Формулирование выводов и оценка полученных результатов
Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любой работы. В применении к дипломному проекту или к дипломной работе понятие «актуальность» имеет одну особенность. Дипломная разработка, как уже указывалось, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и научно-технической значимости, характеризует его знания и профессиональную подготовленность.
Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации – очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл рассмотреть понятие «проблема» подробнее.
Любое исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее знание оказывается недостаточным для решения новых задач при проектировании и разработке.
Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате получения новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних знаний, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.
Проблемные ситуации возникают в случае усовершенствования и модернизации действующих объектов (машин, приборов, установок). Например, имеется четкое представление, что должно быть в итоге модернизации. Ясно также и то, что именно необходимо изменить, чтобы получить желаемый эффект. Однако, при детальном рассмотрении проблемы возникают трудности технического характера, для решения тех или иных вопросов недостаточно информации, т.е. требуется провести дополнительные исследования, эксперименты и т.п.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее значение, чем их решение. По существу, именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.
Таким образом, если дипломнику удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете его исследования или разработки, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научно-техническую проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть.
Актуальность таких научных работ в целом следует оценивать с точки зрения той концептуальной установки, которой придерживается дипломник, или того вклада, который он вносит в разработку общей концепции.
Между тем, дипломники часто избегают брать узкие темы. Это неправильно. Дело в том, что работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале, кажется, что она настолько узка, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.
Актуальные решения, лежащие в основе дипломной работы, могут рассматриваться как заявки на изобретения, если они отличаются новизной и дают положительный эффект.
От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования или разработки, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выяснить…, вывести формулу и т.п.).
Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав дипломной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования и разработки.
Далее формулируются объект и предмет работы. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.
Объект и предмет исследования как категории научно-технического процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования или разработки. Именно на него и направлено основное внимание дипломника, именно предмет исследования определяет тему дипломной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Очень важным этапом является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.
Описание процесса исследования и разработки – основная часть дипломной работы, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.
Очень важный этап выполнения дипломного проекта (работы) – обсуждение его результатов, которое ведется на заседаниях выпускающих кафедр, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценности дипломного проекта.
Заключительным этапом хода работы являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты дипломного проектирования.