Жилкин Александр Иванович, Кузьмин Валентин Степанович, Сидорчук Евгений Васильевич

Легкая атлетика

Учебное пособие

Редактор С.И.Фрольцова. Технический редактор Н.И.Горбачева.

Компьютерная верстка: Е. Н. Лозовская.

Корректоры Н.А.Балашова, О.Н.Тетерина

Качество печати соответствует качеству предоставленных издательством диапозитивов.

Изд. № А-402. Подписано в печать 30.04.03. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 29,0. Тираж 30 000 экз. (1-й завод 1 — 10 000 экз.). Заказ № 2959.

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.002682.05.01 от 18.05.2001. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095) 334-8337, 330-1092.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

© Жилкин А.И., Кузьмин B.C., Сидорчук Е.В., 2003
ISBN 5-7695-1146-Х© Издательский центр «Академия», 2003

ВВЕДЕНИЕ

Современный прогресс и цивилизация, с одной стороны, улуч­шают жизнь человечества, а с другой — отдаляют человека от природы. Снизилась его двигательная активность, что в сочетании с негативной экологией причиняет значительный вред челове­ческому организму. Увеличивается число болезней, снижается ак­тивность иммунной системы, многие болезни, которыми раньше болели в основном пожилые люди, «помолодели» и, как след­ствие, ведут к сокращению продолжительности жизни человека. Снижение двигательной активности — это один из многих нега­тивных факторов, препятствующих нормальной плодотворной жиз­недеятельности человека.

Легкая атлетика — наиболее массовый вид спорта, способству­ющий всестороннему физическому развитию человека, так как объединяет распространенные и жизненно важные движения (ходь­ба, бег, прыжки, метания). Систематические занятия легкоатлети­ческими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость идругие качества, необходимые человеку в повседневной жизни.

В системе физического воспитания легкая атлетика занимает главенствующее место благодаря разнообразию, доступности, до-зируемости, а также ее прикладному значению. Различные виды бега, прыжков и метаний входят составной частью в каждый урок физической культуры образовательных учреждений всех ступеней итренировочный процесс многих других видов спорта.

В то же время легкая атлетика является научно-педагогической дисциплиной и, следовательно, имеет свои методы и приемы обу­чения. Она наряду с другими базовыми физкультурно-спортивны-ми дисциплинами обеспечивает профессиональную подготовку на факультетах физической культуры в вузах.

Основной целью курса легкой атлетики является освоение тех­нологии профессиональной деятельности педагога физической культуры на основе специфики этого вида спорта. Как учебная Дисциплина она включает:

- формирование комплекса знаний, умений и навыков в обла­сти легкой атлетики;

- освоение профессиональных умений педагога физической культуры в процессе обучения легкоатлетическим двигательным Действиям;

- приобретение умений и навыков научно-методической дея­тельности;

- формирование комплекса двигательных навыков и физиче­ских качеств, необходимых в профессиональной деятельности спе­циалиста по физической культуре и спорту.

Учебное пособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального обра­зования и примерной программой дисциплины по специальности 033100 — физическая культура.

Первая часть состоит из глав, в которых дается понятие о лег­кой атлетике как виде спорта и учебной дисциплине. Кратко рас­сказывается об организации, проведении и правилах соревнова­ний по легкой атлетике.

Вторая часть посвящена основам техники легкоатлетических видов спорта, в частности таких, как спортивная ходьба, бег, прыжки, метания и кратко излагается история возникновения и эволюции легкоатлетических видов спорта.

В третьей части даются основы теории и методики обучения от­дельным видам легкой атлетики, а в четвертой части — теория и управление процессом спортивной тренировки в легкой атлетике. В конце каждой главы предлагаются контрольные вопросы для проверки уровня усвоения знаний и задания для дальнейшей ра­боты с научно-методической литературой или анализа предло­женных заданий.

При написании учебного пособия авторский коллектив опи­рался как на современные данные по теории физической культу­ры, так и на классические работы в области легкоатлетического спорта, а также на многолетний личный опыт преподавательской и тренерской работы в вузе.

Авторы будут благодарны всем читателям за замечания и пред­ложения, направленные на улучшение содержания учебного по­собия.


Наши рекомендации