Жилкин Александр Иванович, Кузьмин Валентин Степанович, Сидорчук Евгений Васильевич
Легкая атлетика
Учебное пособие
Редактор С.И.Фрольцова. Технический редактор Н.И.Горбачева.
Компьютерная верстка: Е. Н. Лозовская.
Корректоры Н.А.Балашова, О.Н.Тетерина
Качество печати соответствует качеству предоставленных издательством диапозитивов.
Изд. № А-402. Подписано в печать 30.04.03. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 29,0. Тираж 30 000 экз. (1-й завод 1 — 10 000 экз.). Заказ № 2959.
Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.002682.05.01 от 18.05.2001. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095) 334-8337, 330-1092.
Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
© Жилкин А.И., Кузьмин B.C., Сидорчук Е.В., 2003
ISBN 5-7695-1146-Х© Издательский центр «Академия», 2003
ВВЕДЕНИЕ
Современный прогресс и цивилизация, с одной стороны, улучшают жизнь человечества, а с другой — отдаляют человека от природы. Снизилась его двигательная активность, что в сочетании с негативной экологией причиняет значительный вред человеческому организму. Увеличивается число болезней, снижается активность иммунной системы, многие болезни, которыми раньше болели в основном пожилые люди, «помолодели» и, как следствие, ведут к сокращению продолжительности жизни человека. Снижение двигательной активности — это один из многих негативных факторов, препятствующих нормальной плодотворной жизнедеятельности человека.
Легкая атлетика — наиболее массовый вид спорта, способствующий всестороннему физическому развитию человека, так как объединяет распространенные и жизненно важные движения (ходьба, бег, прыжки, метания). Систематические занятия легкоатлетическими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость идругие качества, необходимые человеку в повседневной жизни.
В системе физического воспитания легкая атлетика занимает главенствующее место благодаря разнообразию, доступности, до-зируемости, а также ее прикладному значению. Различные виды бега, прыжков и метаний входят составной частью в каждый урок физической культуры образовательных учреждений всех ступеней итренировочный процесс многих других видов спорта.
В то же время легкая атлетика является научно-педагогической дисциплиной и, следовательно, имеет свои методы и приемы обучения. Она наряду с другими базовыми физкультурно-спортивны-ми дисциплинами обеспечивает профессиональную подготовку на факультетах физической культуры в вузах.
Основной целью курса легкой атлетики является освоение технологии профессиональной деятельности педагога физической культуры на основе специфики этого вида спорта. Как учебная Дисциплина она включает:
- формирование комплекса знаний, умений и навыков в области легкой атлетики;
- освоение профессиональных умений педагога физической культуры в процессе обучения легкоатлетическим двигательным Действиям;
- приобретение умений и навыков научно-методической деятельности;
- формирование комплекса двигательных навыков и физических качеств, необходимых в профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту.
Учебное пособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по специальности 033100 — физическая культура.
Первая часть состоит из глав, в которых дается понятие о легкой атлетике как виде спорта и учебной дисциплине. Кратко рассказывается об организации, проведении и правилах соревнований по легкой атлетике.
Вторая часть посвящена основам техники легкоатлетических видов спорта, в частности таких, как спортивная ходьба, бег, прыжки, метания и кратко излагается история возникновения и эволюции легкоатлетических видов спорта.
В третьей части даются основы теории и методики обучения отдельным видам легкой атлетики, а в четвертой части — теория и управление процессом спортивной тренировки в легкой атлетике. В конце каждой главы предлагаются контрольные вопросы для проверки уровня усвоения знаний и задания для дальнейшей работы с научно-методической литературой или анализа предложенных заданий.
При написании учебного пособия авторский коллектив опирался как на современные данные по теории физической культуры, так и на классические работы в области легкоатлетического спорта, а также на многолетний личный опыт преподавательской и тренерской работы в вузе.
Авторы будут благодарны всем читателям за замечания и предложения, направленные на улучшение содержания учебного пособия.