Тема. Теоретические аспекты международного менеджмента
Тема. Теоретические аспекты международного менеджмента
Международный бизнес, сущность и характерные черты
Основными проявлениями глобализации в современном мире является взаимосвязь и взаимозависимость. Отличительный признак международного бизнеса – извлечение выгод из преимуществ межстрановых деловых операций.
Характерные черты международного бизнеса:
1. Доступность и всеобщность.
2. Ступенчатость развития.
3. Технологическая глобализация (компьютер, интернет и телекоммуникации)
· Международный бизнес может эффективно осуществляться не выходя из офиса.
· Может осуществляться в режиме реального времени.
· Может с помощью телекоммуникаций охватывать все интересующие бизнес рынки товаров, капиталов, рабочей силы, информации и т. д.
4. «Финансиаризация». Этот термин был введён в оборот Ж.-П. Серван-Шрайбером и означает финансовое содержание международных деловых операций, начиная от их замысла и кончая реальным результатом.
5. Сложное взаимодействие национального и интернационального.
6. Знания становятся условием развития международного бизнеса.
7. Высокая роль культурного фактора.
8. Информация – главный стратегический ресурс, а адаптивность – главное стратегическое оружие.
9. Обратная оценка страновой информации (наводнения в одной стране могут положительно оцениваться производителями металла в другой стране, поскольку для восстановления экономики потребуется достаточно большое количество их продукции).
Понятия, принципы, структура и задачи международного менеджмента
Международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счёт возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.
Базовые принципы международного менеджмента:
· Концепция абсолютных преимуществ Смита.
· Концепция относительных преимуществ Риккардо.
· Концепция международного жизненного цикла товара Вернона.
· Концепция прямых иностранных инвестиций.
Структура международного менеджмента
• исследование, анализ и оценка внешней среды бизнеса и внутренней среды организации;
• процессы коммуникации и принятия решении (включая модели и методы);
• базовые функции управления (стратегическое планирование и реализация стратегий; построение организации; мотивация, контроль и координация);
• вопросы групповой динамики и руководства;
• вопросы эффективности деятельности фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью в целом).
Задачи международного менеджмента:
1. Комплексное изучение, анализ и оценка внешней среды международного бизнеса в интересах поиска и реализации источников конкурентных преимуществ фирмы.
2. Углублённый анализ и оценка культурного фона в каждой стране пребывания и использования его возможностей (учёт ограничений) при выработке стратегических, тактических и оперативных решений по функционированию и развитию фирмы как в данной стране, так и в целом.
3. Оценка, выбор и практическое использование организационных форм, в рамках которых осуществляются зарубежные операции фирмы, с тем чтобы максимизировать эффект использования экономического потенциала и правовых возможностей стран пребывания.
4. Формирование и развитие мультинационального коллектива фирмы и её подразделений в стране базирования и в странах пребывания в интересах максимального использования личного потенциала работников, возможностей отдельных коллективов и кросс-национальных эффектов от их взаимодействия внутри фирмы.
5. Поиск, развитие и эффективное использование разнообразных возможностей международного бизнес-сервиса, и прежде всего в сферах финансового, технологического и информационного обслуживания экономических операций.
Тема. Портфельная стратегия
Портфельная стратегия занимается распределением и перераспределением ресурсов МНК между различными подразделениями (дочерними компаниями) с целью достижения общекорпоративных целей МНК.
Суть международной портфельной стратегии корпорации заключается в общем снижении риска деловых операций за счёт распределения доступных ресурсов:
• между альтернативными отраслями и направлениями бизнеса (отраслевая или продуктовая диверсификация);
• в разных странах и географических регионах (страновая, географическая или региональная диверсификация, иначе — интернационализация).
Планирование портфельной стратегии включает в себя следующую последовательность шагов:
1. Определение стратегических бизнес-единиц в структуре МНК. Стратегические бизнес-единицы (СБЕ) – это либо подразделения, либо операции или группы операций.
2. Оценка нынешнего состояния портфеля - риск, доходность, генерируемый денежный поток, скорость роста.
3. Определение желаемого состояния портфеля в будущем и возможности того, как это состояние может быть изменено.
4. Реализация.
Тема. Анализ внешней среды
Внешняя среда включает в себя все силы и организации, с которыми компания сталкивается в своей повседневной деятельности (поставщики, потребители, конкуренты, правительственные учреждения, финансовые организации ит.д.).
Внешняя среда определяется четырьмя важными факторами:
1. Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
2. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.
3. Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.
4. Неопределённость внешней среды.
Подходы к классификации внешних факторов:
1. Исследователи Мескон и Боумэн выделяли следующие факторы внешней среды:
· Микровнешняя среда – включает совокупность субъектов и факторов, непосредственно воздействующих на возможность международной компании обеспечить потребителей.
· Макровнешняя среда – совокупность общественных и природных факторов, воздействующих на все субъекты; общие условия, в которых действуют компании.
Внешняя среда подразделяется на среду прямого воздействия, факторы которой непосредственно влияют на операции компании (поставщики, потребители, посредники, конкуренты, контактная аудитория).
Среда косвенного воздействия – прямого воздействия не оказывает, но сказывается на операциях компании (политические, правовые, социальные, экономические, демографические, культурные, природные, технологические факторы).
2. Исследователи Дэниелс, Радеба, Стрикленд, Томпсон различают:
Внешние факторы - возможности и угрозы, условия конкуренции, привлекательность отрасли, экономические, социальные, юридические и политические факторы.
Внутренние – общие ценности и корпоративная культура, личные амбиции, этические принципы высшего руководства, сильные и слабые стороны компании.
Возврат старых рынков.
1.1. Какие виды экспортировавшейся ранее техники (из России и стран СНГ) технологически близки производственным и конструкторско-технологическим возможностям фирмы?
1.2. Кто именно производил эту технику и каково положение этих предприятий сейчас (прежде всего — в части производства техники)?
1.3. Какие страны (а внутри них — фирмы) импортировали основную часть этой техники (структура закупок)?
1.4. Работает ли эта техника до настоящего времени? Есть ли потенциал её:
• реновации;
• модернизации;
• обновления по запасным частям?
1.5. Если появились конкурирующие изделия, то какова сравнительная конкурентоспособность наших и иностранных изделий? Остаются ли ниши для нашей техники?
1.6. Каковы ориентировочные ёмкости рынков (сегментов рынков).
2. Оценка технологии -использование возможностей работы с передовыми технологиями, разработанными в России (бывшем СССР) и имеющими: практически опробованные результаты испытаний, подтверждённые результаты испытаний, подтверждённый интерес со стороны зарубежных производителей и т. д.
2.1. Оценка оригинальности и защищённости технологии.
2.2. Оценка зарубежных аналогов и разработка карты сравнительной конкурентоспособности.
2.3. Укрупнённая оценка «сопутствующего набора» (оборудования и услуг, которые потребуются для эффективного внедрения технологии).
2.4. Оценка и формирование перечня вероятных заинтересованных фирм.
2.5. Приближенная оценка финансовых ориентиров возможных сделок в вариантах:
• окончательной продажи технологии;
• продажи с получением права участия;
• привлечения иностранного партнёра для самостоятельногоосвоения технологии (с последующим экспортом).
2.6. Подготовка предложений, ориентированных на заинтересованные фирмы и проведение переговоров.
3. Соразмерный экспорт -возможность для многих российских фирм экспортировать различного рода товары, которые в зарубежных странах (прежде всего — в развитых) вполне могут конкурировать с менее качественными и более дешёвыми товарами азиатских, латиноамериканских и африканских производителей.
3.1. Оценка собственной технологии и выделение товарного ряда, пригодного для соразмерного экспорта.
3.2. Формирование набора конкурентов (здесь охватываются товары на более доступных для российской фирмы рынках) и оценка сравнительной конкурентоспособности.
3.3. Предварительная оценка возможных каналов дистрибуции и основных условий работы с ними (поставки, участие в продвижении, сервис).
3.4. Ориентировочная оценка ёмкости рынков (сегментов рынков) и прогноз вероятной доли будущего контроля.
3.5. Формирование финансовых, организационных и технологических целей проникновения на те или иные рынки. Далее — переход к стандартным процедурам.
4. Встраивание в технологические цепочки зарубежных производителей -поставку определённых деталей, узлов, комплектующих, пригодных для производимого зарубежным партнёром конечного изделия.
4.1. Ревизия технологии фирмы и выделение возможных технических направлений встраивания.
4.2. Обзор зарубежных технологий в родственных (смежных) отраслях и выделение объектов встраивания.
4.3. Научно-техническая и конструкторско-технологическая оценка элементов объектов встраиванияс целью поиска деталей, узлов и комплектующих изделий, которые могли бы быть предложены зарубежным партнёрам (включая оценку конкурентоспособности).
4.4. Проведение предварительных переговоров с потенциальными партнёрами и окончательное формирование перечня встраивания.
4.5. Технико-экономическая оценка перечня встраивания и подготовка проектов предложений зарубежным партнёрам.
Стратегии выхода
МСМ – мировая система метакорпораций
МАС – международные альянсовые сети
МСА – международный стратегический альянс
1. Экспортирование
Экспорт – продажа товаров экономическими агентами одной страны экономическим агентам другой страны, предусматривающая их вывоз за границу.
· Прямой метод – совершение операций непосредственно между производителем и потребителем.
· Косвенный метод – совершение операций через посредников.
К достоинствам прямого метода относят:
· Сокращение издержек на сумму комиссионного вознаграждения посредников.
· Снижение риска и зависимости результатов коммерческой деятельности от возможной недобросовестности или недостаточной компетенции посреднической организации.
· Возможность постоянно находится на рынке, учитывать изменения и быстро реагировать на них.
Достоинства косвенного метода:
· У посредника могут иметься значительная коммерческая квалификация и торговый опыт, связи, складские помещения, распределительные сети.
· Посредники хорошо знают рынки зарубежных стран.
· Посредник может выполнять дополнительные обязанности (оказывать сервисно-гарантийное обслуживание, участвовать в выставках).
· Освобождение производителя от выполнения и слежения экспортной сделки.
Виды посреднических операций:
· Дилерские операции – операции, когда посредник действует от своего имени и за свой счёт.
· Комиссионные операции – когда посредник действует от своего имени, но за чужой счёт.
· Операции по договорам поручения (агентские поручения) – посредник действует от чужого имени и за чужой счёт.
· Пигги Бэкинг – разновидность опосредованного косвенного экспорта, означающая вхождение на зарубежный рынок на «плечах» другой компании (через чужую дилерскую сеть).
2. Международная встречная торговля
Встречная торговля применяется, когда в стране не хватает твёрдой валюты или есть затруднения при конвертации местной валюты.
Основные виды – бартер и встречные закупки. На них приходится около 30% всех международных операций (в основном между материнской и дочерней компаниями).
3. Международный стратегический альянс (Портер) – соглашение между компаниями, выходящее за пределы обычных взаимоотношений фирм, но не предполагающее слияния или полного партнёрства.
МСА (Карпухина) – принимающие различные формы долговременные объединения двух и более юридически самостоятельных фирм для решения согласованных задач на основе общих экономических интересов.
МСА с участием в капитале – капитальные вложения иностранного инвестора непосредственно в производство какой-либо продукции, включающие покупку, создание или расширение фондов предприятия, а также все другие операции, связанные либо с установлением или усилением контроля над зарубежной компанией, независимо от её юридической формы либо с расширением деятельности компании.
По федеральному закону №160-ФЗ от 09.07.99 иностранный инвестор должен приобрести не менее 10% доли (вклада) в уставный капитал организации, чтобы его вложения оценивались как прямые иностранные инвестиции (ПИИ).
Формы ПИИ:
· Инвестирование с нуля.
· Организация филиалов.
· Слияния и поглощения.
· Создание совместных предприятий (СП).
Эффекты ПИИ для принимающей экономики:
+ ПИИ приносят в реальный сектор дополнительные ресурсы, создают новые рабочие места, увеличивают предложение на товарных рынках. В результате расширяется ёмкость внутреннего рынка и растёт ВВП.
+ ПИИ приносят в страну недостающие технологии, ноу-хау, передовые методы управления и маркетинга, тем самым выступая фактором структурной трансформации экономики.
+ ПИИ оказывают благоприятное воздействие на макро-финансовое состояние страны, ведут к росту налоговых поступлений в бюджет, к росту денежной массы и снижению процентных ставок, что стимулирует инвестиционный процесс.
- Введение в страну более сильного конкурента, обострение конкурентной борьбы и вытеснение национальных компаний с рынка.
- Возможность покупки или поглощения предприятия иностранным инвестором с последующим его закрытием.
- Загрязнение окружающей среды, т.к. зарубежный капитал стремится располагать вредное производство.
- Закрепление технологической отсталости стран-импортёров.
- В слаборазвитых странах существует опасность вмешательства ТНК в деятельность правительства принимающей страны.
Эффекты ПИИ для инвестирующих экономик:
+ ПИИ означают дополнение к ВНП инвестирующей страны за счёт прибылей и отчислений, перечисленных филиалами.
+ Внутрифирменные трансферты создают дополнительные экспортные возможности.
+ Возможность реализовать политические и идеологические цели.
- Проблема занятости в собственной стране.
- Негативное воздействие на торговый баланс страны-инвестора.
Международный стратегический альянс с образованием юридического лица
Достоинства:
+ Более благоприятные условия торговли, чем при экспорте.
+ Более низкие затраты при налаживании производства за рубежом, чем при прямом инвестировании.
+ В некоторые страны нельзя попасть без партнёрства с местным производителем.
Недостатки:
- Необходимо делиться с местным партнёром патентами на изобретения, ноу-хау, прибылью.
- Возможность потери контролирующего влияния.
- Партнёр может стать конкурентом.
Принципы создания международного совместного предприятия:
· Создание долевого участия в собственности, находящейся в совместном владении и управлении.
· Распределение риска предпринимательской деятельности в соответствии с вкладом в совместную собственность.
· Заключение договорного соглашения, определяющего механизм осуществления предпринимательской деятельности, права и обязанности сторон.
Классификация:
· По области деятельности: производственные, закупочные, научно-исследовательские.
· По источникам инвестиций: государственные, частные, с участием капитала национальных и международных организаций.
· По доле иностранного капитала: мажоритарные, миноритарные, паритетные.
Совместные предприятия могут создаваться в различных ОПФ в зависимости от законодательства и условий деятельности – ОАО, ЗАО, ООО, ОДО, товарищества.
Мотивы фирмы по созданию СП:
· Ускорить выход на привлекательный рынок.
· Снизить уровень риска за счёт привлечения местного партнёра.
· Сосредоточить усилия партнёра на ключевых областях деятельности.
· Использовать эффект синергизма.
· Воспользоваться льготами, которые даются иностранным инвесторам при создании СП.
· Получить доступ к каналам распределения.
Проблемы, которые возникают по мере развития СП:
· Разные цели
· Сложности в управлении
· Сложность обеспечения высокого уровня корпоративной культуры
· Неадекватное распределение обязанностей
Этапы создания СП:
1. Определить целесообразность использования СП как форму выхода на зарубежный рынок.
2. Сформулировать цели выхода.
3. Выбор партнёра.
4. Составление бизнес-плана.
5. Подготовка учредительных документов.
6. Составление контракта.
Тема. Теоретические аспекты международного менеджмента