Тема 10. Углерод-углеродные композиционные материалы (УУКМ).

Эти композиты представляют собой углеродсодержащую или графитовую матрицу, армированную углеродным или графитовым волокном. Эти материалы обладают как свойствами монолитного графита, так и свойствами волокнистых КМ.

Влияние теплового удара на износостойкость УУКМ. Какие армирующие материалы используют при формировании УУКМ? Способы получения изделий из УУКМ? (пропитка смолой волокнистого каркаса и карбонизация, осаждение углерода из газовой фазы между волокнами каркаса, сочетание пропитки смолой и карбонизацией с осаждением углерода из газовой фазы).

Какие смолы используют для формирования матрицы?

Методические указания

При рассмотрении данного раздела особое внимание следует уделить формированию теплостойкости, малой плотности, стойкости к тепловому удару и облучению. При получении УУКМ пропиткой, надо иметь ввиду, что процесс формирования изделия осуществляется намоткой или выкладкой из углепластика.

При получении УУКМ осаждением из газовой фазы следует обратить внимание на то , что для получения высококачественных изделий из УУКМ арматура собирается в виде пространственного каркаса, а потом продувают этот каркас природным газом. В результате свободное пространство заполняется пиролетическим углеродом.

Тема 11. Дисперсно-упрочненные КМ (ДУКМ).

К этой группе МКМ относятся КМ, в которых решающая роль принадлежит структурным факторам. Матрица в этих КМ является основным компонентом, а ролью упрочнителя (арматура) являются процессы, приводящие к облегчению формирования дислокационных структур в процессе деформации и термической обработки. Каким образом в ДУКМ задаются фазовые отношения для управления процессами дислокации? Типы структур ДУКМ (агрегатные и дисперсионные). Температурный интервал работы изделий из ДУКМ [2].

Методические указания.

При самостоятельной проработки этой темы следует уяснить основное отличие получения ДУКМ от классически стареющих сплавов. Важнейшую роль в формировании свойств ДУКМ определяет метод ввода в сплавах дисперсных частиц и на этом надо сконцентрировать свое внимание. Необходимо уяснить уникальность этого материала, при изготовлении газовых турбин, и другого высокотемпературного оборудования позволяющего повысить рабочие температуры с 900 º до 1050 ºС по сравнению с традиционными жаропрочными сплавами на основе никеля и кобальта.

Тема 12. Восстановление работоспособности деталей КМ.

Широкое применение в ремонтном производстве нашли методы газотермического напыления (ГТН). Сущность электродуговой и газовой металлизации.

Материалы при ГТН для получения высоких коррозионно-прочных характеристик напыленных покрытий.

В последние годы нашли использование при ремонте различные КМ на полимерной матрице. Наиболее приемлемыми КМ при восстановлении износов является ремонтно-композиционный материал (РЕКОМ). Эти КМ состоят из полимерной матрицы и дискретного наполнителя. Состав аварийного ремонта. Восстановление деталей работающих в абразивной среде [3].

Методические указания

При изучении данного раздела следует обратить особое внимание на подготовку поверхности, поврежденной детали для повышения прочности сцепления детали с покрытием. Следует выяснить причину универсальности ГТН при восстановлении изношенных деталей. При рассмотрении вопроса ремонта изношенных деталей КМ РЕКОМ необходимо уяснить, при каких условиях эксплуатации применяют для ремонта состава Р-6, Р-9, Р-10, Р-2, Р-3, Р-24, Р-31.

НОРМАТИВНЫЕ И РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение Наименование Номер темы по программе Примечание
МЕЖДУНАРОДНЫЕ МОРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ММ 1 Правила проектирования , постройки и эксплуатации гражданских судов СП.МРС, 1995 1,7,8,11,12 Требования к материалам и технология постройки судов
ММ2 МК НДНВ 78/95 1,7,8,11,12 Таблица А-III/1 требования к знаниям и умения при ТО и ремонте
ММ3 МС ISO 9002-94. Система качества при производстве, монтаже и эксплуатации 1,2,3,7,8,10,11,12 ИМО резолюция А 74(18) МКУБ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОРСКИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ  
НМ1 Правила технической эксплуатации РД 31.20.01-97 1,7,8,11,12 Требования к качеству ТО и ремонта технических средств
НМ2 Комплексная система ТО и ремонта РД 31.20.50-87 1,7,8,11,12 Методы оценки технического состояния объектов эксплуатации

Наши рекомендации