Субъекты РДШ, организующие и реализующие деятельность по информационно-медийному направлению

Организаторы процесса:

− руководители образовательных организаций,

− школьные вожатые.

Партнеры:

− учителя;

− педагоги дополнительного образования – руководители школьных теле-, фото- и радиостудий, редакторы школьных газет и журналов, руководители пресс- и медиацентров;

− школьные библиотекари;

− депутаты, представители различных городских сообществ, власти, бизнеса, культуры, спорта, экологических и краеведческих организаций и т.д.;

− представители средств массовой информации, сферы информационно-коммуникационных технологий и других информационно-медийных организаций.

Участники Российского движения школьников:

− обучающиеся образовательных организаций,

− родители.

Ресурсное обеспечение информационно-медийного направления деятельности

Ресурсы

− Кадровые ресурсы

Ключевую роль в организации работы по информационно-медийному направлению РДШ играют вожатые, педагоги -организаторы.

Медийно-информационная грамотность (ЮНЕСКО) – это совокупность знаний, установок, умений и навыков, позволяющих получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека. Медиа- и информационно грамотный человек может использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности. Он знает, когда и какая информация требуется и для чего, где и как ее можно получить. Он понимает, кто и с какими целями создал и распространяет эту информацию, он имеет представление о ролях, функциях и ответственности СМИ, институтов памяти и других поставщиков информации. Он может анализировать информацию, сообщения, представления и принципы, транслируемые медиа и другими производителями контента, определять достоверность получаемой и создаваемой информации по ряду общих, личных и контекстуальных критериев. Медиа- и информационная грамотность выходит за рамки владения коммуникационными и информационными технологиями и включает в себя навыки критического мышления, осмысления, и интерпретации информации в различных областях профессиональной, образовательной и общественной деятельности. Медиа- и информационная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации (устными, письменными, аналоговыми и электронными/цифровыми), а также со всеми видами и типами информационных ресурсов.

Существенную роль в организации работы по информационно-медийному направлению могут сыграть те медиапедагоги, которые работают со школьниками по программам школьного медиаобразования, ведут курсы и кружки журналистики, практические занятия по выпуску школьных газет и журналов, работают с сайтом школы, в студиях теле- и радиожурналистики, фото- и видеосъемки и т.д.

Неотъемлемым элементом системы информационно-медийного направления РДШ могут стать школьные библиотеки и библиотекари, которые в настоящее время получают статус педагога-библиотекаря и имеют достаточно высокий уровень информационной грамотности.

− Организационно-методические ресурсы

В качестве организационно-методических ресурсов выступают те образовательные программы и проекты, которые имеются в образовательной организации. Они определяют профиль школы, ее специфику, конкурентные преимущества. На их основе, с учетом профилизации, может строиться деятельность РДШ. Это определенной тематики кружки и курсы дополнительного образования, специальные мероприятия, приглашенные преподаватели, партнеры в лице вузов, профессиональных организаций.

В соответствии со спецификой школы должны выстраиваться и методические рекомендации по организации работы РДШ. Набор методических пособий должен обеспечивать деятельность вожатых, педагогов, школьных библиотекарей, родителей, школьников.

− Материально-технические ресурсы

Материально-технические ресурсы для РДШ – это весь комплекс материально-технических средств для создания и тиражирования медиапродуктов, производимых школьниками и предназначенных для распространения. Это сеть персональных компьютеров или ноутбуков, а также диктофоны, фотоаппараты, защищенное программное обеспечение и другие инструменты ИКТ, которые позволяют вести информационно-медийную работу. Кроме этого, организаторам движения необходим постоянный и открытый доступ в интернет.

− Информационно - медийные ресурсы

Особо следует выделить информационные ресурсыкак совокупность данных, знаний, сведений, а также источников информации. От уровня организации процессов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи и методов обработки информации зависит эффективность системы управления всей организацией или процессом. Современная действительность, в том числе и система образования, характеризуется резким ростом значения информации, которая становится ключевым фактором успеха всех сфер деятельности. Образовательные организации обладают огромными информационными ресурсами, которые не всегда умело используют. Это образовательные программы, проекты и концепции, профессиональный уровень учителей и потенциал учащихся, компетенции родителей, коммуникативные внешние связи с разного рода партнерами, имеющими свои информационные ресурсы и т.д. Весь это богатейший запас информации может быть непосредственным образом использован в информационно-медийном направлении в качестве информационных поводов, сторителлинга, сценариев фильмов, очерков и фоторепортажей, сюжетов для журналистских расследований и т.д.

Кроме того, современные образовательные организации сегодня уже трудно представить без собственных медиа – газет, журналов, теле- и радиопрограмм, сайтов, групп в социальных сетях и т.д. Качество данных продуктов различное, но само наличие школьных средств информации значительно расширяет возможности школы в информационно-медийной сфере.

Формы работы

Деятельность организаторов РДШ по информационно-медийному направлению может быть реализована в различных формах. В частности, через инфомационно-медийные центры, где сосредотачивается вся система управления, теоретическая и практическая работа школьников в области медиа и информации.

ИМЦ может быть описан с трех позиций.

1. ИМЦ – это вожатые, преподаватели и учащиеся, которые готовы, способны и уполномочены формировать информационную повестку дня образовательной организации.

2. ИМЦ – это помещение, где сконцентрированы носители информации, размещается оборудование, необходимое для создания информационных продуктов и собираются участники ИМЦ для решения текущих вопросов и творческой работы. Это может быть библиотека, телестудия, редакция и т.д. Лучше, если все эти элементы информационно-медийной системы школы объединены в одно целое.

3. ИМЦ – это система управления человеческими и информационно-медийными ресурсами.

В структуре ИМЦ действуют пресс-центры, медиахолдинги, дискуссионные площадки, продумываются и реализуются разнообразные медиапроекты. ИМЦ может стать базовой площадкой для разворачивания деятельности РДШ по инфомационно-медийному направлению.

В структуру ИМЦ могут входить ресурсный центр (РЦ) и информационная служба. РЦ обеспечивает образовательную организацию необходимой информацией, систематически ведет локальную образовательную деятельность по повышению уровня медиа-информационной грамотности преподавателей, учащихся, родителей, проводит медиаобразовательные мероприятия, реализует медиапроекты, создает необходимые медиапродукты.

Информационная службавключает в себя:

− ученический пресс-центр,

− ученический медиахолдинг,

− службу общественных связей.

Информационная служба обеспечивает процесс сбора, обработки и распространения информации как внутри образовательной организации, так и во внешнем информационном пространстве.

В классах создаются пресс-центры, которые взаимодействуют как между собой, так и с ИМЦ. Примерные формы сетевого взаимодействия, которое устанавливается между структурными подразделениями: рассылка подборок информации с обратной связью, видеоконференции, участие в социальной сети преподавателей и учащихся образовательной организации, участие в совместных информационных мероприятиях, корпоративное обучение.

Управление системой осуществляется вожатыми, которые постепенно становятся медиатьюторами – специально подготовленными педагогами, профессионально владеющими ключевыми медиакомпетенциями. Подготовка медиатьюторов ведется в рамках курсов повышения квалификации педагогических кадров.

Таблица № 3. Примерная структура и форма деятельности

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

  Примерная структура и формы деятельности Первичные критерии эффективности деятельности
1. Презентация деятельности РДШ в СМИ (на федеральном, региональном и местном уровнях) Примерное количество и качество репортажей, статей, заметок и иных публикаций в СМИ федерального, регионального и местного уровней и Интернете (включая социальные сети), реакция на них общественности (обратная связь)
Примерное количество проинформированных граждан РФ о деятельности РДШ (в том числе, примерное количество проинформированных потенциальных сторонников и участников Движения), обратная связь от них
Статистически-значимое количество вовлеченных в деятельность РДШ новых сторонников и участников Движения, их социальные характеристики и обратная связь от них  
Презентация и мультимедийная демонстрация направлений деятельности РДШ (на уровне образовательного комплекса) для потенциальных сторонников и участников Движения Примерное количество проинформированных потенциальных сторонников и участников Движения, обратная связь от них
Статистически-значимое количество вовлеченных в деятельность РДШ новых сторонников и участников Движения, их социальные характеристики и обратная связь от них
Групповые и индивидуальные беседы с потенциальными сторонниками и участниками Движения Количество и тематика групповых и индивидуальных бесед с потенциальными сторонниками и участниками Движения, обратная связь от них
Статистически-значимое количество вовлеченных в деятельность РДШ новых сторонников и участников Движения, их социальные характеристики и обратная связь от них  
Групповые и индивидуальные беседы потенциальными сторонниками и участниками Движения Количество и тематика групповых и индивидуальных бесед с потенциальными сторонниками и участниками Движения, обратная связь от них
Статистически-значимое количество вовлеченных в деятельность РДШ новых сторонников и участников Движения, их социальные характеристики и обратная связь от них
Мероприятия календаря дней единых действий РДШ и их информационно-медийное освещение Количество и качество информационно-медийного освещения реализованных мероприятий календаря дней единых действий РДШ, обратная связь о них
Количество и качество информационно-медийного освещения иных мероприятий, обратная связь
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения  
2. Анкетирование новых членов РДШ Количество и качество заполненных анкет новых членов РДШ
Групповые и индивидуальные беседы с новыми членами РДШ Количество и тематика групповых и индивидуальных бесед с новыми членами РДШ, обратная связь от них
Собеседование с участниками Движения и отбор в инициативную команду по информационно-медийной деятельности Количество собеседований с участниками Движения
Количество членов РДШ, отобранных в проектную группу по информационно-медийной деятельности, их возраст и иные социальные характеристики  
Групповые и индивидуальные беседы по информационно-медийной деятельности с участниками Движения Количество групповых и индивидуальных бесед по информационно-медийной деятельности с участниками Движения, обратная связь от них
Количество и качество предложений по реализации информационно-медийной деятельности РДШ участниками Движения
Распределение ответственности среди участников Движения за направления информационно-медийной деятельности Наличие ответственных за направления информационно-медийной деятельности РДШ, обратная связь от них
Мероприятия календаря дней единых действий РДШ и их информационно-медийное освещение Количество и качество информационно-медийного освещения реализованных мероприятий календаря дней единых действий РДШ, обратная связь о них
Количество и качество информационно-медийного освещения иных мероприятий, обратная связь о них
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения  
3. Мозговой штурм с участниками Движения по моделированию информационно-медийной деятельности РДШ Количество и качество конкретных идей и моделей информационно-медийной деятельности РДШ (мероприятий, проектов, планов), предложенных участниками мозгового штурма
Разработанные модели информационно-медийной деятельности РДШ (мероприятия, проекты, планы) на основе предложений участников мозгового штурма  
Групповые и индивидуальные беседы по информационно-медийной деятельности с участниками Движения Количество групповых и индивидуальных бесед по информационно-медийной деятельности с участниками Движения, обратная связь от них
Количество и качество предложений по реализации информационно-медийной деятельности РДШ участниками Движения  
Мозговой штурм с участниками Движения по реализации информационно-медийной деятельности РДШ (создание газет, радио, TV в образовательном комплексе; взаимодействие с местными и региональными газетами и журналами, радио и TV; подготовка и распространение просветительского тематического контента для детей разных возрастов; обработка и анализ результатов деятельности и т.д.) Количество и качество предложений по реализации информационно-медийной деятельности РДШ участниками мозгового штурма
Количество и форматы созданных в образовательном комплексе газет, радио, TV
Количество местных и региональных газет и журналов, радио и TV, с которыми достигнуты соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с целями информационно-медийного освещения деятельности РДШ
Количество и качество подготовленного и распространенного просветительского тематического контента (тексты, рисунки, фото, аудио, видео и т.п.) для детей разных возрастов
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения  
Подготовка годового плана мероприятий с ответственными за направления информационно-медийной деятельности РДШ Наличие и вариативная реализация годового плана мероприятий по направлениям информационно-медийной деятельности РДШ
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения  
Мероприятия календаря дней единых действий РДШ и их информационно-медийное освещение Количество и качество информационно-медийного освещения реализованных мероприятий календаря дней единых действий РДШ, обратная связь о них
Количество и качество информационно-медийного освещения иных мероприятий, обратная связь о них
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения  
4. Создание клубов и групп по интересам, тематических кружков (клуб ораторов, дискуссионный клуб, клуб юных журналистов, кружок актерского мастерства, кружок робототехники, кружок блогеров и т.п.). Количество, тематика и регулярность функционирования созданных в рамках информационно-медийной деятельности РДШ клубов и групп по интересам, тематических кружков, наличие планов их работы и развития, обратная связь о них
Количество вовлеченных в деятельность созданных клубов и групп по интересам, тематических кружков сторонников и участников Движения, их социальная характеристика и обратная связь от них
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения  
Мероприятия, связанные с разными видами искусства и творчества как способами восприятия, познания и преобразования мира: декоративно-прикладное, живопись, графика, музыка, скульптура, архитектура, литература, театр, опера, эстрада, цирк, хореография, балет, фотоискусство, радиоискусство, киноискусство, а также граффити, комикс, компьютерное, цифровое и медиаискусство Количество, тематика и качество реализованных мероприятий (конкурсы, олимпиады, акции, фестивали, флешмобы, квесты и др.), связанных с разными видами искусства и творчества, их информационно-медийное освещение, обратная связь о них
Количество вовлеченных сторонников и участников Движения в мероприятия, связанные с разными видами искусства и творчества, их социальная характеристика и обратная связь от них
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения
Посещение тематических музеев, выставок, участие в тематических экскурсиях, походах, туристических поездках, вечерах отдыха, квестах, играх и т.п. Количество и тематика посещенных музеев, выставок, организованных экскурсий, походов, туристических поездок, вечеров отдыха, квестов, игр и т.п. информационно-медийной направленности, обратная связь о них
Количество вовлеченных сторонников и участников Движения в посещение тематических музеев, выставок, участие в экскурсиях, походах, туристических поездках, вечерах отдыха, квестах, играх и т.п., их социальная характеристика и обратная связь от них  
Реализация годового плана мероприятий, разработанного с ответственными за направления информационно-медийной деятельности РДШ Количество и качество реализованных мероприятий годового плана деятельности по информационно-медийному направлению РДШ, обратная связь о них
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения  
Мероприятия календаря дней единых действий РДШ и их информационно-медийное освещение Количество и качество информационно-медийного освещения реализованных мероприятий календаря дней единых действий РДШ, обратная связь о них
Количество и качество информационно-медийного освещения иных мероприятий, обратная связь о них
5. Групповые и индивидуальные беседы по реализованной информационно-медийной деятельности с участниками Движения Количество групповых и индивидуальных бесед по реализованной информационно-медийной деятельности с участниками Движения, обратная связь от них
Количество и качество предложений по модернизации и моделированию информационно-медийной деятельности РДШ участниками Движения
Создание и распространение материальных и/или идеальных продуктов информационно-медийной деятельности Количество и качество созданных и распространенных материальных и/или идеальных продуктов информационно-медийной деятельности (пресс-релизы, репортажи, заметки, мультимедийный тематический контент и т.п.), обратная связь о них
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения
Оценка реализации годового плана мероприятий, разработанного с ответственными за направления информационно-медийной деятельности РДШ Количество и качество реализованных мероприятий годового плана деятельности по информационно-медийному направлению РДШ, обратная связь о них
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения
Мозговой штурм с участниками Движения по модернизации и прогнозированию информационно-медийной деятельности РДШ Количество и качество предложений по модернизации и прогнозированию информационно-медийной деятельности РДШ участниками Движения
Мероприятия календаря дней единых действий РДШ и их информационно-медийное освещение Количество и качество информационно-медийного освещения реализованных мероприятий календаря дней единых действий РДШ, обратная связь о них
Количество и качество информационно-медийного освещения иных мероприятий, обратная связь о них
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения  

Примеры моделей деятельности

Наши рекомендации