Организация коммерческого осмотра
Введение
Коммерческий осмотр вагонов и поездов — проводится с целью определения пригодности вагонов для погрузки конкретного груза, его состояния, сохранности в пути следования в составе поезда и на станции назначения. На отечественных железных дорог пригодность вагонов для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется в пунктах погрузки грузоотправителем, если погрузка производится его средствами, или железной дорогой, если погрузка производится средствами ж. д. Пригодность контейнеров, цистерн и бункерных полувагонов определяет грузоотправитель, который при осмотре проверяет полноту их очистки от ранее выгруженных грузов, состояние кузова и пола для обеспечения сохранности перевозимого груза. Обнаруженные неисправности устраняются до начала погрузки. В пути следования прибывающие на станцию и отправляемые со станции поезда и вагоны осматриваются на пунктах коммерческого осмотра для выявления и устранения неисправностей, угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимых грузов. Пункты коммерческого осмотра, как правило, размещаются на станциях формирования поездов, на пунктах смены поездных локомотивов, локомотивных бригад и передачи вагонов с одной дороги на другую. Их работа регламентируется технологический процессом работы станции.
Для осмотра состояния крепления трупов на открытом подвижном составе, проверки исправности крыш вагонов и контейнеров, состояния верхних загрузочных люков вагонов и цистерн применяются смотровые вышки, оборудованные телефонной и радиосвязью, установками промышленного телевидения. Для проверки габарита погрузки грузов на открытом подвижном составе устанавливаются габаритные ворота с дистанционным электронным контролем.
При обнаружении неисправных вагонов составляется акт общей формы. В технологический процессе работы станции устанавливается порядок отцепки вагонов от поезда и подачи их на специализированным пути для устранения коммерческих неисправностей средствами станций или механизированным дистанций погрузочно-разгрузочных работ, а также для учёта простоя таких вагонов и проверки правильности устранения неисправностей. Об окончании осмотра, устранении неисправностей и о готовности поезда в коммерческом отношении сообщают дежурному по станции.
В пунктах выгрузки проверяется состояние подвижного состава, наличие пломб и соответствие их контрольных знаков данным перевозочных документов, состояние кузова, люков и др. узлов вагонов.
Глава 1. Основные понятия работы пунктов коммерческого осмотра
Общие положения
Пункты коммерческого осмотра поездов и вагонов организуют на станциях формирования поездов, смены поездных локомотивов, локомотивных бригад и передачи вагонов с дороги на дорогу, а также на других станциях по предложению начальников дорог.
На станциях, расположенных на стыках дорог, создают объединенные ПКО. Перечень таких станций утверждается Министерством путей сообщения по представлению начальников смежных железных дорог.
Пункты коммерческого осмотра находятся в ведении начальников станций. Контроль за работой ПКО осуществляют службы контейнерных перевозок и коммерческой работы, соответствующие отделы отделений дорог и коммерческие ревизоры. В соответствии с Типовыми технологическими процессами работы грузовых и сортировочных станций и Правилами коммерческого осмотра поездов и вагонов начальник станции разрабатывает технологический процесс работы ПКО с учетом технического оснащения и местных особенностей работы станции.
Технология работы ПКО должна обеспечивать качественный коммерческий осмотр поездов и вагонов, за время, установленное технологическим процессом работы станции. В технологическом процессе работы ПКО (ТП ПКО) станции должен предусматриваться порядок устранения обнаруженных коммерческих неисправностей грузов, как правило, без отцепки вагонов от поезда. В случаях когда устранение неисправности невозможно за время, предусмотренное технологическим процессом работы станции, допускается отцепка вагонов от поездов с подачей их на механизированные пункты для устранения коммерческих неисправностей, грузовые дворы, контейнерные и тяжеловесные площадки.
К разработке ТП ПКО дополнительно привлекаются нормативно-технологические группы служб движения контейнерных перевозок и коммерческой работы.
В узлах ПКО организуются на одной из станций, которые обеспечивают контроль коммерческого состояния всех прибывающих в узел и отправляемых грузовых поездов.
При выборе места расположения смотровых вышек, помещений и технических средств ПКО необходимо учитывать:
q расположение парков, количество подходов, возможность одновременного приема и отправления поездов, а также количество путей надвига на горках сортировочных станций;
q порядок отправления сформированных поездов (из сортировочного парка или из парка отправления) станции;
q необходимость взаимодействия работников ПКО с технической конторой, информационным центром, пунктом технического обслуживания вагонов (ПТО), механизированным пунктом устранения коммерческих неисправностей, линейным отделом полиции и подразде-1ением военизированной охраны.
Руководство ПКО осуществляется заведующим ПКО или освобожденным бригадиром. Каждая смена возглавляется старшим приёмосдатчиком, в подчинении которого находятся приемосдатчики, приемщики поездов и рабочие по устранению коммерческих неисправностей. Сменные работники ПКО включаются в единые смены станции. При введении на ПКО диспетчерского руководства их работой предусматриваются должности диспетчера или оператора.
Контроль за правильностью и своевременностью выполнения приёмщиками поездов и приеме с датчиками операций по коммерческому осмотру поездов и вагонов осуществляется старшим приемосдатчиком смены.
Технологический процесс работы ПКО должен предусматривать использование современных технических средств, обеспечивающих выявление коммерческих неисправностей, их оформление и обмен оперативной информации работников ПКО: промышленного телевидения, габаритных ворот, электронно-тензометрических весов и аппаратуры подготовки, передачи и приема информации о поездах и грузах.
В зависимости от принятой технологии осмотра поездов в коммерческом отношении рабочие места старших приемосдатчиков и приемщиков поездов ПКО могут находиться в отдельных помещениях, на смотровых вышках в горловинах парков или на горках, в помещениях диспетчеров станции, технических контор, а также на пунктах технического обслуживания по согласованию с начальником вагонного депо.
Работники ПКО должны иметь оперативные средства связи следующих видов:
q телефонную прямую связь (заведующий, бригадир, старший приёмосдатчик) :
q со станционным и маневровым диспетчерами станции;
q с дежурным по станции (парку);
q с оператором информационного центра (бюро) станции;
q с работниками технической, товарной контор и грузового двора;
q со старшими приемосдатчиками ПКО, приемщиками поездов на смотровых вышках и приемосдатчиками механизированных пунктов устранения коммерческих неисправностей;
q с работниками линейного отдела полиции и подразделения военизированной охраны, с мастером участка механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ;
q радиосвязь (старшие приемосдатчики ПКО, диспетчеры и операторы ПКО):
q с приемосдатчиками, работающими в парках по выявлению и устранению коммерческих неисправностей вагонов и грузов;
q с дежурными по паркам и стрелками военизированной охраны;
q со старшими приёмосдатчиками и приемщиками поездов на смотровых вышках.
Посты старших приемосдатчиков и приемщиков поездов на смотровых вышках при необходимости, кроме телефонной и радиосвязи, оснащаются телетайпной связью, пневмопочтой малого диаметра и аппаратурой телеконтроля.
Аппаратура телеконтроля поездов включает:
q промышленные телевизионные установки, число которых зависит от выбранного принципа осмотра поездов (в одной или нескольких плоскостях), а также от числа путей в горловинах парков и на горке;
q габаритные ворота с электронным и дистанционным контролем и электронно-тензометрические весы;
q видеомагнитофоны (по числу видеоконтрольных устройств) для видеозаписи коммерческого состояния осматриваемых вагонов;
q фото- и электромеханические датчики (педали) для получения сигналов о наличии (приближении, удалении) поездов на контрольных участках, автоматического переключения аппаратуры телеконтроля из дежурного в рабочий режим и учета вагонов в составах;
q осветительные устройства для обеспечения требуемой освещенности осматриваемых объектов при использовании промышленных телевизионных установок;
q устройство для автоматического включения телеаппаратуры и освещения.
Исходя из местных условий на ПКО используются смотровые вышки для визуального осмотра состояния грузов и вагонов сверху и создания более безопасных условий труда приемщикам поездов.
Заключение
Текст
Список использованной литературы
1. Источник 1
2. Источник 2
3. Источник 3
4. Источник 4
5. Источник 5
Приложения
Введение
Коммерческий осмотр вагонов и поездов — проводится с целью определения пригодности вагонов для погрузки конкретного груза, его состояния, сохранности в пути следования в составе поезда и на станции назначения. На отечественных железных дорог пригодность вагонов для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется в пунктах погрузки грузоотправителем, если погрузка производится его средствами, или железной дорогой, если погрузка производится средствами ж. д. Пригодность контейнеров, цистерн и бункерных полувагонов определяет грузоотправитель, который при осмотре проверяет полноту их очистки от ранее выгруженных грузов, состояние кузова и пола для обеспечения сохранности перевозимого груза. Обнаруженные неисправности устраняются до начала погрузки. В пути следования прибывающие на станцию и отправляемые со станции поезда и вагоны осматриваются на пунктах коммерческого осмотра для выявления и устранения неисправностей, угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимых грузов. Пункты коммерческого осмотра, как правило, размещаются на станциях формирования поездов, на пунктах смены поездных локомотивов, локомотивных бригад и передачи вагонов с одной дороги на другую. Их работа регламентируется технологический процессом работы станции.
Для осмотра состояния крепления трупов на открытом подвижном составе, проверки исправности крыш вагонов и контейнеров, состояния верхних загрузочных люков вагонов и цистерн применяются смотровые вышки, оборудованные телефонной и радиосвязью, установками промышленного телевидения. Для проверки габарита погрузки грузов на открытом подвижном составе устанавливаются габаритные ворота с дистанционным электронным контролем.
При обнаружении неисправных вагонов составляется акт общей формы. В технологический процессе работы станции устанавливается порядок отцепки вагонов от поезда и подачи их на специализированным пути для устранения коммерческих неисправностей средствами станций или механизированным дистанций погрузочно-разгрузочных работ, а также для учёта простоя таких вагонов и проверки правильности устранения неисправностей. Об окончании осмотра, устранении неисправностей и о готовности поезда в коммерческом отношении сообщают дежурному по станции.
В пунктах выгрузки проверяется состояние подвижного состава, наличие пломб и соответствие их контрольных знаков данным перевозочных документов, состояние кузова, люков и др. узлов вагонов.
Глава 1. Основные понятия работы пунктов коммерческого осмотра
Общие положения
Пункты коммерческого осмотра поездов и вагонов организуют на станциях формирования поездов, смены поездных локомотивов, локомотивных бригад и передачи вагонов с дороги на дорогу, а также на других станциях по предложению начальников дорог.
На станциях, расположенных на стыках дорог, создают объединенные ПКО. Перечень таких станций утверждается Министерством путей сообщения по представлению начальников смежных железных дорог.
Пункты коммерческого осмотра находятся в ведении начальников станций. Контроль за работой ПКО осуществляют службы контейнерных перевозок и коммерческой работы, соответствующие отделы отделений дорог и коммерческие ревизоры. В соответствии с Типовыми технологическими процессами работы грузовых и сортировочных станций и Правилами коммерческого осмотра поездов и вагонов начальник станции разрабатывает технологический процесс работы ПКО с учетом технического оснащения и местных особенностей работы станции.
Технология работы ПКО должна обеспечивать качественный коммерческий осмотр поездов и вагонов, за время, установленное технологическим процессом работы станции. В технологическом процессе работы ПКО (ТП ПКО) станции должен предусматриваться порядок устранения обнаруженных коммерческих неисправностей грузов, как правило, без отцепки вагонов от поезда. В случаях когда устранение неисправности невозможно за время, предусмотренное технологическим процессом работы станции, допускается отцепка вагонов от поездов с подачей их на механизированные пункты для устранения коммерческих неисправностей, грузовые дворы, контейнерные и тяжеловесные площадки.
К разработке ТП ПКО дополнительно привлекаются нормативно-технологические группы служб движения контейнерных перевозок и коммерческой работы.
В узлах ПКО организуются на одной из станций, которые обеспечивают контроль коммерческого состояния всех прибывающих в узел и отправляемых грузовых поездов.
При выборе места расположения смотровых вышек, помещений и технических средств ПКО необходимо учитывать:
q расположение парков, количество подходов, возможность одновременного приема и отправления поездов, а также количество путей надвига на горках сортировочных станций;
q порядок отправления сформированных поездов (из сортировочного парка или из парка отправления) станции;
q необходимость взаимодействия работников ПКО с технической конторой, информационным центром, пунктом технического обслуживания вагонов (ПТО), механизированным пунктом устранения коммерческих неисправностей, линейным отделом полиции и подразде-1ением военизированной охраны.
Руководство ПКО осуществляется заведующим ПКО или освобожденным бригадиром. Каждая смена возглавляется старшим приёмосдатчиком, в подчинении которого находятся приемосдатчики, приемщики поездов и рабочие по устранению коммерческих неисправностей. Сменные работники ПКО включаются в единые смены станции. При введении на ПКО диспетчерского руководства их работой предусматриваются должности диспетчера или оператора.
Контроль за правильностью и своевременностью выполнения приёмщиками поездов и приеме с датчиками операций по коммерческому осмотру поездов и вагонов осуществляется старшим приемосдатчиком смены.
Технологический процесс работы ПКО должен предусматривать использование современных технических средств, обеспечивающих выявление коммерческих неисправностей, их оформление и обмен оперативной информации работников ПКО: промышленного телевидения, габаритных ворот, электронно-тензометрических весов и аппаратуры подготовки, передачи и приема информации о поездах и грузах.
В зависимости от принятой технологии осмотра поездов в коммерческом отношении рабочие места старших приемосдатчиков и приемщиков поездов ПКО могут находиться в отдельных помещениях, на смотровых вышках в горловинах парков или на горках, в помещениях диспетчеров станции, технических контор, а также на пунктах технического обслуживания по согласованию с начальником вагонного депо.
Работники ПКО должны иметь оперативные средства связи следующих видов:
q телефонную прямую связь (заведующий, бригадир, старший приёмосдатчик) :
q со станционным и маневровым диспетчерами станции;
q с дежурным по станции (парку);
q с оператором информационного центра (бюро) станции;
q с работниками технической, товарной контор и грузового двора;
q со старшими приемосдатчиками ПКО, приемщиками поездов на смотровых вышках и приемосдатчиками механизированных пунктов устранения коммерческих неисправностей;
q с работниками линейного отдела полиции и подразделения военизированной охраны, с мастером участка механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ;
q радиосвязь (старшие приемосдатчики ПКО, диспетчеры и операторы ПКО):
q с приемосдатчиками, работающими в парках по выявлению и устранению коммерческих неисправностей вагонов и грузов;
q с дежурными по паркам и стрелками военизированной охраны;
q со старшими приёмосдатчиками и приемщиками поездов на смотровых вышках.
Посты старших приемосдатчиков и приемщиков поездов на смотровых вышках при необходимости, кроме телефонной и радиосвязи, оснащаются телетайпной связью, пневмопочтой малого диаметра и аппаратурой телеконтроля.
Аппаратура телеконтроля поездов включает:
q промышленные телевизионные установки, число которых зависит от выбранного принципа осмотра поездов (в одной или нескольких плоскостях), а также от числа путей в горловинах парков и на горке;
q габаритные ворота с электронным и дистанционным контролем и электронно-тензометрические весы;
q видеомагнитофоны (по числу видеоконтрольных устройств) для видеозаписи коммерческого состояния осматриваемых вагонов;
q фото- и электромеханические датчики (педали) для получения сигналов о наличии (приближении, удалении) поездов на контрольных участках, автоматического переключения аппаратуры телеконтроля из дежурного в рабочий режим и учета вагонов в составах;
q осветительные устройства для обеспечения требуемой освещенности осматриваемых объектов при использовании промышленных телевизионных установок;
q устройство для автоматического включения телеаппаратуры и освещения.
Исходя из местных условий на ПКО используются смотровые вышки для визуального осмотра состояния грузов и вагонов сверху и создания более безопасных условий труда приемщикам поездов.
Организация коммерческого осмотра
На станциях, имеющих ПКО, груженые вагоны осматриваются в коммерческом отношении по прибытии и перед отправлением в течение времени, установленного технологическими процессами работы станций параллельно с техническим осмотром. Транзитные поезда без переработки осматриваются в коммерческом отношении приёмосдатчиками один раз по прибытии.
В технологическом процессе работы обусловливается последовательность выполнения операций каждым работником с учетом использования для коммерческого осмотра имеющихся на ПКО технических средств (промышленных телевизионных установок, габаритных ворот с дистанционным контролем и электронно-тензометрических весов, смотровых вышек, радиосвязи, пневмопочты и др.).
Последовательность выполнения операций по осмотру поездов приведена в табл. 1. Технология осмотра грузовых поездов работниками ПКО заключается в следующем. По мере проследования поездами контрольных участков, на которых установлены датчики сигналов о приближении поезда, промышленные телевизионные установки (ПТУ) с помощью автоматического устройства включения аппаратуры и освещения автоматически переключаются из дежурного в рабочий режим. Одновременно старшим приемосдатчиком приводится в рабочее состояние электронное габаритное устройство. Промышленные телевизионные установки используются, как правило, с несколькими передающими телевизионными камерами, видеоконтрольными устройствами и видеомагнитофонами в зависимости от места установки последних.
При наличии смотровых вышек во входных горловинах парков видеоконтрольные устройства устанавливаются как на смотровых вышках, так и в помещениях центрального пункта ПКО. Приемщики, находящиеся на смотровых вышках, обеспечивают предварительный (до момента входа поезда в зону расположения смотровых вышек) осмотр с помощью телевидения. При нахождении поезда в зоне смотровых вышек приемщики осуществляют визуальный осмотр вагонов и грузов каждый со своей стороны. Если видеоконтрольное устройство располагается и в помещении ПКО (у оператора или старшего приемосдатчика), то независимо от осмотра поезда приемщиками поездов, находящимися на смотровых вышках или на междупутьях, они осматривают каждый поезд с помощью видеоконтрольного устройства.
Сведения о вагонах с коммерческими неисправностями записываются в книге формы ГУ-98. На станциях с интенсивным движением запись результатов коммерческого осмотра в книге формы ГУ-98 осуществляется после осмотра нескольких, но не более трех осмотренных подряд поездов. Информация о наличии в составе поезда вагонов с грузами, выходящими за очертание габарита погрузки, автоматически регистрируется с помощью телетайпа и высвечивается на электронном табло, устанавливаемом в помещении ПКО. С помощью таких же телетайпов регистрируются сведения и о вагонах, имеющих перегруз сверх допустимых норм.
После прохода поезда старшие приемосдатчики и приемщики поездов, находящиеся на междупутьях, и смотровых вышках и осматривающие поезд сходу, уведомляют по радио приемосдатчиков, работающих в парке, о номерах вагонов с коммерческими неисправностями. Приемосдатчики проверяют фактическое состояние таких вагонов и грузов на открытом подвижном составе, и сведения о характере коммерческих неисправностей сообщают по радиосвязи через переговорные колонки или по телефону бригадиру или старшему приемосдатчику для составления акта формы ГУ-23. При диспетчерском руководстве работой ПКО такие сведения передаются диспетчеру (оператору) ПКО, который регистрирует их в книге общей формы ГУ-98 и оформляет акт общей формы с указанием выявленных неисправностей на каждый вагон.
На ПКО, оснащенных средствами телеконтроля, при интенсивном движении поездов применяется видеозапись коммерческого состояния вагонов и грузов. Видеозапись осуществляется параллельно с изображением состояния вагонов на экранах видеоконтрольных устройств и позволяет повторно осмотреть поезд в замедленном режиме и в режиме „стоп кадр". Эти функции выполняются старшим приемосдатчиком (бригадиром) или оператором ПКО для уточнения дополнительных деталей о состоянии вагонов и грузов. При отсутствии в осмотренном поезде коммерческих неисправностей запись на ленте «стирается», и лента используется для записи данных о других поездах. В остальных случаях ленты видеозаписи хранят в кассетах в течение времени, установленного для каждой станции грузовой службой дороги. После этого запись „стирается".
Параллельно с уточнением признаков коммерческих неисправностей приемосдатчики устраняют их вместе с рабочими непосредственно в парках станции. Об окончании работ по устранению неисправностей приемосдатчики уведомляют по радио или телефону старшего приемосдатчика или оператора ПКО. При необходимости отцепки вагонов с коммерческими неисправностями об этом сообщается техническому конторщику, маневровому диспетчеру или дежурному по парку.
Технология осмотра транзитных поездов в коммерческом отношении обусловливается в технологическом процессе работы ПКО с учетом местных условий для каждой станции. Такие поезда осматривают по прибытии на станцию.
Для транзитных поездов, сформированных на станциях, находящихся в том же узле, где и ПКО станции, допускается проведение только контрольного осмотра, при котором проверяется наличие пломб на вагонах и устанавливается отсутствие признаков неисправностей вагонов и грузов, угрожающих безопасности движения поездов и сохранности грузов.
На станциях электрифицированных линий железных дорог за счет секционирования должна быть обеспечена возможность снятия напряжения с контактной сети путей, на которых необходимо производить проверку пломб на верхних загрузочных люках вагонов-цистерн, состояния грузов на открытом подвижном составе. Устанавливается также порядок осмотра цистерн с винно-водочной продукцией, специальных вагонов для перевозки спирта, вагонов с автотракторной техникой, опасными и другими грузами, подлежащими сопровождению военизированной охраной МПС.
При коммерческом осмотре поездов в парках прибытия устанавливается состояние вагонов и грузов, возможность выполнения с вагонами маневровых операций и роспуска составов с горок с документальной регистрацией каждого случая коммерческой неисправности или повреждений вагонов и грузов.
Поезда в коммерческом отношении осматриваются с двух сторон в парках прибытия одной или несколькими группами старших приёмосдатчиков или приемщиков поездов в зависимости от времени, предусмотренного технологическим процессом на выполнение таких операций. Осмотр осуществляется одним или несколькими из перечисленных ниже способов:
q визуально с обеих сторон во время проследования поездом горловины парка (преимущественно составов с грузами на открытом
q подвижном составе) приемщиками поездов или приемосдатчиками, находящимися на смотровых вышках или на междупутьях;
q с использованием промышленных телевизионных установок, электронных габаритных ворот, электронно-тензометрических весов и других средств в зависимости от характера грузопотоков, интенсивности движения поездов и других особенностей перевозочного процесса;
q путем проходов старших приемосдатчиков и приемщиков поездов вдоль составов и осмотра вагонов с обеих сторон.
График осмотра поездов в парках прибытия станций приведен на рис. 1.
В парках отправления, кроме проверки правильности погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе и исправности пломб, устраняются выявленные коммерческие неисправности. Осмотр вагонов необходимо осуществлять преимущественно многогрупповым способом. Сборные поезда осматриваются с участием главных кондукторов.
В осмотре вагонов с грузами, сопровождаемыми военизированной охраной МПС, участвуют стрелки военизированной охраны.
При выявлении коммерческих неисправностей, связанных с нарушением условий погрузки и крепления грузов, работники, осматривающие поезда, сообщают об этом по радио или телефону старшему приемосдатчику или оператору ПКО. Устранение таких коммерческих неисправностей в парках станции проверяет старший приемосдатчик смены.
При обнаружении вагонов и контейнеров с признаками хищения грузов приемщики поездов немедленно уведомляют об этом старшего приемосдатчика смены ПКО. В осмотре таких вагонов и контейнеров и в оформлении актов общей формы ГУ-23 участвуют представители военизированной охраны и линейного отдела милиции. Порядок их уведомления и время явки представителей военизированной охраны и транспортной милиции для участия в осмотре вагонов и контейнеров с признаками хищений в зависимости от местных условий для конкретной станции устанавливаются в технологическом процессе работы ПКО. О каждом случае в соответствии с § 65 Инструкции по актово-претензионной работе на железных дорогах (ЦМ/4033) работниками ПКО немедленно составляется оперативное телеграфное донесение.