Организация защиты дипломных проектов
Заключительным этапом дипломного проектирования является публичная защита результатов проделанной работы. Защита проекта проводится в форме устного доклада на заседании ГАК.
Основное назначение данного этапа сводится к оценке достигнутого уровня качества дипломного проекта со стороны рецензента и ГАК.
После допуска к защите заведующий выпускающей кафедрой направляет дипломный проект на рецензию. Состав рецензентов дипломных проектов определяется выпускающей кафедрой и по представлению заведующего кафедрой утверждается ректором. В качестве рецензентов могут привлекаться высококвалифицированные специалисты основного предприятия, других предприятий города, а также преподаватели СФТИ НИЯУ «МИФИ», если они не работают на выпускающей кафедре.
Рецензент представляет письменную рецензию (см. приложение В), в которой дается оценка актуальности темы, научно-технического уровня выполнения проекта, уровня теоретической подготовки и системы использования теоретических знаний, основных результатов, достигнутых при проектировании, качества оформления расчетно-пояснительной записки и графического материала.
В рецензии требуется перечислить в виде отдельных пунктов недостатки проекта, выставить оценку и сделать вывод о возможности присвоения дипломнику квалификации инженера. Объем рецензии должен быть не более двух страниц машинописного текста. Желательно присутствие рецензента на заседании ГАК, где он может сделать устное выступление. Рецензия должна быть заверена печатью по месту работы рецензента.
ПОСЛЕ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ НИКАКИХ ИСПРАВЛЕНИЙ В ПРОЕКТЕ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.
Даты официальных защит дипломных проектов на заседании ГАК назначаются заведующим выпускающей кафедры в соответствии с графиком.
Студент-дипломник обязан представить на защиту ПОЯСНИТЕЛЬНУЮ ЗАПИСКУ, ГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (ЧЕРТЕЖИ, ПЛАКАТЫ, СХЕМЫ) ОТЗЫВ, РЕЦЕНЗИЮ, а при необходимости и дополнительные материалы, такие как, макеты, образцы изделий, приспособлений, и т.п.
До начала заседания и в перерывах между защитами студенты прикрепляют свои чертежи к стойкам и выставляют их перед членами ГАК.
Чертежи на стойках должны быть пронумерованы, в соответствии с последовательностью изложения доклада. Номера чертежей рекомендуется выполнять черной тушью на листах ватмана размером 100х100 мм и прикреплять в правом верхнем углу чертежа.
Защита дипломных проектов проводится на открытом заседании ГАК с участием не менее двух третей состава комиссии. Продолжительность защиты одного проекта не должна превышать 45 минут.
Для защиты дипломного проекта дипломник должен подготовить доклад, примерно, на 15 минут, в котором необходимо сообщить суть проделанной работы, кратко изложить принципиальные решения, принятые в проекте, и сделать выводы по работе.
Первое и самое главное, с чего обычно начинается подготовка к защите дипломного проекта — это работа над выступлением по полученным результатам в форме доклада, призванного раскрыть существо, теоретическое и практическое значение результатов проведенной работы.
Выступление дипломника с устным докладом во многом определяет оценку проделанной работы. Поэтому подготовке к докладу необходимо уделить должное внимание. Успех выступления будет гарантирован, если вооружиться некоторыми приемами публичных ораторов.
Известно, что результат любой деятельности зависит от правильно поставленной цели. В нашем случае цель устного доклада проста — убедить аудиторию в том, что вы созрели для дальнейшей профессиональной деятельности, имеете достаточный багаж теоретических знаний, полученных за годы обучения в вузе, а также можете самостоятельно решать поставленные перед Вами задачи. Поэтому, показав себя в ходе выступления как грамотного специалиста, можно уверенно рассчитывать на положительную оценку.
Устный доклад, необходимо строить по законам композиции. По этим законам построено, например, любое музыкальное или литературное произведение. Композиция состоит из следующих частей:
1. Вступление (увертюра, завязка и т.п.) – примерно 20% общего объема произведения;
2. Основная часть (развитие темы) – 60 %;
3. Заключение (финал, развязка) – 20 %
В конце второй части, непосредственно перед заключением всегда находится кульминация. Кульминация Вашего доклада должна вплотную подвести слушателей к заключительной части, где прозвучат основные выводы. То есть, в конце основной части необходимо высветить все преимущества, плюсы, выигрышные стороны Вашего проекта или разработки, а в заключении – кратко и четко сформулировать все то, что окончательно убедит аудиторию в достижении цели дипломного проектирования.
Примерная структура доклада и бюджет времени могут быть рекомендованы следующими:
- указывается тема проекта, ее актуальность и исходные данные для проектирования (не более 1 минуты);
- дается краткий анализ существующих методов решения данной проблемы с указанием преимуществ и недостатков, обосновывается выбранный путь решения этой проблемы в проекте, указывается задача дипломного проектирования (не более 2 минут);
- основная часть дипломного проекта должна быть освещена так, чтобы подчеркнуть самостоятельное творчество дипломника, новизну проекта, выделить, что модернизировано и усовершенствовано в проекте. Особый акцент следует сделать на элементах САПР, расчетах и моделировании с помощью ЭВМ, автоматизации и механизации (не более 8 минут);
- по организационно-экономической части необходимо выделить то, что было задано для расчета, и отметить экономическую эффективность разработки (не более 2 минут);
- по разделу «Безопасность и экологичность» должны быть указаны принятые меры по обеспечению безопасности работы с данным объектом (не более 1 минуты);
- заключение и выводы о проделанной работе и преимуществах системы, устройства или процесса, разработанных в проекте (не более 1 минуты).
Бесспорно, что любое выступление всегда волнительно, тем более, публичная защита дипломного проекта. Что же такое волнение? Волнение – это всего лишь комплекс биохимических реакций, характеризующийся выбросом адреналина в кровь. Доказано, что избыток адреналина улучшает реакцию, кровоснабжение (в том числе коры головного мозга), появляется «блеск в глазах» (увлажнение слизистой глаза), румянец на щеках и так далее. Поэтому легкое волнение это как раз то, что необходимо блестящему оратору, чтобы произвести неизгладимое впечатление! Это та энергия, которая передается слушателям, приковывает их внимание, делает выступление интересным и запоминающимся. Адреналин – наш союзник!
Но как быть с ИЗБЫТОЧНЫМ, парализующим волнением. Адреналина в нашу кровь поступает слишком много. Это потому, что некоторые боятся публичного выступления больше всего. Поэтому организм и вырабатывает адреналина слишком много. Таким образом, одна из главных задач при подготовке к защите – снизить субъективную значимость предстоящего выступления и снять первобытный страх перед мнимой угрозой.
Примем как факт, что от волнения избавиться невозможно, да и не нужно. Не стоит принимать успокоительное. Оно ухудшает реакцию и делает работу мозга вялой. Темп Вашей речи будет неприемлемым. Энергетика выступления может упасть до нуля и даже ниже. Волноваться, может, Вы и будете меньше, но эффект выступления от этого только пострадает. Напомним, что Вам необходимо произвести на слушателей впечатление уверенного человека, хорошо разбирающегося в своей специальности.
Есть несколько упражнений, позволяющих избавиться от излишнего волнения непосредственно перед выступлением:
1. Сидя в ожидании, пока Вас объявят, опустите руки и расслабьте их. Представьте, что они стали настолько длинными, что уперлись в пол ... Теперь то напряжение, которое Вы испытываете, направьте по рукам в землю. Почувствуйте, как оно уходит.
2. Поболтайте кистями, подвигайте в воздухе пальцами, разомните руки. Вы и сами много раз делали это интуитивно. Врачи и психологи подтверждают, что гимнастика кистей рук позволяет не только снизить парализующий эффект волнения, но и стимулирует работу речевого аппарата, повышает сообразительность и красноречие.
3. Пройдитесь быстрым шагом, помашите руками.
4. Вообразите, будто бы сидите в пальто и чувствуете его тяжесть на своих плечах. Вспомните, как ведет себя наше тело, когда мы боимся. Мы наклоняем голову вперед и поднимаем плечи, будто готовимся к подзатыльнику. Поскольку связь мозга и мышц тела носит двусторонний характер, мы, воздействуя на тело, меняем и свои эмоции. Опустите плечи, поднимите подбородок, выпрямите спину. У Вас должна быть осанка спокойного и уверенного в себе человека.
5. Подвигайте челюстью взад-вперед.
6. Подышите глубоко с выпячиванием и втягиванием живота.
ВАЖНО – всегда делайте одни и те же упражнения одинаковое количество раз.
Причиной «стартовой лихорадки» в большинстве случаев является недостаток уверенности в себе. Это опасение оказаться несостоятельным и не получить признания большинства. Следствием является психический стресс и нервный срыв. Чтобы этого не произошло:
1. Мы готовимся к речи основательно, насколько это возможно.
2. Во время пробной речи полностью ставим себя в реальную ситуацию. Для этого и организуется предварительная защита. Почти всегда при предварительной защите кроме преподавателей выпускающей кафедры присутствуют Ваши однокашники, друзья. Когда видишь перед собой людей, которым доверяешь, то чувствуешь себя увереннее.
3. Перед началом речи снимаем напряжение. Полезно позволить себе немного праздности.
4. Можно использовать занятия, действующие, как отдых. Не забывайте прогулки. Накануне нужно хорошо отдохнуть, на некоторое время «отключиться» от предстоящей защиты, выспаться.
5. Непосредственно перед выступлением есть надо мало, алкоголя не нужно совсем. Сделайте двадцать глубоких вдохов.
6. Перед началом речи говорим подчеркнуто медленно и спокойно.
Что означает «говорим подчеркнуто медленно и спокойно»? Как правило, субъективное время выступающего и слушающего не совпадает. У выступающего во время выступления все процессы в организме идут быстрее и Ваша речь для Вас – нормальна. Публике же кажется, что вы тараторите. А это читается аудиторией, как признак неуверенности и желания поскорее избавиться от этого «кошмара». Если же некоторое время (примерно час) перед выступлением Вы будете говорить медленно и спокойно, то под действием этого эталона субъективное время выровнится.
Неадекватная «стартовая лихорадка» – совершенно нормальная промежуточная стадия для любого выступающего. И главное: старайтесь избегать мыслей о том, что Вас будут оценивать. Вы идете к публике, чтобы рассказать о проделанной работе, доложить о полученных результатах, поделиться интересной информацией, и, наконец, принять участие в дискуссии, отвечая на возникшие у слушателей вопросы. Хозяин зала на все время выступления – Вы! Вы будете рассказывать, а Вас будут внимательно слушать.
С этим тезисом смыкается еще одно упражнение, которое называется «Кто в клетке»? Просто поймите, что не на Вас пришли смотреть зрители, как в зоопарк, а Вы идете смотреть, как они себя будут вести. Напоминайте себе об этом в ходе всего выступления. Наблюдайте за присутствующими, подмечайте забавные моменты.
Вообще, ощущение того, что твои слова нужны людям и тебе есть, что сказать, снимает многие барьеры перед выступлением. Чтобы их преодолеть, сосредоточьтесь на своем ощущении и скажите вслух: «Я знаю то, чего не знают слушатели. Я хочу им об этом рассказать. И они хотят это услышать от меня!»
У выступающего конечное количество энергии. Часть ее он расходует на поддержание жизнедеятельности организма. Часть – на базовую деятельность головного мозга. Это неизменные показатели. Остальное немногое – на то, чтобы донести до аудитории главную мысль выступления. Если же выступающий часть и этого совсем небольшого остатка станет тратить на то, чтобы оценивать себя со стороны и переживать, как это смотрится – полноценного выступления может не состояться. Сосредоточьтесь на главном: на достижении ЦЕЛИ Вашего публичного выступления. И ни в коем случае не нужно переоценивать важность происходящего. Главный тезис любого выходящего на сцену: «Все это ничто по сравнению с мировой революцией». А если учесть, что и мировая революция в масштабах Вселенной – ничто… Если Вы это поймете и прочувствуете, остальное будет гораздо проще. И веселее.
Важно сказать о дыхании. Оно должно быть поверхностным. Набирать воздуха в легкие нужно совсем немного и очень коротким вдохом. И не делать нового вдоха, пока не выйдет прежний. В воздухе Земли находится в 5 раз больше кислорода, чем необходимо человеческому организму. Что нам дает глубокое дыхание? Перенасыщение крови кислородом, увеличение скорости реакции окисления, головокружение, усиленное сердцебиение, покраснение, потение, путаность мыслей, смущение и прочее негативное для выступления. Дышите спокойно, так как вы привыкли это делать обычно. Делайте паузы. Следите за этим. Главное спокойствие и уверенность в себе и в том, что вы говорите.
Доказано, что человек забывает примерно 90% того, что он слышит, 60% того, что он видит, и лишь 10% того, что делает. Как использовать это применительно к подготовке доклада? Очень просто. Для того чтобы Ваше выступление было положительно воспринято аудиторией, нужно вовлечь слушателей в происходящее, то есть в Ваш доклад, а также максимально использовать визуальные средства.
Что предпринимает профессиональный оратор, чтобы вовлечь зал в то, что он делает?
1 Он задает вопросы залу.
2 Он, как бы ошибаясь, просит его поправить.
3 Он просит поднять руки тех, кто… имеет ученую степень или звание, подписан на деловые издания, занимается спортом (зависит от темы выступления). При этом он тоже поднимает руку, показывая пример реагирования, чтобы сработала цепная реакция.
4 Он просит придвинуться ближе.
5 Он спрашивает, не отсвечивает ли доска, не следует ли включить свет поярче и т.п. Таким образом, аудитория вовлекается в принятие решений.
6 Он говорит: «Возьмите в руки тезисы моего доклада и откройте на странице 17. Открыли? Разверните и поднимите над головой. Так, вижу. А у Вас что, нет тезисов? Передайте, пожалуйста, коллеге тезисы. Так… начнем…» А дальше произносит свою речь, никакого отношения к странице 17 не имеющую. И никто ничего не замечает, как у хорошего фокусника.
Этот список можно продолжать и продолжать.
Есть и более мощный инструмент вовлечения – манипулятивный. Заключается он в том, что выступающий просит кого-либо из сидящих помочь ему в чем-то (дать знак, когда истекут 20 минут, открыть-закрыть форточку, выключить свет, расставить столы и стулья, раздать материалы и т.п.). В этом случае неважно, что помощь будет оказывать даже один человек. Аудитория ощущает себя единым организмом и воспринимает это, как «мы помогли».
Визуальные средства это очень важная и неотъемлемая часть доклада. Не даром существует поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В нашем случае мы располагаем достаточно широким спектром визуальных средств, которые обязательно следует использовать в докладе. Прежде всего, ими будут графические материалы проекта: чертежи, плакаты, графики, таблицы, схемы, фотографии. Кроме того, желательно продемонстрировать всевозможные макеты, действующие образцы, отдельные узлы, прототипы разрабатываемого прибора, различные приспособления. Визуальные вспомогательные средства вносят в выступление разнообразие, позволяют удерживать внимание, повышают запоминаемость.
В настоящее время весьма прогрессивным является использование мультимедийных проекторов. Материал готовится в программе «Power Point», или аналогичной. Фотоснимки (если они сняты не цифровой камерой) сканируются и обрабатываются. Это несложно. Изображение получается четким, смена кадров управляется компьютером. Зрелище впечатляющее. Не устарел и слайдпроектор, можно использовать кодоскоп.
Подбирая материал для визуальной презентации, располагайте его таким образом, чтобы последовательность зрительных образов обеспечивала повышение эмоционального напряжения (следуя законам композиции). Но помните, что полностью затемнять при этом помещение нельзя – необходимо оставить собравшимся возможность что-то записывать. Изображения комментируйте кратко и точно, связывая текстом одну картинку с другой. Нельзя сначала показывать картинки, а потом делать доклад. Все должно быть наоборот или параллельно. После того, как показаны картинки, самый хороший доклад воспринимается тяжело, поэтому визуальную презентацию лучше запланировать «под занавес» выступления.
Готовясь к визуальной презентации, нужно тщательно продумать технические детали и провести репетицию с использованием всей техники. Технические сбои всех видов вызывают раздражение публики. Поэтому будет лучше, если Вы обзаведетесь помощником.
Несмотря на богатство выбора визуальных средств, главный визуальный объект – это, конечно, Вы сами. Здесь все играет роль. И чем мельче деталь, тем она, как ни странно, значительнее. Поэтому Ваш внешний вид должен быть безупречен.
В любом выступлении обязателен зрительный контакт выступающего с аудиторией. То, как Вы смотрите в аудиторию, является основным компонентом картинки, воспринимаемой зрителями. По Вашим глазам они поймут больше, чем по словам.
Прежде, чем начать выступление, устанавливаем зрительный контакт с аудиторией. Когда мы заняли исходную позицию для выступления, мы не спешим переходить к делу. Делаем доброжелательное выражение лица с легкой полуулыбкой. С таким выражением лица медленно и основательно оглядываем зал. Но не публику, а каждого, кто пришел Вас послушать. Скользим по лицам, задерживаясь, на мгновенье, на каждом (или почти на каждом). Если Вы поймали доброжелательный взгляд или ответную улыбку, сделайте едва заметное мимическое движение: «Здравствуйте, и Вы здесь? Очень рад Вас видеть!». Даже если Вы видите человека первый раз в жизни. Вы протягиваете незримые ниточки от глаз зрителей к своим глазам. Потом Вы будете держать их натянутыми все время, пока будете говорить. Только установив такой зрительный контакт с каждым из сидящих, можно начинать выступление.
В Вашем прямом взгляде должны читаться интерес к зрителю, немой вопрос, интересно ли ему, о чем и как Вы говорите. Таким образом, чтобы стать интересным аудитории, нужно показать интерес к ней.
Однако нельзя превращать выступление в сеанс группового гипноза. Вы можете переводить на мгновенье взгляд в пол, на плакат, который демонстрируете, на свои руки. Но только на мгновенье. Даже если Вы сбились, забыли текст доклада, бегающий взгляд влево и вверх тут же выдаст прокол. Если же Вы будете продолжать смотреть в аудиторию, это создаст впечатление задуманной паузы. Мало того, сказанному после паузы вы сможете придать окраску особого значения. Всегда помните о золотом секрете успеха публичного выступления: «Говорить нужно с людьми, а не перед ними».
Теперь несколько слов о позе выступающего. Ваша поза очень важна, поскольку, как мы отметили выше, главный визуальный объект – Вы сами. Тут дело не только в том, как мы смотримся, но и в том, что мы чувствуем. Не секрет, что все мышцы человеческого тела связаны с определенными участками коры головного мозга. Это мозг отдает команды нашим мышцам к сокращению. Если нам страшно, мы сжимаемся, плечи поднимаются вверх, мы делаем шаг назад. Если нам весело, мы «вплескиваем» руками, закидываем голову. Если мы чувствуем агрессивность, мы подаемся вперед, выпячиваем подбородок и так далее. Но эта связь носит двусторонний характер. Если мы сокращаем определенные группы мышц – мы можем вызвать соответствующие чувства. При плохом настроении попробуйте улыбаться через силу минут пять. Скоро вы обнаружите заметное улучшение состояния.
Итак, какой должна быть правильная поза, чтобы это не только хорошо смотрелось, но и посылало нашему мозгу нужные сигналы? Расставим ноги таким образом, чтобы между каблуками было сантиметров 20-25, носки слегка раздвинем, одна нога выставлена чуть вперед (толчковая сзади), упор неодинаков на обе ноги и в наиболее выразительных местах речи он делается на носок, а не на пятку, колени гибки и податливы. Таким образом, центр тяжести смещен немного вперед. Плечи опущены и расслаблены. Спина прямая. Голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке, грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания. Если есть скованность в каком-либо отделе, нужно сделать расслабляющие движения. Это и есть классическая поза оратора.
Но это не означает, что Вы не можете допускать движений, или должны стоять, не меняя позы. Совсем нет. Вы можете двигаться, как вам нужно и удобно, но эта поза будет Вашим, как говорят в гимнастике, исходным положением. С нее Вы начинаете, ею заканчиваете, к ней возвращаетесь в ходе выступления.
Существует упражнение, которое помогает запомнить эту позу раз и навсегда, уже не концентрируясь на этом во время самого выступления. Когда найдете позицию, при которой будете чувствовать себя комфортно, закройте глаза и представьте себя формой для отливания оловянных солдатиков. Почувствуйте, как олово заливается в Вас, заполняет пустоты. Когда будете заполнены до макушки, подуйте на олово, чтобы оно остыло. Постойте в таком положении «оловянного оратора» несколько секунд и расслабьтесь. Ваши мышцы запомнят это положение надолго.
Что нам дает такая поза? Да то, что в мозг от мышц поступают сигналы: «Я спокоен. Я уверен в себе и своих силах. Я знаю толк в том, о чем говорю». Важно постоянно следить за центром тяжести. Если он перенесен вперед – это позиция активного человека, готового сделать шаг вперед, настроенного доминировать. Если же мы смещаем центр тяжести назад – это становится позицией человека, готового отступить (и в физическом смысле, и отступить от своих взглядов), человека неуверенного, настроенного подчиниться. Эти сигналы транслируются не только на наш мозг, но и на публику. Кроме того, поза влияет на голос, интонацию, темп речи. Все это вместе создает нужное впечатление, которое мы хотим произвести на публику.
Однако, если Вы неподвижны, всякому нормальному слушателю трудно внимательно следить за тем, что вы говорите. Неподвижный оратор – невнимательная публика. Во время выступления вы должны двигаться. Это показывает, что вы живой человек и у вас огромный запас энергии. В Вашем распоряжении представленный на стойках графический материал проекта. Указывая на чертежи и плакаты, при этом перемещаясь от одной стойки к другой, Вы приковываете внимание слушателей. Когда Вы двигаетесь, они вынуждены следить за вами глазами. И, наконец, двигаясь, вы снимаете напряжение. Помните, что и во время движения у Вас должна быть классическая поза. В ней можно ходить, в ней можно сидеть, поворачиваться и наклоняться. Следите при этом, чтобы движения Ваши были раскованными и свободными.
Не забывайте про смещение центра тяжести. Когда он перенесен вперед, это говорит о Вас, как о человеке, склонном доминировать, вести за собой, настаивать на своем и так далее. Положение же, когда центр тяжести смещен назад, свидетельствует о Вас, как о человеке, готовом отступить, поступиться своими взглядами, подчиниться. Разве это то, что Вам нужно? Однако время от времени, центр тяжести можно смещать назад. Это следует делать в те моменты, когда вы задаете публике вопросы, предлагаете ей выразить свою точку зрения, допускаете дискуссию, слушаете вопрос и т.д.
Защита дипломных проектов проводится в следующем порядке:
- председателем ГАК зачитываются тема дипломного проекта студента и справка о его успеваемости за время обучения в СФТИ»;
- заслушивается доклад дипломника о проделанной работе по теме проекта;
- членами ГАК, а также другими лицами, присутствующими на защите, задаются вопросы и заслушиваются ответы дипломника;
- зачитываются отзыв руководителя и рецензия;
- заслушиваются ответы дипломника на замечания, если таковые имеются в отзыве и рецензии;
- председатель ГАК объявляет об окончании защиты дипломного проекта.
Результаты защиты дипломного проекта определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Решения принимаются ГАК на закрытом заседании открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании.
При равном числе голосов голос председателя считается решающим. Решение об оценке членами ГАК принимается с учетом качества выполнения дипломного проекта, впечатления о защите, отзывов руководителя и рецензента.
Результаты защиты дипломных проектов объявляются в тот же день после оформления и подписания протоколов заседания ГАК. Решением ГАК студенту, защитившему дипломный проект, присваивается квалификация инженера в соответствии с полученной специальностью.
В тех случаях, когда защита дипломного проекта признана неудовлетворительной, ГАК устанавливает, может ли студент представить к повторной защите тот же проект с доработкой, определяемой комиссией, или обязан разработать новую тему, которая устанавливается выпускающей кафедрой.
При неудовлетворительной оценке, полученной на защите, студент отчисляется из Института. В этом случае ему выдается академическая справка установленного образца.
Студент, получивший при защите дипломного проекта неудовлетворительную оценку, допускается к повторной защите через год в течение последующих трех лет после окончания СФТИ НИЯУ «МИФИ».
3.10 Объем и содержание дипломного проекта
Дипломный проект (работа) должен состоять из расчетно-пояснительной записки и графического материала.
Пояснительная записка
Объем проекта по трудоемкости должен соответствовать времени, отводимому на эту работу по учебному плану. При этом расчетно-пояснительная записка по своему содержанию должна соответствовать Заданию на дипломное проектирование, утвержденному заведующим выпускающей кафедрой.
Расчетно-пояснительная записка является основным документом дипломного проекта, в котором приводится информация о выполненных технических, научно-исследовательских, организационных, экономических, экологических разработках.
В процессе работы над пояснительной запиской необходимо обеспечить следующие общие требования: логическую последовательность изложения материала; убедительность аргументации; краткость и точность формулировок, исключающих возможность субъективного и неоднозначного толкования; конкретность изложения результатов работы; недопустимость включения в защиту без необходимости сведений и формулировок, заимствованных из литературных источников.
Объем пояснительной записки не должен превышать 90 страниц текста, выполненного с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ по ГОСТ 2.004-88, без схем, диаграмм, фотографий и других иллюстраций, оформленного на одной стороне листа белой бумаги формата А4 по ГОСТ 2.301-68.
В состав пояснительной записки рекомендуется включать следующие материалы (см. таблицу 2).
Таблица 2 – Содержание расчетно-пояснительной записки
Наименование раздела пояснительной записки | Рекомендуемое количество страниц | |
Титульный лист Задание на дипломное проектирование Аннотация Содержание Введение Обзор литературы и постановка задачи Основная часть, включающая расчетно-теоретический раздел, технологический раздел, исследовательско-экспериментальный раздел, раздел по использованию ЭВМ, САПР и т.п. Организационно-экономический раздел Раздел охраны труда, техники безопасности и экологии Заключение Список использованных источников Приложения | 1-2 до 10 до 40 до 10 до 10 1-2 до 10 |
Графические материалы
Объем графической части в зависимости от типа дипломного проекта должен составлять 8 - 12 листов формата А1 по ГОСТ 2.301-68.
При необходимости выполнения чертежей меньших размеров допускается формат А1 делить на форматы А2, А3, А4 в любой комбинации. При этом лист формата А1 НЕ ДОЛЖЕН РАЗРЕЗАТЬСЯ, а основные надписи на отдельных чертежах должны выполняться параллельно друг другу. Обязательно наличие основной надписи на плакатах. На плакате основная надпись выполняется с обратной стороны листа, в нижнем правом углу.
При необходимости допускается выполнение чертежей на форматах больше А1 с соблюдением ГОСТ 2.301-68.
Графическая часть дипломного проекта (работы) может включать в себя следующие материалы:
· чертежи деталей и сборочных единиц, на которые разрабатывается технология производства;
· чертежи технологических наладок;
· чертежи конструкторских разработок;
· чертежи планировки;
· чертежи общего вида;
· чертежи структурных, функциональных и принципиальных гидравлических, пневматических и электрических схем;
· таблицы и графики, отражающие результаты экспериментальных исследований;
· блок-схемы программ и алгоритмов;
· таблицы и диаграммы технико-экономических показателей проекта;
· иллюстрационные плакаты;
· другие графические материалы, связанные с разработкой дипломного проекта.
Графические разработки проекта должны отражать результаты работы, выполненной непосредственно самим студентом или при значительном его участии.
В числе обязательных чертежей не допускается представление таких, которые не содержат результатов работы самого студента. Такой материал, если он необходим для доклада, рекомендуется вынести на плакаты за пределы установленного объема. Разрешается прикладывать к графической части копии существующих чертежей.
Требования к структурным элементам пояснительной записки
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей расчетно-пояснительной записки и представляет собой бланк, установленной в СФТИ НИЯУ «МИФИ» формы (см. приложение А). Титульный лист учитывается при подсчете общего числа страниц записки, но нумерация на нем не проставляется. При заполнении титульного листа рекомендуется инициалы ставить перед фамилией, а не после нее.
Задание на дипломное проектирование
Задание на дипломное проектирование также оформляется по типовой форме (см. приложение Б) и, как было сказано выше, подписывается руководителем и утверждается заведующим кафедрой в первую неделю дипломного проектирования. При представлении материалов дипломного проекта на рубежный контроль, а также пояснительной записки на предварительную защиту необходимо, чтобы в графе «Отметка о времени фактического исполнения этапов» руководитель дипломного проектирования отмечал выполнение этих этапов. Листы Задания на дипломное проектирование также учитываются при подсчете общего числа листов пояснительной записки.
Аннотация
Аннотация предназначена для быстрого ознакомления с сущностью дипломного проекта. Поэтому она должна кратко отражать основное содержание дипломного проекта и основные технико-экономические результаты разработок. Рекомендуется оформлять аннотацию по следующей схеме (см. приложение В):
· наименование ВУЗа, год разработки проекта;
· фамилия исполнителя проекта;
· фамилии соисполнителей, если проект комплексный;
· наименование темы дипломного проекта;
· сведения об объеме расчетно-пояснительной записки и числе иллюстраций в ней;
· число чертежей формата А1 в графической части проекта;
· текст аннотации объемом 0,6-0,8 страницы, отражающей сущность выполненных разработок, конкретные сведения о них и краткие выводы по полученным результатам.
Слово Аннотация пишется прописными буквами в середине строки без точки и не подчеркивается.