святая святых».
Но ведь существует естественный, безопасный и, что самое главное, – очень эффективный и доступный всем способ вхождения в контакт с подсознанием.
Раджниш по этому поводу говорил: «Когда вы действительно смеетесь, внезапно ум исчезает… Смех – это одна из самых красивых дверей, чтобы попасть в „не-ум“ ».
Зачем мы стремимся попасть в подсознание? Ну уж точно не для того, чтобы ввести туда дополнительные записи, пусть даже такого характера: «Я – гений …» Глупо кодировать себя на то, чем мы уже являемся, да и вообще любое кодирование по своей сути нелепо и разрушительно.
Мы вскрываем смехом подсознание с одной только целью – освободить его от присутствующего в нем «шлака» ненужных, искусственных программ. И разрядить их смехом же.
Это очень важно. Появившиеся в последнее время исследования говорят о бесперспективности попыток посредством лишь словесной терапии воздействовать на программы, которые глубоко «растворены» в нашем теле. Психотерапевты работают лишь с верхним слоем записей, а в случаях программ, присутствующих на уровне клеток, эффективность их работы стремительно падает. И требуются уже более серьезные мероприятия, которые, однако, классическая психиатрия не признает.
В рамках нашей школы мы используем для этого удивительно эффективный «внутренний смех». Практикуя его, мы предельно ослабляем доминирование ментала над нами. Сложная машина мыслей как бы останавливается…
Но странное дело – глупей от этого мы почему-то не становимся. Скорее напротив– смех, выключая искусственные программы, позволяет обрести истинную разумность, так как именно в таком «нементальном» состоянии, через ощущения, приходит понимание того, какую значительную часть жизненной энергии эти программы «стягивали» на себя. Зато теперь вся освобожденная смехом энергия непрерывно утверждает нас в новом качестве, наполняет оптимизмом и желанием жить.
Хаоса мыслей нет – несколько непривычно, но насколько ярче и красочнее становятся ощущения! Осознание всего делается более отчетливым и позволяет глубже и убедительнее ощутить все, ранее казавшееся спорным и зыбким.
В таком состоянии длящегося внутреннего смеха и ментального затишья возможно даже читать, хоть при этом не происходит считывания по одному слову, как прежде. Мы воспринимаем уже некий информационный поток, словесно не обусловленный. Тот, кто занимался техниками скорочтения и специально тренировался в выключении внутреннего проговаривания , хорошо понимает, о чем идет речь.
Но все же главное, что при этом словно выключаются ментальные программы . В таком состоянии исчезают и становятся прозрачными границы пресловутой «зоны комфорта ». Вы «депрограммируетесь » как компьютер и становитесь реально свободными.
Таким вот «смешным » способом решается задача фантастической емкости и сложности. Очень просто решается. Приятно, что все вышесказанное весьма легко проверить. Отследите любую включившуюся в вас программу: лень, страх, искусственно вызванное сексуальное возбуждение, желание закурить, недовольство чем-либо, беспокойство, желание выпить, расслабиться у телевизора или съесть что-нибудь сладкое – включите смех и отслеживайте изменение своих состояний.
Не надо слушать ничьих советов, не стоит верить никому и ничему, в том числе и этому тексту, – просто смейтесь и прислушивайтесь к себе, но будьте при этом честны. Не допускайте ни малейшего внутреннего насилия над собой – вы готовы принять все, любые ощущения, вы лишь честно отслеживаете: что же у вас там внутри происходит?
А там сплошной веселый звон – это «лопаются и бьются стеклянно-прозрачные», невидимые вами ранее программы. И вы обретаете все большую свободу в поступках, чувствах, поведении.
И с удивлением отмечаете, сколь многое, ранее казавшееся нормальным и единственно возможным, в действительности оказывается нелепой и коварной программой.
И уже с большим пониманием читаете у Оскара Уайльда: «Ничто так не мешает роману, как чувство юмора у женщины и его отсутствие у мужчины ».
И у Бернарда Шоу: «Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от желания вас повесить ».
И даже (кто бы мог подумать?) у Махатмы Ганди: «Не будь у меня чувства юмора, я бы давно покончил с собой ».
И уже лучше понимаете Вольтера, сказавшего: «Что сделалось смешным, не может быть опасным ».
И улыбаетесь вместе с Ежи Лецем: «Максимальным чувством юмора обладают умершие: они смеются надо всем ».
Эрик Берн в книге «Люди, которые играют в игры », описывая типичный сценарий поведения мошенника, делает следующее замечание: «Опытные мошенники опасаются людей, которые смеются, обнаружив, что их обманули ». Почему? Потому что смеющийся человек перестает быть жертвой. Во всем. И это – главное.
Социум, в котором мы пребываем, уже давно перестал быть отражением нашей сути. Его интересуют лишь наши кукольные обличья. Он стал матрицей , тупо подгоняющей все свои элементы (то бишь нас) под некие усредненные, абсолютно нереальные и выгодные лишь одному ему стандарты.
Это своего рода Прокруст, пытающийся уложить в свою кровать-эталон достойного ее «идеальных размеров ». Но, увы, всех приходится «немного подравнивать » – кому ноги укоротить, а кого, напротив, растянуть почти вдвое.
Обратите внимание – любой тоталитарный режим серьезен. Любой: фашизм, социализм, религиозный фанатизм… При социализме была возможна лишь сатира, то есть высмеивание. При фашизме – и того меньше. Почему так?
Вернон Вульф, создатель Холодинамики, писал: «Когда люди становятся серьезными, они отдаляются от целостной динамики, уходят в линейное (кукольное) мышление. Серьезность уже подразумевает готовность забыть (о цельности)».
Раджниш по этому поводу говорил: «Серьезность – это просто болезнь души, и только больные душой могут обращаться в рабов ».
Смех же по своей природе разрушителен и губителен для всего, что остановилось в своем движении, закостенело в развитии. Смех – это сила обновления и движения .
Поэтому юмор и смех всегда активизируются и выходят на первый план в периоды социальных изменений, мощных внутренних общественных подвижек. Но смех всегда стихиен и, следовательно, малоуправляем. Социум в попытках самосохранения, понимая, что впрямую ему с этим качеством не справиться, поступает коварнее и хитрее – он огрубляет и опошляет смех, вновь низводя его до уровня примитивной и безопасной для него насмешки. Вот почему, кстати, такие качества, как пошлость и грубая безвкусица, столь же характерны для переходных периодов.
Вывод из всего вышесказанного прост: смех есть созидание через разрушение грубых, разъединяющих оболочек ментала, «дробящих» целостный Мир на отдельные фрагменты. Созидание Целого через объединение его элементов, освобожденных от разрушительных программ.
* * *
Умение с улыбкой воспринять себя и события, в которых вы участвуете, то есть сохранить чувство юмора в любой ситуации, возможно лишь при одном условии: способности увидеть « со стороны» как себя, так и все происходящее с вами.
В любых стрессовых, драматических ситуациях вам может помочь следующая, пока еще чисто логическая схема: данная ситуация смоделирована вами же, как духовным существом , еще до рождения, и испытание в виде некой проблемы, которое вы проходите сейчас, – это ваш выбор , сделанный еще до вашего «вочеловечивания » и совершенно необходимый для дальнейшего духовного роста.
По условиям игры, которые вы приняли до воплощения в физическом теле, память об этом вами утрачена . И только поэтому все свои невзгоды и беды вы воспринимаете с недоумением и обидой, как незаслуженное наказание непонятно за что, иногда бунтуя и не соглашаясь с ними, а иногда покорно и обреченно «влача свой жалкий жребий», но и в том, и в другом случае не выполняя изначальной задачи, поставленной перед собой же.
А она очень проста и заключается лишь в необходимости восстановления утраченной цельности через согласие и приятие любой ситуации, через приятие абсолютно всех ощущений, сопутствующих этой ситуации.
Какое бы внешнее выражение ни имели события вокруг – Хозяин всегда и в вас, и в вашем окружении Един , а значит – вы непрерывно взаимодействуете лишь сами с собой, все вокруг – это и есть вы . Даже если в данный момент вы , но уже в чьем-то внешне отличном от вас обличии, как-то и обижаете себя же. Осознание этого приводит к ненужности дальнейшего испытания, и события гармонизируются .
Но для подобного восприятия себя и ситуации, для того, чтобы ментальная логика сменилась вызывающими доверие ощущениями, совершенно необходим некий внешний взгляд, необходима возможность наблюдения себя со стороны . Для начала – хотя бы в стрессовых ситуациях. Но в идеале – непрерывно.
Такую возможность мы обретаем, вскрыв и использовав еще один, более тонкий и более тотальный способ внутреннего смеха.
Хочется сразу предупредить, что подходить к этому уровню смеха следует, лишь хорошо освоив и наработав до естественности предыдущие два. В противном случае вы можете просто не ощутить ничего! И вряд ли сумеете оценить то новое, что вам предлагается ввести в свое существование.
То, что вам будет предложено, внешне будет мало отличаться от предыдущих техник смеха. Но это лишь на первый взгляд. И истинную ценность вашего нового приобретения вы, возможно, сразу и не разглядите. Но это только поначалу.
Так, уже очень скоро вы отчетливо ощутите, как что-то в вас меняется качественно и тотально… Что вы – в чем-то и не вы уже, но становиться вновь беспомощным и от всего зависимым вы вряд ли теперь захотите.
Итак, вам предлагается новый уровень смеха, при котором вы смех как бы… подселяете к себе, предлагая ему теперь всегда быть на страже вашей целостности с собой и с Миром, причем не только напоминая о Хозяйском статусе, но более того – непрерывно вас в нем утверждая.
Вам предлагается стать смехом . Вам предлагается вспомнить свою изначальную Вселенскую Божественную гармонику, позабытую и утерянную некогда. Вам предлагается ощутить себя первозданной вибрацией того самого слова, что было изначально … Вам предлагается сейчас сделать первый смелый шаг к этому.
И этот шаг выглядит до смешного просто.