Субъекты РДШ, организующие и реализующие деятельность по информационно-медийному направлению
Организаторы процесса:
− руководители образовательных организаций,
− школьные вожатые.
Партнеры:
− учителя;
− педагоги дополнительного образования – руководители школьных теле-, фото- и радиостудий, редакторы школьных газет и журналов, руководители пресс- и медиацентров;
− школьные библиотекари;
− депутаты, представители различных городских сообществ, власти, бизнеса, культуры, спорта, экологических и краеведческих организаций и т.д.;
− представители средств массовой информации, сферы информационно-коммуникационных технологий и других информационно-медийных организаций.
Участники Российского движения школьников:
− обучающиеся образовательных организаций,
− родители.
Ресурсное обеспечение информационно-медийного направления деятельности
Ресурсы
− Кадровые ресурсы
Ключевую роль в организации работы по информационно-медийному направлению РДШ играют вожатые, педагоги -организаторы.
Медийно-информационная грамотность (ЮНЕСКО) – это совокупность знаний, установок, умений и навыков, позволяющих получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека. Медиа- и информационно грамотный человек может использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности. Он знает, когда и какая информация требуется и для чего, где и как ее можно получить. Он понимает, кто и с какими целями создал и распространяет эту информацию, он имеет представление о ролях, функциях и ответственности СМИ, институтов памяти и других поставщиков информации. Он может анализировать информацию, сообщения, представления и принципы, транслируемые медиа и другими производителями контента, определять достоверность получаемой и создаваемой информации по ряду общих, личных и контекстуальных критериев. Медиа- и информационная грамотность выходит за рамки владения коммуникационными и информационными технологиями и включает в себя навыки критического мышления, осмысления, и интерпретации информации в различных областях профессиональной, образовательной и общественной деятельности. Медиа- и информационная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации (устными, письменными, аналоговыми и электронными/цифровыми), а также со всеми видами и типами информационных ресурсов.
Существенную роль в организации работы по информационно-медийному направлению могут сыграть те медиапедагоги, которые работают со школьниками по программам школьного медиаобразования, ведут курсы и кружки журналистики, практические занятия по выпуску школьных газет и журналов, работают с сайтом школы, в студиях теле- и радиожурналистики, фото- и видеосъемки и т.д.
Неотъемлемым элементом системы информационно-медийного направления РДШ могут стать школьные библиотеки и библиотекари, которые в настоящее время получают статус педагога-библиотекаря и имеют достаточно высокий уровень информационной грамотности.
− Организационно-методические ресурсы
В качестве организационно-методических ресурсов выступают те образовательные программы и проекты, которые имеются в образовательной организации. Они определяют профиль школы, ее специфику, конкурентные преимущества. На их основе, с учетом профилизации, может строиться деятельность РДШ. Это определенной тематики кружки и курсы дополнительного образования, специальные мероприятия, приглашенные преподаватели, партнеры в лице вузов, профессиональных организаций.
В соответствии со спецификой школы должны выстраиваться и методические рекомендации по организации работы РДШ. Набор методических пособий должен обеспечивать деятельность вожатых, педагогов, школьных библиотекарей, родителей, школьников.
− Материально-технические ресурсы
Материально-технические ресурсы для РДШ – это весь комплекс материально-технических средств для создания и тиражирования медиапродуктов, производимых школьниками и предназначенных для распространения. Это сеть персональных компьютеров или ноутбуков, а также диктофоны, фотоаппараты, защищенное программное обеспечение и другие инструменты ИКТ, которые позволяют вести информационно-медийную работу. Кроме этого, организаторам движения необходим постоянный и открытый доступ в интернет.
− Информационно - медийные ресурсы
Особо следует выделить информационные ресурсыкак совокупность данных, знаний, сведений, а также источников информации. От уровня организации процессов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи и методов обработки информации зависит эффективность системы управления всей организацией или процессом. Современная действительность, в том числе и система образования, характеризуется резким ростом значения информации, которая становится ключевым фактором успеха всех сфер деятельности. Образовательные организации обладают огромными информационными ресурсами, которые не всегда умело используют. Это образовательные программы, проекты и концепции, профессиональный уровень учителей и потенциал учащихся, компетенции родителей, коммуникативные внешние связи с разного рода партнерами, имеющими свои информационные ресурсы и т.д. Весь это богатейший запас информации может быть непосредственным образом использован в информационно-медийном направлении в качестве информационных поводов, сторителлинга, сценариев фильмов, очерков и фоторепортажей, сюжетов для журналистских расследований и т.д.
Кроме того, современные образовательные организации сегодня уже трудно представить без собственных медиа – газет, журналов, теле- и радиопрограмм, сайтов, групп в социальных сетях и т.д. Качество данных продуктов различное, но само наличие школьных средств информации значительно расширяет возможности школы в информационно-медийной сфере.
Формы работы
Деятельность организаторов РДШ по информационно-медийному направлению может быть реализована в различных формах. В частности, через инфомационно-медийные центры, где сосредотачивается вся система управления, теоретическая и практическая работа школьников в области медиа и информации.
ИМЦ может быть описан с трех позиций.
1. ИМЦ – это вожатые, преподаватели и учащиеся, которые готовы, способны и уполномочены формировать информационную повестку дня образовательной организации.
2. ИМЦ – это помещение, где сконцентрированы носители информации, размещается оборудование, необходимое для создания информационных продуктов и собираются участники ИМЦ для решения текущих вопросов и творческой работы. Это может быть библиотека, телестудия, редакция и т.д. Лучше, если все эти элементы информационно-медийной системы школы объединены в одно целое.
3. ИМЦ – это система управления человеческими и информационно-медийными ресурсами.
В структуре ИМЦ действуют пресс-центры, медиахолдинги, дискуссионные площадки, продумываются и реализуются разнообразные медиапроекты. ИМЦ может стать базовой площадкой для разворачивания деятельности РДШ по инфомационно-медийному направлению.
В структуру ИМЦ могут входить ресурсный центр (РЦ) и информационная служба. РЦ обеспечивает образовательную организацию необходимой информацией, систематически ведет локальную образовательную деятельность по повышению уровня медиа-информационной грамотности преподавателей, учащихся, родителей, проводит медиаобразовательные мероприятия, реализует медиапроекты, создает необходимые медиапродукты.
Информационная службавключает в себя:
− ученический пресс-центр,
− ученический медиахолдинг,
− службу общественных связей.
Информационная служба обеспечивает процесс сбора, обработки и распространения информации как внутри образовательной организации, так и во внешнем информационном пространстве.
В классах создаются пресс-центры, которые взаимодействуют как между собой, так и с ИМЦ. Примерные формы сетевого взаимодействия, которое устанавливается между структурными подразделениями: рассылка подборок информации с обратной связью, видеоконференции, участие в социальной сети преподавателей и учащихся образовательной организации, участие в совместных информационных мероприятиях, корпоративное обучение.
Управление системой осуществляется вожатыми, которые постепенно становятся медиатьюторами – специально подготовленными педагогами, профессионально владеющими ключевыми медиакомпетенциями. Подготовка медиатьюторов ведется в рамках курсов повышения квалификации педагогических кадров.
Таблица № 3. Примерная структура и форма деятельности
Примерная структура и формы деятельности | Первичные критерии эффективности деятельности | |
1. | Презентация деятельности РДШ в СМИ (на федеральном, региональном и местном уровнях) | Примерное количество и качество репортажей, статей, заметок и иных публикаций в СМИ федерального, регионального и местного уровней и Интернете (включая социальные сети), реакция на них общественности (обратная связь) |
Примерное количество проинформированных граждан РФ о деятельности РДШ (в том числе, примерное количество проинформированных потенциальных сторонников и участников Движения), обратная связь от них | ||
Статистически-значимое количество вовлеченных в деятельность РДШ новых сторонников и участников Движения, их социальные характеристики и обратная связь от них | ||
Презентация и мультимедийная демонстрация направлений деятельности РДШ (на уровне образовательного комплекса) для потенциальных сторонников и участников Движения | Примерное количество проинформированных потенциальных сторонников и участников Движения, обратная связь от них | |
Статистически-значимое количество вовлеченных в деятельность РДШ новых сторонников и участников Движения, их социальные характеристики и обратная связь от них | ||
Групповые и индивидуальные беседы с потенциальными сторонниками и участниками Движения | Количество и тематика групповых и индивидуальных бесед с потенциальными сторонниками и участниками Движения, обратная связь от них | |
Статистически-значимое количество вовлеченных в деятельность РДШ новых сторонников и участников Движения, их социальные характеристики и обратная связь от них | ||
Групповые и индивидуальные беседы потенциальными сторонниками и участниками Движения | Количество и тематика групповых и индивидуальных бесед с потенциальными сторонниками и участниками Движения, обратная связь от них | |
Статистически-значимое количество вовлеченных в деятельность РДШ новых сторонников и участников Движения, их социальные характеристики и обратная связь от них | ||
Мероприятия календаря дней единых действий РДШ и их информационно-медийное освещение | Количество и качество информационно-медийного освещения реализованных мероприятий календаря дней единых действий РДШ, обратная связь о них | |
Количество и качество информационно-медийного освещения иных мероприятий, обратная связь | ||
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения | ||
2. | Анкетирование новых членов РДШ | Количество и качество заполненных анкет новых членов РДШ |
Групповые и индивидуальные беседы с новыми членами РДШ | Количество и тематика групповых и индивидуальных бесед с новыми членами РДШ, обратная связь от них | |
Собеседование с участниками Движения и отбор в инициативную команду по информационно-медийной деятельности | Количество собеседований с участниками Движения | |
Количество членов РДШ, отобранных в проектную группу по информационно-медийной деятельности, их возраст и иные социальные характеристики | ||
Групповые и индивидуальные беседы по информационно-медийной деятельности с участниками Движения | Количество групповых и индивидуальных бесед по информационно-медийной деятельности с участниками Движения, обратная связь от них | |
Количество и качество предложений по реализации информационно-медийной деятельности РДШ участниками Движения | ||
Распределение ответственности среди участников Движения за направления информационно-медийной деятельности | Наличие ответственных за направления информационно-медийной деятельности РДШ, обратная связь от них | |
Мероприятия календаря дней единых действий РДШ и их информационно-медийное освещение | Количество и качество информационно-медийного освещения реализованных мероприятий календаря дней единых действий РДШ, обратная связь о них | |
Количество и качество информационно-медийного освещения иных мероприятий, обратная связь о них | ||
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения | ||
3. | Мозговой штурм с участниками Движения по моделированию информационно-медийной деятельности РДШ | Количество и качество конкретных идей и моделей информационно-медийной деятельности РДШ (мероприятий, проектов, планов), предложенных участниками мозгового штурма |
Разработанные модели информационно-медийной деятельности РДШ (мероприятия, проекты, планы) на основе предложений участников мозгового штурма | ||
Групповые и индивидуальные беседы по информационно-медийной деятельности с участниками Движения | Количество групповых и индивидуальных бесед по информационно-медийной деятельности с участниками Движения, обратная связь от них | |
Количество и качество предложений по реализации информационно-медийной деятельности РДШ участниками Движения | ||
Мозговой штурм с участниками Движения по реализации информационно-медийной деятельности РДШ (создание газет, радио, TV в образовательном комплексе; взаимодействие с местными и региональными газетами и журналами, радио и TV; подготовка и распространение просветительского тематического контента для детей разных возрастов; обработка и анализ результатов деятельности и т.д.) | Количество и качество предложений по реализации информационно-медийной деятельности РДШ участниками мозгового штурма | |
Количество и форматы созданных в образовательном комплексе газет, радио, TV | ||
Количество местных и региональных газет и журналов, радио и TV, с которыми достигнуты соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с целями информационно-медийного освещения деятельности РДШ | ||
Количество и качество подготовленного и распространенного просветительского тематического контента (тексты, рисунки, фото, аудио, видео и т.п.) для детей разных возрастов | ||
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения | ||
Подготовка годового плана мероприятий с ответственными за направления информационно-медийной деятельности РДШ | Наличие и вариативная реализация годового плана мероприятий по направлениям информационно-медийной деятельности РДШ | |
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения | ||
Мероприятия календаря дней единых действий РДШ и их информационно-медийное освещение | Количество и качество информационно-медийного освещения реализованных мероприятий календаря дней единых действий РДШ, обратная связь о них | |
Количество и качество информационно-медийного освещения иных мероприятий, обратная связь о них | ||
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения | ||
4. | Создание клубов и групп по интересам, тематических кружков (клуб ораторов, дискуссионный клуб, клуб юных журналистов, кружок актерского мастерства, кружок робототехники, кружок блогеров и т.п.). | Количество, тематика и регулярность функционирования созданных в рамках информационно-медийной деятельности РДШ клубов и групп по интересам, тематических кружков, наличие планов их работы и развития, обратная связь о них |
Количество вовлеченных в деятельность созданных клубов и групп по интересам, тематических кружков сторонников и участников Движения, их социальная характеристика и обратная связь от них | ||
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения | ||
Мероприятия, связанные с разными видами искусства и творчества как способами восприятия, познания и преобразования мира: декоративно-прикладное, живопись, графика, музыка, скульптура, архитектура, литература, театр, опера, эстрада, цирк, хореография, балет, фотоискусство, радиоискусство, киноискусство, а также граффити, комикс, компьютерное, цифровое и медиаискусство | Количество, тематика и качество реализованных мероприятий (конкурсы, олимпиады, акции, фестивали, флешмобы, квесты и др.), связанных с разными видами искусства и творчества, их информационно-медийное освещение, обратная связь о них | |
Количество вовлеченных сторонников и участников Движения в мероприятия, связанные с разными видами искусства и творчества, их социальная характеристика и обратная связь от них | ||
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения | ||
Посещение тематических музеев, выставок, участие в тематических экскурсиях, походах, туристических поездках, вечерах отдыха, квестах, играх и т.п. | Количество и тематика посещенных музеев, выставок, организованных экскурсий, походов, туристических поездок, вечеров отдыха, квестов, игр и т.п. информационно-медийной направленности, обратная связь о них | |
Количество вовлеченных сторонников и участников Движения в посещение тематических музеев, выставок, участие в экскурсиях, походах, туристических поездках, вечерах отдыха, квестах, играх и т.п., их социальная характеристика и обратная связь от них | ||
Реализация годового плана мероприятий, разработанного с ответственными за направления информационно-медийной деятельности РДШ | Количество и качество реализованных мероприятий годового плана деятельности по информационно-медийному направлению РДШ, обратная связь о них | |
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения | ||
Мероприятия календаря дней единых действий РДШ и их информационно-медийное освещение | Количество и качество информационно-медийного освещения реализованных мероприятий календаря дней единых действий РДШ, обратная связь о них | |
Количество и качество информационно-медийного освещения иных мероприятий, обратная связь о них | ||
5. | Групповые и индивидуальные беседы по реализованной информационно-медийной деятельности с участниками Движения | Количество групповых и индивидуальных бесед по реализованной информационно-медийной деятельности с участниками Движения, обратная связь от них |
Количество и качество предложений по модернизации и моделированию информационно-медийной деятельности РДШ участниками Движения | ||
Создание и распространение материальных и/или идеальных продуктов информационно-медийной деятельности | Количество и качество созданных и распространенных материальных и/или идеальных продуктов информационно-медийной деятельности (пресс-релизы, репортажи, заметки, мультимедийный тематический контент и т.п.), обратная связь о них | |
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения | ||
Оценка реализации годового плана мероприятий, разработанного с ответственными за направления информационно-медийной деятельности РДШ | Количество и качество реализованных мероприятий годового плана деятельности по информационно-медийному направлению РДШ, обратная связь о них | |
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения | ||
Мозговой штурм с участниками Движения по модернизации и прогнозированию информационно-медийной деятельности РДШ | Количество и качество предложений по модернизации и прогнозированию информационно-медийной деятельности РДШ участниками Движения | |
Мероприятия календаря дней единых действий РДШ и их информационно-медийное освещение | Количество и качество информационно-медийного освещения реализованных мероприятий календаря дней единых действий РДШ, обратная связь о них | |
Количество и качество информационно-медийного освещения иных мероприятий, обратная связь о них | ||
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения |
Примеры моделей деятельности